Произошло не укладывающееся в голове событие. В Приднестровье в возрасте 47 лет убит Олег Хоржан – создатель и руководитель небольшой Приднестровской компартии. Он был зверски убит в своем доме в пригороде Тирасполя, в Суклее. Начато расследование компетентными органами Приднестровья.
Я более 20 лет знал и долго сотрудничал с этим незаурядным, хоть и проблемным человеком. Будет время, и я, возможно, расскажу обо всем, потому что это поучительная история. Но сегодня обо всем не время говорить. Выражаю искреннее соболезнование семье, родным и близким О.О. Хоржана, Приднестровской компартии в связи с ужасной трагедией.
Но кое-что считаю необходимым здесь рассказать. Это может иметь значение для расследования, дорисовывая психологический портрет этого явно не рядового человека со всеми его плюсами и минусами.
Вначале мы шли, можно сказать, рука в руке. Немало значительных, оставивших свой след в истории ПМР проектов было реализованы по моему предложению с участием Олега Хоржана и компартии. Это и Союз негосударственных СМИ ПМР 2005 г., и Союз оппозиционных сил ПМР 2010 г. , и участие в выборной президентской компании 2006 г. , когда представитель компартии Надежда Бондаренко заняла второе место и набрала 8 процентов голосов избирателей. Сам О. Хоржан в то время был еще совсем юным, не достигшим возрастного порога 35 лет для самостоятельного участия в президентских выборах в качестве кандидата в президенты. Потом он дважды участвовал в президентских кампаниях в качестве кандидата, в 2011 и 2016 гг. Но не набирал и половины того, что набрала в свое время Н. Бондаренко. Тогда мы с Хоржаном уже не находили общего языка. И вот почему.
На выборах 2011 г. победил Е. Шевчук. Это нанесло серьезный удар по нашим с Хоржаном отношениям. В ходе выборной кампании я уговорил Олега пойти на самый тесный контакт с новым президентом Шевчуком, если тот победит. Хоржан сильно сопротивлялся. Говорил, да меня мои старики-партийцы из Слободзеи убьют за шашни со ставленником олигарха. Мои аргумент был простой: вы пойдете к Шевчуку, чтобы обратить его в свою веру. Хоржан согласился-таки и пошел. Но с первых же шагов оказалось, что это Шевчук обратил его в свою веру, а не наоборот.
Видимо, Хоржану нравилось то, что он получал, пребывая во власти, а не в оппозиции к власти. Все кончилось, к сожалению, тем, что О. Хоржан и Приднестровская компартия стали единственной опорой Шевчука, обеспечивавшей ему хоть какую-то поддержку хоть какой-то общественности. Даже самые непопулярные и в общем-то преступные действия президента Шевчука (это подтвердил приговор суда) по сокращению зарплат госслужащим на 20 процентов, а потом и пенсий – на 30 процентов не встретили сопротивления Хоржана, кроме самооправдания задним числом со ссылкой на некие партийные постановления, осуждающие эти действия Шевчука.
Здесь уместно будет сравнить позицию О.Хоржана и Г. Волового, также ныне покойного.
Воловой также в то время перешел из оппозиции во власть. Однако он неоднократно и самым решительным образом высказывался на самом высоком уровне против некоторых инициатив Шевчука, например, против блокады Шевчуком оппозиционных сайтов и сетевых форумов в самом начале своего президентского срока, в мае 2013 г. Кое-что об этом я писал в своем некрологе на смерть Г. Волового
После свержения Шевчука на выборах 2016 г. Хоржан, будучи уже депутатом Верховного Совета ПМР снова вернулся к теме «защиты угнетенного народа Приднестровья». И он это делал очень задиристо, будучи единственным представителем оппозиции в высшем законодательном органе нашей республики.
Перед ним открывалась широкая и, так сказать, монопольная дорога к возвращению народного доверия. И вдруг он устраивает какой-то дурацкий митинг в Тирасполе на площади А. Суворова, отказывается его проводить там, где ему разрешают власти, в Кировском сквере, аргументируя отказ тем, что, мол, наш народ достоин проводить свои сборы на главной площади столицы. Как будто наш народ не был достоин того, чтобы Хоржан залез на плечи памятника Суворову и оттуда провозглашал свои лозунги. Но ведь не залез же, принимал какие-то общественные ограничения. А митинг все-таки провел там, где ему запретили.
Дальше все было очень плохо. Когда Хоржану предъявили нарушения закона о митингах и собраниях, он изменил формулу и стал говорить не о митинге, а о встрече с избирателями, которая под этот закон не подпадала. При том, где у нас избиратели Хоржана (округ Хоржана) и где площадь Суворова?
Затем была совершенно безобразная сцена в горотделе милиции Тирасполя, где, с одной стороны, Хоржану милиционеры скрутили руки (хотя они не имели права пальцем прикасаться к депутату Верховного Совета ПМР), а с другой стороны, Хоржан какой-то третьей рукой якобы сорвал с милиционера погон и кому-то там в морду дал. Обо всем этом и о совершенно глупом судилище над Хоржаном ПМРФ в свое время писал (Здесь и Здесь).
Посадили Хоржана на 4,5 г. И что? Был один-единственный депутат от оппозиции, поднимавший хоть какие-то вопросы народных тягот. А не стало ни одного.
Другое дело, что Хоржан на 99 процентов не реализовал те возможности, которые ему предоставлял статус депутата Верховного Совета для легального отстаивания интересов народа. Но может, овладел бы, в конце концов, легальной формой сопротивления. А так, сел на нары, оставив монолитный депутатский корпус, где некому уже было даже пискнуть за народ на многие годы вперед.
Вернувшись из тюрьмы, Хоржан среди своих традиционных, громогласных, но в принципе бесполезных обвинений властей Приднестровья, олигарха, среди обычных своих инициатив типа агитации за памятник местной летчице, участнице Великой Отечественной войны, вдруг вышел на интересную инициативу – договор о сотрудничестве с Гражданским конгрессом М. Ткачука из Молдовы. Я просто искренне за него порадовался, поскольку сам несколько лет назад вышел на эту же самую тему, но по разным причинам пока не реализовал. Мне показалось, что если в таком ключе будет продолжаться общественная деятельность О. Хоржана, он, действительно много полезного может сделать для Приднестровья.
И вот такая ужасная смерть. Думаю, по первым сообщениям, что это убийство носит чисто криминальный характер, ничего в нем политического нет. Если бы тут присутствовала политика, то Хоржан давно «умер» бы в тюрьме после очередной своей голодовки. Причем его соратники по партии отлично позаботились о том, чтобы в обществе создалось стойкое убеждение, что Хоржан – очень больной человек, и что он может не перенести голодовку, умереть.
Мы не знаем, что происходило с Хоржаном в тюрьме. Возможно, убийство тянется из тюрьмы, сведение каких-то там тюремных счетов. В свое время узнаем. Однако известно, что Хоржан не избегал контактов с «потусторонним» миром. В свое время он не отрицал своей тесной связи с другом Шевчука, беглым казахским олигархом-вне закона Т. Байтазиевым, результатом чего стало «охоржанивание» всего Приднестровья гигансткими билбордами с портретами О. Хоржана в период президентской избирательной кампании 2016 г. , за миллионы Т. Байтазиева.
Может, кто-то и сейчас помнит, как вдоль дороги из Тирасполя в Бендеры стояли через каждые 100-200 метров эти билборды.
В одном из последних сообщений о ходе расследования убийства О. Хоржана содержатся некоторые аргументы в пользу версии о криминальном характере убийства.
«Подробности громкого убийства в Приднестровье: Олег Хоржан знал убийцу, он сам впустил его в дом
Олег Хоржан сам впустил в дом своего будущего убийцу. На окнах решетки, в дом просто так не пробраться. Хозяина дома сначала оглушили, затем потащили наверх, к сейфу, находящемуся в его рабочем кабинете. Там Хоржан пришел в себя, пытался оказать сопротивление, у него сбиты костяшки пальцев.
Утром 17 июля тело лидера приднестровских коммунистов Олега Хоржана обнаружила его бывшая жена в его рабочем кабинете у открытого сейфа, который был пуст.
Везде следы крови, убивали Хоржана не ножом, а пикой, по-зэковски, много колотых ран.» (источник)
Убийство О. Хоржана – событие не рядовое. Оно требует объективного расследования, поиска и наказания убийцы. Марк Ткачук, а также Бюро по реинтеграции Молдовы предложили привлечь ОБСЕ для гарантирования объективности и беспристрастности расследования. При том, что «объективность» ОБСЕ вызывает гомерический хохот в Приднестровье, а в свете последних украинских событий эта «организация по безопасности в Европе» утратила свое какое-либо значение, провалив начисто свою миссию. Да ОБСЕ и не правомочна заниматься расследованиями, у нее ни кадров, ни опыта для этого нет.
У меня другое предложение. Поскольку О.Хоржан – гражданин Молдовы, следовало бы допустить уполномоченные органы Молдовы к совместному с компетентными органами ПМР расследованию убийства. Власти ПМР должны ухватиться за такое предложение, если они не виновны, а не просто в случае необходимости обратиться за помощью в МВД Молдовы, как уже высказался президент ПМР В. Красносельский. ПМР уже не раз предлагала Молдове принять участие в совместном расследовании, например, терактов в Тирасполе. Но Молдова навстречу не шла. В случае же с убийством О. Хоржана, у обеих сторон присутствует свой немалый интерес участвовать в подобном расследовании.
По крайней мере, я не вижу более приемлемого способа достичь результата, который бы устроил все стороны и погасил бы многочисленные инсинуации о виновниках и подлинных мотивах этого страшного убийства.
Лев ЛЕОНОВ.