3 июля 2014 г. в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялся брифинг Президента Приднестровской Молдавской Республики. Евгений Шевчук рассказал представителям журналистского сообщества об итогах визита в столицу Российской Федерации и ответил на интересующие вопросы.

«Парламентская газета»: Евгений Васильевич, расскажите об итогах визита в Москву. Вчера была встреча с вице-премьером Рогозиным. Что удалось достичь в ходе встречи?

Евгений Шевчук, Президент Приднестровья:  Основная задача – подписание межведомственных меморандумов между министерствами Российской Федерации, Приднестровской Молдавской Республики в академической сфере, культурной сфере. Основной целью является продвижение и развитие экономических связей между Приднестровьем и Россией, деблокирование транспортных маршрутов, социально-экономическое сотрудничество между Россией и Приднестровьем.

«Парламентская газета»: 27 июня Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Каков ваш прогноз? Насколько это повлияет на стабильность экономики Приднестровья. Как вы планируете переориентацию товарных потоков?

Евгений Шевчук: Соглашение имеет две части – политическую и экономическую. В экономической части все понятно, потому, что экономика предполагает конкретные расчеты. Расчеты по Приднестровью говорят о том, что минусов гораздо больше, чем плюсов. И мы неоднократно говорили об этом нашим партнерам.   Что касается приднестровской экономики, то есть соответствующие расчеты, конкретные цифры и показатели. Они говорят о тех серьезных рисках, которые наступят при реализации молдавско-европейского соглашения. В связи с этим мы активизируем работу со страной-гарантом, Российской Федерацией, для построения прямых экономических связей, чтобы минимизировать негативные последствия.

«Парламентская газета»: Какие отрасли, на Ваш взгляд, пострадают больше других?

Евгений Шевчук: В первую очередь, черная металлургия, машиностроение, то есть это те предприятия, в основном крупные, которые на территории Приднестровской Молдавской Республики сегодня функционируют. И для нас это серьезная угроза, потому что в случае закрытия предприятий высоки риски безработицы, и мы должны отстаивать и защищать интересы и права наших граждан, которые работают на предприятиях.

«Парламентская газета» Год назад вновь запустили Металлургический завод. В случае если не будет договоренностей с Евросоюзом, с РФ, насколько эта угроза существенна?

Евгений Шевчук: По тем правилам, которые на сегодняшний день подписаны Молдовой, для торговли и участия в экономической деятельности данным заводом фактически создаются условия, при которых 3,5 тысячи работников этого завода могут остаться без работы. Поэтому это реальный риск и конкретный пример, как данное предложение не учитывает экономические интересы Приднестровья.

«Парламентская газета»:  При этом Правительство Молдовы осуществляет какие-то шаги. Например, 25 июня принято окончательное решение об освобождении экономических агентов Приднестровья от уплаты акцизов на импорт, а также таможенной и экологической пошлины и налогов при осуществлении экспортно-импортных операций. Это какой-то шаг или видимость шага?

Евгений Шевчук: Надо немного вернуться в историю, которая говорит нам о том, что в 2006 году Молдова в одностороннем порядке, достигнув соглашения с властями Украины, изменила правила внешнеэкономической деятельности для приднестровских предприятий. И тогда приднестровско-украинский участок границы был закрыт для экспорта товаров Приднестровья. Параллельно была размещена миссия Европейского союза EUBAM для контроля приднестровско-украинского участка границы. И Молдовой в одностороннем порядке – в нарушение документов переговорного процесса, которые предопределяли, что ни одна из сторон не может предпринимать односторонние действия, которые могут ухудшить положение другой стороны, –  все ж таки ввела ряд налоговых сборов, пытаясь распространить свою юрисдикцию на приднестровские предприятия в полном объеме. Тогда были введены сборы, акцизы и так далее. Поэтому отмену ряда сборов с внешнеэкономической деятельности, – это экологический сбор, в частности, ­– мы оцениваем, безусловно, как позитивный шаг, возращение к конструктивному взаимодействию, но это возращение к тому изначальному состоянию, которое было на момент 2006 года, до начала активного противостояния во внешнеэкономической деятельности.

«ВВС»: Господин Шевчук, по заявленной теме вопрос: как украинская тема на вас сейчас влияет? Как сейчас обстоит дело с пропуском через границу молодых людей, которые Украина ограничила? Как с проходом приднестровских товаров по суше?

Евгений Шевчук: И не только молодых. Спасибо. Безусловно, имея границу с Украиной почти 450 километров, мы граничим с двумя областями – это Одесская и частично Винницкая области. Конечно, те события, которые в Украине происходят, затрагивают и, более того, влияют на приднестровскую экономику и на ситуацию с перемещением граждан через приднестровско-украинский сегмент границы.

Часть граждан Приднестровья, которые являются гражданами Российской Федерации, в первую очередь это представители мужского населения Приднестровья, находятся в положении, при котором они не могут пересечь приднестровско-украинский участок границы. Украинская сторона мотивирует это тем, что это некие режимы безопасности, их ввели для защиты своих интересов. Каких точно – нам не разъясняют. Но фактически эти ограничения введены, и наши граждане с российскими паспортами не могут выехать, как раньше, через аэропорт Одессы или использовать железнодорожный транспорт.

Более того, из-за ситуации в Одессе, той трагедии, которая там произошла, некоторых инцидентов с нашим транспортом, который перемещается через Украину, мы отмечаем, что практически в 3 раза упал пассажиропоток через приднестровско-украинский сегмент границы. Людей здесь можно понять: они опасаются, принимают решение просто переждать или меняют транспортные коридоры и пытаются выехать через аэропорт Кишинева. Вот такое положение с перемещением граждан.

Хочу отметить, что Украина также, не объясняя причин, ввела запрет на перемещение через приднестровско-украинский участок границы моих Советников, тоже граждан Российской Федерации. Это вызывает у нас много вопросов. Мы надеемся, что в определенное время получим на них ответы.

Что касается перемещения грузов. Грузы идут в соответствии с теми режимами, которые были установлены в 2006 году. Импорт проходит на территорию Приднестровья, экспорт проходит только с молдавским таможенным обеспечением. Ситуация в Украине пока не повлияла на направление в Приднестровье импорта и, надеемся, что наши партнеры в Украине не будут, по крайней мере, ухудшать существующее положение дел.

ИА «Регнум»: Вы сказали про такие действия Украины. Какой механизм должен быть предпринят, чтобы выйти из такой блокады? Спасибо.

Евгений Шевчук: Во-первых, хочу сказать, что вокруг Приднестровья меняется политическая картинка. Понятно всем и очевидно, что Кишинев и Киев приняли политические решения о тесной интеграции с Европейским союзом. С учетом того, что политический конфликт между Тирасполем и Кишиневом до сих пор не урегулирован, понятно, что всем международным партнерам и Приднестровью нужно искать формулу, каким образом обеспечить условия для поддержания вообще жизни и стабильности в регионе в целом и в Приднестровье, в частности.

Хочу напомнить, что у нас существует международная переговорная площадка формат «5+2», где представлены и Россия, и Украина, и ОБСЕ, и США, и Европейский Союз, и Молдова, и Приднестровье, которые в рамках переговоров ищут пути нахождения соответствующих компромиссов. Наше видение, как решить эту проблему, мы озвучивали неоднократно. Мы предложили в тактическом плане с нашими партнерами искать формулы для деблокирования экономики и деблокирования тех «тромбов», которые есть для перемещения грузов и товаров между Приднестровьем и Молдовой. И предложили с точки зрения стратегического подхода решать проблемы  функционирования Приднестровья в целом и налаживания взаимоотношений с Кишиневом в рамках «цивилизованного развода». Мы об этом говорили и считаем, что воля людей, которые проживают в зоне конфликта, их мнение должны учитываться и являться базовым для урегулирования. Мы эту формулу предложили. К сожалению, пока в Кишиневе никак позитивно на это предложение не отреагировали. Но другой конструктивной формулы, на наш взгляд, нет, и мы надеемся, что и партнеры в Киеве, и в Кишиневе,  и все участники формата «5+2» через призму прав граждан рассмотрят эту инициативу.

«Парламентская газета»: Через границу Приднестровья транзитом идут не только товары, не только люди ее пересекают, но и поступает «голубое топливо». Как устроена газотранспортная система Приднестровья? Откуда поступает газ? Через Украину, север Молдовы? Расскажите, пожалуйста.

Евгений Шевчук: Приднестровье получает российский газ, который проходит транзитом через территорию Украины. У нас есть два коридора. Конечно, нас беспокоят перспективы с возможными нестабильными поставками газа. Хотелось бы, чтобы отношения в газовых вопросах между Россией и Украиной нормализовались, потому что от этого зависят и поставки газа в Приднестровье.

Газ используется приднестровскими промышленными предприятиями,  используется для обогрева социально-культурных объектов, жилищного сектора.

Мы один раз уже испытали проблемы с газом, когда  отношения в области газового взаимодействия между Украиной и Россией переживали определенную неурегулированность.

«Парламентская газета»: Вы почувствовали это?

Евгений Шевчук: Мы знаем, что это такое, когда останавливали предприятия, когда вынуждены экономить газ для детских садов и так далее. У Приднестровья нет собственных энергоносителей. Поэтому поставки газа в Приднестровье для нас являются важным стратегическим аспектом. На сегодняшний день пока газ поступает стабильно на территорию Приднестровья. И надеемся, что так оно и будет в ближайшей перспективе.

«Парламентская газета»: Период, когда было отключение газа, украинские партнеры использовали как рычаг давления или просто закрыли вентиль?

Евгений Шевчук: Просто ничего не происходит.  Понятно, что если энергетика будет заблокирована, то это повлияет практически на все. На сегодняшний момент мы знаем также, что идет строительство Южного потока, который предполагается задействовать в 2017 году. Нас это беспокоит. При его введении в строй газ, возможно, будет поставляться, минуя наш регион. Поэтому чем быстрее пройдет нормализация отношений между Украиной и Россией, тем более четкой будет перспектива стабильности поставок газа, в том числе, и в Приднестровье.

Газета «Ведомости»: Добрый день! Скажите, пожалуйста, в апреле парламент Приднестровья обратился к Госдуме с просьбой признать независимость Приднестровья. Обсуждался ли этот вопрос в ходе Вашего визита сейчас?

Евгений Шевчук: Я знаю об этом обращении. Сейчас эта тема не обсуждалась. Что касается ожиданий приднестровских граждан. Приднестровские граждане ждут того, чтобы признали Приднестровье как суверенное независимое государство с учетом того референдума, который был проведен в 2006 году. 97 процентов граждан на референдуме проголосовали за независимое государство с последующим воссоединением с Российской Федерацией. Хочу отметить, что сами процедуры проведения референдума были прозрачными. У нас было широкое представительство наблюдателей. Более того, напомню, что было заявление Госдумы о том, что данные процедуры соответствовали демократическим стандартам.  И, безусловно, приднестровцам хотелось бы, чтобы Российская Федерация,  Молдова и Украина признали волю приднестровского народа. Мы считаем, что это наиболее короткий путь для стабилизации ситуации в регионе в целом.

«France-Presse»: Скажите, пожалуйста, какой Вы предполагаете план действий для того, чтобы «дать ход» волеизъявлению народа?

Евгений Шевчук: Развивать Приднестровье, экономику Приднестровья, социальную сферу.

Что касается политического признания, то всем прекрасно понятно, что это воля тех стран, которые в той или иной степени заинтересованы в стабильности в этом регионе Европы. Мы не можем кому-то навязывать эту волю. Мы предлагаем свое видение решения тех проблем, которые есть, в том числе, в отношениях между Тирасполем и Кишиневом. Нам бы хотелось, чтобы это решение базировалось на правах человека, которые широко декларируется, но не везде исполняются. Нам хотелось бы, чтобы уважали эти права, мнение граждан, не пытались использовать экономическое давление, военную силу для того, чтобы изменить мнение народа, политическую волю народа и возможность граждан консолидировано строить свое государство.

«France-Presse»: Ваш визит показал, что есть какой-то тренд со стороны политического руководства  или нет?

Евгений Шевчук: Визит показал то, что Российская Федерация, российское руководство последовательно выполняет нормы международного документа, в рамках тех обязательств, которые Россия приняла на себя. Хочу напомнить, что в 97 году был подписан Меморандум в Москве, в соответствии с которым  были приняты обязательства Молдовой и Приднестровьем не применять односторонних шагов, которые могут быть  направлены на ухудшение положения сторон. Это первое.

Второй тезис – Молдова и Приднестровье выстраивают государственно-правовые отношения, то есть таким образом Приднестровье признавалось и признается как государственное образование, потому что государственно-правовые отношения могут строить только государственные образования.

Третий тезис заключался в том, что Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать международные контакты в экономической, культурной сферах. И одно из положений этого Меморандума говорит о том, что страны-гаранты берут на себя обязательства по его исполнению. Этот документ был подписан на высоком уровне президентами  четырех стран – России, Украины, Молдавии и Приднестровья в присутствии Председателя ОБСЕ на тот момент. И когда наши партнеры еще в 2006 году начали в одностороннем порядке менять правила экономической игры для экономических агентов Приднестровья, то, на наш взгляд, они «вышли» за положения Меморандума, не уведомив приднестровцев, не отозвав подписи, если, например, пересмотрели свою позицию. В связи с этим мы обратились к стране-гаранту – Российской Федерации за возможностью реализации пунктов ранее достигнутого международного документа в части развития укрепления экономических связей. Поэтому в полном соответствии с международным документом вчера состоялось подписание межведомственных соглашений в области экономики между Приднестровьем и Российской Федерацией.

«Парламентская газета»: Евгений Васильевич, а подписание было плановым? Или события в Украине как-то ускорили процесс подписания меморандумов?

Евгений Шевчук:  Я думаю, что здесь не столько события в Украине … Общая ситуация заключалась в том, что Молдова активизировала работу в направлении подписания Соглашения с Европейским союзом, и это подписание состоялось без учета того, что на территории международно признанной Молдовы есть неурегулированный конфликт, и вне рамок документа, о котором я говорил выше.  В связи с этим нам нужно искать пути, как  будет функционировать приднестровская экономика, в каких условиях. Вчерашнее подписание меморандумов частично отвечает на вопросы о будущем в приднестровской экономики.

«Парламентская газета»: В меморандумах указаны сроки, когда начнется конкретное взаимодействие? Или с момента подписания?

Евгений Шевчук:  Мы считаем, что с момента подписания.

«Парламентская газета»: Понятно. Евгений Васильевич, а сколько российских граждан проживает на территории Приднестровья?

Евгений Шевчук:  Около двухсот тысяч. Это известная цифра. Хочу сказать, что их было бы гораздо больше, но есть проблемы с принудительным документированием молдавскими органами государственной власти приднестровских граждан. Поэтому на сегодняшний день мы имеем именно такую численность. Если бы этих искусственных проблем не создавалось со стороны Молдовы, то, конечно, граждан было бы больше.

«Парламентская газета»: А что это за проблемы?

Евгений Шевчук: Проблемы связаны с тем, что перемещение через РМ или обращение в определенные молдавские органы государственной власти обуславливает необходимость наличия молдавского гражданства, вида на жительства.

Возвращаясь к вопросу границ. Вы говорите, что введены режимы безопасности с украинской стороны. Что говорят простые люди, которые пытаются пересечь границу? Наверняка они к вам обращаются.

Евгений Шевчук: Конечно, люди обращаются, и самое важное, что перемещение стало дороже. В наше время это дополнительные сложности материального характера, в первую очередь. Если мы раньше могли задействовать более широко, например, железнодорожный транспорт, то сейчас, будучи гражданином РФ, через территорию Украины вы просто можете не проехать. Безусловно, это беспокоит граждан. Они считают, что строится фактически резервация, если такие условия будут и дальше продолжаться.

Хочу отметить, что в 2013-14 годах сама Молдова начала обустраивать, как они называют, административную границу с Приднестровьем. Они получили международный грант для совершенствования пограничной инфраструктуры. На границе с Приднестровьем со стороны Молдовы присутствуют и таможенники, и пограничники. Осуществляются фактически полные функции границы. Да, где-то идет избирательный порядок, но направление дополнительных средств на модернизацию приднестровско-молдавской границы свидетельствует о том, что у нас полноценные границы. С одной стороны – украинско-приднестровская, с другой – приднестровско-молдавская.  

Газета «Московский комсомолец»: Скажите, пожалуйста, какова судьба Фучеджи, который бежал из Одессы к вам в Приднестровье. Он и другие беженцы из прилегающих украинских территорий сейчас находятся у вас?

Евгений Шевчук: Мы официально перепроверили данную информацию, она оказалась недостоверной. На территории ПМР данного гражданина нет. Да, у него есть родственники, проживающие в Тирасполе, но информация, которую мы тоже в СМИ видели и слышали, оказалась недостоверной.

«BBC»: Какие именно риски несет собой Соглашение об ассоциации с ЕС для промышленности? Что именно грозит предприятиям Приднестровья? Это одна сторона вопроса. А другая сторона вопроса – что Приднестровье может для себя выгадать в этом Соглашении об ассоциации, что положительного будет для ПМР?

Евгений Шевчук: Риски связаны, в первую очередь, с новыми правилами, жесткими правилами технического регулирования, с квотированием поставок определенного вида продукции. В соответствии с этим соглашением определяются квоты по различным подгруппам.

С учетом новых правил, например, по отдельным отраслям государство не сможет осуществлять государственную поддержку целой группе предприятий, потому что это может быть расценено европейскими партнерами как формирование условий для демпинга. Таким образом, включается защитный механизм. Вот основные направления.

Есть проблемы, связанные с определенными группами товаров именно группы сельскохозяйственной продукции. Как известно, у нас довольно  широко представлен в экономике агропромышленный сектор. Поэтому без серьезной модернизации приднестровской экономики, без учета ее особенностей очевидно, что по этим правилам функционировать приднестровская экономика просто не сможет. Да, есть определенные преимущества, связанные со снижением определенных сборов от внешнеэкономической деятельности при торговле с Европейским союзом. Но минусов гораздо больше.

«Парламентская газета»: Евгений Васильевич. Помнится, что в феврале, если я не ошибаюсь, Гагаузская республика тоже заявила о том, что она не хочет в ассоциацию с Евросоюзом, а хочет в Таможенным союз. Какие отношения у вас с Гагаузией?

Евгений Шевчук. Я отвечу коротко. Теплые.

«Эхо Москвы»: На ваш взгляд, почему Россия не идет на присоединение республики?

Этот вопрос относится к уровню государственной власти Российской Федерации.

Я хочу сказать, что желание приднестровских граждан, органов государственной власти Приднестровья очевидно. Неоднократно оно высказывалось. Что касается принятия решения, допустим, Россией и Украиной, нашими партнерами по переговорному процессу, нам бы хотелось, чтоб такие политические решения были приняты.

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники