А. Мартынов. Кризис приднестровской экономики и возможные пути его преодоления
Автор: Разные авторы, 13 Фев 2015 • 22:59 Vievs 2114 Отзывов нетДоклад советника Председателя ВС ПМР А. Мартынова на парламентских слушаниях 12.02.2015 г.
На сегодняшний день факт серьезных кризисных явлений в приднестровской экономике не вызывает сомнения. Последствия кризиса ощущают на себе производственные предприятия и трудовые коллективы, малый и средний бизнес, работники бюджетной сферы и пенсионеры.
Однако, говоря о кризисных явлениях, нельзя ограничиваться лишь абстрактными заявлениями и поверхностными характеристиками. Необходимо точно понимать глубину кризиса и масштабы экономических дисбалансов. Это нужно, прежде всего, для выработки адекватных и эффективных механизмов минимизации кризисных явлений и вывода экономики на траекторию положительного роста.
Одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики, является валовой внутренний продукт. На сегодняшний день, исходя из данных государственной службы статистики, его размер колеблется на уровне одного миллиарда долларов в целом или 2 100 долларов на душу населения. Однако, расчет ВВП тремя классическими методами, свидетельствует о том, что данный показатель находится на гораздо более низком уровне – около 627 миллионов долларов в целом или 1 243 долларов на душу населения. Для примера, в России ВВП на душу населения составляет 14 000 долларов, в Белоруссии 7 700 долларов, на Украине 3 500 долларов, в Казахстане 12 400 долларов. Таким образом, даже если исходить из данных государственной службы статистики, уровень экономического развития Приднестровья можно охарактеризовать как крайне низкий, сопоставимый с такими странами, как Боливия, Гана, Кения, Пакистан. Стоит ли удивляться, что при таком уровне развития экономики в Приднестровье существуют серьезные проблемы с развитием образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, дорожного хозяйства и прочих направлений? Думаю, что ответ более чем очевиден.
Говоря о дисбалансах в приднестровской экономике, нельзя не обратить внимания и на параметры, в которых проводится бюджетно-налоговая политика. Так, уровень налоговой нагрузки на экономику находится сегодня в пределах 32 процентов при норме для развивающихся стран не более 24-27 процентов. Для сравнения, в России этот показатель без учета нефтегазовых доходов находится на уровне 23%. Бюджетные расходы – еще один важный и без преувеличения болезненный для всех нас вопрос. На 2015 год их предельный размер утвержден на уровне 4 миллиардов 800 миллионов рублей или 40% от ВВП. Скажем прямо, для сегодняшней приднестровской экономики это колоссальная и без всякого преувеличения неподъемная сумма. Так, нормативом для развивающихся стран является показатель бюджетных расходов на уровне 20-25% от ВВП. К слову, в России этот показатель составляет 20% ВВП, в Молдове 24%, на Украине 26%, а в динамично развивающемся Казахстане – 17%. Таким образом, исходя из общепринятых экономических нормативов, утвержденные на 2015 год в Приднестровье бюджетные расходы рассчитаны на ВВП в сумме 19 миллиардов 200 миллионов рублей при существующих 12 миллиардах. Т.е. для преодоления бюджетного дефицита экономику Приднестровья необходимо увеличить в 1,6 раза. А для обеспечения роста заработных плат бюджетников и начала реализации инфраструктурных проектов – в 2 раза! Обратите внимание на эти цифры. Они и должны стать основными целями в экономике на ближайшие десять лет. Цели эти реальны при условии проведения разумной экономической политики внутри республики и, конечно же, при поддержке наших друзей и союзников.
Что же нужно предпринять для снижения кризисных явлений и выхода на траекторию роста темпами не менее 8-10% в год? Прежде всего, необходимо безотлагательно перейти к процедуре государственного стратегического планирования. Необходим план развития экономики, источники его финансирования, а главное специалисты, способные разработать этот план и взять на себя ответственность за его реализацию. В развитых странах такие мероприятия реализует Правительство. Естественно, при содействии гражданского общества и других ветвей власти.
Говоря о стратегическом планировании и расчете макроэкономических показателей, нельзя не отметить тот факт, что в Приднестровье до сих отсутствует система национальных счетов, расчет показателя ВВП осуществляется не в полном соответствии с международными требованиями. Кроме этого, сама система статистических показателей не позволяет в полной мере делать выводы относительно состояния экономики. В таких условиях Приднестровье напоминает самолет, который с неисправными навигационными приборами летит в неизвестном направлении. Мы уже неоднократно привлекали внимание ответственных чиновников к данной проблеме, но пока наши предложения не нашли отклика.
Далее в своем докладе приведу некоторые меры, которые могли бы смягчить кризисные явления и способствовать развитию экономики.
В сфере налоговой политики Приднестровью необходима простая и эффективная налоговая система с предельным показателем налоговой нагрузки на уровне 26-28%, оптимальным образом сочетающая в себе прямые и косвенные налоги. Сложные налоговые конструкции не подходят маленькой приднестровской экономике. Жаль, что этого до сих пор не понимают чиновники, ответственные за реализацию налоговой политики. Чего только стоят недавние предложения о расчете налогов на основании профессионального суждения и расчетных бухгалтерских оценок. Налоги не должны тормозить развитие производства и приводить к росту цен, снижению деловой активности и ухудшению и без того не простого положения граждан. К сожалению, сегодня эти принципы соблюдаются не всегда. Так, установленные ставки таможенных пошлин по некоторым позициям привели к снижению, а в ряде случаев и полному блокированию импорта продовольственных товаров. По некоторым группам товаров наблюдается рост цен. Это вынуждает граждан выезжать за пределы республики и покупать продукты питания на Украине и в Молдове, а не на внутреннем рынке. В таких условиях заявленная цель по поддержке внутреннего производителя едва ли оправдывает себя. При этом бюджет теряет налоги, растет спрос на наличную иностранную валюту, излишком которой государство сегодня похвастаться не может. Не лучшим образом обстоят дела и в производственной сфере, где налоговое изъятие добавленной стоимости доходит сегодня до 50% при норме не более двадцати пяти. Очевидно, что в таких условиях говорить о развитии производства и привлечении инвестиций не приходится.
Поэтому в ближайшее время необходимо провести комплексный мониторинг налоговой нагрузки в отраслях экономики, прежде всего в производстве, и стабилизировать ее на уровне 20-25%. В рамках проведения налоговой политики необходимо отойти от заключения индивидуальных соглашений, т.е. создать приемлемые и равные, а главное цивилизованные условия для всех предприятий и форм собственности. В условиях резкого спада производства необходимо, как минимум, на ближайшие два года приостановить действие так называемого налога на убытки, который в условиях кризиса просто не выполняет возложенные на него функции. Также необходимо усовершенствовать процедуру предоставления инвестиционных налоговых кредитов, а также механизм предоставления налоговых льгот. Этот механизм должен стать простым и понятным.
В сфере бюджетной политики необходимо провести комплексный анализ эффективности бюджетных расходов. Возможно, и с участием российских экспертов. Повышение эффективности бюджетных трат и разумная экономия должны стать безусловным приоритетом на ближайшие годы. Оптимизация автопарка служебных автомобилей, запрет на приобретение предметов роскоши, снижение расходов на командировки, совершенствование механизма государственных закупок. Это не громкие слова! Это те меры, которые сегодня предпринимают многие страны, включая и Россию. Приднестровье здесь не должно быть исключением. Странно, что данное предложение Верховного Совета вызвало сегодня непонимание в некоторых кругах. При этом нельзя не отметить, что львиную долю бюджетных расходов составляют сегодня расходы по социально-защищенным статьям. Это заработные платы врачей, учителей, воспитателей и других работников бюджетной сферы. Это также расходы на питание в детских садах и школах, приобретение медикаментов и прочие не менее важные расходы. Экономить на них мы практически не можем и не имеем права. В этой связи вполне справедливо возникает вопрос финансирования бюджетного дефицита. Особенно остро этот вопрос возникает в связи с необходимостью снижения налоговой нагрузки и газовых тарифов в производственном секторе. И здесь, на мой взгляд, нам необходимо признать два ключевых факта. Во-первых, в основе снижения бюджетного дефицита должен лежать уже заявленный в докладе рост экономики, сопровождающийся расширением налогооблагаемой базы и снижением удельной доли государственных расходов в составе ВВП. Использование механизма налогового покрытия бюджетного дефицита сверх предлагаемого лимита налоговой нагрузки, при котором источником уплаты налогов уже становятся амортизационные фонды предприятий, не приемлемо. Во-вторых, необходимо признать, что в ближайшие 5-7 лет главными источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть только привлеченные средства. В противном случае о росте экономики и развитии государства не следует даже упоминать.
Кроме этого, необходимо обеспечить прозрачность и эффективность использования государственного имущества. Счетная палата Приднестровья должна получить неограниченный доступ к счетам и операциям государственных предприятий и государственных коммерческих банков. Ситуация, при которой государственные аудиторы не допускаются к проверке государственных средств, недопустима и губительна для экономики и государства в целом. В период острого дефицита бюджета прибыль от использования государственной собственности должна направляться в бюджет. По аналогии с Россией необходимо ввести также пределы по заработной плате государственных менеджеров. Размер вознаграждения должен быть сопоставим со средней заработной платой в отраслях экономики. Призывая бизнес к социальной справедливости, считаю, что государству нужно начать с себя. В противном случае подобные призывы просто не будут восприняты.
Что касается тарифной политики, то здесь необходимо принять безотлагательные меры по снижению газового тарифа для производственных предприятий. Независимо от формы собственности и каких-либо иных обстоятельств. Таково требование конституции и здравого смысла. Оно должно соблюдаться. Для предприятий, экспортирующих продукцию в страны таможенного союза, предельная цена на газ не должна быть выше уровня, действующего для производственников в России. Это необходимо для обеспечения конкурентных возможностей приднестровских экспортеров. Следует признать, что проводимый в республике эксперимент с резким ростом газового тарифа, направленный на понуждение предприятий проводить широкомасштабную модернизацию производства, провалился. В условиях значительных инвестиционных рисков, дефицита доступных кредитных ресурсов предприятия просто не имеют возможности проводить масштабную модернизацию. Поэтому рост газового тарифа привел лишь к еще большим убыткам и потере конкурентоспособности.
В сфере инвестиционной политики необходимо предпринять усилия по улучшению делового климата и снижения рисков вложения средств в экономику. Особенно, учитывая тот факт, что для роста приднестровской экономике необходимо около 200 миллионов долларов в год. Помимо уже заявленного снижения налоговой нагрузки и газового тарифа необходимо также обеспечить стабильность законодательства, исключить практику принятия и введения в действие в течение года любых нормативных актов, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности и снижающих уровень жизни граждан. Ярким примером избыточных административных барьеров является сегодня обязательная процедура сертификации. При этом никто не может толком объяснить, зачем в таких сложных условиях за немалую плату и с большой потерей времени нужно подтверждение сертификата соответствия, выданного страной СНГ, например, Россией? Мы что, не доверяем российским органам по сертификации? Непонятно! Любые гарантии, предоставляемые государством, должны распространяться как на иностранных инвесторов, так и на внутренних. Они должны быть уравнены в правах. Кроме этого, необходимо провести комплексный мониторинг потребности отраслей экономики в инвестициях. С учетом этих потребностей, необходимо сформировать фонд кредитования реального сектора экономики, который будет выдавать кредиты под поставку оборудования на срок от 5 до 7 лет по ставке не выше 1-2%. И здесь ведущую роль в создании и наполнении фонда должен играть Приднестровский республиканский банк. Помимо обеспечения стабильности курса национальной валюты, центральный банк должен прилагать все возможные усилия для обеспечения возможности кредитования экономики.
В рамках объективной оценки эффективности деятельности Правительства и иных органов государственной власти в части обеспечения благоприятного инвестиционного климата и развития экономики в целом необходимо неформальное включение Приднестровья в международный рейтинг инвестиционной привлекательности по типу Doing Business. При этом обратиться в адрес российских экспертов с просьбой проводить ежегодное определение рейтинга Приднестровья. Это предложение особенно актуально сегодня в условиях, когда государственные СМИ по известным причинам не могут озвучивать альтернативные точки зрения по наболевшим вопросам. Еще раз подчеркну. Нужна объективная оценка действий! Постоянный одобрямс в сложившейся ситуации смотрится убого и примитивно. Тем более для государства, назвавшего себя в Конституции демократическим и правовым.
Завершить свое выступление хочу недавним высказыванием уважаемого мной экономиста, министра экономического развития России Алексея Улюкаева: «В нынешней ситуации, считаю, мы не имеем права вводить новые налоги, повышать налоговые ставки и расширять налогооблагаемую базу. Любое из этих трех мероприятий ведет к дополнительному обременению бизнеса, который сейчас работает в сложных условиях. В ситуации экономического спада повышение налогов – странный способ решения проблем. Это может позволить свести баланс бюджета в течение одного года, но мы же собираемся жить больше, чем год. Нам нужно через инвестиции увеличивать будущие блага».
.