В. Кравчук, депутат ВС ПМР: В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ ОПРЕДЕЛЯЛИСЬ С ПРИОРИТЕТАМИ
15 января 2016 года, в Верховном Совете состоялся предметный разговор, инициированный парламентским комитетом по экономической политике, бюджету и финансам. Реальный необеспеченный дефицит бюджета, тенденция мирового спада экономики, увеличивающиеся политические риски для Приднестровья и внутренние негативные процессы собрали представителей крупных промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса Приднестровья, ученых и общественников в пленарный зал ВС ПМР на парламентские слушания по совместной выработке антикризисных мер. Депутаты, которые имеют свои наработки и расчеты по необходимым антикризисным мерам в экономике, больше слушали тех, кто на себе испытывает все трудные реалии сегодняшнего дня. Ведь их мнение, их практический опыт, – своего рода, платформа, на которой может и должна быть выстроена антикризисная Программа.
Говорили не только о ситуации в Приднестровье, ведь мировая экономика не знает границ, а ее процессы неизбежно влияют на все государства. Было отмечено негативное влияние падения стоимости углеводородов и девальвации валют развивающихся стран, о продолжающейся мировой экономической рецессии со всеми вытекающими негативными последствиями.
Гигантский дефицит Проекта консолидированного бюджета Приднестровья, представленного Правительством, составляет 46% к расходам, а в абсолютном выражении – 2 205 716 051 руб. При этом, реальных источников для покрытия дефицита бюджета в сумме 1,1 млрд. руб., нет. И это не смотря на то, что представленный бюджет рассчитан, исходя из оптимистичного варианта развития экономики. Ситуация неопределенности преференциального режима для наших предприятий, реализующих продукцию в Европейский Союз, создание совместных с Молдовой таможенных постов, на украинско-приднестровском участке границы, девальвация валют стран-партнеров, и д.р., в целом усиливающие внешние риски, не позволяет говорить об оптимистичном варианте развития экономики в 2016 году.
Во вступительной речи председатель законодательного органа страны Вадим Красносельский обозначил основные факторы, сдерживающие рост развития экономики и негативно влияющие на Приднестровье в целом. Внешние факторы – независимые от решений органов власти, и внутренние, которые напрямую зависят от решений всех органов власти. Именно внутренний фактор и следует подвергнуть режиму пересмотра и либерализации в целях создания благоприятных инвестиционных условий развития экономики.
В докладе Александра Мартынова, председателя парламентского комитета по экономической политике, бюджету и финансам, были озвучены параметры, говорящие о системном кризисе экономики Приднестровья: ВВП – 2000 $ на душу населения, что указывает на крайне низкий уровень развития экономики, один из самых низких в СНГ. Так же было указано на существенную диспропорцию, влияющую на долю расходов в Приднестровье. Так, на 100 получателей пенсий в Приднестровье приходится всего 101 занятый работник. При этом, 47% приходятся на лиц, занятых не в реальном, а в государственном секторе. Вклад малого бизнеса в ВВП республики составляет всего 10-12%. Приднестровье занимает лишь 120-е место в международном рейтинге инвестиционной привлекательности, а объем инвестиций составляет около 15% при потребности в 35-40%. Налоговая нагрузка на экономику Приднестровья составляет около 33% ВВП, что значительно превышает параметры, допустимые в развивающихся странах. При этом, не смотря на значительную и сверхнормативную налоговую нагрузку, денег в бюджете все равно не хватает.
Основную проблему роста дефицита бюджета Александр Мартынов видит в непомерном росте фактических государственных расходов, которые с начала двухтысячных годов увеличились с 38 до 50% ВВП. То есть, 50 процентов ВВП перераспределяется сегодня через государственный бюджет при норме для развивающихся государств, всего лишь на уровне 35-40 процентов.
А плановые расходы, заложенные Правительством на 2016 год, еще выше и достигают почти 60% ВВП! Для такой слаборазвитой экономики, как приднестровская, это фатальное сочетание, при котором говорить о создании новых предприятий, рабочих мест, инвестициях и, в конечном счете, росте уровня жизни граждан невозможно. При этом, резервы финансирования расходов за счет увеличения налоговой нагрузки уже исчерпаны, констатирует Александр Мартынов. По мнению докладчика, в этой ситуации государственные антикризисные меры должны быть направлены:
- на оптимизацию государственных расходов;
- снижение налоговой нагрузки, прежде всего, в производственном секторе;
- улучшение инвестиционного климата внутри республики, вывода части экономики из тени.
Потом слово взяли промышленники и аграрии, ведь основной целью собравшихся было услышать тех, кто работает в реальной экономике, учесть их мнение при выработке антикризисных мер.
Исполнительный директор СПАП ПМР Владимир Беркович напомнил присутствующим, что разговор об антикризисных мерах ведется давно, исполнительная власть уже представляла план антикризисных мероприятий. Верховный Совет не согласился с предложенным вариантом и представил свой антикризисный проект. Однако он не был воспринят уже исполнительной властью. Все это говорит о том, что в Приднестровье, помимо экономического кризиса, налицо серьезный политический кризис власти. В результате государство оставило своих экономических агентов фактически один на один с существующей кризисной ситуацией.
В сложившихся условиях, чтобы только сохранить производственные предприятий хотя бы на уровне 2015г., ряд проблем реального сектора экономики решать надо в очень срочном порядке.
Среди них:
- проблема разного подхода в формировании цен по тарифам на энергоносители;
- не рыночный, а преференциальный подход к распределению государственных заказов;
- пресловутая проблема с МРОТ;
- вопрос высокой стоимости воды, предусмотренной для систем орошения;
- нет прогресса в вопросе сбыта приднестровской продукции на рынках РФ;
- высокая налоговая нагрузка на промышленные предприятия.
Особое внимание Владимир Беркович акцентировал на том, что в кризисной ситуации необходим особый подход к вынужденно простаивающим предприятиям. Пустить «с молотка» предприятие или отрасль легче, чем создать новое.
Представитель аграриев Приднестровья Василий Тищенко призвал законодательную власть в антикризисной программе обратить особое внимание на стратегическое развитие АПК, как естественного и единственного природно-климатического ресурса Приднестровья. Остановить развал крупных сельхозпредприятий, способных эффективней и производительней развивать современное сельскохозяйственное производство. И вернуться к вопросам обеспечения продовольственной независимости нашего государства. Анатолий Чебаненко, представитель фирмы «Агростар», призвал вернуть работникам, занятым в сельскохозяйственной отрасли, учитывая сезонный характер работы, не ежедневный, 8-ми часовой подход по начислению зарплаты, а суммарный, за отработанный период. Раскрыть информацию по кредитам для сельского хозяйства ПМР, представленным Российской Федерацией. Он предложил выдавать эти кредитные ресурсы только тем сельхозпредприятиям, которые планируют расходовать их на мероприятия, дающие наибольшую добавленную стоимость. Снизить, или даже обнулить таможенную стоимость на всю импортируемую сельскохозяйственную технику и оборудование, в том числе и сельхоз-авиацию.
Представитель малого бизнеса Олег Паламарчук заявил о необходимости отдельной антикризисной программы для малого бизнеса. Ситуация, когда требования отчетности функционирования предприятий малого бизнеса с числом работников не более 10, такие же, как и у крупного, (например, МГРЭС), не приведет к росту развития малого бизнеса в Приднестровье. Доля малого бизнеса в ВВП республики и так на самом низком уровне, и находится на уровне 7%, при средней норме для развивающихся стран – 30%.
Представитель строительной отрасли Приднестровья Юрий Глемба акцентировал внимание законодателей на отсутствии льготного долгосрочного кредитования, как отрасли, так и ипотечного кредитования потребителей строительной отрасли. Серьезная проблема связана с отсутствием в государстве тендерного законодательства с едиными и прозрачными правилами. Высокие налоги (10% сбор за ввод нового жилья), стоимость государственных услуг в разрешительной системе и, как пример, рост стоимости медосмотра работников предприятия, (увеличение на 2016г. составляет 2,5 раза).
В ходе слушаний затрагивались и другие проблемы, а именно:
- таможенные процедуры (сопровождение, регистрация контрактов);
- проблема деофшоризации;
- монополизация рынка отходов цветных металлов и лома черных металлов;
- государственные препоны при реализации инвестиционных проектов, затягивающиеся на годы;
- государственная задолженность поставщикам товаров и услуг и др.
Директор обувной фабрики «Флоаре» Борис Кичук обозначил основную проблему приднестровских экспортно-ориентированных предприятий. Он отметил, что эти проблемы неизбежно трансформируются на всю экономику страны, так как связаны с резкой и серьезной девальвацией национальных валют стран СНГ на фоне стабильного и незыблемого курса приднестровского рубля. Такая политика государственных властей, по словам Бориса Кичука, является антигосударственной по отношению ко всей экономике Приднестровья. Если ничего не изменится в валютной политике государства, то ни одна антикризисная программа не сможет спасти экономику страны.
…Разговор получился долгий и серьезный. В ситуации, когда государству не хватает средств даже на покрытие социально-защищенных статей, а налоговые рычаги регулирования исчерпаны, когда экономическая удавка все туже затягивается вокруг Приднестровья, – антикризисные меры не должны носить локальный и временный характер. Все усилия должны быть направлены на системные преобразования, позволяющие не только сохранить экономический потенциал, но и дать импульс развития новым технологиям и предприятиям. Генеральной линией политики государства должно стать создание новых рабочих мест. Во что бы то ни стало. Для этого должны учитываться все факторы и реалии кризисной ситуации. Должны быть объединены все ветви власти и гражданское общество.
А что мы наблюдаем сегодня? Президент и Правительство проводит встречи с представителями бизнес – сообщества отдельно от Верховного Совета, ТПП озвучивает свое видение ситуации в рамках своей компетенции. При этом, все преследуют цель облегчить непосильный гнет на экономику, и говорят об антикризисных мерах.
На этом фоне, несмотря на жесточайший кризис в экономике, исполнительные органы власти тратили и намерены тратить колоссальные средства на реализацию Президентской программы "Приоритет", широко рекламируя ее в СМИ. Но до сих пор не озвучены источники ее финансирования и объемы, прозрачность и эффективность уже потраченных вложений. Деятельность посреднических монопольных фирм "Энергокапитал" и "Тирасмет" не рассекречена, как и многие меморандумы, заключенные предыдущим правительством, которые дают некие привилегии отдельным экономическим агентам, что существенно влияет на пополнение доходной части бюджетов всех уровней.
Понятно, что внутриполитическая ситуация в республике ориентирована на предстоящие выборы президента в этом году. Но ситуация давно уже сложилась так, что в слово «Приоритет» жизненно важно вложить чисто экономическое понятие. И оно заключается в том, что все усилия всех ветвей власти в республике должны быть направлены на возобновление производственного и рабочего цикла всех юридических агентов и физических лиц, пополняющих наши бюджеты. При безусловной, и очень жесткой экономии трат. Не только бюджетных средств, а всех ресурсов, которые должны быть мобилизованы для оживления экономики. В первую очередь!
Только тогда, когда оживет экономика, будет понятны и приняты обществом любые меры по улучшению социальной инфраструктуры. Уже в этом году министр здравоохранения ПМР озвучила катастрофические цифры: в республике не хватает врачей и медработников, и счет идет на сотни! Сегодня некому работать за мизерную зарплату на современном оборудовании в наших медцентрах, а у населения нет денег на лечение. А завтра некому будет учить детей в облагороженных школах. И некого водить в новые детские сады. Уедут родители и детей увезут с собой. Молодежь уже практически разъехалась по другим государствам. По тем же, экономическим причинам, пенсии в республике не растут. Более того, – выплата уже начисленных пенсий становится проблематичной. Я уже не говорю о заслуженных льготах для многих категорий граждан.
У нас у всех одна Родина. И судьба одна на всех.
И означает это только одно: от слов о консолидации усилий надо переходить к конкретной работе в этом направлении.
Е. Шевчук, президент ПМР: ЩАС СКОНСОЛИДИРУЮ!
(https://youtu.be/kKOiI7bq_kw)