Украинско-приднестровские тезисы с позиции государственнических сил ПМР
ОТКРЫТАЯ ЧАСТЬ
1. События, разворачивающиеся сейчас в ходе государственного переворота в Украине, являются исключительно внутренним делом самой Украины, ее властей, политических сил и народа. Итогом этих событий станет результирующая от соотношения основных действующих сил либо победа одной из этих сил, наиболее организованной, сплоченной, идейно и материально оснащенной и активной. Пока что сохраняется многовариантность окончательного итога.
2. Для Приднестровья оценка украинских событий как внутреннего дела самой Украины означает, помимо невмешательства во внутренние дела соседнего государства, готовность сотрудничать с будущей властью любой конфигурации в духе норм традиционных межгосударственных взаимоотношений.
3. Это однако не означает отказа ПМР от защиты прав и интересов своих граждан, где бы они ни происходили и когда бы ни были нарушены – в ходе украинских событии или после них или в связи с ними.
4. Союз государственнических сил Приднестровской Молдавской Республики считает, что пп.2,3 применимы к политике и других государств, так или иначе связанных с событиями в Украине, призывает эти страны не вмешиваться во внутренние дела Украины ни на чьей стороне, в то же время всемерно усилить внимание вопросам защиты прав и интересов своих граждан в связи с украинскими событиями.
5. Краткий анализ ситуации в Украине исключительно в целях выработки стратегии и тактики государственнических сил ПМР
а) Действующими факторами украинских событий являются:
ГМК – государственно-монополитический капитализм (чиновничество плюс олигархат – компрадорского и национального содержания, между которыми происходит схватка за власть в Украине).
ПФШС – правые фашистско-шовинистические (они не националистические! не путать) силы.
НДС – народно-демократические силы, в основном, с идеалом русского менталитета абсолютной, без малейших пятнышек справедливости.
ПАЛ – подонки, авантюристы, люмпены.
РПУ – региональные пристрастия и установки: Западная Украина, Центральная Украина, Юго-Восточная Украина.
МБ – международные бенефициары (получатели выгоды от украинских событий).
б) Движущей силой украинских событий являются НДС. На сегодняшний день они плохо организованы, плохо структурированы, не имеют общенациональных лидеров и весомого представительства в органах власти, а также внятной, зафиксированной в документах идеологии. Они удерживают свое влияние, в основном, благодаря своему подавляющему численному превосходству, обеспечивающему постоянную ротацию активистов. В ходе переворота, они будут скорее всего, расколоты на РПУ, оттеснены на задворки на Западе и в Центре, укрепив свое влияние на юго-востоке путем достраивания необходимых своих структурных и идеологических институтов. Объединяющим НДС порывом стала несправедливость в распределении национальных доходов, неисполнение президентом Януковичем своих предвыборных обещаний, вызывающая роскошь и безнаказность высокопоставленных воров.
Президент Янукович, чья деятельность стала одним из детонаторов народного недовольства, проводивший политику лавирования между Западом и Востоком, видимо, не является самостоятельным участником событий. Сегодня Янукович (или светлый образ его, «Семнадцать мгновений весны» – о пасторе Шлаге) призван для укрепления позиций НДС Юго-Востока. И там, скорее всего, постараются, чтобы больше сюрпризов не было.
Получателями выгод от переворота, скорее всего, станут на Западе и кое-где в Центре представители компрадорской части ГМК, ПФШС, ПАЛ (в лице таких представителей, как Кличко или Яценюк). Легкость с которой украинские события разворачивались в их пользу, обусловлена тем, что эти силы хорошо и своевременно подготовлены, вовремя профинансированы, а главное, хорошо организованы и имеют своих представителей в Верховной Раде в достаточном количестве, чтобы придать видимость легитимности совершаемому мятежу евроинтеграторов, которые после вильнюсского саммита пошли ва-банк. Укрепят свои позиции на Западе и в Центре такие МБ как Польша, Германия, США. На Юго-Востоке бенефициарами, скорее всего, станут национальная часть ГМК, достроенные НДС и МБ – Россия и ПМР (при проведении ими правильной политики).
в) Содержанием непрекращающейся схватки участвующих в перевороте сил является (в тактике) борьба за Центр, попадет ли он в сферу влияния Запада или Востока. В стратегии мы наблюдаем попытку дорешать основной вопрос Украины, этого скроенного из лоскутков псевдогосударства, а именно: где по Украине пройдет межцивилизационная грань, разделяющая Западную и Восточную (русскую, славянскую) цивилизации. Сегодня возможны оба результата схватки. Если удастся избежать широкомасштабной гражданской войны (а в зачаточном состоянии она уже присутствует на Украине), то еще возможно временно сохранить единую Украину, но только как федерацию или даже конфедерацию при наличии серьезных гарантий со стороны МБ обеим частям конфедерации. Если не удастся остановить гражданскую войну, то основной вопрос Украины может быть решен уже в ходе нынешнего переворота. События в Украине развиваются так, что возврат к прежнему псевдогосударству уже невозможен.
Нужно сделать все, чтобы основной вопрос Украины был решен самим народом Украины, бескровно и без вмешательства извне.
6. Ситуация в Приднестровье содержит грозные предпосылки самозапуска событий, подобных тому, что происходят на Украине. Хотя основной вопрос о границе цивилизаций Приднестровье решило еще 25 лет назад в ходе народной приднестровской революции, Приднестровье окончательно самоопределилось с восточным вектором своего развития и у нас значительно короче список действующих сил, в ПМР остается востребованной критическая масса, взорвавшая и Украину: тираспольский Янукович за два года своего правления совершил немыслимое, восстановил против себя и своей команды подавляющую часть приднестровцев. Как показала совместная акция шести ведущих интернет-ресурсов приднестровской оппозиции, социологический опрос, проведенный в конце прошлого года, только один из десяти приднестровцев сегодня доверяет тираспольскому Януковичу. Нет таких безобразий киевской команды, вызвавших гнев и протест народа, которые бы не были бы совершены и в Тирасполе. Начиная от сумасшедшего хапанья народных денег, бесконтрольного их использования в личных целях – до заведомо обреченных на провал экономических новаций (газовые тарифы) или глупых антидемократических и незаконных демаршей типа закрытия доступа к интернет-ресурсам приднестровской оппозиции.
Приднестровье не может вступать в трудные времена с руководителем страны, которому не доверяет большинство народа. Обсуждать его действия (бездействие) в связи с событиями на Украине в условиях недоверия не имеет никакого смысла. Самым разумным было бы президенту ПМР Е. Шевчуку добровольно уйти в отставку уже не позже средины-осени 2014 года, предварительно укрепив техническую команду управленцев и добровольно погасив свои политические и экономические долги перед народом. Если ему для этих шагов требуется признанное выражение народной воли – пусть проведет референдум, по идее его соперника на президентских выборах и «смертельного друга» О. Хоржана, который обязался в случае победы на выборах через два года провести референдум о доверии. Два года как раз прошли. Результат референдума о недоверии Е. Шевчуку – предсказуем, кто в этом сомневается?
7. Но, как показывает урок Украины, Януковичи сами не уходят. Приднестровцам надо быть готовым к тому, чтобы досрочная смена президентско-исполнительно-судебной власти и разбор ее полетов (чтобы другим неповадно было) произошла бы в ПМР бескровно, законным образом, демократическим путем. Значительную роль в таком развитии событий смог бы сыграть Верховный Совет ПМР, пока еще пользующийся доверием значительной части приднестровцев. Свое слово могли бы сказать и политические партии, как раз для такого рода дел и существующие. Прежде всего – партия «Обновление», которая в конце концов должна стать правящей партией не формально, а по существу. Не исключен вариант, когда глава государства будет принужден-таки у нас работать не на свое ООО, а на государство, в интересах народа, давшего ему временную власть в стране. Но надо понимать, что такое перерождение возможно исключительно и только в условиях сильной, целенаправленной представительной власти и сильных политических партий государственнического, народно-демократического толка. То есть и при таком гипотетическом перерождении нашего главы государства без улучшения положения дел в этих институтах власти не обойтись.
8. Урок Украины также показывает, что в трудные времена простому народу не на кого рассчитывать, кроме как на самого себя. Приднестровье стоит перед необходимостью создания широкого народно-демократического, государственнического движения. Эту задачу придется решать в условиях, когда организованной оппозиции, которая могла бы поставить и последовательно решать важные задачи, имеющие государственническое значение, в Приднестровье практически нет. Первым шагом для объединения сил приднестровцев, встревоженных событиями на своих границах и внутри своего собственного дома, могло бы стать постоянно-действующее совещание государственнических сил, начать работу которое могло бы немедленно. В ближайшее время ПМРФ опубликует проект программы государственнических сил. Приглашаем всех желающих принять участие в ее создании, а потом обсуждении. Используя для этого всем известные оппозиционные интернет-ресурсы, которые показали уже на примере совместно проведенного опроса о доверии властям ПМР, что им по силам ставить и решать подобные задачи.
9. Надо понимать, что Приднестровская Молдавская Республика при любых раскладах на Украине неизбежно будет втянута в водоворот украинских событий, как это уже не раз показывала история ПМР. Поэтому в оставшийся приднестровцам небольшой лаг времени необходимо успеть провести большую подготовительную работу, в том числе, и описанную в закрытой части данных тезисов. Главными принципами любых действий приднестровцев при этом должны быть – бескровность, мирный характер, законность, народовластие, суверенитет ПМР, невмешательство во внутренние дела других стран.
ЗАКРЫТАЯ ЧАСТЬ
1. (Об укреплении межнационального мира в ПМР.)
2. (О Союзе украинцев ПМР.)
3. (О продовольственной безопасности.)
4. (Об энергетической безопасности.)
5. (О финансовой устойчивости.)
6. (О самообороне и поддержании правопорядка.)
7. (О международных консультациях и совместных действиях на украинском направлении.)
8. (О консультациях и совместных действиях с администрациями и ведущими политическими силами Одесской, Винницкой областей.)
9. (О пропаганде и СМИ.)