Молдавские, приднестровские и украинские власти испытывают друг друга на крепость нервов по поводу того, какие буковки,  цифирки и символика  должны иметь место на  приднестровских автомобильных номерных знаках. Ситуация в этом вопросе в последнее время резко осложнилась.

Кишинев никогда не успокаивался в своих потугах загнать непокорное Приднестровье в стойло, в котором ему было  уготовано, ну если не прямое подчинение, то хотя бы соблюдалась внешняя видимость  такого подчинения Тирасполя Кишиневу. Этому процессу давным-давно было придумано изящное словечко – реинтеграция,  и почти 30 лет в рамках реинтеграции Приднестровья в  состав Молдавии реализуется политика методичного откусывания и ощипывания  суверенитета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

В последние годы в связи с нарастанием внутренних кризисных явлений в самой ПМР, расколом и все углубляющейся трещиной между народом Приднестровья и олигархическими местными властями,  политика реинтеграции начала приносить Молдавии ощутимые результаты. И, кстати, ощутимые материальные  выгоды молдавской казне. 

Сначала ПМР лишили  молдавской таможенной печати и  самостоятельности в таможенных вопросах. Чтобы преодолеть таможенный барьер, регистрация приднестровских предприятий в Молдавии приняла почти поголовный характер. Соответственно устанавливалось и двойное  налогообложение, добавлялись платежи в молдавский бюджет, что автоматически понижало конкурентоспособность приднестровского бизнеса.

Потом Кишинев захотел напрямую контролировать товаропотоки через Приднестровье под благовидным предлогом борьбы с приднестровской контрабандой. На границах с Украиной, на украинской территории (поскольку  приднестровскую территорию Кишинев не контролирует)  были установлены молдавские  таможенные посты, которые начали трясти приднестровскую внешнеэкономическую деятельность – от крупной до мелкой – опять же не за «спасибо».

Потом началось уже прямое вмешательство в товаропотоки, пущена в ход запретительно-разрешительная дубина. Например, на целые классы жизненно важных лекарств, которые Приднестровье завозило со стороны, в том числе, и как более дешевых препаратов по сравнению с молдавскими (своего фармацевтического производства в ПМР нет),  Кишинев  наложил табу. Опять же под благовидным предлогом, что ввозимые в Приднестровье медикаменты запрещены в Молдавии.

Примеров такого вмешательство не счесть. В последние годы Кишиневу стали удаваться не только экономические, но  и более сложные, уже  политические приобретения  в строптивой республике. Например, в  свой актив Кишинев записал успешную кампанию по втягиванию приднестровцев в свой электоральный процесс. На последних выборах в Парламент Молдавии в прошлом году были созданы специальные так называемые два Приднестровских избирательных округа, по которым в молдавский парламент прошли два как бы приднестровца. Причем на этих округах была отмечена одна из самых массовых по Молдавии явок избирателей, жителей Приднестровья.

Это стало возможным,  благодаря уже совсем откровенно предательской, антиприднестровской роли тираспольских олигархических властей, которые не только не препятствовали участию своих граждан в молдавских выборах, но и были уличены в подкупе приднестровских избирателей, в финансировании их поездок на «приднестровские» избирательные участки соседнего государства. Это вызвало резкое негодование приднестровцев (в целом, не промолдавски, а пророссийски настроенных, что подтвердил референдум 2006 г.),   ускорило дезинтеграционные процессы в приднестровском обществе. А здесь, в расколе приднестровского общества, и видят в Кишиневе залог успеха той самой реинтеграции.

Поэтому в Кишиневе всегда уделяли особое внимание «работе» со «штучными» приднестровцами, доставая своими мелкими комариными укусами буквально каждого приднестровца, тем самым настраивая его против своих властей.

Самый простой способ для этого – затруднить, а то и заблокировать свободу передвижения граждан ПМР. Поэтому железная и автомобильная дороги через Приднестровье  (кратчайший путь к торговым портам и местам отдыха на Черном море, а также в Киев и в Москву), непрерывно подвергаются все новым и новым атакам Кишинева.  

Сначала взялись за железную дорогу. Поезд Кишинев – Москва перестал ходить через Приднестровье, а пошел вкруговую, через Белоруссию. По Приднестровью в Кишинев из Москвы сегодня запущен  только российский состав, но на него в молдавской столице смотрят не как на нормальный поезд, а как на «разделенные вагоны ФПК» (Федеральной пассажирской компании). Как будто приднестровцы ездят в Москву на свой страх и риск, ну почти что верхом на приспособленных, подшаманенных  железнодорожных колесах. А потом и эти разделенные  вагоны ФПК назначили ходить только по четным дням.

В конце минувшего года Молдавская железная дорога установила на 2020 г. 20-процентную скидку на железнодорожные билеты, если они куплены  не позже, чем за 40 дней до отправления поезда. Причем эта льгота распространена только на кружной поезд, который следует через Белоруссию. Для «разделенных вагонов ФПК» действует другое правило: тариф поднимается на 5 процентов, если билеты куплены позже, чем за 17 дней до отправления поезда. И никаких тебе льгот. Хотя билет до Москвы в этом поезде, на боковых местах, в плацкартном вагоне без биотуалета и кондиционера уже стоил 100 долларов, что в  4 раза превышает тариф «при СССР», десять лет назад стоил  в 3 раза дешевле, а пять лет назад – в 2 раза дешевле.

Не оставлена без внимания и основная автомагистраль Кишинев – Одесса, проходящая через Приднестровье.

Два года назад Кишинев и Киев (что в Киеве не сделают, чтобы подгадить пророссийскому населению ПМР!) начали угрожать, что автомобили с приднестровскими номерными знаками не будут иметь права передвигаться в Евросоюзе и в Украине. Приднестровские власти без особого сопротивления  проглотили предложение Кишинева ввести так называемые нейтральные номера для тех приднестровских автолюбителей, кто хочет попасть в Европу или Украину. Мол,  это  делается по желанию приднестровцев, никакой привязки ни к Молдавии, ни к ПМР эти номера иметь не будут. Многие приднестровцы клюнули. А им в качестве обязательного атрибута приказали ставить трафарет MD (то есть «Молдова»), на заднее стекло автомобиля. От Родины отказаться.

В конце минувшего года поползли упорные слухи, что Кишинев потребует для автопутешественников из ПМР обязательно иметь водительские удостоверения молдавского образца. А приднестровские удостоверения теряют силу в Молдавии.

Но действительность оказалась еще хуже. Кишинев  ввел с 10 января нового года тотальный запрет не только на приднестровские водительские удостоверения, но и на въезд в Молдавию на автомобилях с приднестровскими автомобильными номерными знаками с символикой ПМР. Хотя при переходе на «нейтральные» номера было специально оговорено, что подобные действия  -  мера недопустимая.

Наконец-то в Кишиневе почувствовали, что их час настал. И реинтеграция пошла аллюром!

С этим  не могли согласиться даже приднестровские власти, которые ранее понемножечку-потихонечку пятились назад под мягким давлением Кишинева. МИД ПМР 17 января разослал в адрес представителя по политическим вопросам от Республики Молдова, а также международных участников молдавско-приднестровского переговорного формата «5+2» официальное обращение с информацией о том, что в соответствии с решением Совета Безопасности Приднестровской Молдавской Республики, в качестве ответной меры, с 24 января вводятся ограничения на пересечение государственной границы Приднестровья и Украины для всех типов транспортных средств, зарегистрированных в Молдавии и управляемых постоянно проживающими в Молдавии  гражданами, обладающими молдавскими водительскими удостоверениями.

Последующие события заставили вспомнить ракетный удар Ирана по американским военным базам в Ираке. Все ожидали обещанного американского удара, если Иран дернется. А он дернулся. И рыжий клоун из Вашингтона все это проглотил.

Вот и молдавские власти тут же отменили свое решение о запрете на приднестровские автономера.  Стали говорить, мол, планировалась  всего лишь пробная акция для изучения последствий. И эту акцию, мол, в плановом порядке отменили, теперь изучают последствия.

Вобщем, знаковая получилась война. Снова и снова подтверждается старая истина: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (И.-В. Гете, «Фауст»).

Кишинев своей прытью добился, возможно, совершенно противоположного результата. Приднестровцы вдруг удивились, что к властям ПМР вроде бы начинает возвращаться какая-то вменяемость. Власти вдруг как будто вспомнили о базовых ценностях Приднестровской революции 1990 г., ради чего Приднестровье и вышло из состава националистической тогда Молдовы. О ценностях, которые – умри, но не предавай.

Страна, как бы она мала не была, если не защищает свои базовые ценности – обречена. Вот приднестровский урок из знаковой войны для всех стран, и прежде всего – для властей самой Приднестровской Молдавской Республики.

Куда теперь пойдут власти ПМР, трудно сказать. Новый вызов им сделала Украина. По заявлению премьера Молдавии И. Кику, Украина с 1 апреля вводит запрет на движение по ее территории машин с приднестровскими номерами. Знаковая война продолжается. Правда, пока украинские официальные источники эту информацию не подтверждают. Может быть,  и не подтвердят – с учетом приднестровской ответки Кишиневу.

 

Лев ЛЕОНОВ.

Соб.корр. «Правды».

г. Кишинев.

Опубликовано: "Правда", 30 января 2020 г.

(Продолжение следует).

ПРИЛОЖЕНИЕ. Кое-что из истории вопроса
 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники