В Москве подписаны пять Меморандумов о межведомственном сотрудничестве между федеральными органами власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Приднестровья
Сегодня в здании Правительства Российской Федерации состоялась церемония подписания пяти Меморандумов о межведомственном сотрудничестве между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики.
Церемония подписания достигнутых договорённостей руководителями соответствующих министерств и ведомств России и Приднестровья прошла в присутствии Президента ПМР Евгения Шевчука и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, специального представителя Президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина.
Документы были подписаны в развитие Протокола по итогам встречи Е.В. Шевчука и Д.О. Рогозина, состоявшейся 25 октября 2013 года, который установил правовые основы и базовые направления для организации и наращивания межведомственного сотрудничества между двумя государствами по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес.
Cегодня руководители министерств и ведомств России и Приднестровья поставили подписи под следующими Меморандумами:
1. Меморандумом о сотрудничестве в области охраны здоровья между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Приднестровья;
2. Меморандумом между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Государственной службой связи, информации и СМИ Приднестровья о сотрудничестве в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
3. Меморандумом между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Приднестровья о сотрудничестве в области развития финансового сектора в Приднестровье;
4. Меморандумом о сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации и Министерством здравоохранения Приднестровья;
5. Меморандумом о сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации и Службой государственного надзора Приднестровья.
Меморандум о сотрудничестве в области охраны здоровья между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Приднестровья, принятый в развитие более ранних договорённостей двух стран в области здравоохранения, нацелен на создание условий, способствующих улучшению состояния здоровья населения Приднестровья и России.
Меморандум предусматривает взаимодействие между медицинскими организациями ПМР и РФ по целому ряду направлений: профилактика и лечение инфекционных и неинфекционных заболеваний, включая оказание медпомощи в экстренной форме; охрана здоровья матери и ребенка; организация национальных систем здравоохранения, медицинского страхования и связанного с ними нормативного регулирования; внедрение в здравоохранение инновационных медицинских технологий и т.д.
Приоритетным направлением совместной деятельности станет взаимодействие в области медицинской помощи больным с кардиологическими заболеваниями.
Кроме того, соглашением предусмотрена возможность проведения подготовки медицинских кадров для Приднестровья в учреждениях последипломного образования Российской Федерации, внедрения на территории ПМР программ в сфере здравоохранения, в том числе по борьбе с туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом С, скрининговому обследованию новорождённых и санитарно-гигиеническому мониторингу.
Между профильными министерствами России и Приднестровья также планируется обмен научно-технической информацией в области здравоохранения, данными о нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы охраны здоровья, обмен опытом в сфере информационных и коммуникационных технологий, проведение совместных семинаров, конференций, научных встреч.
Меморандум между Министерством связи и массовых коммуникаций и Государственной службой связи, информации и СМИ Приднестровья о сотрудничестве в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций предусматривает намерение развивать долгосрочное и прочное сотрудничество в указанных сферах.
В целях создания благоприятных условий для установления партнёрских контактов Министерство связи и массовых коммуникаций России и Государственная служба связи, информации и СМИ Приднестровья выразили заинтересованность в обмене информацией, опытом, в том числе по вопросам развития производства продукции отрасли информационных технологий, а также оказании консультационных услуг.
В рамках реализации договорённости предполагается работа по обмену специалистами, подготовке кадров в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Кроме того, стороны выразили заинтересованность в проведении совместных мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов.
Меморандум между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Приднестровья о сотрудничестве в области развития финансового сектора в Приднестровье предполагает взаимодействие в различных сферах, относящихся к бюджетному процессу, налоговому регулированию, страховой деятельности, методологии ведения бухгалтерского учёта.
Наряду с этим Меморандум подразумевает организацию обмена опытом и программным обеспечением, обучение и подготовку кадров.
Меморандумы, подписанные между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, с одной стороны, и Министерством здравоохранения и Службой государственного надзора, с другой стороны, имеют чёткую практическую направленность – гарантировать высокое качество и безопасность производимой в Приднестровье продукции, подведомственной Роспотребнадзору, и обеспечить её поставки на российский рынок.
Достигнутые договорённости предполагают обеспечение соответствия законодательства Приднестровья нормативно-правовой базе России в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, а также организацию обмена опытом, информационными и методическими материалами, осуществление подготовки и переподготовки кадров.
Напомним, ранее между Российской Федерацией и Приднестровьем был подписан ряд Меморандумов о межведомственном сотрудничестве (от 2 июля, 28 августа и 16 сентября с.г.):
1. Меморандум о сотрудничестве в торгово-экономической сфере между Министерством экономического развития Приднестровья и Министерством экономического развития Российской Федерации;
2. Меморандум о сотрудничестве в области сельского хозяйства между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровья;
3. Меморандум о сотрудничестве в области антимонопольной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Комитетом цен и антимонопольной деятельности Приднестровья;
4. Меморандум о сотрудничестве между Государственной службой транспорта и дорожного хозяйства Приднестровья и Министерством транспорта Российской Федерации;
5. Меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения Приднестровья;
6. Меморандум о сотрудничестве между Государственной службой по культуре Приднестровья и Министерством культуры Российской Федерации;
7. Меморандум о сотрудничестве между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации и Службой государственного надзора Приднестровской Молдавской Республики;
8. Меморандум о сотрудничестве между Федеральной Службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики.
9. Меморандум между Правительством Архангельской области (Российская Федерация) и Правительством Приднестровской Молдавской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве.
Комментарий федерального информационного агентства "Регнум":
«Российскими и приднестровскими ведомствами совершается работа по заключению межведомственных договоренностей о прямых контактах. Цель — способствовать развитию сотрудничества в социально-экономической, гуманитарной, культурной, научно-образовательных сферах», — заявил, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе президента Приднестровья, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на встрече в Москве с главой приднестровского государства Евгением Шевчуком.
По словам Рогозина, «это особенно важно в свете возросших рисков для экономических прав жителей Приднестровья, в целом для безопасности Приднестровья». «Все мы видим, как развивается ситуация в соседней стране — Украине, что там происходит, какие там силы и как они отыгрываются на Приднестровье (Киев в нарушение ранее подписанных им документов „отыгрывается“ на ПМР и нарушает экономические права его жителей с 2006 года — прим. ИА REGNUM). В этих условиях Россия как государство-гарант, посредник в усилиях по достижению всеобъемлющего и жизнеспособного урегулирования ситуации на Днестре продолжает свой непреклонный курс на поддержку Приднестровья, прежде всего, в области реализации гуманитарных прав его населения: права на жизнь, права на человеческое и национальное достоинство и, конечно, на защиту граждан РФ, которых большинство на территории Приднестровья (В чем конкретно это проявляется, помимо „грозных“ заявлений в соцсетях и на пресс-конференциях в Тирасполе или в Москве, которые он регулярно делает с момента назначения на должность спецпредставителя президента РФ по ПМР, Рогозин не сообщил. Ни на одно из многочисленных нарушений прав российских граждан молдавскими или украинскими властями, власти РФ за несколько лет ни разу не отреагировали. Не отреагировали и на совсем недавние факты выдворения из Молдавии российских граждан, включая миротворцев и военнослужащих ОГРВ. И на инцидент с нападением на Шевчука в аэропорту Кишинева, как раз когда он летел на переговоры с Рогозиным, тоже никакой реакции не последовало. Зато ради своих новых „надежных партнеров“ в Молдавии, мечтающих с помощью России присоединить ПМР, власти РФ амнистировали 240 тыс. молдавских нелегалов, находящихся в России — прим. ИА REGNUM)», — сказал российской вице-премьер.
В свою очередь президент ПМР Евгений Шевчук заявил, что подписанные сегодня с РФ меморандумы создают «предпосылки для выхода на прямые контакты, для того, чтобы перенимать методологию, использовать более новые разработки на территории Приднестровья, формировать соответствующие условия для жизни приднестровцев». «Вы, наверное, заметили, как наши партнеры в Киеве, в Кишиневе размышляют в направлении усиления давления на Приднестровье в экономической сфере, в сфере свободы перемещения граждан. Формирование социально-экономических условий для проживания в Приднестровье является важным приоритетом для всех приднестровцев», — добавил он.
Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 11 ноября в Москве были подписаны пять Меморандумов о межведомственном сотрудничестве между федеральными органами власти РФ и органами исполнительной власти ПМР. Церемония подписания прошла в присутствии президента ПМР Евгения Шевчука и вице-премьера РФ, специального представителя президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1865319.html#ixzz3IrQRMbea
Святее Папы Римского
Последние месяцы 2014 года оказались богатыми на события, которые в итоге прошли мимо внимания наблюдателей, интересующихся молдавско-приднестровской проблематикой. В ситуации, когда основное внимание заинтересованных наблюдателей сосредоточено на предстоящих выборах в Молдавии, иные явления, как правило, игнорировались или же рассматривались как производные от внутримолдавских политических процессов.
Между тем, некоторые из произошедших событий ориентированы как раз на достаточно пристальное внимание со стороны заинтересованных наблюдателей, хотя и не получают его в должном объеме. Речь идет, прежде всего, о факте обнародования межведомственных документов, подписанных между профильными органами государственной власти России и Приднестровья в июне — ноябре 2014 года.
Автор этих строк по-прежнему склонен полагать, что главной задачей этих документов, подписанных в вышеуказанный период, равно как и Протокола по итогам рабочей встречи специального представителя президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина и президента Приднестровья Евгения Шевчука от 25 октября 2013 года, была «перезагрузка» механизма, созданного в рамках аналогичного протокола между тогдашним президентом Приднестровья Игорем Смирновым и российским вице-премьером Александром Жуковым, в развитие которого в 2006-2007 был подписан ряд межведомственных договоренностей.
Однако было бы несправедливым и неправильным игнорировать тот факт, что документы 2014 года содержат ряд норм, которые облегчают их прямое применение в двусторонних контактах между Россией и Приднестровьем и устанавливают более четкие институциональные рамки для межведомственного сотрудничества. Как следствие, многие документы 2014 года создают новую правовую реальность в сравнении с тем, что и как делалось ранее. Не может не обнадеживать и то, что охваченные сотрудничеством и подписанными документами отрасли носят достаточно конкретный характер. Более того, конкретика подписанных документов между РФ и ПМР не позволяет их считать исключительно пропагандистским механизмом, направленным на изменение позиции молдавской политической элиты относительно будущего Молдавии (хотя, безусловно, информационный эффект от времени подписания некоторых из цитируемых документов не стоит игнорировать).
В то же время было бы неверным игнорировать и те проблемы, которые были порождены некоторыми из подписанных документов. По нашему мнению, созданные противоречия связаны с недостаточной координацией деятельности профильных госорганов с российской стороны, которая, в свою очередь, породила возможность различных подходов к выполнению схожих договоренностей в дальнейшем, равно как и дала основания для неоднозначного толкования подписанных документов. Остановимся лишь на нескольких смежных областях, которые, по нашему мнению, могут считаться иллюстрацией как позитивных, так и негативных явлений.
Безусловным успехом является подписание таких документов, как Меморандум о сотрудничестве в области сельского хозяйства между МСХ РФ и МСХ и природных ресурсов Приднестровья от 02.07.2014; между Россельхознадзором России и МСХ и природных ресурсов Приднестровья от 28.08.2014; между Россельхознадзором России и Службой государственного надзора Приднестровья от 28.08.2014.
Данный блок подписанных документов является наглядным свидетельством того, что подписываемые межведомственные соглашения могут напрямую порождать права и обязанности сторон, выступать полноценным основанием для возникновения юридических обязательств сторон.
Достаточно напомнить, что, к примеру, согласно Меморандуму между Россельхознадзором РФ и Службой госнадзора ПМР «поставки животных, растений, продукции животного и растительного происхождения между РФ и ПМР могут осуществляться под гарантии ветеринарной и фитосанитарной службы страны — поставщика при условии соблюдения международных и российских ветеринарных и карантинных фитосанитарных требований, а также требований Таможенного Союза». Документом предусмотрено, что допускается введение «предотгрузочного инспектирования продукции, поставляемой в РФ, с целью определения ее безопасности, а также соответствия российским требованиям».
В документе между Россельхознадзором РФ и МСХ и природных ресурсов ПМР полномочия и обязанности сторон еще более конкретизированы. Так, приднестровские власти берут на себя ответственность обеспечить сертификацию всей растительной продукции, которая будет подвергаться карантинному контролю в РФ.
Приднестровская сторона обязалась также в 10-дневный срок представить в Россельхознадзор образцы фитосанитарных документов, разработанных в соответствии с положениями Международной конвенции по защите растений (ФАО, Рим, 1951), список и образцы подписей инспекторов МСХ ПМР, допущенных к оформлению фитосанитарных сертификатов и оттиск печати Главного государственного фитосанитарного инспектора МСХ ПМР.
Одним из наиболее принципиальных положений стало то, что до момента согласования формы двусторонних ветеринарных сертификатов пропуск продукции, имеющей происхождение с территории Приднестровья, осуществляется на основании действующего ветеринарного сертификата, выдаваемого в ПМР.
Эти, а также иные положения, включенные в приведенные межведомственные документы России и Приднестровья, сделали их предельно конкретными, позволяющими приступить к их немедленной реализации. Иными словами, подписаны не декларации о намерениях, а документы прямого действия, способствующие снятию нетарифных барьеров в торговле между Россией и Приднестровьем.
Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на некоторые моменты, связанные с межведомственными договоренностями в смежных областях.
В частности, некоторые федеральные службы явно стремились быть «святее Папы Римского» в своих международных контактах с Приднестровьем, иначе ничем нельзя объяснить пассажи, включенные в текст соответствующих меморандумов. К примеру, в текст меморандума между Роспотребнадзором и Министерством здравоохранения Приднестровья от 11 ноября 2014 года дважды включена норма о том, что документ «не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом» (пункты 5, 6 Меморандума). Такое удвоенное повторение данной нормы заставляет задуматься о том, кто именно и как читал текст Меморандума перед его подписанием, а также о том, как заведомо некорректный с политической и правовой точки зрения пункт появился в его тексте. «Политкорректность» Роспотребнадзора потребовала, по-видимому, внести аналогичный пункт и в Меморандум между Роспотребнадзором и Службой госнадзора ПМР, согласно которому и этот Меморандум от 11 ноября 2014 года «не является международным договором», хотя его внутренняя правовая сущность очевидно противоречит такому утверждению.
По-видимому, приднестровским представителям предстоит пройти еще один серьезный этап в диалоге с Москвой — этап отстаивания собственных интересов, а также разъяснения свой позиции. В противном случае документы, «не являющиеся международными договорами», будут лишь множиться, а в итоге это будет приводить к снижению резистентности Приднестровья перед нарастающими вызовами и угрозами. Не лишним было бы провести и мастер-класс для особо «правильных» российских чиновников, которые более озабочены нахождением правильных словесных формул, нежели реальными российскими интересами. Ну и, наконец, остается выразить надежду, что и российские, и приднестровские чиновники будут гораздо более внимательны не только перед подписанием важных документов, но и перед началом их имплементации.