В Верховном Совете ПМР прошли слушания, посвящённые индивидуальным предпринимателям. Проводил это крайне важное мероприятие Комитет по развитию предпринимательства и промышленности, в котором председательствует депутат Виктор Гузун.
Начало разговору положил Председатель Верховного Совета ПМР Вадим Красносельский, который отметил, что малый бизнес – это занятость и рабочие места, поиск оптимальной себестоимости и создание рабочих мест. Доля малого бизнеса в ВВП ПМР составляет всего лишь 8-9%, тогда как в российском ВВП 21%, а в европейском – 50-60%. Во всём приднестровском бизнесе малый составляет 30%; в европейском – 60%, а в российском – 20%. Конечно, продолжал спикер ВС, внешние факторы для нас создают риски, но внутри Республики всё равно необходимо поддерживать предпринимательство. И в этом деле Верховный Совет является надёжным помощником и проводником.
Работа в этой сфере будет вестись на основе антикризисного пакета, разработанного Верховным Советом страны, подытожил своё выступление Вадим Красносельский.
Взявший вслед за ним слово Виктор Гузун выделил среди задач малого бизнеса занятость трудоспособного населения, рост ВВП, сокращение числа нуждающихся в материальной помощи людей, увеличение налоговых поступлений в стране, рост численности среднего класса. По инициативе Комитета были отменены налоговые декларации в территориальные налоговые органы, расширены виды предпринимательства по патенту. Если в 2010 году в ПМР было 12 408 индивидуальных предпринимателей, приносивших 29 миллионов 968 тысяч рублей, то в 2014 году работало 21 792 патентщика, дававших 76 миллионов 422 тысячи рублей налогов.
Однако, сейчас наблюдается падение объёмов продаж (здесь и далее выделено ПМРФ). Индивидуальные предприниматели должны работать в любых видах деятельности и иметь право нанимать работников, считает В.Гузун.
Тираспольский бизнесмен Евгений Шубин на фоне девальвации украинской гривны и молдавского лея видит в числе выходов из кризиса ограничение продажи валюты физическим лицам, разработку видов бизнеса на основе высоких технологий, предоставление свободы деятельности тем, кто экспортирует валюту и услуги. Чтобы приднестровцы не покупали товары за рубежом, приднестровские производители должны снижать их себестоимость.
Бендерчанка Екатерина Лобачёва заявила, что последние 4 года власть разоряет неугодных предпринимателей, как это было и с ней самой. При этом подключаются депутаты разных уровней, сотрудники силовых структур. Рейдерски захваченную собственность самой Е.Лобачёвой судебные исполнители передали другим, причём в этом участвовал и «бывший градоначальник». Другой же её объект был попросту снесён. Прокуратура не работает, Следственный Комитет тоже, на суды воздействуют через «телефонное право», отметила Е.Лобачёва.
Если не будет работать закон, то «власть предержащие, становясь бандитами, будут нас разорять», заключила она.
Дубоссарский предприниматель и депутат тамошнего Совета Олег Халмухаммедов сказал, что завтра предпринимателей может вообще не быть, так как растут ставки. Да и лет 10-15 назад таможенные пошлины на некоторые виды продукции были нулевыми, а сейчас они велики. Покупательная способность людей нулевая, закупать товары приходится за пределами ПМР, так как у нас многие их виды не производятся. Целесообразно снизить стоимость патента на уровень 2014 года, полагает бизнесмен.
Прозвучала информация, что девушки-парикмахерши, переведённые на патенты, попросту уехали или ушли в тень, от чего пострадала сфера данных услуг. Не лучше дела и в торговле парфюмом, где, как сообщила Лариса Ивасько из Днестровска, предпринимателей вынуждают работать в рамках «товарищества». Но это лишь форма, ибо вкладывает свои деньги всегда кто-то один, наёмные же работники фактически получают от силы 2000 рублей. Так откуда взялись эти «безумные цифры», когда стоимость патента на работу с парфюмом стоит 1305 рублей? Нужно уравнять его стоимость с другими патентами, так как сегодня продажа парфюма – это не высокорентабельная торговля.
На таможне брокерские услуги обходятся в 5 рублей за одну строчку (а там не меньше 60 позиций!). Спутал коды – с тебя 10 рублей! На нашей таможне нет нормального туалета, умывальника, кофе-автомата. А ведь приходится там находиться по несколько часов.
Олег Довгопол (Тирасполь) сообщил, что в 2015 году патентщиков стало на 3 тысячи меньше, а это крайне тревожная ситуация. Деньги с них берут за непонятное «обслуживание кассовых аппаратов», таможенники оценивают стоимость товаров на основании не документов, предъявленных бизнесменами, а неких своих таблиц, что создаёт базу для произвола. Он предложил снизить ставку патента на услуги на 80%.
Предприниматели заинтересованы в кредитах по низким ставкам, во взятии помощников. По их мнению, стоимость республиканского патента не должна превышать в сфере услуг салонов красоты стоимость обычного патента. Плохо и то, что сейчас патентщики уходят под теневые ООО (общества с ограниченной ответственностью), причём эти ООО меняются каждые 3-4 месяца. И почему не выдавать бессрочные патенты?
В сфере такси сейчас, как отмечалось, «колоссальное снижение спроса». Если ранее водители совершали 20-30 поездок за смену, то сейчас – 5-7. Нужно снизить стоимость патента в данной сфере услуг, ибо сейчас она доходит 1148 рублей со всеми сборами. В Дубоссарах и Григориополе патент на такси обходится в 60-70 РУМЗП. Очень большая сумма…
Попутно тираспольчанин Константин Женак попросил запретить в сфере такси договора личного найма, высказавшись за единый патент для такси, а сами такси чётко отделить от междугородних перевозок.
Прозвучал вопрос: а зачем при получении единого патента необходимо прикладывать копию Договора о рабочем месте?
Вспомнили и позитивный опыт из приднестровского прошлого, когда патент стоил 60 долларов в год, а рабочее место обходилось в 2 доллара в месяц. И тогда была высокая оборачиваемость товара, а в Одессе, хотя в основном оттуда ввозился в ПМР товар, розничные цены были на 20% выше наших. Беда ещё и в том, подчёркивали выступающие, что таможня стала фактически не фильтром по защите внутреннего рынка, а предприятием по пополнению бюджета. В итоге цены у нас куда выше «соседских»…
Вот какие прозвучали предложения:
1. Создать в ПМР государственный Интернет-портал для работы с малым бизнесом.
2. Создать «кабинет» каждого предприятия в этом Портале
3. Создать государственное логистическое предприятие.
4. Таможня снова должна стать упомянутым выше «фильтром».
5. Рынки и торговые центры поделить по категориям. В зависимости от района их расположения, ассортимента платных и бесплатных услуг должна зависеть максимальная цена арендной платы.
6. Снизить ставки патентов в Бендерах.
7. Установить потолок арендной платы.
8. Вести беспощадную борьбу с «крышеванием» бизнеса, что убивает всякую конкуренцию.
9. Выдавать патенты не до 31 декабря того или иного года, а на 364 дня с момента выдачи.
10. Создать электронный реестр, а предпринимателей перевести на «безнал» при работе с предприятиями.
11. Установить, чтобы стоимость патента влияла на размер пенсии.
Были и позитивные примеры. Так, Каменка уже снизила стоимость патента на 30-50%. А ещё будет омбудсмен (защитник прав) в сфере предпринимательства. Правда, ещё не известно, кто им станет.
Депутат ВС ПМР Вадим Кравчук подчеркнул, что при создании нормальных условий для работы приднестровских предпринимателей нельзя забывать о социально незащищённых людях…
Общее мнение было единодушным: разговор надо продолжить, но при этом следует немедленно переходить к конкретным делам по изменению существующего тяжелейшего положения.
А. Сафонов