В годовщину (2003 г.) провала «плана Козака», предусматривающего урегулирование приднестровского конфликта посредством создания федеративной (объединенной) республики, лидер Партии социалистов РМ Игорь Додон представил проект Концепции федерализации Молдовы.

По данным НИКА-пресс, кишиневские, тираспольские и московские эксперты планируют до середины декабря текущего года провести ряд публичных обсуждений документа с привлечением зарубежных специалистов, на практике знакомых с приднестровской проблематикой. В ходе этих заседаний и намечалось представить всех авторов, работавших над документом.

Пока же известно одно имя, кроме председателя ПСРМ, Валерия Лицкая – бывшего министра иностранных дел Приднестровья. Торопливость, с которой Лицкай был назван редкими российскими СМИ в числе авторов проекта, озадачивает.

Бывший главный переговорщик от Тирасполя фактически представлен с подачи «одной из башен Кремля» не просто критиком существующего положения дел в урегулировании, но и сомневающимся в возможностях непризнанной республики добиться независимости от РМ. А появившееся в публикациях об инициативе социалистов мнение, что федерализировать разделенную Молдову возможно только после решительной смены элит на обоих берегах, может дать повод, как говорит тираспольский лидер Шевчук, «соответствующим органам» официально пригласить Лицкая объясниться по существу вопроса, касающегося главной государственной задачи действующих властей Приднестровья.

Источник


Федерализация против распада

oblozkaСитуация на сегодняшний день

Прошло более 20 лет с тех пор, как Приднестровский регион страны отделился политически и административно, начав развивать атрибуты своей государственности. За этот период слабые усилия были приложены для сближения двух берегов Днестра. Напротив, взаимное непонимание усилилось, а враждебность постоянно культивировалась, что еще больше разделило левый и правый берега.

Политика «малых шагов» и «стратегии  замороженного конфликта» показали свою полную несостоятельность. Отсрочка принятия окончательных решений, которые способствовали бы урегулированию Приднестровского конфликта, привела к еще большему окостенению в этом вопросе. По обе стороны Днестра выросло новое поколение, изолированное друг от друга, относящееся, как минимум, с подозрением к перспективе сосуществования в составе единой страны.

Та ненависть, которая ощущалась в Тирасполе по отношению к Кишиневу два десятилетия назад, сменилась чувством, отчуждения и безразличия, в то время как в Кишиневе сформировалось состояние недоверия к Тирасполю и ощущение безнадежности попыток соединиться Это – побочные эффекты стратегии "замороженного конфликта».

Ожидание того, что время затянет раны, а два региона сами по себе воссоединятся, было не только наивным, но и политически ошибочным, С течением времени оба региона постепенно выкристаллизовались в два государственным проекта – РМ и ПМР.

Это – сегодняшняя реальность.

Сценарии развития событий

На сегодняшний день можно определить три базовых подхода к решению Приднестровского конфликта.

Первый подход – присоединение Приднестровья в качестве района с сохранением статуса расширенной автономии. Такую схему постоянно продвигали на переговорах делегации из Кишинева, и мы видим, что это привело к нулевому результату. Сценарий аннексии Приднестровья в качестве района нереален, потому как большинство населения региона, а также политическая элита Левобережья категорическим образом не приемлет такого рода «объединение» с правобережной Молдовой. Может быть, кто-то хочет угрозами применения военной силы заставить приднестровцев принять такой план Кишинева? На протяжении 20 лет Правобережье пытается реализовать подобный план аннексии Левобережья, но так и не продвинулись ни на шаг, лишь приведя общее положение дел к деградации. Будем реалистами, такой вариант не имеет никаких шансов на успех.

Второй подход – отказ от Приднестровья. К сожалению, среди политиков в Кишиневе есть сторонники и этой идеи, готовые отказаться от территориальной целостности нашей страны. Это, по их мнению, поможет нашей интеграции в ЕС, а позже – объединению с Румынией. Этот страшный для Молдовы сценарий абсолютно неприемлем и не может быть принят к серьезному обсуждению. Сразу после добровольного отказа от Приднестровья начнется цепная реакция, кульминацией которой станет исчезновение молдавской государственности. Я уверен, что большинство наших граждан против этого сценария.

Третий подход – федерализация Молдовы, по примеру других современных государств, таких как Бельгия, Германия, Россия, США и др. Сценарий создания Молдавской Федерации позволит сохранить наши территории периода МССР, являясь при этом единственным реально достижимым подходом. Наши основные внешнеполитические партнеры (Брюссель, Берлин, Москва, Вашингтон) неоднократно давали понять, что идея федерализации Республики Молдова будет ими поддержана. В этой связи существует определенный международный консенсус, который мы сможем использовать для достижения нашей общей цели. Более того, и лидеры из Тирасполя с большей предрасположенностью к диалогу рассматривают идею федерализации страны.

Федерализация обеспечит Молдове возможность полностью контролировать свои границы. Наш народ будет воссоединен, станет единым целым, исчезнут административные барьеры, а также дублируемые друг друга руководства. При этом, территория Молдовы на левобережье Днестра, а именно, в Приднестровье, как субъект федерации, сохранит за собой важную часть автономии, а также собственную специфику, включая часть своей символики и политического представительства.

Что предполагает федерализация?

Понятно, что федерализация является нелегким путем выхода из кризиса, но из такого кризиса как приднестровский, легких и удобных путей выхода не существует. Каждая сторона должна чем-то пожертвовать, в политическом и административном плане. Как Кишинев, так и Тирасполь должны будут оставить в сторону свою гордость, перешагнуть через разочарования и обиды прошлых лет во имя более достойного общего будущего.

Лидеры из Кишинева и Тирасполя при поддержке наших внешних партнеров, должны будут разработать детальный проект Молдавской Федерации. Понятно, что идеального проекта, который удовлетворил бы в равной степени обе стороны, сложно себе представить. Однако видение объединенной страны, более сильной и богатой, в которой граждане будут едины, имея более высокий уровень жизни, поможет нам найти компромиссы в данной исторической миссии.

 

Концепция Основных принципов Молдавской федерации

Декларация

1.1. Республика Молдова и Приднестровье, сознавая свою ответственность за объединение страны, обеспечение гражданского мира и полноценного демократического развития, договорились, что окончательное урегулирование приднестровской проблемы должно осуществляться путем преобразования государственного устройства Республики Молдова с целью строительства единого независимого, демократического, основанного на федеративных принципах государства, определяемого в границах территории Молдавской ССР на 1 января 1990 года.

1.2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Федерации. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью Федерации и ее субъектов. Каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) государственных и муниципальных органов власти в государстве, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебные инстанции. Каждый человек вправе в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Федерация, обращаться в международные инстанции по защите прав человека, если исчерпаны все внутри г осу дарственные средства правовой защиты.

1.3. Молдавская   федерация (Молдова) является демократическим, правовым суверенным федеративным государством, основанным на принципе единства территории, единых принципах построения государственной   власти,   единого   оборонного,   экономического, правового   и   социального   пространства.   Политика   Федерации направлена  на  создание  условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

1.4. Многонациональный   народ  Молдавской  федерации   является единственным носителем суверенитета и государственной власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Состав федерации

2.1. В состав Молдавской федерации входят Республика Молдова, Приднестровье и автономно-территориальное образование Гагаузия.

22. Республика Молдова. Приднестровье и АТО Гагаузия являются субъектами федерации, государственными образованиями в составе федерации. имеющими все полномочия. предусмотренные Конституцией для субъектов.

2.3. Республика Молдова.   Приднестровье  и АТО Гагаузия как

субъекты федерации, имеют свою собственную Конституцию, законодательство государстве иную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему.

2.4.По   договоренности   сторон,   закрепленной   в   Федеральной Конституции.     федеральные     органы    власти    осуществляют руководство Республикой Молдова, как субъектом федерации.

2.5. Исполнительную власть   на территории субъекта Республика Молдова   осуществляют федеральный президент и федеральное правительство.

2.6. Депутаты, избранные  в федеральный парламент    по квоте Республики Молдова, выполняют функции законодательной власти Республики Молдова.

2.7. Федеральные суды непосредственно осуществляют судебную власть в Республике Молдова.

2.8. Границы субъектов федерации определяются путем проведения местных, референдумов. Организация референдумов проводится миссией ОБСЕ в Молдове   и     странами-гарантами.  Границы территории субъектов федерации не могут быть изменены без их согласия.

2.9.   Столицей федерации является город Кишинев.

3. Федеральный президент

3.1. Главой государства является федеральный президент, который избирается сроком на 5 лет в соответствии с федеральным органическим законом, на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права . при тайном голосовании по единому на всей территории федерации избирательному округу.

4. Федеральное Правительство

4.1.   Исполнительную власть в федерации осуществляет федеральное правительство.

4.2. Председатель федерального правительства и состав федерального правительства утверждается в должности Сенатом по представлению федерального президента.

4.3. Председатель федерального Правительства имеет заместителей. два из которых назначаются на должности федеральным президентом по представлению председателя федерального правительства и по согласованию с уполномоченными органами власти субъектов федерации.

4.4. Должности   руководителей   и   заместителей   руководителей федеральных    органов    исполнительной   власти    замешаются   с соблюдением    принципа    пропорционального    представительства субъектов   федерации.   Порядок   обеспечения   представительства субъектов федерации в федеральных органах исполнительной власти устанавливается соответствующими федеральными ординарными и (или) федеральными органическими законами.

4.5. Назначаемые   на должности и освобождаемые от занимаемой должности   федеральными   оргшами   исполнительной       власти руководители и другие сотрудники территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти,    осуществляющих в субъектах федерации исполнительно-распорядительные полномочия по предметам ведения федерации, а также по предметам совместного ведения, назначаются на должности и о с во о ож даются от занимаемой должности с согласия компетентных органов исполнительной власти и должностных лиц субъектов федерации.

5. Федеральный Парламент

5.1. Федеральным законодательным органом государственной власти является федеральный Парламент, который состоит из двух палат – Сената и Палаты Представителей.

5.2. Сенат состоит из 27 сенаторов, представляющих субъекты федерации. Сенаторы избираются сроком на 5 лет соответствующими законодательными органами субъектов федерации. Количество сенаторов для каждого субъекта устанавливается для обеспечения их должного представительства в законодательной ветви власти федерации вне зависимости от размера территории субъекта.

5.3. Палата Представителей состоит из 71 депутата, избираемого на 4 года. Для каждого субъекта б Палате Представителей устанавливается квота, пропори ион альная количеству населения субъекта. Выборы проходят по избирательной системе, которую каждый субъект устанавливает на своей территории в соответствии со своими Конституцией и законами

6. Полномочия центральных органов власти

6.1.       Предметами ведения Федерации являются:

a. Федеральная государственная собственность и управление ею;

b. Валютное регулирование, денежная эмиссия;

c. воздушный, железнодорожный, водный транспорт;

d. Внешняя   политика,   внешняя   торговля   и   международные договоры Федерации, вопросы войны и мира:

e. Гражданство Федерации, вопросы эмиграция и иммиграции;

f. Определение порядка производства, продажи и покупки орудия и боеприпасов; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

g. Определение   статуса   и   зашита   гост дарственной  границы. воздушного пространства Федерации. ре.жим пограничных зон;

h. Коллизионное право;

i. Метеорология,   геодезия,   картография,   стандарты,   эталоны, метрическая система и исчисление времени;

j. Федеральный статистический и бухгалтерский учет;

к. Федеральные государственные награды и почетные звания

6.2.      Предметами ведения субъектов Федерации являются:

a. Регулирование   внешнеэкономической деятельности по  предметам ведения субъектов Федерации, осуществляемой органами    власти субъектов   Федерации   за   счет   собственных   средств   субъектов Федерации, а также внешнеэкономической деятельности граждан и организаций в пределах полномочий, установленных федеральными
органическими законами;

b. Установление системы органов власти субъектов Федерации;

c. Административное    законодательство    в    части    регулирования деятельности органов   власти субъектов Федерации;

d. Вопросы  местного  самоуправления, установление и  обеспечение гарантий права граждан на местное самоуправление;

e. Семейное и жилищное законодательство;

f. Вопросы здраво охранения;

g. Организация и деятельность адвокатуры;

h. Собственность субъектов Федерации и управление ею;

i. Утверждение и исполнение бюджетов субъектов Федерации, осуществление контроля за исполнением бюджетов субъектов Федерации;

j. Культура и искусство, охрана памятников истории и культуры регионального значения, физическая культура и спорт;

к. Вопросы градостроительства и архитекторы;

l. Награды и почетные звания субъектов Федерации:

m. Вопросы дополнительных мер социальной зашиты, предоставляемых гражданам, проживающим на территории субъектов Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации;

n. Иные вопросы, не отнесенные к предметам ведения Федерации и предметам совместного ведения.

6/3.       Предметами совместного ведения являются:

a. Регулирование   прав   и   свобод   человека,   прав   национальных меньшинств;

b. Таможенное регулирование, деятельность Федерального Центрального Банка;

с   Энергетические системы, трубопроводный транспорт, связь;

d. Судоустройство,  организация и деятельность правоохранительных органов, уголовное   и уголовно-процессуальное   законодательство, амнистия и помилование, законодательство об  административных правонарушениях:

e. Гражданское, трудовое. гражданско-процессуальное  и арбитражно-процессуальное      законодательство.      правовое регулирование интеллектуальной собственности, общие принципы организации и деятельности нотариата;

f. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

g. Разграничение публичной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации;

h. Федеральный бюджет, федеральные налоги, сборы и иные обязательные платежи, государственное регулирование иен к? трв?г»ы и услуги, антимонопольное регулирование;

1. Охрана окру.жаюоб1 природной среды и обеспечение экологической безопасности, охрана уникальных природных территорий, памятников истории и кул ьтуры федерального значения;

j. Общие принципы образования и социальной зашиты;

к. Вопросы борьбы с катастрофами. стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий;

l. Общие принципы внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц;

m. Избирательное право.

7. Федеральные законы

7.1. Конституция Федерации. принимаемые в соответствии с Конституцией по предметам ведения Федерации федеральные ординарные законы и по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органические законы, а также принимаемые во исполнение Конституции и федеральных законов иные акты федеральных органов государственной власти, имеют прямое действие на всей территории Федерации и обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, орт нам и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

7.2. Федеральные органические законы принимаются Палатой Представителей простым большинством голосов от установленной численности Палаты Представителей, утверждаются Сенатом простым большинством голосов от установленной численности Сената и подлежат промульгации федеральным Президентом. В случае неутверждения Сенатом федерального органического закона, закон считается отклоненным.

7.3. Федеральные   ординарные   законы   принимаются      Палатой Представителей простым большинством голосов от установленной численности Палаты Представителей, утверждаются Сенатом простым большинством от установленной численности Сената и подлежат
промульгации федеральным Президентом.

7.4. Неутверждение Сенатом   федеральных ординарных законов и неутверждение      федеральным      Президентом         федеральных органических   законов       и   федеральных   ординарных   законов и преодолевается Палатой Представителей путем повторного принятия соответствующего закона квалифицированным большинством не менее 2-3 голосов от установленной численности Палаты Представителей.

7.5. Изменения в Конституцию Федерации вносятся федеральными конституционными    законами.    которые    принимаются    Палатой Представителей   большинством   не   менее   чем   2/3   голосов   от установленной численности Палаты Представителей, утверждаются Сенатом большинством не менее чем 4/5 голосов от установленной численности   Сената.   В   случае   неутверждения      федерального конституционного закона Сенатом, закон считается отклоненным.

 

8. Суды

8.1. Для осуществления гражданского, административного и уголовного правосудия в Федерации в соответствии с федеральным органическим законом образуются федеральный Верховный Суд, апелляционные суды и суды первой инстанции.

8.2. Для осуществления конституционного правосудия образуется федеральный Конституционный Суд

8.3. Федеральный Верховный Суд является высшей апелляционной и (или) кассационной инстанцией по гражданским, административным и уголовным делам. Верховный Суд формируется Сенатом.

8.4. Федеральный Конституционный Суд должен создаваться на паритетной основе, по принципу равенства прав субъектов на защиту своих прав.

8.5. Состав федерального  Конституционного Суда утверждается Сенатом.

8.6 Судьи судов первой и апелляционной инстанций в Субъектах Федерации назначаются в порядке, установленном законами Субъектов Федерации.

9. Собственность

9.1. Все  формы собственности – частная, государственная и другие  одинаково признаются и защищаются на всей территории федерации.

9.2. Возникшие до вступления в силу Конституции федерации на основе законодательства Приднестровья права государственной, муниципальной и частной собственности пересмотру не подлежат, признаются и защищаются на территории федерации.

9.3. Разграничение права собственности на имущество, находящееся в государственной собственности Приднестровья и Автономно-территориального образования Гагаузия. на федеральную собственность и собственность субъектов федерации производится в соответствии с федеральным органическим законом на основе разграничения полномочий по предметам ведения федерации и по предметам совместного ведения. установленного соответствующими федеральными ординарными законами и федеральными органическими законами. Передача имущества, находящегося в государственной собственности субъектов федерации, в муниципальную собственность, а также приватизация указанного имущества осуществляется в соответствии с законами субъектов федерации.

10. Федеральный бюджет

10.1.Федеральный бюджет формируется за счет федеральных налогов, сборов, иных обязательных платежей, устанавливаемых федеральными органическими законами, а также за счет доходов от приватизации и иного использования федеральной собственности.

10.2. Бюджеты   субъект ее      федерации   формируются   за   счет устанавливаемых   законами   субъектов   федерации   региональных налогов и сборов, доходов от приватизации   и иного использования собственности субъектов федерации, а также за счет устанавливаемых федеральными органическими законами отчислений от федеральных налогов, сборов, пошлин и иных платежей.

10.3. Состав и предел ставки муниципальных налогов и сборов устанавливается федеральными органическими законами.

10.4 Возникшие до вступления в силу Конституции федерации финансовые обязательства Республики Молдова исполняются за счет доходов, взимаемых на ее территории и территории АТО Гагаузия. финансовые обязательства Приднестровья – за счет бюджета Приднестровья.

11. Государственный язык

11.1 Государственным языком Молдавской  федерации является молдавский язык.

11.2. Русский язык на всей территории федерации является языком межнационального общения.

11.3. Делопроизводство во всея органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на молдавском и русском языках.

11.4. Каждый имеет право получать официальную информацию в органах государственной власти  и  местного  самоуправления   а также   от их должностных лиц по своему выбору на молдавском или русском языках.

11.5 Конституциями субъектов федерации наряду с молдавским и русским языками на территориях субъектов федерации могут быть установлены другие государственные языки субъектов федерации.

11.6.Федерация  гарантирует  всем   проживающим  на ее  территории гражданам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

12. Оборона

12.1. Федерация     является     нейтральным     демилитаризованным
государством.

12.2. Условия   и   порядок   упразднения  вооруженных   сил   сторон, социальные  и иные гарантии военнослужащим Республики Молдова и Приднестровья определяются федеральным органическим законом.

12.3. До полной демилитаризации федерации вооруженные силы сторон составляют вооруженные силы федерации, формируются и действуют в соответствии с территориальным принципом комплектования воинских частей на основании обшей оборонной доктрины Молдавской федерации.

12.4 Командование вооруженными силами федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

12.5. Ни одна из сторон не должна угрожать силой или ее применением в отношении другой   стороны и ни при каких обстоятельствах никакие вооруженные силы одной из сторон не должны вступать или размешаться на территории другой стороны без согласия Правительства последней.

12.6. Вооруженные силы сторон используются только для отражения внешней агрессии    и не могут быть использованы ятя обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Федерации.

 

13. Международные договоры

13.1. Федерация является субъектом международного права и членом международных всемирных и региональных организаций, для членства в которых условием является международная правосубъектность.

13.2. Международные обязательства Республики Молдова, принятые до вступления в ситу Конституции Федерации, признаются и исполняются Федерацией в полном объеме.

13.3 Федерация устанавливает международные отношения с другими государствами    и    международными    организациями    и    заключает международные договоры и соглашения.

13.4. Ратифицированные международные договоры и соглашения Федерации и общепринятые принципы международного права имеют приоритет над законодательством Федерации.

13.5. Международные договоры по предметам ведения Федерации подлежат ратификации федеральными ординарными законами.

13.6. Международные   договоры  по   предметам   совместного   ведения Федерации и субъектов Федерации (далее – предметы совместного ведения) поят ежат ратификации федеральными органическими законами.

При проведении переговоров о заключении международного договора. затрагивающего предметы совместного ведения, федеральное Правительство с целью учета мнения субъектов Федерации проводит предварительные консультации с органами государственной власти субъектов Федерации и обеспечивает участие в переговорах представителей уполномоченных органов субъектов Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральным органическим законом.

13.7. Субъекты Федерации могут быть членами международных всемирных и региональных   организаций,   для  членства   в   которых   международная правосубъектность не  является  обязательным условием,   поддерживать международные   отношения,   заключать   международные   договоры   по предметам ведения Субъектов Федерации и учреждать представительства в других    государствах.    не    обладающие    статусом    дипломатических представительств и консульских учреждений.

 

Источник: http://replika.md/politic/2925-proekt-federalizacii-moldovy.html

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники