Вот уже несколько дней как черный дым над Молдавской ГРЭС исчез. ГРЭС как будто остановила потребление угля. Но перешла ли она на газ или вообще остановилась, не ясно. В канун праздников шли упорные разговоры о приостановке работы станции, сокращении рабочей недели и, соответственно, доходов энергетиков.
А если она вернулась на газ, то что за этим стоит? Или ГРЭС выработала угольную квоту и перешла на газовую составляющую (концепция 50/50)? Или работа на газу стала возможной после передачи пакета акций так называемому "государству" и снижения газового тарифа в обмен на собственность? Или власти, что вообще невероятно, услышали голос открытого письма энергетиков и понизили свой грабительский газовый тариф?
А если ГРЭС получила низкий газовый тариф, потому что власти просто сдались и под угрозой экономического коллапса готовы даже приплачивать, чтобы заводы заработали, то какой все-таки это тариф, и какими условиями обставлено его понижение?
Вопросы, вопросы…
Никакой информации, подтверждающей или опровергающей переход электростанции на газ и деталей этого перехода найти не удалось. Ни в правительстве, ни в профильном министерстве, ни на ГРЭС, ни в СМИ.
И вот такая информационная политика наших новых (или уже старых? властей) вызывает много вопросов.
Получить какую-либо информацию о чем-то существенно важном в Приднестровье при Шевчуке стало невозможно. Секреты, тайны, умолчания, ДСП – "для служебного пользования". Какие-то постоянные неофициальные малограмотные фейсбучные объяснения, которые, разумеется, нельзя принимать за официальные или даже за чистую монету, потому что они в любой момент могут быть опровергнуты самим автором.
Исходные данные чаще всего скрыты. В лучшем случае выдаются итоговые цифры статистики, а статистика, как известно, является разновидностью большой лжи. Проверить эти данные при отсутствии текущей отчетности, информации невозможно, приходится принимать на веру. Но с верой у нас в Приднестровье по отношению к шевчуковской команде возникла и все более укрепляется, как говорится, большая напряженка. Проще сказать, г-н Шевчук и его команда утратили доверие.
Уже не раз отмечалось в разных СМИ, что команда Шевчука – это самая закрытая команда государственных управленцев. С этим приднестровскому обществу можно было бы как-то смириться, переморщиться, при условии, если бы команда работала по какому-то долгосрочному, законным образом утвержденному плану. Если бы была четкая стратегия достижения целей. Если бы эти цели были заявлены и одобрены обществом. Тогда нервничать по поводу деталей, как реализуется стратегический замысел, не стоило бы.
Однако мы наблюдаем совершенно другую картину. От уже принятой и одобренной Верховным Советом ПМР стратегии "2025" наша команда управленцев отказалась. Стратегический план президента "555" – по коду г. Рыбница вообще никто в глаза не видел. Во время прошлогоднего визита Д. Рогозина в Приднестровье общество узнало, что у нашей команды исполнителей вообще никакой стратегии нет, что они еще только просят чего-нибудь им этакое разработать в Москве. Там пообещали. Прошло полгода, снова приехал Д. Рогозин, оказывается, никакого стратегического плана как не было, так и нет.
Наконец, эти "новаторы" торпедировали минимально допустимый план жизнедеятельности всякого государства – государственный бюджет. В нарушение закона, они отказались работать с уже принятым Верховным Советом бюджетом на 2013 г. И начали буквально воровать народные деньги, тратить их бесконтрольно, без санкции налогоплательщиков, выраженной в принятом представительным органом законе о бюджете.
И они уже пять месяцев, практически полгода воруют народные деньги. При этом пускаются в авантюры, которые уже нанесли государству огромный экономический вред. Например, в результате волюнтаристских газовых тарифов была парализована работа крупнейших наших заводов-налогоплательщиков. За это никто не понес никакой ответственности.
Выработка решений по стратегическим направлениям происходит келейно, узким кругом советников президента, некоторых из них приднестровцы знают как откровенных врагов нашего государства и прямо называют эти фамилии – М. Бергман, например. Суть многих подписанных соглашений засекречивается, и если становится известна обществу, то только окольным путем из неподконтрольных властям СМИ и интернета. Последние бандитские рейды на свободные приднестровские интернет-ресурсы со стороны обанкротившихся "новаторов" призваны еще больше затруднить доступ к жизненно важной для всего общества информации.
Общество не знает, на каких условиях восстановлена деятельность Рыбницкого цементнгого комбината и восстанавливается сегодня деятельность Молдавского металлургического завода. На каких условиях произошел и произошел ли переход Молдавской ГРЭС на газ. Какие "сюрпризы" нам приготовлены в "новаторском" трехлетнем бюджете. Излишне напоминать, что все эти секреты и ДСП содержат огромную коррупционную составляющую.
Из высказываний некоторых ведущих промышленных менеджеров выясняется, что возобновление работы предприятий стала возможной при снижении уровня тарифной надбавки с 70 процентов до семи. А ведь Верховный Совет в законе о бюджете на 2013 г. закладывал надбавку на тариф в два раза больше, на чем сегодня уступило правительство – не семь, около 16 процентов. И ведь это были реальные 16 процентов. И ведь предприятия бы на таких процентах работали, не потреяли бы рынки сбыта, не завалили бы бюджетные отчисления. Так нет же! Этого повышения тарифа показалось тогда правительству мало. Оно сорвало работу над бюджетом, чтобы продавить свое повышение газового тарифа – на 70 процентов. Продавили. И теперь, когда выяснилась грубейшая фатальная ошибка этого тарифа, кто из правительства был снят или как-то наказан? Мы даже не знаем фамилию "героя". Разве можно допустить, чтобы этот человек продолжал "творить", оставаясь в правительстве?
Секретной информационной политике в сфере государственной власти и государственного управления должен быть положен конец. Страна живет в условиях всесторонних рисков. И единственным способом снизить эти риски является коллективное обсуждение принимаемых мер, коллективное нахождение выхода из трудного положения и коллективная дружная работа всех ветвей власти над реализацией принятых программ.
Начало этого процесса – информация (разумеется, нет речи о государственной тайне). Мы стоим перед насущной необходимостью законодательно пересмотреть и заново прописать Основы государственной информационной политики. И не медлить с этим.
Чтобы общество вовремя знало, отчего над Молдавской ГРЭС появился черный дым, и отчего он вдруг исчез. Чтобы однажы не проснуться в каком-нибудь Тираспольском муниципии Республики Молдова.
Илья Богданов.
.