3 декабря 2018 г.  Верховный Совет ПМР принял в работу законодательную инициативу, по которой в Уголовный кодекс ПМР предлагается ввести  новую статью об  ответственности за оскорбление Президента ПМР. Заметим, что в УК ПМР уже существует ст. 316. "Оскорбление представителя власти".  Новая статья 316-1 "Оскорбление Президента ПМР" ничего нового не содержит, разве что существенно ужесточает наказание за оскорбление конкретно Президента ПМР по сравнению  с оскорблением "простого" представителя власти. 

oskorblenie

1. Рейтинг – падает, сроки отсидки – растут

Там где для "простого" чиновника указан максимальный предел наказания  (от штрафа до исправительных работ), этот максимум   указан нижней границей наказания за оскорбление президента.  Например, если кто-то оскорбил  "простого" чиновника, то назначают штраф от 200 до 350 РУ МЗП, а за "высшего" чиновника, президента,  присуждают уже  от 350 до 700 РУ МЗП. По максимуму за оскорбление  "простого" чиновника  можно получить до года исправительных работ, а за "высшего"  чиновника, т.е. президента  - до 2 лет, либо лишения свободы до 5 лет (!).

Интересный вопрос, почему именно сегодня, в конце 2018 г., а не, допустим, в конце 2016 или 2017 гг.  появилась такая необходимость встать Верховному Совету ПМР горой  против "унижения чести и достоинства, выраженного в неприличной форме" (так трактуется в законе "Оскорбление") именно и конкретно  Президента ПМР?

Для сравнения,  российское законодательство, с которым в ПМР все подряд  как бы гармонизируют, не содержит таких свирепых законов в связи с оскорблением Президента РФ. Хотя по сравнению с тем, что вываливают на В. Путина СМИ и особенно  интернет, выраженного в неприличной форме, наш Президент В. Красносельский выглядит просто весь из себя в шоколаде.

Что по этому поводу считает инициатор законодательной инициативы? Как ни странно, этим инициатором совершенно неожиданно для меня выступил один из наиболее здравомыслящих приднестровских депутатов ВС  Олег Петрик (разумеется, с учетом оков, которые налагает на него служба в известной приднестровской фирме. Может, эти оковы и сказались?).

"Представляется необходимым выделение оскорбления Президента Приднестровской Молдавской Республики, являющегося в свою очередь высшим должностным лицом государства, в отдельный состав преступления, – пишет депутат-инициатор. – Так, оскорбление действующего главы государства при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением направлено не только на дискредитацию деятельности первого лица государства, но и на дискредитацию существующей системы органов государственной власти, а, следовательно, и деятельности государства в целом".

Такое расширительное толкование оскорбления важного должностного лица, пусть даже и высшего уровня, сильно напоминает известное обвинение: сегодня ты изменил жене, завтра изменишь Родине.

Где тут прямая связь между оскорблением высшего чиновника и оскорблением государства?  Президенты приходят и уходят, а государства остаются себе, как ни в чем ни бывало. Некоторых президентов садят  потом в тюрьму, некоторые успевают за Днестр сигануть. А государство-то тут при чем? Получается, что и государство преступное, если  какой-то президент преступник окажется?

Если машина задавила президента, так она задавила государство? "Государство – это я", так, что ли?

Атрибуты и символы государства перечислены в Конституции ПМР (ст.13). Это Флаг, Герб, Гимн. Неуважение к ним наказывается по закону. И справедливо  наказывается  – эти символы, как правило, неизменны, пока существует государство, они  есть олицетворение государства, и неуважение к ним есть неуважение к государству.  Но в нашей конституции нет символа государства под названием "Президент". Такого символа нет. И не надо его вводить, протаскивать.

Это государство свое величие, значимость, отблеск славы и уважения переносит на президента, а не наоборот.

Президентов уважают, потому что уважают государства, а не наоборот.

А у нас некоторые хотят сделать наоборот.

Не много ли чести будет временному чиновнику, пусть даже  высшего уровня и пусть даже на два срока?   Да и фигуры у нас не те, мелковаты как-то. Не стоит из  таких чиновников делать богов.

Депутат-инициатор назвал только 3 страны, где существует аналогичная норма ответственности за оскорбление Президента. Это Казахстан и Азербайджан. Вот пытаюсь вспомнить, а где у нас на Востоке был еще шахиншах?

Ну и Белоруссия упомянута в небольшом списке. Лукашенко. Ну, тут особый случай. Думаю, что и Лукашенко и Путина нужно, конечно, особо защищать. Это люди, которые, действительно, являются сегодня олицетворением своего государства. Отсюда и такая звериная ненависть к ним со стороны врагов – не Путина, не Лукашенко, – а врагов России, врагов Белоруссии.

Кстати, в упомянутой выше ст. 316 УК ПМР об оскорблении представителей власти, не говорится, что речь идет только о представителях власти  Приднестровской Молдавской Республики.  Думаю, многие в ПМР были бы не против, если бы эта статья начала применяться  по отношению к тем приднестровским распоясавшимся и зарвавшимся хулиганам (типа Вадима Чебана, Дмитрия Сергеева – список тут, к сожалению, большой), которые позволяют своему ничтожеству  оскорблять президентов других стран. Речь веду не только о Путине, Лукашенко – вообще о президентах других стран, особенно соседних, в том числе, о Додоне, даже о Порошенко.

Не приднестровское это дело – судить соседние народы и их вождей.  Ну, хотя бы из чувства самосохранения. Раздавят же, как тараканов – и не заметят даже. Вот тут наши власти и могут  закон употребить на все сто, если они мыслят по-государственному.

Уже не говорю о том, как меня мама учила, что людей нельзя оскорблять ВООБЩЕ. Никого. Особенно, если ты сильный. А если слабый – тем более.

Так все-таки, почему в конце 2018 г. возникла вдруг эта тема в Приднестровье?

Ответ простой. Два года президент В. Красносельский руководит государством. И итоги этого руководства, мягко говоря, не блестящие. С тенденцией к полному потускнению. Народ это видит. Он об этом говорит. В том числе, и в непечатных выражениях.

Народ молчал в 2017 г. Надеялся, что президент В. Красносельский исполнит свои предвыборные обещания. Хотя бы в том, что будет честно. Но в конце второго года правления стало ясно: "Не верной дорогой идете, товарищ!", если перефразировать известный советский лозунг.

Хочешь эту неблагоприятную  тенденцию изменить, в том числе, отношение к тебе людей? Меняй внутреннюю и внешнюю политику на такую, которую народ одобрит. Держи данное тобой слово, например, вернуть землю сельхозпроизводителям, у кого она была незаконно  изъята при Е. Шевчуке. Не только сам следуй закону, и не выборочно, как, например, получилось по государственному  празднику 7 ноября, но будь гарантом Конституции и законов, то есть немедля удаляй из правового поля ПМР незаконные нормативные и ненормативные акты чиновников, даже и предшествующих тебе президентов ПМР.  

Вместо этого власти пытаются бороться с последствиями плохой политики, плохого руководства и беззакония. Бороться с тем, как это оценивает народ, и в каких выражениях он отзывается.

Вот и получается: вместо того, чтобы делами увеличивать рейтинг президента, увеличивают  сроки отсидки за его оскорбление.

Тупиковый путь.  

 

2. Народ не безмолвствует

Приднестровцы сначала как-то нервно-юмористически восприняли известие о нововведении в УК ПМР.

Днестр-ТВ на понятном графьям  и прочим приднестровским  дворянам языке привел известную по истории аналогию с царем Александром Третьим.

"Во время правления императора Александра III некий солдат Орешкин напился в царевом кабаке. Начал буянить. Его пытались образумить, указывая на портрет государя императора. На это солдат ответил: a плевал я на вашего государя императора! Его арестовали и завели дело об оскорблении императора. Познакомившись c делом, Александр понял, что история гроша ломаного не стоит, и начертал на папке: дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал".

Вот это царский ответ!

По социальным сетям также пожаром пошла такая шутка.

Милиционер говорит задержанному:

- Вы подвергаетесь штрафу в 250 рублей за оскорбление должностного лица при исполнении обязанностей.

- На тебе тысячу и слухай дальше!

Однако за этим юмором скрывалась и тревога.

И она была не беспричинной и не без оснований.

 

3. Немного нудного, но нужного  правописания.

Интересно, что   само понятие "Оскорбление" в УК ПМР не раскрывается.

Чтобы применять новую статью, должны быть соблюдены разные условия, и они тоже не раскрываются в УК ПМР. 1. Оскорбление должно быть "публичным". 2.Оно должно быть сделано "при исполнении президентом  своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением".  

Такие мутные условия применения статьи означают: 1) что новая статья вообще не может  быть применена никогда, или 2) что новая статья может применяться при каких угодно обстоятельствах, лишь бы  при этом был упомянут президент.

Действительно, что, например, означает "публичное оскорбление президента при исполнении им своих обязанностей"?

Если посмотреть   на содержание ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях ПМР, где дается расшифровка понятия "Оскорбление", то мы увидим, что закон различает "простое оскорбление" – т.е. "унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме", и  "публичное оскорбление"  т.е. "простое оскорбление", "содержащееся в публичном выступлении, в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации".

Получается так, что "простое оскорбление" Президента ПМР по  новой статье УК ПМР вообще ненаказуемо, наказуемо только "публичное оскорбление".

Но и "публичное оскорбление" президента ПМР, по нововведению, наказывается только, если оно сделано "при исполнении президентом своих обязанностей или в связи с их исполнением". Это условие, про обязанности, может существовать только при физическом наличии самого президента рядом в момент оскорбления.

Вот на каком-то собрании граждан кто-то нехорошо высказался про президента. Но в данный момент президент  находился не на этом собрании, а, допустим, проводил встречу с И. Додоном. То есть там, где он в тот момент исполнял свои обязанности (у И. Додона), публичного оскорбления не звучало. А там, где оно звучало, президент не исполнял своих обязанностей.

О невозможности публично оскорбить президента ПМР "в связи с исполнением им своих обязанностей"  я предлагаю додумать самому читателю. Это не так сложно.

Просто подчеркну для ясности, что если у читателя имеется  зуд оскорбить президента, то он это может сделать без  последствий: а) пока новая статья не принята и не вступила в силу, б) если не делает это публично, в) если делает это даже публично, но не при исполнении или в связи с исполнением президентом своих обязанностей. Кроме ситуации с И. Додоном это моменты, когда президент находится в отпуске, когда он болеет,  находится на каких-то празднествах, обедает в ресторане, купается в Днестре, пошел в туалет, словом, когда он ведет себя как нормальный частный человек. Видишь, например, что он поплыл через Днестр, как Шевчук, вот и крой тогда…

И, разумеется, существует огромный простор для "унижения чести и достоинства лица" без применения неприличной формы. Подсказывать не собираюсь. А без неприличной формы это унижение уже не является оскорблением.

Однако  не только судебная практика разных стран, но даже и теория применения  нормы об оскорблении (не важно кого – человека или президента) показывает огромную, просто непреодолимую сложность доказывания наличия объективных и субъективных признаков состава деликта (преступления) под названием "Оскорбление". Фактически все спущено на откуп субъективному мнению того или иного судьи. А в случае отсутствии в национальном законодательстве  прецедента, как источника нормы права (в ПМР прецедент не применяется), любой человек оказывается перед статьей "Оскорбление" совершенно беззащитен. История с Хоржаном и одной жеманной институткой в погонах наглядный тому пример.

Поэтому нам, приднестровцам, знакомыми с реальностями нашей административной и судебной системы, должно быть до ужаса страшно, когда сочиняются и принимаются в виде закона такие нововведения, как то, о чем мы сейчас говорим.

Никто ничего не сможет доказать об отсутствии состава преступления, если  новая статья будет принята. И это все прекрасно понимают.

Как говорил классик: "Он уважать себя заставил".

 

4. Об обязанностях президента ПМР

Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны.

Ладно, оскорблять президента – наказуемо. А если президент оскорбит кого-либо или даже  народ?  Что с этим делать?

А разве президент не оскорбляет народ, когда обещает сделать ОСАГО добровольным, а потом "забывает" об этом? 

Или когда предлагает самому народу похлопотать о своих российских надбавках к пенсии, которые где-то "задерживаются"?

Или когда, являясь Гарантом законности, допускает, чтобы в "его" государстве за ДТП со смертельным исходом одной женщине давали условный срок, а за бабскую истерику с подергиванием соседки за волосы другой женщине давали два года тюрьмы?

Или когда оправдывает нарушение итогов всенародного референдума 2006 г., нарушение суверенитета ПМР, жизненной необходимостью введения "нейтральных номеров", которые понуждают приднестровцев ставить молдовское клеймо  "MD" на заднее стекло автомобиля, проходить техосмотр там, где укажет Молдова, и менять приднестровские водительские права на молдовские?

Или когда нарушается воля наших отцов, и их Послание потомкам вскрывается не в день 100-летия Великого Октября, 7 ноября 2017 г., как они просили, а в другой день  специально изобретенного праздника, чтобы де-факто ликвидировать Октябрьский, закрепленный в законе ПМР. А потом это Послание потомкам тихой сапой отправляется в запасник музея (не в экспозицию!), так и не известное этим самым потомкам.

Такого особого, "призидентского" оскорбления и наказания за него нет. Такого закона нет.

Более того, скажу я вам, в Приднестровской Молдавской Республике вот уже скоро 10 лет, как вообще отсутствует какой-либо нормативный документ (кроме общих положений Конституции), которым бы регулировалась деятельность Президента ПМР, его права и обязанности,  вводилась бы ответственность  за те или иные нарушения им закона во время президентства. Декларируя, что закон обязателен для всех, президента от этой обязанности освобождают как неприкосновенное лицо. 

Закон о статусе Президента ПМР 1994 г. (слабенький, дохловатый, но все-таки хоть какой-то) утратил силу в 2009 г. С тех пор наши законодатели так и не удосужились разродиться новым законом. Несмотря на неприемлемые факты вольности, которые позволяли себе, пользуясь отсутствием закона о Президенте ПМР, наши первые лица государства, особенно Е. Шевчук (В. Красносельский его в этом догоняет – просто еще и половину срока не проработал президентом).  Неоднократно о срочной необходимости принятия такого закона писал наш интернет-журнал "ПМРФ – Приднестровье и Россия". Но это был глас вопиющего в пустыне.

А ведь еще при Е.Шевчуке Конституционный суд ПМР определил, что не только Прокурор ПМР, но и ПРЕЗИДЕНТ ПМР не входят в систему разделения власти, продекларированную в Конституции ПМР – законодательная, исполнительная, судебная. То есть вообще как бы выпадают из правового поля. После этого вердикта Конституционного суда статус Прокуратуры ПМР был понижен Верховным Советом ПМР через корректировку закона о прокуратуре ПМР и смежных законов  до плинтуса (в достижении этой цели, собственно, и заключалось тогдашнее обращение в суд Е. Шевчука). Но институт президентской власти не претерпел никаких изменений. Е. Шевчук  продолжал  практику регулярных рейдов  в сферу ответственности всех трех ветвей власти ПМР – законодательной, исполнительной и судебной. Закона о президенте не появилось.

Закон о Правительстве ПМР (премьере, исполнительная власть) в республике есть. Закон о статусе депутата Верховного Совета ПМР (законодательная власть)  есть. Закон о статусе судей в ПМР (судебная власть) есть. Закон о прокуратуре ПМР (прокуроре) есть. Закон об Уполномоченном по правам человека в ПМР есть. И все это законы высшей пробы – конституционные.

А закона о Президенте ПМР нет. И его нет уже почти десять лет. А кого это вообще наш нищий народ содержит?

Сегодня в республике не найдется ни одного должностного лица, которое бы работало без своей должностной инструкции.

Даже уборщица ЖЭКа знает свои писаные права и обязанности и знает, какое наказание последует, если она не исполнит свои обязанности.

Такой инструкции нет только у одного должностного лица в ПМР – у Президента ПМР.

К чему это приводит? А вот, например, к чему.

krasnoselskij6-kvПо Конституции ПМР, вступая в должность, Президент ПМР дает ПРИСЯГУ НАРОДУ. В ней, в частности, говорится: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики… соблюдать и защищать Конституцию Приднестровской Молдавской Республики и законы Приднестровской Молдавской Республики". То, что в просторечии называется "быть Гарантом законности".

Давал такую присягу народу и президент В. Красносельский при вступлении в должность в конце 2016 г.

И он ее нарушил, не прошло и пары месяцев после  присяги. 

Речь идет о нежелании Президента В. Красносельского удалить из правового поля ПМР около 1500 (!) нормативных и ненормативных актов  президента Е. Шевчука и местных органов власти, касающихся незаконного перераспределения земли в ПМР в пользу разных приближенных к властям..

Бездействие В.Красносельского создало практически тупиковую ситуацию для 70% сельхозпроизводителей ПМР (столько было пострадавших от земельного беспредела Е.Шевчука) при попытке защитить свои интересы в судах. Они сталкивались в судах с этими нормативными актами как с не отмененными, как с действующими. И через них было не перепрыгнуть.

Об этом написано уже много. На "ПМРФ" в марте 2018 г. проводился опрос. Более 90% опрошенных посчитали, что Президент ПМР  В. Красносельский нарушил присягу, данную народу, не отменив документы Е. Шевчука  по земле.

Но вот ведь что получается.

Уполномоченный по правам человека в ПМР, по закону, утрачивает свои полномочия, если нарушит данную им клятву.

По закону,  прокурор прощается со своим местом, если нарушит данную им клятву.

А вот ответственности Президента ПМР в случае нарушения данной им присяги народу никаким законом не установлено.

Так может быть, наши депутаты озаботятся, наконец, чтобы президентская вольница, существующая в ПМР уже десяток лет, была наконец-то введена в какие-то законные рамки?

Тогда, глядишь, и не придется голову ломать, как бы прекратить оскорбление президента ПМР со стороны несознательного народа республики.

 

Илья Богданов, политический обозреватель ПМРФ

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники