См. Вот и все. Власти ПМР сдают Приднестровье Молдове и Евросоюзу

В МИД ПМР утверждают, что не ведут переговоры о внедрении ЗСТ Молдавии с ЕС, и надеются сохранить и рынки ЕС, и «евразийскую национальную идею»

ИА REGNUM направило 15 апреля в пресс-службу МИД Приднестровья запрос с просьбой предоставить официальный комментарий по поводу анонсированного молдавской стороной создания Молдавией и ПМР рабочей группы на уровне правительственных учреждений для разработки стратегического документа по введению в действие Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) с ЕС на территории ПМР.

В связи с этим ИА REGNUM попросило внешнеполитическое ведомство ПМР ответить на следующие вопросы:

«1. Соответствует ли действительности информация молдавской стороны о факте и целях работы комиссии?

2. Когда начнутся соответствующие переговоры и в каком формате?

3. Готова ли приднестровская сторона обсуждать внедрение положений соглашения об DCFTA на территории ПМР?

4. Каково видение приднестровской стороной практического механизма решения проблемы, связанной с прекращением действия торговых преференций ЕС с 1 января 2016 года?

5. Не будет ли противоречить данный механизм концепции евразийской интеграции, объявленной властями ПМР национальной идеей, и каковы на нынешнем этапе предпринимаемые практические меры и достижения в реализации данной концепции в торгово-экономической плоскости?»

16 апреля в редакцию ИА REGNUM поступил официальный комментарий МИД ПМР, который публикуется ниже в полном объеме:

«В Министерстве иностранных дел ПМР с вниманием отнеслись не только к Вашему запросу, но и к ранее опубликованному на Вашем сайте материалу с заголовком »Тирасполь сменил национальную идею: вместо «евразийской» — «евроинтеграция». Напомним, в указанном материале от 4 апреля 2015 года корреспонденты ИА REGNUM пришли к такому выводу, анализируя сообщение пресс-службы Минэкономики Республики Молдова, в которой ИА REGNUM якобы сообщили о том, что договоренность о создании «рабочей группы на уровне правительственных учреждений для разработки стратегического документа по введению в действие Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли Молдавии с ЕС на территории ПМР» была достигнута на заседании экспертных групп Молдовы и Приднестровья по экономическим вопросам (Эту информацию пресс-служба Минэкономики Молдавии не только «якобы сообщила» ИА REGNUM. Она также изложена в официальном сообщении молдавского министерства по итогам заседания экспертных групп Молдавии и Приднестровья по экономическим вопросам. Ни опровержения, ни иной реакции на него ни со стороны МИД ПМР, ни со стороны других приднестровских ведомств, ни даже от государственного ИА «Новости Приднестровья» не последовало вплоть до получения данного запроса от ИА REGNUM — прим. ИА REGNUM).

Учитывая уровень взаимодействия между пресс-службой Министерства иностранных дел ПМР и информационным агентством REGNUM, в Приднестровье были удивлены тем, что при подготовке указанного материала его авторы не обратились к материалам официального сайта Министерства иностранных дел ПМР, где уже 2 апреля было размещено официальное сообщение об итогах состоявшегося заседания экспертных групп (2 апреля на сайте МИД ПМР был опубликовано сообщение «по материалам ИА „Новости Приднестровья“ об итогах заседания экспертных групп, который ИА REGNUM практически полностью (в той его части, что касается обсуждаемой темы) процитировало в упомянутой новости, заголовок которой, в отличие от сообщения пресс-службы Минэкономики Молдавии, привлек внимание МИД ПМР. Стоит также заметить, что текст „официального сообщения“ МИД ПМР не входит в противоречие с информацией, распространенной молдавской стороной, а местами подтверждает и дополняет ее, так что не может рассматриваться как опровержение — прим. ИА REGNUM). Это тем более странно, поскольку ИА REGNUM систематически размещает в своих новостных лентах информацию с сайта МИД ПМР. Более того, ИА REGNUM не сочло необходимым тогда, 12 дней назад, уточнить позицию у приднестровской стороны и не обратилось за соответствующим комментарием. Допускаем, что указанное не „вписывалось“ в „задание редакции“, но оставляем это на совести тех, кто руководит редакционной политикой агентства (ИА REGNUM, независимо от „редакционной политики“, исходит из того, что внешнеполитическое ведомство в силу собственных профессиональных функций способно само отследить и отреагировать на попытки дезинформации со стороны молдавских „партнеров“ по столь принципиальным вопросам, как внедрение в ПМР соглашения о DCFTA Молдавии с ЕС, прямо противоречащее „евразийской национальной идее“ ПМР. Отсутствие самостоятельной публичной реакции органов власти ПМР на этот счет тем более удивительно, что сообщение молдавской стороны было истолковано соответствующим образом не только ИА REGNUM, но и отдельными приднестровскими СМИ. Поскольку реакции не последовало и в этих случаях, ИА REGNUM и решило все же обратиться в МИД ПМР за комментарием — прим. ИА REGNUM).

По существу Ваших вопросов отвечаем, что информация, представленная в Вашем сообщении от 2 апреля о том, что в работу созданной „рабочей группы“ вовлечена приднестровская сторона, не соответствует действительности. На состоявшемся заседании экспертных групп по экономическим вопросам молдавская сторона проинформировала приднестровских коллег о том, что в Республике Молдова создана некая рабочая группа, которая занимается внедрением и имплементацией механизмов DCFTA в Республике Молдова. Со своей стороны обращаем Ваше внимание на то, что в январе 2015 года в свободном доступе в сети Интернет был опубликован информационный бюллетень, разработанный партнерами Республики Молдова по развитию, содержащий в себе целый ряд рекомендаций правительству Республики Молдова. В одной из таких рекомендаций указывалось на необходимость начать обсуждение имплементации DCFTA в Приднестровье в трехстороннем формате (Кишинев-ЕС-Тирасполь) и согласовать календарь и пункты такой повестки на 2015 г. Также, в среднесрочной перспективе было предложено обеспечить успешное функционирование согласованного механизма реализации DCFTA в Приднестровье и разработать механизм имплементации DCFTA в течение 2015 года, предлагая конкретные технические решения отдельно от широкого политического контекста. Вероятно, создание в РМ некой специальной группы являет собой следование таким рекомендациям.

В свою очередь, Приднестровье неоднократно выражало свою позицию относительно вступления Республики Молдова в новый особый режим торговли с Европейским союзом в рамках DCFTA: Республика Молдова приняла решение о включении в новый таможенный режим без учета мнения Приднестровья. DCFTA несет в себе огромные риски для приднестровской экономики. Позиция же Приднестровья заключается в выработке особого механизм торгового взаимодействия между Приднестровьем и Европейским союзом в условиях теперь уже существующего между Молдовой и ЕС особого торгового режима. При выработке такого режима, на наш взгляд, следует исходить из существующих реалий, в том числе — неурегулированного конфликта, разности налоговых систем, структуры промышленного сектора. Приднестровье неоднократно подчеркивало, что заинтересовано в сохранении европейского рынка для тех предприятий, которые традиционно работают на нем, в основном с 2006 года, когда приднестровский экспорт в силу введенного блокадного режима был переориентирован на рынки Европейского союза. Приднестровье также заинтересовано в продлении режима автономных торговых преференций после 2016 года во избежание полномасштабной гуманитарной катастрофы в условиях существующего глобального кризиса и региональной политико-экономической турбулентности.

Приднестровье ведет системные консультации с европейской стороной и не поддерживает инициативу о ведении трехсторонних переговоров на данном этапе. Одновременно с этим Приднестровье активно ведет переговоры с молдавской стороной в рамках соответствующей экспертной группы, на уровне политических представителей, а также в формате „5+2“ (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM) по целому комплексу социально-экономических вопросов, среди которых также находится вопрос об организации особого торгового режима между Молдовой и Приднестровьем, свободного от взаимных ограничений. Такая инициатива Приднестровья была озвучена 30 октября 2013 года в ходе Конференции по мерам укрепления доверия в процессе урегулирования Приднестровского конфликта в городе Ландсхуте (Германия); соответствующая информация была опубликована на официальном сайте Министерства иностранных дел ПМР 30 октября 2013 года. Обсуждение в настоящее время ведется и в рамках экспертных рабочих групп.

Не увязываем усилия по сохранению возможности для предприятий Приднестровья осуществлять внешнеэкономическую деятельность на европейском направлении с вопросами реализации того внешнеполитического курса, который Приднестровье определило для себя в качестве главного вектора — евразийской интеграции. Приднестровье заинтересовано в расширении рынков сбыта в странах Евразийского Экономического Союза и на протяжении последних нескольких лет добилось существенных успехов в деле развития экономического сотрудничества, в частности, с Российской Федерацией.

Была проведена масштабная работа по субстантивному наполнению экономической части протокола „Рогозин-Шевчук“, подписанного в 2013 году. Приднестровье успешно включилось в программу импортозамещения Российской Федерации. Подписан целый ряд межведомственных меморандумов и протоколов встреч на уровне компетентных ведомств Приднестровья и Российской Федерации, положения которых, в частности, подтверждают признание Российской Федерацией фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, выдаваемых в Приднестровье. В ближайшее время ожидается начало работы в Приднестровье сертификационного центра Российской Федерации.

Евразийская интеграция является национальной идеей Приднестровья, что всецело соответствует воле народа Приднестровья, выраженной на референдуме (на состоявшемся в Приднестровье 17 сентября 2006 года референдуме более 97% проголосовавших высказались не за „евразийскую интеграцию“, а за независимость и последующее свободное присоединение к России — прим. ИА REGNUM), и находит поддержку у наших партнеров в РФ».

ИА REGNUM считает необходимым отметить, что на фоне «существенных успехов в деле развития экономического сотрудничества» ПМР с РФ и заявлений о «евразийской интеграции», по итогам 2014 года на долю ЕС пришлось около 44% приднестровского экспорта, около 37% экспорта — на Молдавию и лишь около 14% — на Россию. По итогам января 2015 года доля России в экспорте ПМР сжалась до 5,1%, Молдавии — выросла до 56,7%, а ЕС — составила около 32%. На этом фоне в конце 2014 года главный переговорщик Евросоюза по соглашению об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ) между Молдавией и ЕС Люк Девинь (с которым Приднестровье, собственно и «ведет системные консультации» на этот счет) фактически выдвинул приднестровским властям ультиматум: «Надо иметь в виду, что в конце 2015 года, если приднестровские власти решат не применять УВЗСТ, Приднестровье потеряет преференции с самым большим торговым партнером. Так что Тирасполю надо решить, следовать в своей политике экономическим интересам населения и бизнеса или вставать в идеологическую позу». «ЕС, а не Таможенный союз или Россия является главным торговым партнером Приднестровья. Экономический интерес Приднестровья явно находится в ЕС. У нас политика открытых дверей», — добавил Девинь. Под «идеологической позой» в данном случае, очевидно, подразумевается пресловутая «евразийская национальная идея», а под следованием «экономическим интересам населения и бизнеса» — внедрение DCFTA на территории ПМР. Таким образом, ЕС недвусмысленно дал понять, что властям ПМР придется выбирать между этими двумя опциями. И от того, «увязывает» МИД ПМР данные аспекты между собой или нет, в практическом плане мало что зависит.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники