Политические манёвры вокруг законодательной инициативы о всенародном избрании Глав госадминистраций городов и районов.
В предвыборных речах нашего Президента Евгения Шевчука была озвучена идея о необходимости выборности Глав госадминистраций городов и районов. Вот как он говорил об этом: «Мы будем рассматривать в перспективе изменение в порядке назначения и перевода от назначения к выборности (Глав госадминистраций). Необходима коррекция Конституции в направлении создания подотчетного Верховному Совету и Президенту Правительства, назначения глав госадминистраций районов по представлению горрайсоветов или их прямое избрание. Необходимо реально развивать местное самоуправление, наделяя его соответствующим объемом прав и обязанностей». Так размышлял наш Президент в период выборной кампании.
Претворяя в жизнь предвыборные идеи Президента, депутаты ВС ПМР от партии «Обновления» 31 мая 2013 года внесли на рассмотрение ВС законодательную инициативу о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
Суть этих изменений и дополнений в Конституцию заключается в том, что с 2015 года Главы госадминистраций городов и районов не будут назначаться Президентом, а будут избираться всенародно путем тайного голосования избирателей, как это делается во всех цивилизованных правовых государствах мира, в том числе и России. Чтобы не было накладно для бюджета, выборы проводятся в один день с выборами в местные Советы народных депутатов.
Идея всенародного избрания Глав госадминистраций городов и районов вынашивалась еще в годы правления Смирнова, но претворить в жизнь Смирнов не пожелал, так как боялся, что будет ослаблен админресурс при его переизбрании на очередной срок президентства.
Что значит неизбранный избирателями, а назначенный Президентом руководитель города, района? Это госчиновник не зависящий от интересов жителей города, района. Его главная задача угодить тому, кто его назначил. Избранный населением руководитель города, района, будет строить свои взаимоотношения с властями лишь в той мере, которая необходима для защиты интересов людей, проживающих на данной территории и избравших его на данную должность, которые и будут ему главным и непосредственным «начальством».
Данный законопроект, как пишут его авторы, разработан с целью выработки основных направлений муниципального строительства в нашей республике, одним из острых вопросов которого является поиск форм и методов повышения эффективности местного управления и функционирования местного управления и самоуправления, как основы укрепления народовластия.
21 июня Президент дал официальное заключение на законодательную инициативу депутатов ВС. Заключение президента на законопроект очень большое с политическим смыслом и не совсем понятное для «простого» человека.
В представленной законодательной инициативе говорится в заключении Президента, чётко не определены конечные цели и задачи конституционного реформирования.
Неясны те политические и социально-экономические результаты, которые в случае её принятия будут достигнуты. Поэтому итог его заключения на законопроект о выборности глав госадминистраций таков: Правительству и ВС создать согласительную комиссию и сначала определить стратегию реформирования представительных органов власти, а потом все остальное. Как видно из заключения после избрания Е.Шевчука на должность Президента взгляды его на всенародное избрание глав госадминистраций городов и районов изменились. Что значит создать согласительную комиссию? Это значит похоронить саму идею всенародного избрания глав госадминистраций городов и районов до переизбрания Президента на очередной срок.
Как сообщает ИА «Новый Регион» 8 июля: «Президент республики Евгений Шевчук заявил, что идея выборности глав госадминистраций городов и районов, предложенная депутатами, «неплоха», «но с точки зрения подготовки к реализации в том виде, в котором она есть, её невозможно принимать».
Президент, в частности, выразил опасение относительно того, что в процедуре выборов глав приднестровских городов Бендеры и Дубоссары, которые находятся в Зоне безопасности, «могут вмешаться внешние силы с очень серьезными деньгами для избрания нужного кандидата».
Все эти доводы слабо убедительны, односторонни, не в интересах строительства государства на принципах народовластия. Трудно воспринимается, что идеи Президента безоговорочно почему-то поддерживает Компартия О.О.Хоржана хотя это в корне противоречит Программе Компартии о строительстве государства на принципах народовластия.
Не успели 21 июня высохнуть чернила на подписи Президента об официальном заключении на законодательную инициативу депутатов ВС с предложением создать Согласительную Комиссию для её доработки, как 22 июня О. Хоржан на расширенном Пленуме ПКП вещает о преждевременности всенародного избрания глав госадминистраций и необходимости «поддержать всю реформу органов государственной власти». Интересно, как можно поддержать всю реформу органов государственной власти, когда её ни Президент, ни ВС ни ПКП во главе с О. Хоржаном официально нигде до сих пор не обнародовали.
Единственная в ПМР Социал -Демократическая партия Приднестровья (С-ДПП) 13. 02.2013 года через газету "Человек и его права" обратилась к власти и ко всем политическим партиям с предложением поддержать идею и совместно организовать проведение Конституционной демократической реформы политической системы власти в интересах народа и опубликовала подробно свое видение этой реформы путем проведения Конституционного референдума. К сожалению ни одна ветвь власти, ни одна политическая партия ПМР официально С-ДПП по конституционной реформе власти до сих пор не поддержали, в том числе и ПКП О.Хоржана.
Конституционная реформа политической системы власти в нашей республике назрела давно. Ведь ни кому не секрет, что за двадцать лет правления республикой Смирнова со своей командой многое в ней изменил – не в лучшую сторону. Вся двадцатилетняя бурная деятельность Смирнова на посту главы государства заключалась в том, чтобы поделить общенародную собственность в интересах своего окружения, укрепить свою единоличную никому не подконтрольную и не несущую ни за что ответственности власть.
С этой задачей Смирнов успешно справился благодаря бесхребетному ВС возглавляемому бессменно 15 лет Г.Маракуцей и состоявшему в конституционном большинстве из депутатов- директоров промышленных и сельхозпредприятий, готовивших передел общенародной собственности в своих интересах. Поэтому в 2000 году ВС и Президент, не советуясь с избирателями, по законодательной инициативе Смирнова провели Конституционную реформу и приняли практически новую Конституцию в интересах президента как гаранта передела общенародной собственности. Для этого конституционно закрепили за президентом ни кем не ограниченные и никому не подконтрольные полномочия, за применение которых он не нес никакой ответственности.
Результат концентрации власти в одних руках (президента), развал экономики и всех сфер человеческой жизнедеятельности, а от независимой судебной ветви власти остались только рожки да ножки. Независим суд, остался только на бумаге, а на практике превращен в структурное подразделение президентско – исполнительной ветви власти.
В добавление к конституционной безответственности Президента в 2007 году ВС опять же в угоду руководству республики принимает закон «О гарантиях лицам занимавшим должности Президента, Вице-Президента, Председателя ВС ПМР и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам семей». В соответствии с законом они начали получать пенсии, в несколько раз больше чем была у них официальная зарплата, только на санаторно-курортное лечение выделяется около десяти тысяч долларов США ежегодно. Бог бы с ним с этими большими пенсиями и привилегиями, если б они их заслужили. Но самое страшное, в этом законе таится в ст.3 п.4, где записано, что высшие должностные лица государства не несут никакой ответственности перед законом и своим народом за период их нахождения у власти. Вот как это записано в законе в ст.3 п.4: они «не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные ими в период исполнения полномочий Президента, Вице- Президента, Председателя ВС ПМР….».
Этого основного негатива для общества и государства в законе почему-то лидер ПКП депутат ВС О.Хоржан не заметил. Интересно, почему не заметил? Ведь такого закона, чтобы высшие должностные лица государства не несли ни за что ответственности за период своего правления, нет ни в одном государстве мира, кроме ПМР.
Депутат Д.Соин внёс в ВС законодательную инициативу об отмене этого закона, как не соответствующего Конституции и нормам социальной справедливости. ВС отклонил эту инициативу, но не слышно было, чтобы борец за социальную справедливость О.Хоржан публично как депутат воспротивился этому. Почему? В тоже время инициировал через ПКП сбор подписей граждан ПМР с обращением к ВС не за отмену этого драконовского закона в целом противоречащего Конституции и нормам социальной справедливости, а всего навсего за отмену социальных льгот бывшим должностным лицам государства. То, что этот закон в случае отмены социальных льгот и дальше будет в силе и позволять высшим должностным лицам творить все что угодно и не нести никакой ответственности за свои деяния за время пребывания в должности Президента и т.д. В дополнение к этому закону депутаты ВС разработали в этом году конституционный законопроект «О статусе Президента» который планируется принять в сентябре-октябре месяце 2013 года.
В законопроекте Президенту ещё раз подтверждается гарантия полнейшей безответственности за всё, чтобы он не накуролесил в период своего президентского правления.
Вот как записано в ст.5 законопроекта «О статусе Президента»: «Президент ПМР не может быть привлечен к какой-либо ответственности за действия или решения, принятые им в процессе осуществления полномочий Президента ПМР, за исключением случаев, когда он отрешен от должности в порядке, предусмотренном статьей 75 Конституции ПМР».
Что значит отрешить от должности Президента по ст.75 Конституции, это значит, что обвинения в адрес Президента выдвинутые ВС по отрешению от должности должны подтвердить Верховный и Конституционный суды ПМР.
При ныне действующей судебной системе, отрешить от должности Верховным Советом Президента – это не реально и на практике не осуществимо.
Что собой представляет Смирновско-Балалаевская «независимая» созданная ими судебная система, перешедшая по наследству к Е.Шевчуку и до сих не реформированная, знаю не по наслышке, на себе испытал. Как можно этот случай расценить?
ВС обратился в Конституционный Суд (КС) с ходатайством в рамках спора о компетенции подтвердить обязанность президента подписать 18 принятых ВС законов, в том числе «О республиканском бюджете на 2013 год», принятый 25 декабря 2012 года. Рассмотрение этого вопроса в КС было запланировано на 25 июня. Однако КС отказался рассматривать ходатайство ВС в назначенные сроки и оформил свой отказ с интересной формулировкой: ввиду устного ходатайства, заявленного представителем Президента ПМР. Рассмотрение дела отложено на 5 ноября 2013 года. Сомневаюсь, что аналогично бы отреагировал КС на устное заявление представителя ВС. Интересно, почему рассмотрение этого вопроса КС перенес на ноябрь месяц, а не на сентябрь или октябрь?
По всей видимости, КС не особо желает стать арбитром между ветвями власти, а поэтому дал ещё время в несколько месяцев ВС и Президенту на раздумье в надежде на то, что за это время многое может измениться. Как говорил в свое время Насреддин в Бухаре «за это время или эмир или ишак умрет и не будет надобности разбираться, кто прав, а кто виноват». Судя по ситуации в вопросе конфронтации между ветвями власти, в этом есть определенная логика.
Ведь содержание законопроекта говорит о том, что ВС всеми фибрами души пытается угодить Президенту, чтобы не развивать дальнейшей конфронтации, тем самым как бы подталкивает Президента не считаться с решениями ВС, который своим законотворчеством гарантирует ему, что ответственности за свои деяния он не будет нести. Абсурд, но это факт.
Поэтому на 80-85% уверенности можно прогнозировать, что конституционный законопроект «О всенародном избрании глав госадминистраций городов и районов» разработанный депутатом А. Дируном и поддержанный 16 депутатами ВС от партии «Обновления» не будет реализован в жизнь. Скорее всего, депутаты согласятся с Заключением Президента на данный законопроект и создадут согласительную комиссию по его доработке. Это будет означать, что законопроект будет отправлен в отстойник до новых выборов Президента, как отправлен туда уже принятый ВС в сентябре 2011 года в первом чтении закон «О противодействии коррупции», и молчат об этом Президент, ВС и даже ПКП в лице её «главного борца» с коррупцией депутатом О.Хоржаном.
Исходя из вышеизложенного, в сентябре-октябре определится судьба законопроекта «О всенародном избрании глав государственных администраций городов и районов». Если мой прогноз оправдается и депутаты согласятся с заключением Президента на законопроект, то ВС в этом составе продолжит свою деятельность до очередных выборов, ну само собой разумеется, отзовёт из КС свою жалобу, так как не будет смысла её рассматривать.. По всей видимости, это так и будет. В противном случае ВС грозит роспуск и внеочередные выборы, хотя это и будет противозаконно.
Не случайно после практически отрицательного заключения Президента на законопроект «О всенародном избрании глав госадминистраций городов и районов» ПКП сразу была организована республиканская акция «требования народа» по сбору подписей за принятие законопроектов Президента, которые были отклонены ВС. И не случайно, проведение акции «требования народа» неоднократно пиарилось ТВ ПМР, чтобы вызвать негатив у избирателей действиями ВС на случай его роспуска и придать этому видимость законности. Вот, по-моему, и весь смысл политических маневров проводимых ПКП и властью вокруг законопроекта «О всенародном избрании глав государственных администраций городов и районов».
И всё-таки я надеюсь, что здравый разум победит иначе в борьбе за верховенство в правлении государством и обществом можно потерять республику, за которую отдали свои жизни сотни приднестровцев. Тем более, для республики сейчас неблагоприятная международная обстановка, которая требует не раздора, а консолидации ветвей власти и общества.
Пора остановится, мы уже и так докатились до того, что народ перестал чувствовать себя хозяином в своей собственной созданной им республике и многие выехали за её пределы в поисках лучшей доли и правовой защищенности.
Считаю, что если бы наша власть больше доверяла народу, во всех сферах общественной и государственной жизни, в том числе, и на выборах, лучше было бы всем, в том числе и самой власти. У нас сегодня народ «основной источник власти» практически полностью отчуждён от влияния на деятельность ветвей власти. В результате власть живёт в своём, далёком от реальности мире, который не связан с интересами общества и государства.
Поэтому без Конституционной реформы политической системы власти в интересах народа, а не власти, как было до сих пор, нам не обойтись и чем раньше мы её проведем, тем будет лучше для общества, власти, государства и признания республики.
Поэтому, я ещё раз кратко изложу основные направления Конституционной реформы, как видит её С-ДПП, что должно быть отражено в Конституции путем референдума, чтобы она стала по существу народной:
1. Земля сельскохозяйственного назначения закреплена в пожизненное пользование граждан живущих и работающих в селе, поселке, хуторе и разделена на паевые доли каждой сельской семье с правом передачи по наследству, сдачи в аренду, и под залог – без права отчуждения.
2. Законы и иные нормативно правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.
Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.
3. Каждый имеет право после использования всех республиканских возможностей правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные и иные учреждения, а также правозащитные организации.
4. Государственные редакции СМИ, телевидения и радио обязаны ежемесячно безвозмездно по заявлениям политических партий предоставлять эфирное время не менее 15 минут, после вечерних новостей с повтором на следующий день для освещения своих решений, заявлений по актуальным вопросам жизни общества и государства, а также не менее одного раза в два месяца два часа эфирного времени для проведения круглых столов по различным проблемам жизни общества и государства и ответов на вопросы телезрителей и радиослушателей.
5. Выборы в представительные органы власти Верховный Совет и местные Советы народных депутатов городов и районов проводятся по партийным спискам без предварительного сбора подписей избирателей в свою поддержку и иных предварительных условий. Проходной бал для партии в ВС и местные Советы народных депутатов города, района составляет 3% от общего числа избирателей.
6. Любое выборное государственное должностное лицо может быть отозвано избирателями после года его пребывания в избранной должности, также через год после избрания могут быть отозваны депутаты от политической партии, если они не выполняют свою предвыборную программу, в результате чего утратили доверие избирателей
7. ЦИК ПМР назначают: Президент, ВС, Правительство, городские и районные Советы народных депутатов, республиканские объединенные профсоюзы, республиканская адвокатура, каждая политическая партия официально зарегистрированная в органах власти по одному члену ЦИК.
Председатель ЦИК избирается тайным голосованием на общем собрании ЦИК на альтернативной основе. Ротация членов ЦИК происходит через каждые 7 лет после назначения.
8. Пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования должны быть не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
9. Дети сироты по достижению совершеннолетия обеспечиваются государством благоустроенной квартирой за счет средств республиканского бюджета
10. Уголовные дела в отношении Президента, членов Правительства, депутатов Верховного Совета ПМР могут быть возбуждены прокурором ПМР, расследование дел проводит Следственный Комитет ПМР, судебное разбирательство проводит только Верховный суд ПМР.
11. Президент, депутаты Верховного Совета, Министры, главы госадминистраций, председатели горрайсоветов, начальники милиции городов и районов их заместители, судьи, прокурор республики и прокуроры городов, районов их заместители, а также их близкие совершеннолетние родственники из состава семьи обязаны ежегодно представлять в налоговую инспекцию декларацию о доходах и расходах которые подлежат опубликованию.
Также обязаны представлять данные о расходах по каждой сделке по приобретению объекта недвижимости, земельного участка, предприятий, домов, квартир, автомобилей, ценных бумаг и акций. Если сумма сделки превышает общий доход чиновника и его супруги (супруга) за три года предшествующих ее совершению, такая сделка считается не правомочной и судебным решением может быть обращена в доход государства.
12. Президент, депутаты ВС и местных советов народных депутатов не обладают правом неприкосновенности за нарушение законов и несут ответственность на равне со всеми гражданами республики.
13. Во внутренней политике Президент несет ответственность: за свободу слова и независимость СМИ; за свободный доступ к государственным СМИ политических партий; за равноправие всех граждан республики перед законом и судом; за обеспечение трудоспособного населения рабочими местами с заработной платой не ниже трех прожиточных минимумов; за искоренение казнокрадства и коррупции в органах власти; за сплочение общества на основе равенства наций, народностей и социальной справедливости.
Если в течение года после избрания Президента доходы населения снизятся на 5%, а безработица не уменьшится, а возрастет среди трудоспособного населения, то Президент обязан добровольно уйти в отставку как не справившийся со своими обязанностями.
В случае отказа Президента уйти добровольно в отставку ВС обязан инициировать импичмент Президенту или проведение референдум о недоверии.
14. Председатель и первый заместитель председателя Следственного Комитета ПМР на должность назначаются Президентом ПМР, по согласованию с ВС, освобождаются от должности ВС ПМР по представлению Президента или Прокурора ПМР.
15. ВС ПМР является высшим представительным, контрольным и единственным законодательным органом государственной власти республики. Депутаты Верховного Совета работают на постоянной профессиональной основе.
Численный состав ВС -31 депутат. Численность депутатов исчисляется: один депутат от четырнадцати тысяч избирателей.
16. Депутат не может быть подвергнут преследованию или привлечен к юридической ответственности за голосование или за взгляды, выраженные при исполнении мандата.
17. ВС может принимать Постановления о приостановлении действий указов Президента ПМР постановлений Правительства до судебного решения об их соответствии Конституции ПМР
18. Президент ПМР может быть отрешен от должности Верховным Советом в случае совершения им деяний, которые противоречат Конституции и законам, подтверждены заключением Прокуратуры и Верховным судом ПМР.
19. Главы государственных администраций, начальники милиции городов, районов избираются их гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет
20. В ПМР работает Совет юстиции, к ведению которого относится:
1. Внесение представления в Верховный Совет о назначении судей Верховного, Арбитражного судов, а также председателей и судей городских, районных судов на должность и освобождении от должности;
2. Принятие решения по нарушениям судьями требований относительно соответствия занимаемой должности;
3.Осуществление дисциплинарного производства в отношении судей Верховного и Арбитражного судов ПМР, рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности городских и районных судей.
Совет юстиции ПМР состоит из шестнадцати членов. Президент ПМР, ВС ПМР назначают по два члена Совета юстиции, съезд адвокатов ПМР, съезд судей ПМР, общее собрание прокуратуры ПМР и общее собрание профессорско-преподавательского состава Тираспольского ПГУ избирают в состав Совета юстиции по два члена.
В состав Совета юстиции по должности также входят Председатели Верховного и Арбитражного судов ПМР, Министр юстиции ПМР, Прокурор ПМР. Председатель Совета юстиции ПМР избирается на общем собрании Совета юстиции путем тайного голосования.
21. Судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей назначаются на должность и освобождаются от должности Верховным Советом по представлению Совета юстиции ПМР.
22. Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами обязательная.
23. Отвод судьи от рассматриваемого им дела по письменному заявлению заявителя может быть осуществлен только судебной коллегией из трех судей городского или районного суда. Отвод судьи Верховного Суда рассматривается Советом Юстиции ПМР.
24. Конституционный суд состоит из 6 (шести) судей включая председателя Суда.
Срок полномочий судьи Конституционного суда 7 (семь лет). Президент, Верховный Совет ПМР назначают по одному члену Конституционного суда. Съезд судей ПМР, общее собрание профессорско – преподавательского состава юридического факультета Тираспольского ПГУ, республиканский съезд профсоюзов и республиканский съезд адвокатов на альтернативной основе, путем тайного голосования избирают по одному судье Конституционного суда. Конституционный суд независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции.
25. Прокурор, Уполномоченный по правам человека ПМР, прокуроры городов и районов избираются гражданами республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
В своей деятельности Уполномоченный по правам человека, Прокурор ПМР и нижестоящие прокуроры независимы от органов государственной власти и руководствуются в своей деятельности только Конституцией и законами ПМР.
26. Любые изменения и дополнения в Конституцию могут быть внесены только в результате референдума.
Только путем народовластия, верховенства закона во всех сферах жизни общества и государства, равенства всех перед законом, ответственности руководства республики за порученный участок работы можно будет достигнуть согласия в ветвях власти и обществе, наступит стабильность развития в экономике, а народ станет не на бумаге, а на практике основным источником власти, как записано в Конституции. Чтобы это произошло необходимо путем референдума внести изменения и дополнения в Конституцию, которые предлагает С-ДПП.
Поэтому я вновь обращаюсь к Президенту, ВС ко всем политическим партиям, общественным организациям Приднестровья поддержите эту идею. Давайте раз и навсегда Основной Закон Республики – Конституцию – сделаем Основным Законом Согласия Власти и Народа, а не разногласия и вражды.
Персонально предлагаю ПКП и её лидеру О.Хоржану не тратить силы и ресурсы на пустоту, за принятие законов которые были отвергнуты ВС как неприемлемые для общества и государства, а если разобраться поглубже, то принятие этих законов в том виде, в котором их предлагали, могли нанести обществу и государству больше вреда, чем пользы. Если хотите по-настоящему не на словах, а на деле что-то сделать полезное в интересах народа, то поддержите нашу идею и начните сбор подписей за проведение референдума по изменению Конституции в интересах народовластия.
Председатель С-ДПП Александр Радченко.
Источник: Газета "Человек и его права", №14 от 11.09.2013 года.