Непризнанная республика может получить официальный статус, но Россия от этого не выиграет

На днях Совет общественных организаций Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) «За признание Приднестровья!» направил обращение к президентам России и Украины, а также в ООН с просьбой признать республику. По информации ИА REGNUM, такое решение принято по итогам состоявшейся в Тирасполе республиканской конференции, которая собрала 734 делегата, представляющих 123 организации со всего Приднестровья.

Участники конференции попытались в очередной раз достучаться до ООН, обратив внимание на то, что эта авторитетная международная организация, признавая или не признавая те или иные новообразованные государства, пользуется двойными стандартами. «Считаем, что политика «двойных стандартов» в вопросах признания самопровозглашённых государств и игнорирование волеизъявления отдельных народов нарушает основополагающие принципы международного права и является пережитком «холодной войны», – подчеркивают в этой связи подписанты обращения.

Они напомнили, что 17 сентября 2006 года в ПМР состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и присоединение Приднестровья к Российской Федерации.

Тем не менее, в последнее время ситуация складывается так, что вопреки воле приднестровцев, непризнанная республика может оказаться в сфере влияния иной страны – Украины. Об этом рассуждают эксперты «СП».

 

- Молдова создала на административной границе с ПМР пограничные посты. Это сделано по указке из Евросоюза, – говорит заместитель генерального директора по международным связям Института инновационного развития Дмитрий Огнеев. – Руководству республики предложили сделать это в обмен на облегчённый визовый режим с ЕС. Соглашения должны быть парафированы на саммите Восточного партнёрства в Вильнюсе. Аргументация европейских чиновников состоит в том, что через так называемый «неконтролируемый участок» приднестровско-молдавской границы в Молдову, а далее и в ЕС смогут свободно проникать граждане стран СНГ.

Однако установка подобных контрольно-пропускных пунктов фактически означает признание не административной, а государственной границы. Как мы знаем, правящая либеральная коалиция Молдовы выступает за то, чтобы «протащить» свою республику в ЕС. Либо путём присоединения к Румынии, уже являющейся членом этой организации. Либо – самостоятельно. Для них сейчас непринципиально: с Приднестровьем они туда вступят или без?

В 2010 году были подозрения, что Медведев договорился с Ангелой Меркель о преференциях для России в обмен на то, что она «сдаст» Приднестровье. Сейчас ситуация противоположная. ЕС заинтересован в том, чтобы разделить Молдову по Днестру.

«СП»: – К чему это может привести?

- В случае парафирования соглашений об облегчённом визовом режиме с ЕС, у Молдовы появится новый повод надеяться, что она когда-нибудь вступит в Евросоюз. Но, естественно, ни Молдова, ни Украина в Евросоюзе никому не нужны. Тем более, при нынешних экономических трудностях. Чиновникам ЕС выгодно вырвать Молдову из орбиты Евразийского экономического союза, куда её подталкивают оппозиционная Партия коммунистов Молдовы. ЕврАзЭС сейчас воспринимается в Европе как угроза. А Путину приписываются имперские амбиции. Им важно вырвать Молдову из сферы влияния России, даже ценой отрыва от неё Приднестровья. В таком случае мы можем наблюдать так называемый «косовский вариант». Будет установлена приднестровско-молдавская граница, с которой мягко выдавят российских миротворцев, заменив их на миротворческие силы ООН или какие-нибудь подобные. Таким образом, Приднестровье может получить статус частично признанной республики.

ЕС и Запад в целом с одной стороны получат в свою зону влияния Молдову. А за счёт того, что какая-то из европейских стран первой признает Приднестровье, эта республика в значительной степени переориентируется с России на другие страны. На место России может придти та же Украина, куда входила одно время территория Приднестровья. Сейчас, кстати, украинские власти занимаются тем, что активно внедряют своих агентов влияния в администрацию президента ПМР Евгения Шевчука. Что говорит о том, что Украина уже положила глаз на эти территории.

Население Приднестровья сильно возражать не будет, если ей предложат признание в обмен на отказ от интеграции с России. Украина, кроме всего прочего, исторически всегда была тесно связана с этим регионом. Она, в отличие от России, имеет с ним общую границу. Треть населения республики – этнические украинцы.

Это совершенно не значит, что ПМР войдёт в состав Украины. Скорей, вероятен «косовский вариант» раздела Молдовы с частичным признанием Приднестровья. России это ничего хорошего не принесёт. Поскольку Москва лишится своего потенциального форпоста в лице Молдовы, а также потеряет и ПМР. Кстати, последняя, вопреки общепринятому мнению, пророссийской давно уже не является. Она просто берёт наши деньги, не давая ничего взамен. Поэтому если Россия в ближайшее время не предпримет каких-то решительных шагов по выходу из тупика, она рискует выпасть из процесса раздела «молдавского пирога».

«СП»: – Какого рода могут быть эти «решительные шаги» России? Может быть, стоит, недолго думая, признать ПМР?

- Просто взять и признать Приднестровье было бы неправильным. Если бы снова вспыхнул военный конфликт, как это было в 2008 году в Южной Осетии, тогда бы подобный шаг был бы уместным.

Не случайно, сейчас в западных СМИ активно заговорили о возможном возобновлении военного конфликта в Молдове. Как пять лет назад Россию обвиняли в том, что она спровоцировала грузино-осетинский конфликт, так и сейчас вероятен подобный сценарий. Будем надеяться, что до военных действий не дойдёт. Тем более, что ни Молдове, ни Приднестровью новая война не нужна.

А как иным способом выйти из тупика, я не представляю. Россия безнадёжно упустила многие возможности за прошедшие годы.

 

Другие эксперты более осторожны в оценках.

 

- Последнее время возникла тенденция обсуждения на общественно-политическом уровне любых возможностей разрешения Приднестровского конфликта. Речь идёт, по существу, о «косовском прецеденте», когда ни один из предлагаемых вариантов не был закрыт, – рассуждает заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – Отличие состоит в том, что в случае с Косово об отделении края от Сербии в открытую говорили политики. А в отношении Приднестровья пока в переговорную политическую плоскость это обсуждение не переходит. Поскольку страны-посредники, включая Россию, официально исходят из формулы территориальной целостности Молдовы.

Мне кажется, что в преддверии председательства Украины в ОБСЕ, многие, в том числе в ПМР, хотели бы повлиять на проблему урегулирования приднестровского конфликта с помощью этого председательства.

Что касается заявления общественности ПМР, в нём отчётливо звучит тезис, направленный, главным образом, к международному сообществу. О том, что необходимо обсуждать, в том числе, и возможность предоставления Приднестровью независимости, не запираясь узким форматом сохранения любой ценой территориальной целостности Молдовы.

- Хочу заметить, что обращение подписано теми организациями, в уставах которых записано, что одной из целей их деятельности является – добиться мирным законным образом признания Приднестровья, как субъекта международного права, – рассказывает экс-спикер парламента Приднестровья Григорий Маракуца. – Кроме того, есть определённые причины, подтолкнувшие общественность республики к такому шагу. Ведь по рекомендации Евросоюза Молдова готовится к подписанию в ноябре соглашений, которые дадут ей возможность более тесно интегрироваться в Евросоюз, стать ассоциированным его членом. Уже сейчас Молдове посоветовали принять меры, как бы отсекающие Приднестровье от нее. Ставятся посты на западном берегу Днестра, которые должны контролировать перемещение транспорта. Парламент Молдовы принял ряд законов, которые осложняют проведение переговорного процесса и вообще взаимоотношениям наших государств.

В частности, там прекрасно знают, что в Приднестровье гражданство России имеют порядка 150 тысяч человек. Почти 100 тысяч – граждане Украины. Вместе – это большая часть населения республики. И теперь этим людям крайне сложно будет попасть на территорию Молдовы, где у многих из них есть родственники.

Всё это расширяет трещину между Молдовой и Приднестровьем.

«СП»: – При каком обороте событий Россия или другая страна всё-таки решится признать Приднестровье?

- Молдова должна понимать, что если в ноябре наряду с соглашениями, сближающими её с Евросоюзом, будут подписаны документы о более тесном сотрудничестве с НАТО (впрочем, оно и сегодня довольно активное), руководство Приднестровья снова поставит вопрос о признании ПМР уже на государственном уровне. Потому что тогда всякие переговоры о сосуществовании в одном государстве станут бессмысленными.

«СП»: – А можно ли сказать, что переговоры и без того, давно уже в тупике?

- Я этого не вижу. Есть только нежелание некоторых европейских государств понять реальную ситуацию. Жить в одном государстве с Молдовой мы можем только при соблюдении определённых условий. Но этого некоторые европейские политики в упор не видят и делают всё, чтобы сосуществование стало невозможным.

Пока ещё есть определённый «договорной потенциал» между Молдовой и Приднестровьем. Но должно быть и желание обеих сторон. А Молдова вместо этого, например, принимает закон о том, что Приднестровье однозначно является неотъемлемой частью её территории. О чём договариваться?

«СП»: – Как можно оценить экономическую и социальную ситуацию в ПМР? Можно ли верить некоторым экспертам, которые говорят о том, что республика на грани экономического коллапса?

- Ситуация очень сложная. Может быть, сложней, чем когда-либо. Часть предприятий стоит. Соответственно есть проблемы с наполнением республиканского бюджета. Про коллапс я не стал бы говорить, но если нынешнему руководство не удастся возобновить деятельность важных для республики заводов, последствия могут быть тяжёлыми.

Алексей Верхоянцев.

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники