ЗАЧЕМ ПРЕЗИДЕНТ ПРИДНЕСТРОВЬЯ ПОДСТАВЛЯЕТ РОССИЮ?
Некоторые предложения руководства Приднестровской Молдавской Республики, отдельных депутатов Верховного Совета ПМР, поддерживаемые отдельными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и ставящие Российскую Федерацию, мягко говоря, в неловкое положение, приобрели характер странной тенденции.Ещё в начале мая 2009 года в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики от депутатской фракции «Обновление» были внесены законопроекты «О внесении изменений в закон ПМР «О центральном банке ПМР» и «О внесении изменений в закон ПМР «О валютном регулировании и валютном контроле». Предполагалось, что, если бы они были приняты, рубль РФ стал бы на одну планку по обращению, как и денежная единица ПМР — приднестровский рубль.Разработчик данной законодательной инициативы, депутат ВС ПМР А. Сипченко, рассматривал предлагаемое нововведение в качестве фактора взаимопроникновения экономик России и Приднестровья. «Принятие данного пакета законопроектов позволит приднестровским экспортерам минимизировать курсовые издержки, связанные с экспортом товаров в Российскую Федерацию, а также создать условия для повышения инвестиционной привлекательности республики, и в первую очередь — для российских инвесторов», — пояснял тогда Сипченко.
Следует напомнить, что возглавлял тогда фракцию лидер партии «Обновление» Е.В.Шевчук, ныне Президент ПМР.
Тогда эти новшества не были приняты.
По всей видимости, ни разработчик, ни лидер партии не знали, что одного их желания для решения данной проблемы мало, что финансовое регулирование и денежная эмиссия в Российской Федерации, согласно статье 71 Конституции РФ, является предметом ведения исключительно Российской Федерации, и, что денежная единица является одним из атрибутов и признаков суверенной власти государства.
Наверное, для начала, необходимо было спросить Российскую Федерацию, а потом выдвигать инициативы.
А тем временем, в Приднестровье всё больше стали забывать об экспорте товаров в Российскую Федерацию и о создании условий инвестиционной привлекательности для российских инвесторов.
Так, в результате новой экономической политики доля экспорта товаров в Российскую Федерацию достигла за эти годы минимального уровня в 20%, а крупнейшие предприятия Приднестровья с российским капиталом были вынуждены либо остановиться, либо были на грани остановки.
Тогда же, в 2009 году, в Верховный Совет ПМР были внесена ещё одна законодательная инициатива, предусматривающая использование российского триколора наряду с Государственным флагом ПМР. Так, законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственной символике ПМР» предполагал введение дополнительной государственной символики — национального флага Приднестровья, представляющего собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
Авторы инициативы считали, что национальный флаг будет служить символом единения многонационального приднестровского народа, знаменующим общую историю ПМР и России.
Но эта инициатива тогда не понравилась российскому внешнеполитическому ведомству и от принятия этого закона в Приднестровье отказались.
«В мировой практике такого еще не было. Я таких случаев не знаю — это беспрецедентно, — заявил тогда «Коммерсанту» заместитель главы департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов. — Чтобы понять, как на это реагировать, понадобится юридическая экспертиза».
В свою очередь, ответственный секретарь Геральдического совета при президенте РФ Г.Калашников также был озадачен инициативой Приднестровья. «Более чем странное решение. Если это задумывалось как пророссийская акция, то и так всем ясно, что Приднестровье настроено пророссийски, — заявил Калашников. — Это неумно, и реагировать на это следует нашему дипломатическому ведомству».
Чтобы не смешить людей, не мешало бы и в этом случае заглянуть в Конституцию Российской Федерации. А там в статье 70 сказано, что Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Но, есть одна категория людей, которые и на своих ошибках ничему не учатся и вновь наступают на те же грабли.
Вновь реанимируется идея об официальном хождении в Приднестровье российского рубля. На этот раз в сентябре нынешнего года её озвучил и поддержал наш с вами земляк, депутат Государственной Думы Российской Федерации Р.Худяков.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Специальный Представитель Президента России по Приднестровью Д.О.Рогозин, когда его спросили об этом 3 сентября этого года, предпочёл не комментировать эту идею, а о самом Р.Худякове сказал, что не имеет чести его знать.
В Верховный Совет Приднестровья вновь внесен на рассмотрение законопроект относительно нового флага. И вновь инициатором является депутат А.Сипченко. Только теперь он является ещё и председателем пропрезидентской партии «Возрождение». Как-то не верится, что А.Сипченко проявил самостоятельную, не согласованную с Президентом, инициативу.
Только теперь этот флаг он называется Флагом народного единства. Согласно этому законопроекту наряду с нынешним флагом Приднестровья предлагается использовать флаг России, только теперь с отличительным знаком в углу полотна.
В преамбуле к закону говорится, что целью нового флага является консолидация народа Приднестровья во имя Российской Федерации. Цвета и размеры флага планируется сделать такими же, как у российского. Также существуют предложение добавить на него особый знак отличия. Планируется, что новый флаг будет использоваться наряду с Государственным флагом Приднестровья. Он будет вывешиваться на правительственных зданиях, и здания госучреждений.
«Этот закон не меняет статус действующего в Приднестровье государственного флага. Авторы законопроекта говорят, что это будет являться подтверждением исторического прошлого приднестровского народа, и его стремление к развитию вместе с Россией» — говорится на сайте Верховного Совета ПМР.
Могу сказать только одно – с 2009 года никаких изменений в статью 70 Конституции Российской Федерации не вносилось.
Но в стремлении показать своё особое отношение к России всех превзошёл Президент ПМР.
Президент Приднестровья Евгений Шевчук внес на рассмотрение Верховного Совета ПМР проект конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики». Глава государства, в частности, предложил дополнить Основной закон государства Статьей 58-1 следующего содержания:
«Правовую систему Приднестровской Молдавской Республики образуют федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры.
Особенности применения федерального законодательства Российской Федерации устанавливаются конституционным законом».
С учетом стремления приднестровского народа интегрировать в российское пространство, Президент Приднестровья считает необходимым введение в действие на территории ПМР федерального законодательства Российской Федерации. «Это позволит непосредственно распространить и применить российский законодательный опыт, что, по мнению Президента, является непременной составляющей внутренней жизни Приднестровья с учётом волеизъявления народа Приднестровской Молдавской Республики «за последующее свободное присоединение к России» на референдуме 2006 года, а также с учётом фактора безусловности воли народа и её обязательности для всех институтов власти», — отмечается в пояснительной записке к проекту конституционного закона.
Законодательной инициативой Президента ПМР предлагается ввести в правовую систему Приднестровья наряду с законодательством ПМР федеральное законодательство Российской Федерации. При этом оговаривается, что приоритетным ориентиром должно являться федеральное законодательство Российской Федерации, а законодательство ПМР, в иерархии законодательства, должно занимать подфедеральный уровень. Особенности применения федерального законодательства РФ, с учетом основ конституционного строя, формы государственного устройства, административно-территориального деления, будут установлены специальным Конституционным законом.
Об отношении приднестровцев к России лучше всего говорят результаты референдума 2006 года, когда на вопрос «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?» «за» проголосовало более 97 % от принявших участие в голосовании. И, проведи сегодня ещё один референдум с такой же повесткой дня, результат был бы такой же, если не выше. Это понятно каждому приднестровцу.
Но, как мне кажется, на этой идее уже начали спекулировать.
Я не меньше нашего Президента люблю и уважаю Россию, гражданином которой я являюсь. Я так же являюсь гражданином Приднестровской Молдавской Республики, служению которой я отдал почти половину своей жизни с самых первых дней зарождения идеи о нашей государственности.
С сожалением, но в очередной раз приходится обращать внимание гаранта Конституции Приднестровской Молдавской Республики, каковым по статье 59 Конституции ПМР является её Президент, на его достаточно вольное обращение с Конституцией, на которой он присягал.
Я уже говорил о том, что негоже на двадцать четвёртом году нашей государственности и независимости говорить о «цивилизованном разводе» с Республикой Молдова. На мой взгляд, уместнее было бы говорить о добрососедстве.
При всём неудобстве, приходится напомнить Президенту, чтостатья 1 Конституции из основ конституционного строя устанавливает, что:
Приднестровская Молдавская Республика — суверенное, независимое, демократическое, правовое государство.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Приднестровской Молдавской Республике. Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа.
Конституция ПМР, как известно, принята на референдуме, что является высшим непосредственным выражением власти народа…
Статья 2 Конституции устанавливает, что:
Конституция Приднестровской Молдавской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики.
А статья 15 Конституции устанавливает, что:
Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики.
Поэтому, никакой статьёй 58-1 и никаким конституционным законом нельзя изменить то, что принято референдумом и является основами конституционного строя.
Кстати, следует напомнить, что первая часть вопроса на референдуме 2006 года гласила «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики?»
И вот, гарант Конституции и Президент Приднестровской Молдавской Республики предлагает, по сути, отказ от независимости и верховенства Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
Это не что иное, как конституционный переворот.
Предлагается конституционным законом изменить основы конституционного строя, которые могут быть изменены только референдумом.
Предлагается, что приоритетным ориентиром, то есть, верховенством, должно обладать федеральное законодательство Российской Федерации, естественно, в том числе, Конституции Российской Федерации, а законодательство ПМР, то есть, и Конституция ПМР, в иерархии законодательства, по предложению Президента, должно занимать подфедеральный уровень.
А как же суверенность и независимость ПМР?
А как же высшая юридическая сила и прямое действие Конституции ПМР?
А почему нам Президент не сообщил столь радостную весть, что мы уже являемся 84-ым субъектом Российской Федерации?
Он, что, уже сложил с себя полномочия Президента ПМР и стал губернатором нового субъекта Российской Федерации?
Конечно, никто, и я, в том числе, не против, но когда это случилось?
А Российская Федерация, вообще об этом знает или её, как и с инициативами в 2009 году, никто и спрашивать не собирается?
Одно непонятно.
Неужели Е.В.Шевчук не понимает абсурдность этого предложения?
Или, если он это понимает, значит, делает это осознанно. Ведь, если депутаты Верховного Совета, осознавая абсурдность и антиконституционность этого предложения, откажутся его принимать, их тут же обвинят в нелюбви к России. А это, по сути, для них – смертный приговор.
Или мы хотим получить официальный отказ от России и, тем самым, дать повод для злорадства нашим недругам?
Разве это самый удобный момент для этого?
И, вообще, зачем создавать России дополнительные проблемы?
Неужели Президент не понимает, что таким «признанием в любви» к России, он льёт воду на мельницу недругов России?
России до сих пор некоторые не могут простить признания Южной Осетии и Абхазии. Я не говорю, что Россия от этого страдает, но, тем не менее.
Только ленивый не пытается пнуть Россию за её позицию по несостоявшемуся подписанию Украиной соглашения об ассоциированном членстве с Европейским Союзом.
Только что закончился в Вильнюсе саммит министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ, на котором была высказана позиция, в том числе МИД России, по переговорному процессу Приднестровья с Республикой Молдова.
К чему такая подстава России?
Вон, некоторые уже предлагают бойкотировать Олимпийские игры в Сочи в знак солидарности с представителями сексуальных меньшинств.
Так что, ещё один повод предлагается?
Разве мало, что Россия и так оказывает огромную материальную, информационную и внешнеполитическую поддержку?
Если настоящая инициатива – следствие непонимания ситуации и момента или непонимания вообще, то – это полбеды. Неприятность эту мы переживём.
Если же это осознанная провокация – это гораздо хуже.
Это может дать новый импульс нападкам на Россию, новому всплеску требований вывода воинского контингента Оперативной группы войск Российской Федерации и российских миротворческих сил, замены миротворческого формата.
А вот это уже гораздо серьёзнее.
Председатель
Республиканской политической партии «Родина»
А.А. Караман.