Методика борьбы президентского правительства ПМР с финансовым кризисом вызывает большие вопросы.

В разговоре о финансовом кризисе в ПМР, а главное – о средствах выхода из него рано ставить точку.

Хотя, казалось бы,  точка  поставлена: опубликовано постановление Правительства №191 от 16 июля 2014 г. «Об уменьшении объема предоставления государственных услуг, оптимизации государственных функций и временном порядке финансирования расходов по оплате труда бюджетов всех уровней». Однако постановление  лишь добавило аргументов считать нынешнее президентское правительство нашим большим несчастьем. И это в лучшем случае. В худшем – нашим большим подлым несчастьем.

Чтобы не быть голословным. Напомним, рождалось постановление «в муках». В два прыжка. На первом этапе появилось распоряжение правительства «О временном порядке финансирования расходов бюджетов всех уровней и бюджета государственного внебюджетного фонда по оплате труда» от 30 июня 2014 г., № 444р. В нем предусматривалась такая схема: зарплаты бюджетникам замораживаются по факту на 1 июля 2014 г., это во-первых, (кстати, и пенсии также замораживались). Во-вторых, начисленная замороженная зарплата выплачивается на уровне 85%, с отнесением выплат оставшихся 15 процентов на будущее  (неопределенное) время. О времени выплат было сказано только, что игры с зарплатой не должны были вылезать за 2014 год.

2 июля 2014 г. Верховный Совет ПМР одобрил действия правительства ПМР в части замораживания зарплат. Однако фокусы с недоплачиванием заработной платы Верховный Совет ПМР правительству не санкционировал. Он и не мог этого сделать, поскольку несвоевременная выплата заработной платы в ПМР наказывается по закону. И закон этот никто не отменял. А в распоряжении правительства как раз и предусматривалась несвоевременная выплата заработной платы бюджетникам. При этом постановление не делает отложение выплаты зарплат законным новым сроком выплат хотя бы потому, что откладывает эти выплаты на неопределенный срок.

Правительство попало в ловушку. Денег на полную выплату зарплаты не было, а отложенные выплаты зарплат запрещены законом. Тогда наш странный президент изобрел для правительства, казалось бы, спасительный выход. А давайте, мол, мы как бы сократим объем государственных функций и предоставляемых государственных услуг, как бы уменьшим работу госслужащих. И будем им соответственно меньше платить. На 20 уже процентов меньше. Так и порешили. Собрали внеочередное заседание правительства, издали вышеуказанное постановление.

И уже изначально были видны несуразности подобного подхода. Этот подход был неприменим, как в постановлении признается, «для работников сквозных профессий, обеспечивающих работу организаций в круглосуточном режиме, медицинских, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, а также по иным отдельным профессиям (должностям), при выполнении работ по которым невозможно введение режима неполного рабочего времени». (Этим категориям объем функций не сократили, и 20% решено не доплачивать).  Но подход не применим не только для данных категорий госслужащих. Он не применим для госслужащих вообще, поскольку оплата их труда, исходя из ее характера, не является сдельной. Нет  прямо-пропорциональной зависимости между объемом государственных функций и заработной платой.  Поскольку сокращение государственных функций не возможно по определению. И никто никогда до подобной белиберды не доходил. Ни в одном государстве. Кроме как в  ПМР при Шевчуке.

Если та или иная функция  является необходимой для обеспечения жизнедеятельности государства, то она должна быть исполнена в полном объеме. Если та или иная функция не является необходимой для  обеспечения жизнедеятельности государства, то ее исполнение не должно оплачиваться из бюджета вообще, и она не является функцией государственных служащих.

Более того. Как пишет в "фейсбуке" О. Василатий: "Один из признаков суверенитета государства это возможность исполнения государством своих функции, которые определены при учреждении данного государства (обычно объем прав и обязанностей государства определяется сначала в декларации о независимости, затем в конституции). Сокращение объема исполнения госфункций равносильно сокращению государственного суверенитета. Принимая такое решение правительство становится на путь ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ. Президент должен отреагировать на это, иначе становится соучастником".

Это  говорится как бы о государстве вообще. В нашем же государстве президент не только не реагирует на попытку государственной измены, он является творцом идеи сокращения объема государственных функций в целях экономии  средств. Это уже не первый случай, когда президент Шевчук встает на путь государственной измены. Первый случай состоялся еще в начале 2012 г, когда на суверенную территорию ПМР по инициативе президента Шевчука были допущены органы государственной власти соседнего враждебного нам государства (таможенники Молдовы), которые действовали на суверенной территории ПМР по законам Республики Молдова.   И если уж говорить сегодня о сокращении государственных функций как о факте, то это произошло как раз с президентом Шевчуком, который утратил государственную функцию быть гарантом исполнения Конституции. Таким же приднестровским нонсенсом является и попытка людей, вызвавших своей безграмотной работой финансовый кризис (правительство), назначить самих себя антикризисным управляющим.

Что же реально учудило  наше правительство с подачи нашего президента? А вот что. Поскольку сокращение государственных функций невозможно по определению, значит, необходимая работа будет все равно выполнена в полном объеме. Только не за пять дней, а за четыре дня. (Соответственно, при шестидневной рабочей неделе, будет выполнена за пять дней). Но оплачен этот труд будет на 20% меньше, чем оплачивался раньше.

Честное правительство сказало бы об этом честно: мы, мол, вынуждены сократить заработную плату бюджетникам на 20 процентов.Видимо,  правительство ПМР к категории честных не относится.

А Шевчук еще подсказывал на заседании президиума правительства 11 июля 2014 г. : пусть, мол, в свободное время бюджетники займутся оказанием услуг. Что это, как не прямое поощрение введения дополнительных поборов и преобразования ныне бесплатных государственных функций в платные?

Еще несколько замечаний по указанному постановлению.

Само собой, наши мудрые правители «забыли» о распоряжении 444р. В Постановлении от 16 июля 2014 г. оно не было отменено. Не отменено  оно и никаким другим документом.  Таким образом, действует и 15-процентная недоплата (распоряжение 444р) и 20-процентная недоплата для медиков, педагогов и т.п. (постановление №191). Разумеется, отмена 15-процентной недоплаты будет оформлена задним числом, что для характеристики уровня "профессионализма" нашего правительства является весьма показательным.

Итак, закон о своевременной выплате заработной платы будет нарушаться. 20 процентов от зарплаты бюджетники будут получать в неопределенно отдаленный срок. Причем в этот неопределенно отдаленный срок им выплатят только номинал без компенсации за пользование их денежными средствами. Это означает, что бюджетники будут без их согласия финансировать наше бестолковое правительство. В постановлении №191 не предусмотрена выплата задержанных сумм с увеличением на величину банковской учетной ставки за пользование чужими деньгами.

Было бы справедливо, если бы этот механизм использовался. Например, было бы предусмотрено, что бюджетники могли бы в любое время взять кредит в банке с выплатой процентов за счет правительства на величину задержанной зарплаты. (Мало ли у кого какая возникает срочная  нужда в деньгах).  Такой подход облегчал бы нагрузку на бюджет, рассредоточивая платежи во времени. Но наше правительство не желает само нести бремя своих ошибок, оно желает переложить это бремя на бюджетников.

А если человеку не на что сегодня купить лекарства? Он что помирать должен из-за «мудрого» постановления нашего правительства, которое, почему-то считает, что человек и потом, через месяц-другой может выпить сразу все пропущенные таблетки. Если доживет… Представляете, какая будет экономия, если люди не доживут!

Так же справедливо было бы в связи с замораживанием зарплат и пенсий, заморозить и платежи, собираемые с населения. Например, за услуги ЖКХ, за газ, за электроэнергию и т.д. Как, например, неоднократно предлагало общественное движение «Народное единство» (А. Дирун). Нет, мы тебе зарплату заморозим, да еще и недоплатим, но тарифы замораживать не будем.

Это не только не честно, господа хорошие. Это подло.

Вы же гляньте, как другие правительства поступают, когда не могут выполнить свои  обязательства перед народом. Даже в форс-мажорных обстоятельствах войны. Пример, который я всегда в таком случае вспоминаю: правительство Англии, когда на английские города стали падать немецкие бомбы, и дома стали гореть и разрушаться, заявило, что раз правительство не смогло уберечь народ от бомбардировок, значит, обязано компенсировать людям убытки. И 50 лет после войны правительство Англии выплачивало компенсации за утраченное имущество, пока не выплатило за последнюю разбитую взрывной волной форточку.

Смотрим далее постановление № 191. Пункт 9. «Не для печати». Как интересно! Какие-такие секреты могут быть у правительства от народа по поводу распределения денег на зарплату, денег, которые народ из своего же кармана дал этому правительству в виде налогов и сборов?

Если проанализировать постановление, то не трудно предположить, что в этом засекреченном пункте  речь идет о Министерстве иностранных дел, об особом порядке финансирования зарплат министерства г-жи Штанской. Скорее всего, речь о том, что на это министерство не распространяются ограничения данного постановления. Что ранее принятое положение о дополнительном финансировании выдающихся дипломатов в размере 100-процентной надбавки к их зарплатам не отменено. Ибо в тексте постановления нет ни слова об отмене этой надбавки (о чем, кстати, проголосовали депутаты ВС ПМР 2 июля 2014 г). А вопрос этот должен был бы  быть решен в постановлении. Если, напротив,  в п. 9 скрыто что-то для силовых ведомств (что обычно и секретится), так нет, о силовых ведомствах все сказано в п. 10 постановления. А вот о МИДе в постановлении не сказано нигде. Остается только пункт «не для печати».

Вообще с секретами  наших чиновников пора уже кончать. Запретить им секретничать раз и навсегда по всем вопросам бюджетного финансирования, кроме строго ограниченного списка, касающегося обороны и подобных вопросов.

Оказывается, как поведал на последней пресс-конференции в ВС ПМР по итогам весенне-летней сессии депутат В. Боднар, обсуждение предложений правительства по выходу из финансового кризиса велось в закрытом режиме. И правительство там выдвигало предложения, как сказал В.Боднар,  на порядок более радикальные, чем поддержали в конечном счете депутаты.

Правительство, может быть, рассчитывало, что эти их на порядок более радикальные предложения, будучи принятыми, не станут известны людям? Но ведь такое невозможно. А может быть, наше правительство уже открыло некоторые способы секретно залезать в карманы приднестровцев и лишь  просило депутатов санкционировать эти способы? Более того, думаю дальше, где же тогда гарантии, что правительство и без всякого разрешения депутатов не залезет или уже не залезает к нам в карманы   секретно?

Вот ведь к каким выводам приводит секретничанье в условиях недоверия народа президенту Шевчуку и его правительству. В таких условиях президент и его правительство должно было бы как раз минимизировать всяческие секретничанья, чтобы вернуть доверие людей. Но так в нашем государстве не делается.

А раз не делается, то и люди начинаю говорить: что-то в этом финансовом кризисе  не чисто.

И ведь, действительно, не чисто.

Начнем с того, что согласно данным правительства,  все у нас так прекрасно расцветало в эпоху Шевчука. Все росло в разы – доходы, налоговые отчисления, финансирование. Как говорил на уже упомянутой пресс-конференции в ВС ПМР председатель комитета по экономике О. Василатий, по данным правительства и отчетам таможни по товаропотокам и в 2014 г. не замечается никаких существенных внезапных срывов этой бурной деятельности. И вдруг – бац! Финансовый кризис. Да еще и сразу удушающий.

Украина виновата… Но, как справедливо заметил О. Василатий, не бывает так, чтобы засуха и голод от засухи совпали во времени. Между этими событиями всегда есть интервал. А у нас  кризис на Украине и голод на деньги в ПМР разворачивается в одно и то же время. Ну, не бывает так. Не бывает.

Что же стоит за всеми этими большими маневрами с финансированием,  урезанием зарплат и т.д. ?

Народ утверждает: правительство задумало найти деньги на финансирование «российских доплат» пенсионерам в условиях, когда Россия отказалась давать деньги Шевчуку, а ему хочется это скрыть. Россия выдвигает жесткие требования по кадровым назначениям в ПМР как основание для продолжения помощи.

Рассмотрим это предположение.

Шевчук заявил, что Россия вдруг после длительного перерыва внезапно снова начала финансировать помощь пенсионерам ПМР. Хотя никаких обусловленных кадровых перестановок в ПМР не произошло. Министр финансов ПМР Е. Гиржул заявила, что деньги в сумме 300 млн. российских рублей поступили.  Однако никаких следов этих денег ни в России, ни в ПМР найти не удалось. Нет никаких постановлений или распоряжений российского правительства о выделении денег ПМР. Нет ни одного высказывания ни  одного российского чиновника о выделении помощи ПМР. Об этом мы узнаем только со слов Шевчука или членов его правительства или из шевчуковских СМИ. То есть из источников, не пользующихся никаким доверием народа.  Шевчук: эти деньги вскоре поступят на счета наших банков. Но такого рода платежи сразу  в несколько банков не поступают. Что-то тут не складывается.

А теперь посмотрим, достаточно ли будет изъятых у бюджетников из зарплаты 20 процентов для финансирования  так называемых «российских» доплат пенсионерам?

Известно, что месячная зарплата бюджетников  по итогам первого квартала 2014 г. составляет примерно 120-130 млн. рублей. 20 процентов от этой зарплаты равны  примерно 24-26  млн. рублей в месяц.

Известно также, что в пенсионном фонде на выплату 100 рублевых доплат от нашего государства нашим пенсионерам зарезервировано 84 млн. руб. на полгода. Значит, на «российскую» доплату в 165 рублей потребуется  84 х 1,65 = 138,6 млн. рублей на полгода, или 23,1 млн. рублей на месяц.

Как видим, суммы 24-26 млн. рублей и 23,1 млн. рублей удивительным образом совпадают. Иными словами, нашему правительству достаточно недоплачивать бюджетникам 20 процентов, чтобы наскрести нашим пенсионерам по 165  рублей «российской» помощи (а при 15 % вилка составляет 18-19,5 млн рублей, что не покрывает затраты в 23,1 млн. рублей на "российскую" доплату пенсионерам, потому эту цифру и увеличили до 20% – еще одно косвенное доказательство).

Такие вот большие маневры вырисовываются, когда люди не доверяют своим властям.

Вообще, вопрос о недоверии президенту (импичмент) и его правительству уже больше нельзя откладывать ни на один день.

Может, они там в лепешку ради народа расшибаются. А народ им не верит.

Народ, например, спрашивает, а почему в такой напряженный момент на своем месте нет Председателя правительства Т. Туранской? Ее нет в Приднестровье уже более полумесяца. Ну ладно, если бы она пошла последним путем своего предшественника П. Степанова: отчитался перед ВС ПМР, сходил в отпуск и нас покинул. А если Т. Туранская нас не покинет?

Народ спрашивает, а почему в такое сложное время президент Шевчук вместе со своим министром нинастранных дел уже неделю отсутствуют в Приднестровье? Некоторые особо нервные утверждают, что голубки на частном самолете улетели понежиться на горных курортах Словакии (http://forum.dnestra.com/blog/economy/9759.html).  

Это когда правительство говорит – нет денег.

В таких условиях надо или с таким народом что-то решать или с такими властями.

Л.Леонов.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники