Что может быть хуже и страшнее дикого рынка? Правильно – рынок монополистов.
Именно такой рынок сложился сейчас в ПМР. Твердые государственные цены ошельмовали и отбросили. На смену государственному регулированию цен должен был теоретически придти свободный рынок. А он не пришел. Не пришел, да и все тут. Не удалось создать конкурентной среды. Причем в Приднестровье в силу специфики ее правового и международного положения отсутствие конкуренции и засилье монополий просто ни с чем не сравнимо.
У нас есть предприятия и монополии, владеющие 100 процентами рынка своей продукции. Причем речь идет не о какой-то экзотике, а о производителях самого насущного. Например, мясные консервы у нас делает одно предприятие на всю республику – Бендерский мясокомбинат. Цемент – Рыбницкий цементно-шиферный. Металл – ММЗ. У нас 100 процентный монополист связи – Интерднестрком. И т.д. Поэтому у нас бендерские мясные консервы стоят на четверть дорожа (в сопоставимых ценах), чем в Москве. Стоимость рыбницкого цемента на Украине на четверть дешевле, чем тот же цемент продается в Приднестровье. Хотя в ПМР РЦК не платит ни таможенных пошлин, ни тратится на дальние перевозки. Просто на Украине у него есть конкуренты, за счет чего на Украине формируется конкурентный рынок цемента, а в ПМР у РЦК конкурентов нет.
Поднять сегодня вопрос о засилии и всесилии монополистов в Приднестровье побуждает явно обозначившийся курс правительства ПМР переложить на простых приднестровцев бремя экономического кризиса, возникшего во многом из-за непрофессионального руководства шевчуковских дилетантов. Не дрогнув, они сократили реальные зарплаты бюджетников на 20 процентов. Не дрогнут и дальше.
Поэтому общество имеет право ставить вопрос о том, чтобы бремя кризиса несли не только простые приднестровцы. И уж если правительство обрезает зарплаты, с него можно потребовать, чтобы оно начало бы жестко контролировать и монопольные цены.
Скажут, у нас же есть антимонопольный комитет, который занимается регулированием цен. На хлеб, там, на молоко. К сожалению, к антимонопольному ведомству больше вопросов, чем ответов. Являясь одним из важнейших инструментов рыночной экономики, наше антимонопольное ведомство, вероятно, после КГБ можно назвать самым секретным ведомством. Потому что о его деятельности и достижениях почти ничего не известно. Теоретически работы у ведомства прорва в силу вышеназванных особенностей ПМР и антимонопольное ведомство должно было бы стать одним из основных защитников народа от монопольных цен, но о его стратегии, принципах, каких-либо антимонопольных акциях почти ничего не известно.
Такое ведомство должно вполне устраивать местных монополистов. Что порождает сомнения не только в профессионализме приднестровских антимонополистов, но и, например, в их коррупционной чистоте.
Чтобы не быть голословным, приглядимся только к одной сфере бизнеса – транспортным перевозкам.
Транспортная сфера в ПМР – супердоходная. Поэтому она находится под "попечительством", если не сказать больше, самых высоких руководителей республики. Возможно и другое: именно потому, что находится под попечительством высоких руководителей, транспортная сфера в ПМР и является супердоходной. И уж точно, ее развитию и "узким местам" уделяется гораздо больше внимания, чем, допустим, медицине в ПМР, с которой у нас, откровенно говоря, просто капец. По крайней мере, не обходится ни одного "5+2", где бы вновь и вновь наша Штанская не поднимала вопроса о транспортной сфере. А вот про капец медицины вообще не помню, чтобы говорили в формате "5+2".
Транспорт в ПМР работает просто на сказочных тарифах. Я говорю о том, что касается перевозки людей, то есть что впрямую бьет по карману приднестровцев. Сравним, например, наши тарифы хотя бы с украинскими.
Проезд от Тирасполя до Днестровска (35 км) стоит 22 рубля ПМР. Или 0,63 руб. за км. Проезд от Кучургана до Одессы ("Два столба", 70 км) стоит 20 гривен или 16 рублей ПМР, то есть 0,2 рубля ПМР за км. Ни в полтора, ни в два, ни в два с половиной, а в три раза дешевле!
Куда смотрит антимонопольный комитет ПМР?
Недавно антимонопольщики приезжали в Днестровск и объясняли, почему правительство ну просто не может себе позволить дальше предоставлять транспортные льготы пенсионерам и инвалидам при поездках в Тирасполь. И таки изменили эти льготы, практически их ликвидировали. Хотя Днестровск у нас до сих пор не сформирован как город, и днестровцы вынуждены ездить в Тирасполь в суды и разные учреждения для решения своих вопросов.
Недавно в Одессе и в Тирасполе произошло очередное повышение тарифов на городских маршрутных такси. Ну, в Одессе понятно – там гривна падает день ото дня. А в ПМР тарифы ползут вверх на фоне железобетонного доллара. Куда смотрит антимонопольный комитет?
Стоимость проезда сегодня в городской тираспольской маршрутке составляет 3,5 руб. А в Одессе – 3 гривны, т.е. менее 2,5 руб. ПМР. При том, что длинна городских маршрутов в Одессе в два-три раза превышает тираспольские.
При всем при том стоимость солярки на Украине и в ПМР примерно одинаковая в сопоставимых ценах.
Куда смотрит антимонопольный комитет?
Подобный анализ можно провести и по другим слагаемым семейных расходов приднестровцев. Будет справедливо, если правительство после того, как выгребло из этих кошельков пятую часть доходов, обратит свой взор на цены и тарифы, и если не в разы, то хотя бы на те же 20 процентов умерит аппетиты приднестровских монополистов.
Экономический обозреватель ПМРФ.