Год назад – 28 февраля 2015 года в парке «Победа» г. Тирасполь прошел митинг против повышения цен и тарифов на услуги ЖКХ, медицины и образования. Сам факт проведениятакого массового мероприятия (более 500 чел.) явно продемонстрировал отрицательное отношение в обществе к политике, которую проводило Правительство республики. Это собственно и подтвердилось на выборах в Верховный совет ПМР в ноябре 2015 года.
Несмотря на то, что сам митинг длился не более полутора часов, его итоги и результаты, на наш взгляд до сих пор находят отражение в общественно-политической жизни в Приднестровье. В чем конкретно это заключается? И что за этот период можно отнести к упущенным возможностям, а что сегодня представляют собой новые вызовы? В ответ на эти вопросы, стоит выделить следующие позиции.
Первое. Необходимо выстраивать новый механизм по работе с общественными организациями и взаимодействовать с гражданским обществом. Митинг ясно показал стремление властей поделить организации на «своих» и «чужих», вместо консолидации усилий. Это всегда проигрышная стратегия для руководства государства. В итоге заложником ситуации остается само общество. Чем был, по сути, митинг? Это был прямой сигнал властям, что «ребята ваши решения не просто не поддерживаются гражданами, они работают против вас самих». Но вместо соответствующих выводов и совместной работы некоторые чиновники и общественники постарались сделать из организаторов чуть ли не заговорщиков. Признаю, что неприятностей доставили нам достаточно: начиная от внеплановых проверок организации, заканчивая задержанием наших сторонников. Однако, что получили на практике? Проверки ничего не дали, сторонников выпустили, а общественные обвинители и чиновники успешно сменили кафтан и принялись набрасываться на правительство, встраиваясь в меняющуюся ситуацию в республике. Так может продолжаться до бесконечности, пока власть будет ориентироваться только на «своих». С принципом «разделяй и властвуй» надо уметь работать.
В свою очередь современная практика свидетельствует, что работа власти с гражданским обществом это не целевые указания во всем одобрять решения чиновников. Власть, как никто другой, должна быть заинтересована, чтобы общественность могла и была обязана высказывать свое критическое отношение управленческих решений. Но это должно быть не огульно, а по существу. Митинг ОД «Народного Единства» как раз и был таким обращением со своими предложениями к руководству республики.
Второе. Митинг продемонстрировал запрос в обществе на новые, точнее хорошо забытые старые формы публичной деятельности: митинги, открытые дискуссии, экспертные доклады, итоги которых должны служить руководством к действию по исправлению тех недочетов, которые указываются. В этой связи стоит признать, что митинг своим фактом возбудил некоторых чиновников и общественных деятелей, так как он, по сути, прошел не по заведенному расписанию. Так уж повелось, что у нас активная деятельность организаций допускается только в период предвыборной кампании, т.е. 1 раз в 5 лет. А если хотите о чем-то поговорить, то для этого есть 1 мая или 7 ноября. По мнению чиновников этого достаточно. Такой подход только подчеркивает ущербность и неспособность ответственных структур работать с общественным мнением и выстраивать механизмы обратной связи. Старая практика – попытаться спрятаться за пайки и админресурс, а в перспективе не приведет ни к чему хорошему, и это лишь вопрос времени. Жизнь требует новых форм консолидации общества, а также участия граждан в принятии решений.
Третье.Митинг, по сути, оформил протестную «повестку дня» и запрос общества на мероприятия по стабилизации ситуации. Так, с одной стороны, подтверждаются наши прогнозы о негативных последствиях, например, от решения по повышению тарифов на ЖКХ, с другой идет концептуальная реализация предложений, озвученных 28 февраля 2015 года. К ним можно отнести замораживание тарифов, контроль за расходование средств, создание комиссии по вопросу выплаты заработной платы и многое другое. Несмотря на эти обстоятельства, могу сказать, что хороша ложка к обеду. (См. "Сопливых вовремя целуют…" – примечание ПМРФ) Конечно, эти предложения не потеряли своей актуальности. Однако этот факт и беспокоит, с точки зрения упущенного времени и возможностей. Так без ответа пока остается вопрос, что мешало Верховному совету ПМР с марта по июль 2015 года поднимать и решать эти вопросы. Мы прекрасно понимаем, что парламентское большинство для принятия этих решений имелось.
Четвертое.Если с необходимостью принятия антикризисных мер все понятно, т.к. дискуссия идет давно, то исполнение явно хромает (почему – вопрос для отдельного разговора).
Сегодня на первый план выходит вопрос уже не «что делать?», а «что дальше?». Другими словами, в обществе существует запрос на Стратегию развития, Программу действий – не аморфно расплывчатую, а с четким видением и механизмом реализации. Более того, как никогда, остро стоит кадровый вопрос – кто будет реализовывать эти программные установки? Это актуально как для администрации президента, так и для новой команды руководства Верховного совета ПМР. Затягивание с ответами на эти вопросы, будет только усиливать недоверие со стороны граждан.
В заключение хотел бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Когда люди готовы самостоятельно приехать на митинг в феврале месяце в холодной погоду, невзирая на административное давление и угрозы – это говорит о многом. Но главное все же, что граждане готовы прощать очень многое нашим чиновникам, кроме одного – их короткой памяти по поводу предвыборных обещаний и желания выглядеть самыми умными. Этот номер уже не пройдет.
Анатолий Дирун, общественное движение «Народное Единство»