Ключи к истории Украины и менталитету нынешнего Майдана. Часть2

Череда гетманов и череда предательств

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ХМЕЛЬНИЦКОГО ГЕТМАНОМ ВЫГОВСКИМ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПОЛЬШУ
СНОВА С ПОЛЬШЕЙ И ТУРКАМИ. ЕЩЕ ОДНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО ВЫГОВСКОГО
ТРАГИЧЕСКАЯ ПОПЫТКА РОССИИ ВЕРНУТЬ КАЗАКОВ
ИЗМЕНА ГЕТМАНА ВЫГОВСКОГО ПОЛЬШЕ И ПОПЫТКА ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ
ОЧЕРЕДНАЯ ИЗМЕНА И ОЧЕРЕДНАЯ ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
ЕЩЁ ОДНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ КАЗАКАМИ   
ИЗМЕНА ПОЛЬШЕ И ПЕРЕХОД ПОД ВЛАСТЬ ТУРЕЦКОГО СУЛТАНА
РОССИЯ И ПОЛЬША ПРОТИВ КАЗАКОВ
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ЗАЩИЩАЕТ СВОИХ ПОДДАННЫХ И ТЕРЯЕТ ИХ 
ДВОЙНАЯ ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ВНАЧАЛЕ ПОЛЬШЕ, ЗАТЕМ РОССИИ
ЛИКВИДАЦИЯ ГЕТМАНСТВА И КАЗАЧЕСТВА

2. МЕТАНИЯ ГЕТМАНА ВЫГОВСКОГО

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ХМЕЛЬНИЦКОГО ГЕТМАНОМ ВЫГОВСКИМ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПОЛЬШУ

Последнюю просьбу гетмана Хмельницкого избрать гетманом его сына Юрасика казаки выполнили, – сразу после его смерти 27 июня 1657 года избрав гетманом Ивана (Яна) Выговского (1657-1659). Москва его кандидатуру утвердила, и Выговский присягнул на верность российскому царю. И уже через 3 месяца, 11 октября 1657 года, новый гетман Иван Выготский созвал Генеральную Раду под Корсунем, куда пригласил послов из Швеции, Австрии, Трансильвании, Молдавии и других стран, где устроил мини-спектакль: положил перед казаками гетманскую булаву (символ власти) и сказал:

«Не хочу быть у вас гетманом. Царь отбирает у нас древние наши вольности, и я в невольности быть не хочу… Под  руководством московских воевод не желаем быть, волим владеть своими городами как владел Хмельницкий» (когда-то) — объяснял свою позицию Выговский. Его инициативу поддержал православный митрополит Киевский Дионисий (Балабан), который был готов идти и под татар и под поляков. Впечатлённые речью гетмана, атаманы, полковники и казаки дружно вскрикнули: «За вольность будем стоять вместе!» (М. Грушевский, «История Украины-Руси»).

И казаки на этой Генеральной Раде приняли решение выйти из состава России. Таким образом, через 2,5 года после исторического решения Переяславской Рады о вхождении Запорожской Сечи с левобережными землями в состав России – это решение было аннулировано в одностороннем порядке запорожскими казаками. Неслучайно современные либералы у власти в Украине увековечили в названии улиц имя Ивана Выговского.

После корсуньского решения 1657 года казаки принялись убивать московских воевод, громить русские гарнизоны, убивая своих же казаков и атаманов, которые хотели остаться под Россией.

Куда после ухода из России пошли казаки – под кого? Или стали самостийными, суверенными? Опять начались бурные обсуждения этого вопроса – «…Лучше поддаться крымскому хану. Московский царь всех вас драгунами и вечными невольниками сделает, жен и детей ваших в лаптях лычных водить станет, а хан крымский в атласе, аксамите  и сапогах турецких…», — агитировал крестьян и казаков казачий полковник Лесницкий.

Но казаки с татарами и турками связываться не захотели, и пожелали вновь вернуться под польского короля. 6 сентября 1658 года Ян (Иван) Выговский подписал договор с Польшей, по которому Левобережная Украина стала уже не Малороссией, а «Великим княжеством Русским» в составе Польши. Москва ожидала решения польского Сейма о ратификации этого договора. В начале 1659 года польский Сейм утвердил договор.

 
СНОВА С ПОЛЬШЕЙ И ТУРКАМИ. ЕЩЕ ОДНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО ВЫГОВСКОГО

Российскому царю Алексею «Тишайшему» оставалось два варианта: тихо проглотить неприятность приключения с запорожскими казаками и забыть поскорее эту историю или попробовать образумить «братьев по вере», образцово наказав за изменщиков. Задетый царь выбрал второй вариант – отправил в поход против «Великого княжества Русского», армию под командованием князя Алексея Трубецкого. Причём, с учётом казацкой армии и возможных их союзников: татар, турок и поляков, отправили огромнейшую 150-тысячную армию, чтобы «убедить» казаков уже наверняка. Началась братоубийственная гражданская война.

Подавляющее большинство современных российских историков политесно пишут, что российский царь послал армию, чтобы «уговорить» братский народ, а не покорить и наказать. Но, согласитесь, для  уговоров посылаются дипломаты, послы и посольства, а не огромные армии. Поэтому историки часто «забывают» указать численность московской армии.

Воюющая со Швецией Польша на выручку Выговскому свою армию не дала, поэтому И.Выговский традиционно обратился за помощью к Крымскому хану, который дал ему довольно большое войско, примерно в 40 тысяч. В ходе ряда сражений гетман Выговский попал в плен к русским и опять дал клятву верности Москве. Но после того, как его отпустили, он тут же объявил об обманной клятве и подтвердил союз с Польшей. Война между Россией и «Великим княжеством Русским» (Малороссией) возобновилась.
 

ТРАГИЧЕСКАЯ ПОПЫТКА ВЕРНУТЬ КАЗАКОВ

В июне 1659 года под городом Конотопом произошло решающее сражение российской армии с малоросской, в которой было 50 тысяч казаков и 40-тысячная армия крымского хана. Понятно, что с таким перевесом сил можно проиграть только при бездарном руководстве войсками и боем. Знаменитый русский историк С.М. Соловьёв писал о 150-тысячной российской армии в блистательных латах: «…никогда московский царь не мог вывести  в поле такое блистательное войско». Алексей Романов сам ходил весь в прямом смысле блистательный, а армию организовал внешне блистательную, но не эффективную, не блиставшую военным мастерством.

Это неприятно звучит для русского уха, но в грандиозном Конотопском сражении русская армия сокрушительно проиграла казакам и татарам. По оценке Москвы, русские в этом сражении потеряли 15 тысяч воинов, по оценке украинцев — 30 тысяч. Точные потери трудно оценить, ибо русская армия несла большие потери в ходе отступления и длительного преследования казаками и татарами, когда большое количество русских попало в плен к казакам и затем были проданы в рабство. Подчеркиваю неприятный факт: православные христиане продавали в рабство братских православных христиан, ибо часто войны этого периода на Украине недобросовестные историки трактуют – как религиозные.

Поражение 150-тысячной армии для Москвы было шоком. Кроме того, казаки и татары, преследуя русскую армию, продвигались в сторону Москвы, поэтому Алексей Романов, опасаясь дальнейшего продвижения  врагов, приказал срочно укреплять российские города по направлению к Москве, готовиться к обороне, а сам был готов вместе с окружением и казной покинуть Москву. Но казаки с татарами лихо пограбили южные российские области, и, с огромной добычей, которая и отягащали их дальнейшее продвижение на север, вернулись к себе.

Если загляните в современные учебники или книги, то, скорее всего, ни одного слова не встретите об этом трагическом сражении, там просто временной и событийный пробел «по умолчанию» с 1655 года  по 1667 год. Такой вид приятной и комфортной лжи — незамечание, умолчание, «забыли» – можно было продолжать ради некой пользы российско-украинских отношений по обоюдному согласию сторон, не  афишировать, не акцентировать внимание. Но река времени обладает своим коварством, а недоброжелатели хорошо помнят историю.

Пришли перемены, развалился СССР, и в самостийной Украине либералы-западники у власти во главе с Ющенко вместе с новыми друзьями из НАТО вспомнили интересные фрагменты «забытой» в учебниках Российской Империи и СССР истории, которыми, по мнению либералов, можно гордиться. И, чтобы отдалить русский и украинский народы, в 2009 году устроили пышное празднование 350-летнего юбилея разгрома российской армии под Конотопом, победы над Россией и «москалями». В Конотопе открыли музей победы над русскими, и новую церковь в память о погибших от рук «москалей» украинцев, провели научные конференции по этой теме во многих вузах Украины, прошли съемки фильма о Конотопской  битве, выпустили монеты, марки, поставили памятники героям того сражения, их именами назвали улицы, площади и воинские части.

Вот таким удивительным образом политесные «исторические пробелы» вдруг всплывают и используются как информационное и идеологическое оружие…
 

3. МЕТАНИЯ ГЕТМАНА ДОРОШЕНКО

ИЗМЕНА ВЫГОВСКОГО ПОЛЬШЕ И ПОПЫТКА ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ

В Польше не ожидали такого исхода Конотопской битвы и были приятно удивлены поражением России. Однако, Польше, занятой войной со Швецией, не было возможности воспользоваться выгодной для неё ситуацией. Но в 1660 году в нескольких сражениях поляки окончательно разбили  шведов и очистили от них территорию Польши. После чего, воодушевлённые освобождением и победами, поляки решили вернуть потерянные территории и начали войну с Россией с помощью запорожских казаков. Ситуация в Запорожской Сечи в этот период была, «как обычно», запутанной. Запорожские атаманы в это время перессорились между собой и переизбрали гетмана, сняв с этого поста Выговского и выбрав гетманом Петра Дорошенко.  

Снятый с высокого поста Иван (Ян) Выговский надеялся получить высокий пост в Польском  государстве за свои большие заслуги, но не получил. Разочарованный Выговский обиделся на власть, а он, кстати, сам был выходец из польской шляхты, и, чтобы остаться на политическом плаву, обратился с тайным предложением к православному митрополиту Иосифу с покаянием и с горячим желанием перейти на сторону России, выразив готовность исправить свои ошибки «искупительными подвигами». Он попросил митрополита быть переговорщиком-посредником между ним и российской стороной. Митрополит Иосиф благословил Выговского на ратный искупительный подвиг против Польши. Но Выговский не успел ничего совершить, так как поляки узнали об измене и спешно его расстреляли. 

Часть казацких атаманов выразила недовольство польскими властями и пожелали вернуться под московского царя, в Россию, и фактически вернулись. Этими переменами решил воспользоваться московский царь, начав войну с Польшей из-за Малороссии.
 

ОЧЕРЕДНАЯ ИЗМЕНА И ОЧЕРЕДНАЯ ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

Но в начавшейся войне с Россия потерпела ряд поражений в Белоруссии, где московские войска возглавлял князь Хованский. Поляки вернули себе литовские и белорусские земли и двигались на Москву, стремились вернуть себе Смоленск. В этой ситуации Россия в 1661 году в местечке Кардис срочно заключила мир и союз со Швецией против Польши.

На южном фронте войны ситуация была так же сложной, так как там возникла запутанная ситуация с запорожскими казаками. После казни Выговского часть казачества отшатнулась от Польши и вновь выразила свои симпатии России.

Но хитрый гетман Дорошенко умудрился с помощью российских воевод в Киеве казнить атаманов и казаков — сторонников России, и учинил разгром присланных Москвой военных гарнизонов. Одни казаки воевали на стороне Москвы, другие на стороне Кракова, третьи затем на стороне турецкого султана, а четвертые были сами по себе, самостийные.

В результате этого разнообразия предпочтений наблюдалось многовластие: в довольно короткий период по обоим берегам Днепра одновременно с Дорошенко функционировали ещё несколько гетманов: Иван Самойлович, Петр Суховей, Демьян Многогрешный, Михаил Ханенко. При некоторых из них уже дорастал витиеватыми способами до гетманства Иван (Ян) Мазепа. В управленческой структуре Польши были свои гетманы – коронный гетман и несколько гетманов более низкого управленческого уровня.

Перечисленные гетманы со своими армиями часто беспощадно сражались между собой.
 

ЕЩЁ ОДНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ КАЗАКАМИ   

Обычно авторы большинства книг и учебников идеализируют запорожских  казаков – якобы одни сражались фанатично за православную веру, а другие за католическую. Ничего подобного – чаще всего выбор стороны казаками был по принципу: кто больше заплатит. Это подтверждают исторические факты: и поляки, и русские везли на Днепр, на условный «майдан» мешки с деньгами. В этом соревновании Алексей Романов стал проигрывать, так как в результате затяжной войны с Польшей и Швецией в России опустела казна, заканчивались золотые и серебряные деньги, поэтому Алексей Романов решил провести денежную реформу, схитрить – ввёл в оборот «неуважительные» медные деньги. Эта инициатива вызвала знаменитый Медный бунт (в 1662 году) не только в Москве, но и недовольство казаков, которые злорадно сарказничали – что вскоре московский царь им пришлёт ещё и «паперные грошы» — то есть бумажные. Похоже, это и стало причиной жуткой трагедии большой русской армии, посланной из Москвы в Малороссию под командованием бывшего тобольского воеводы, боярина Василия Шереметьева, который перед войной с Польшей в 1656 году был послан в Вильно в польский Сейм «лоббировать» перед польскими делегатами избрание королем Польши Алексея Романова.

Сражение обеими сторонами готовилось в 1661 году на Волыни под Чудново, куда отступила после неудачных сражений российская армия Шереметьева в союзе с казацкой армией во главе с сыном Б.Хмельницкого – атаманом Юрой Хмельницким и атаманом Тетерей. В ночь перед сражением сработал принцип, хорошо описанный в знаменитом произведении о казаках Николаем Яновским-Гоголем в следующем эпизоде: удивленный   ошеломленный предательством одного из своих сыновей, перешедшем во время войны на сторону Польши, Тарас Бульба с возмущением разговаривает об этом с еврейским корчмарем Янкелем, который в этих вопросах лучше разбирается и искренне удивляется бурным негодованием Тараса, между ними состоялся следующий диалог:

«— Почему же он надел чужое одеяние (предал)? — спросил Тарас Бульба.
— Потому что лучше, потому и надел — ответил ему корчмарь Янкель.
— Так это выходит, он, по-твоему, продал Отчизну и Веру. (Тарас)
— Я же не говорю этого, чтобы он продавал что; я сказал только, что он перешёл к ним.
— И ты не убил тут же на месте его, чёртова сына, — вскричал Тарас.
— За что же убить? Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл».

Благодаря Николаю Гоголю мы явились свидетелями диалога между горячим патриотом Тарасом и «безродным космополитом» Янкелем, и увидели – как легко можно оправдать предательство. Прав патриот Тарас Бульба, и гнев его праведен, но вникните в еврейскую логику Янкеля — ведь и среди нас часто с мудрым  видом говорят: «рыба ищет – где лучше, а человек – где лучше» и обычно никто этот постулат, как аксиому, не оспаривает.

Сразу ассоциативно возникают понятия об относительности и знаменитый надменный и насмешливый  вопрос римского прокуратора Понтия Пилата: «Что есть Истина?»…

Однако, не всегда люди руководствуются принципом корысти и выгоды… Но, тогда под Чудново, этот принцип сработал и привёл к трагедии многих тысяч русских людей. Ночью прошли успешные тайные переговоры польских военоначальников и вышеназванных казацких предводителей. Юрий Хмельницкий и казачий полковник Тетеря перешли на сторону Польши и присягнули польскому королю. Утром русская армия оказалась в полном окружении из-за предательства казаков. И была  вынуждена сдать оружие и сдаться в плен.

Поляки решили поступить якобы благородно и одновременно коварно — безоружную русскую армию отпустили домой, в Россию. Коварство состояло в том, что они знали предприимчивых казаков и татар и были уверены, что они не откажутся от такой добычи, обязательно нападут на возвращающихся безоружных русских и продадут своих единоверцев и сородичей из России в рабство. Так оно  и вышло. Только самая ленивая казацкая шайка этим не воспользовалась. Огромное количество пленных русских казаки продали в рабство татарам и туркам, а те перепродали их дальше. Цены на рабов на средиземноморских рынках опять рухнули вниз. Предводитель русской армии Василий  Шереметьев провёл в плену у крымчаков, как ценный политический пленник, в тяжелых условиях  более 20 лет и умер в плену в 1682 году.

Если посчитать все людские и материальные потери российской стороны во всех сражениях, то желание Алексея Романова вернуть Восточную, Левобережную Украину в состав России обошлось очень дорого. Но Польше история с запорожскими казаками обошлась ещё дороже. Кроме того, в этот период Россия сильно ослабла по причине внутреннего раздрая (когда Ватикан через подконтрольного константинопольского митрополита и агентуры из «иезуитов, бессерменов и жидовских обрезанцев», играя на «папоцеразме» и «цезаропапизме» русского царя и «папоцезаризме» московского метрополита, обещая «константинопольский трон», начал проводить криптокалическую «религиозную реформу»  – прим. ред.). Так Алексей Михайлович «Тишайший» вместе с Никоном запустили процесс разрушения Русского православия, приведший к  Расколу и преследованию «старообрядцев». В этой ситуации московская власть искала способ заключить мирный договор с Польшей.
 

ИЗМЕНА ПОЛЬШЕ И ПЕРЕХОД ПОД ВЛАСТЬ ТУРЕЦКОГО СУЛТАНА

Польша в ходе многолетних войн со Швецией и Россией также была очень ослаблена: потеряла треть населения и огромные ресурсы, и также не желала воевать и была готова заключить перемирие с Россией. К тому же в Польше в 1662 году вспыхнуло сильное восстание под предводительством шляхтича Любомирского, грозившее превратиться в гражданскую войну. И Россия и Польша находились в одинаково тяжёлом положении, будучи втянутыми запорожскими казаками в войну, которую оба государства не хотели продолжать до изнеможения. Обоим необходимо было найти какой-то приемлемый выход, чтобы с достоинством и пользой выйти из ситуции. Задача была сложной, но её решение ускорила очередная надвигающаяся беда и инициатива одного мудрого русского человека.

Запорожским казакам мирно в своих станицах и хуторах не сиделось. С бедной Польшей и бедной Россией им стало не интересно, и они решили покинуть обоих, и в первую очередь нарушить подписанный гетманом Выговским договор с Польшей. Гетман Дорошенко с казаками в 1663 году приняли очередное решение уйти из Польши в Османскую империю под Турецкого султана, попросить его подданства, и султан их принял.

Это решение гетмана Дорошенко привело к многочисленным трагическим последствиям. Из всего того, что мы выше наблюдали, очень сомнительно, что запорожские казаки написали турецкому султану хотя бы одно шутливое письмо, которое мы помним по известной картине И. Репина. А вот то, что они писали ему много серьёзных любовных писем, в которых клялись ему в любви, дружбе и верности  – это факт бесспорный.

Турецкий султан хорошо знал запорожских казаков и им не верил, поэтому потребовал от них гарантию верности. Казаки в качестве гарантии верности послали султану жизнь сына знаменитого гетмана атамана Юрасика Хмельницкого в качестве заложника, которого турки, как ценный залог, заточили в своей столице в крепостной башне, а через несколько лет султан Мухаммед IV провозгласил его гетманом Правобережной Украины.

После гетмана Дорошенко новый гетман Иван Брюховицкий вместе с православным митрополитом Мифодием также поддержали переход запорожских казаков под султана. Но переход под турецкого султана означал большую вероятность вовлечение в войну против сильно ослабленной Польши и России мощной Османской империи. И если бы очередной раз спровоцированная казаками огромная турецкая армия вместе со своими крымскими татарами двинулась бы на Россию или Польшу, то обеим славянским государствам большой беды было не миновать.
 

РОССИЯ И ПОЛЬША ПРОТИВ КАЗАКОВ

В это время в России нашёлся мудрый боярин по фамилии Ордын-Нащёкин, который предложил  царю Алексею Романову провести переговоры с Польшей по поводу не только прекращения войны и подписания мира, но и чтобы окончательно разобраться с запорожскими казаками, ради возможности объединения против угрозы со стороны Турции. Поляки тоже проявили мудрость, убрали свой шляхетский гонор, и обе стороны пришли к дружному выводу – что запорожские казаки «достали» обе стороны и что с ними необходимо кардинально разбираться совместно.  

Переговоры шли с 1664 по 1667 гг., долго утрясая спорные моменты и согласовывая взаимные интересы. Подписание договора резко ускорило вспыхнувшее ранней весной 1667 года в России восстание казаков на Дону под руководством Степана  Разина. В этом же году польская армия под предводительством гетмана Яна Собесского одержала победу под Подгайцами над объединенными армиями казаков и татар. И в деревне Андрусово (на Смоленщине) без руководства украинских казаков в 1667 году было подписано двухстороннее мирное соглашение сроком на 13,5 лет – Андрусовский договор, который нетрудно найти в интернете. По этому договору Запорожская Сечь переходила под совместное российско-польское управление:

«Запорожским Козакам быть в послушании обоих Государей… дозволяя всякому из них свободное своей веры исповедание; также вновь  городов не строить и с поселений никуда людей не водить».

По этому договору Польша отказывалась претендовать на Смоленскую и Северскую земли, черкасская территория была поделена по Днепру: слева — русским, справа – полякам; а находящимся на правом берегу большим прекрасным городом Киевом обе стороны решили владеть и управлять поочередно по графику — первые 2 года русские, затем 2 года поляки и т.д. Гетмана Запорожской Сечи Брюховецкого обе стороны оповестили о решениях Адрусовского договора только через полтора месяца, поставив перед фактом. Казаки тогда, а теперь «оранжевые» и украинские националисты возмущаются, что со стороны России и Польши это было нарушением  предыдущих договорных условий с казаками, «забывая» о решении казаков на Корсуньской Раде.
 

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ЗАЩИЩАЕТ СВОИХ ПОДДАННЫХ И ТЕРЯЕТ ИХ 

Российско-польский договор 1667 года ущемлял права казаков – подданных Османской империи. Поэтому неудивительно, что султан Мухаммеда IV решил отомстить с помощь огромной 120-тысячную армию. Географически первой на её пути была Польша. Когда османская армия на Украине соединилась с армией казаков, то эта объединенная сила в мае 1672 года легко разгромила пропольского казачьего гетмана Михаила Ханенко, укрепленнного польскими отрядами, и затем стала захватывать и грабить города правобережной Украины, дойдя до Львова, и взяв его в осаду. Полякам пришлось предложить мирные переговоры на непростых для себя условиях, попросту – откупиться, чтобы спасти Львов. Но турки не уходили, и продолжали грабить Польшу совместно с казаками.

Вскоре поляки собрали сравнительно небольшую 50-тысячную армию, но состоящую из  закаленных в многочисленных сражениях воинов во главе с талантливым полководцем коронным гетманом Польши Яном Собесским («Рокоссовским» того времени), которая в 1673 году под Хотином в затяжной сече каким-то чудом нанесла сокрушительное поражение в 3 раза превосходящей армии турок и казаков. После этой значимой победы в 1674 году Собесский был избран королём Польши (Ян III).

Но поляки в результате этих событий понесли большие потери и были сильно ослаблена, поэтому измученной войнами Польше было уже не до Киева, от управления которым по Андрусовскому договору она отказалась в пользу России.   
 

Несмотря на поражение под Хотином, угроза повторного вторжения армий Османской империи, которая согласно договорам с гетманами Дорошенко и Брюховецким продолжала претендовать на Западную Украину, сохранялась. И даже несмотря на победу объединенного московского и казачьего войска над объединенной турецко-казачей армией в 1678 году, в 1679 году был осуществлен довольно жестокое принудительное переселение населения правобережной Украины через Днепр на левобережную – чтобы отбить у султану желание осуществлять очередной военный поход на  претендуемую  территорию.

Окончательно угроза была снята после сокрушительного разгрома огромной турецкой армии объединенной европейской армией под общим руководством польского короля Яна Собесского в 1683 году в большом сражении под Веной.

А в 1686 году между Россией и Польшей, между двумя братскими славянским народами был подписан знаменитый «Вечный мир» и затем было совместное участие во главе с Петром в Северной войне против Швеции. Но история на этом не завершилась. «Приключения» в отношениях России и украинских казаков уже под предводительством гетмана Мазепы продолжались.
 

4. МЕТАНИЯ ГЕТМАНА МАЗЕПЫ

ДВОЙНАЯ ИЗМЕНА: ВНАЧАЛЕ ПОЛЬШЕ, ЗАТЕМ РОССИИ

Эта история связана с войной  России со Швецией (Северная война), с Петром I и гетманом Иваном Мазепой (1633-1710), который в критический  момент войны предал Россию, Петра I и переметнулся с казаками на шведскую сторону.

Иван Мазепа или Ян Мазепа–Коледынски родом из польской шляхты греческого вероисповедания. Успешно закончил учёбу в Иезуитском коллегиуме в Варшаве, в совершенстве знал польский язык и латынь. Затем, как способный к наукам молодой человек, за деньги польского короля получил дополнительное образование в Голландии, Италии, Германии и Франции, соответственно хорошо знал языки этих стран (этот метод обучения и «создания элиты» затем использовал Петр I).

Любимой книгой Мазепы была книга первого европейского политтехнолога Николо Макиавелли «Государь», изворотливость которой он усвоил досконально, и до конца жизни ею пользовался в своих многочисленных интригах и «маневрах».

Вернувшись в Польшу, Мазепа сделал неплохую карьеру при польском короле. За заслуги перед Польшей был награжден королём Августом Сильным почетным высоким орденом Белого Орла. Но когда гетман Дорошенко предал  Польшу и перешел к османскому султану, то Мазепа также предал Польшу и перешел к гетману  Дорошенко, то есть – под турецкого султана. Когда в 1674 году он вёз в Османскую империю султану в качестве гаранта казачьей верности 15 гартных казаков – заложников, то в пути был захвачен в плен казачьим отрядом конкурирующего гетмана Самойловича, сторонника   России. Фактически плена не было, Мазепа стал служить Самойловичу и, благодаря его связям, познакомился с сестрой Петра I Софьей и её фаворитом князем В.В.Голицыным.

С приходом к власти в России Петра I, Мазепа успешно нашёл с ним общий язык, вошёл в доверие, став его старшим товарищем – учителем и советником. В 1700 году Мазепа был награжден Петром высшим орденом Андрея Первозванного. В результате его интриг против гетмана Самойловича, фактически предательства, и его свержения, Мазепа был избран вместо него в 1687 году гетманом левобережной Украине. Вероятно, в результате его жесткого стиля управления и алчности (Мазепа стал богатейшим человеком в Европе, владея 19 654 дворами крепостных крестьян в Украине и около 5 тысяч дворов на юге России, в сумме около 300 тысяч душ), в 1692 году против него вспыхнуло восстание части казаков, которое Мазепа успешно подавил.

На посту гетмана Мазепа добился объединенияе в 1704 году левобережной и правобережной  Украины.

Во время Северной войны, вероятно, неверно оценил её перспективы и переоценил «жандарма Европы» – Швецию, с 1706 года повёл тайные переговоры с её королём. И в 1708 году перед знаменитой битвой под Полтавой предал Петра I и Россию, и метнулся с казаками к шведам. После разгрома шведов Мазепа бежал к своему старому покровителю в Османскую империю.

Ошарашенный неожиданным предательством Петр I буйно негодовал. К тому же за год до этого по его решению жестоко пытали, как злостных  клеветников, и затем казнили двух казачьих атаманов, которые предупреждали его лично об измене Мазепы, но Петр не поверил и погубил своих  доброжелателей. Петр заочно вручил Мазепе символический орден предателя – орден Иуды, а затем  в стиле черных колдунов совершил символическую казнь чучела Мазепы. А РПЦ предала его душу проклятью – анафеме.

В связи с этими события стоит отметить, что легший в XXI в. под США президент суверенной Украины В.Ющенко просил иерархов РПЦ снять анафему с Ивана Мазепы, вдруг ставшем у недоброжелателей России героем.

Из-за предательства Мазепы сильно пострадали запорожские казаки. Войска Петра 11 мая 1709 года  захватили Запорожскую Сечь, а из большого числа пленных казаков казнили 155 казаков, в том числе 26 атаманов.

Через год после этих трагических событий за пределами Украины – в Бендерах в качестве политических диссидентов и борцов с Россией  собралось несколько единомышленников Мазепы под предводительством Филиппа Орлика, которые провозгласили «Пакты конститута  законов и  вольностей Войска Запорожского» (так называемая – Конституция Орлика). Практического значения эта инициатива не имела.

Не жаловали в ХVIII в. любовью и «птенцы гнезда Петрова» – фавориты Екатерины I и Анны Иоановны: Миних, Остерман и Бирон. Часть запорожских казаков ушла от преследований на вольный восток – к казакам на Дон и на Волгу.
 

ЛИКВИДАЦИЯ ГЕТМАНСТВА И КАЗАЧЕСТВА

Но там вольница длилась недолго – до правления  немки Екатерины II, которая в 1764 году ликвидировала институт гетманства. А в июне 1775 года российские войска под командованием генерала Такелия окружили Сечь, пленили казаков и полностью их разрушили. Указом Сената от 29 июля 1775 года казаки как понятие и каста были ликвидированы – они были записаны крестьянами и мещанами. Таким образом, перестало существовать запорожское казачество.

Если рассматривать положение трёх славянских соседей -  украинцев, русских и поляков (а можно рассмотреть и 4-х – ещё белорусов), то к августу 1775 года перестала существовать не только казацкая Сечь, но и государство Польша, осталась только Россия.

Но с конца ХIХ века начинается уже другая история, связанная с «национальной интеллигенцией» (в первую очередь, подпитываемой извне – прим.ред.).

Роман Ключник 

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники