Председатель Верховного Совета ПМР В. Красносельский, объясняя желание депутатов провести ряд парламентских расследований, не хотел выглядеть "революционером" или кому-либо угрожать. На телекамеру он пояснил: мы ничего нового не изобретаем. Контрольные функции  Верховного Совета прописаны в законе о его  регламенте, просто раньше этим не пользовались. Теперь хотим воспользоваться.

20 января 2016 г. Верховный Совет попытался создать  комиссию по контролю за исполнением законодательных и иных актов ПМР в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения в 2015 году.

Никто не отрицает пользу парламентского расследования и создание комиссий с этой целью. Можно только приветствовать  создание 20 января 2016 г. комиссии  по рассмотрению секретных статей республиканского бюджета и бюджета Единого государственного фонда социального страхования ПМР. Уже даже в силу секретности статей, никто, кроме депутатов, туда не доберется, и тем более, пока они не добрались, не возможно утверждать, что там есть какие-то непорядки.

Или например, предложение ПМРФ, оно уже звучало: необходимо парламентское расследование фактов  незаконного участия госорганов и их должностных лиц в агитационных, организационных  и других мероприятиях в ходе прошедших в ноябре 2015 г. выборов в Верховный Совет ПМР и в  местные органы власти. Здесь тоже есть специфическая тема для ВС ПМР в свете совершенствования избирательного законодательства ПМР и не допущения впредь  ноябрьского вмешательства госорганов в избирательную кампанию.

Однако вопрос о "минус 30%"  - совершенно не парламентский вопрос. Это вопрос исключительно правоохранительных органов и суда.

У нас в Приднестровье много кой-чего прописано в законах, чем раньше не пользовались. Это не означает, что спящих по вопросу "минус 30%" правоохранителей не стоит будить и требовать использовать права и исполнить обязанности, наводя порядок и наказывая виновных  в случае "минус 30%". 

У нас есть пенсионное и трудовое законодательство. Оно требует полной и своевременной выплаты пенсий пенсионерам и заработных плат трудящимся, не важно где они работают, на частных предприятиях или в госсекторе (бюджетники). Предусмотрены также меры ответственности за невыплату пенсий и зарплат в полном объеме или не своевременно. Вплоть до уголовной.

Тем не менее, у нас в Приднестровье, как всем известно, в 2015 г. 8 месяцев не выплачивались в полном объеме пенсии и зарплаты (минус 30%). На девятом месяце пенсионеры стали получать  только 80% от пенсии и лишь после краха на выборах  "партии Шевчука" началась полная выплата пенсий и возврат долгов пенсионерам по пенсиям. И деньги откуда-то нашлись, и причины невыплат куда-то пропали: правительство перестало зундеть по поводу экономического кризиса, и недопоступления доходов, что не позволяло-де раньше выплачивать пенсии в полном объеме.

И даже ничуть не качнулся великий "твердый суворик". Как заявил центробанк в тот же день 20 января,  доллар у нас и дальше будет стоить в районе 11 "сувориков". То есть лопнула и оказалось чистейшим враньем дилемма нашего президента, заявившего в начале процесса великого ограбления пенсионеров (или, если угодно, принудительного займа у них): или мы не доплачиваем пенсии и зарплаты бюджетникам, формируем задолженность, или девальвируем валюту с последующим крахом всего и вся.

Тот же процесс наблюдался и с зарплатами бюджетникам. Правда, здесь "принудительный заем" еще продолжается, а погашение долгов (возвращение принудительно одолженных средств)  реально пока не предвидится.

И вот наш парламент вознамерился создать парламентскую комиссию и провести парламентское расследование, чтобы выяснить: действительно ли не было ну никакой возможности у правительства (или кого там еще?) не грабить пенсионеров и бюджетников, или все-таки то, что можно делать сегодня, можно было делать и раньше, когда ситуация в экономике была даже менее  хреновой, чем сегодня.

И вот, не изобретая ничего нового, решили просто воспользоваться контрольными  правами парламента.

Дело хорошее и нужное. Пусть потренируются.  Однако есть признаки того, что проблему просто   заболтают, вольно-невольно тем самым уводя  от ответственности нарушителей пенсионного и трудового законодательства. 

Судите сами. У нас в государстве существует и финансируется разветвленная система органов власти и разных структур, призванных "мониторить"  ситуацию с соблюдением в стране законов и обеспечивать неотвратимость наказания за их нарушение. Начиная с гаранта соблюдения Конституции и законов ПМР – Президента страны Е.В. Шевчука.

Прокуратура, Следственный комитет, Комитет госбезопасности, Счетная палата, контрольно-надзорные инспекции, в том числе, по труду, Уполномоченный по правам, блин, человека… Продолжить список? Он еще не завершен.

Почему никто из этих органов и чиновников,  которые народ содержит за счет своего кармана, НЕ СДЕЛАЛ НИЧЕГО, чтобы остановить многомесячное  нарушение пенсионного и трудового законодательства и не потребовать  наказания для нарушителей закона?

Теперь хотят запустить процесс парламентского расследования, чтобы выяснить, были у правительства деньги платить пенсии и зарплаты или не было. Допустим, установят, что денег не было. И что, по этой причине можно разрешить нарушение закона? Бандит назовет десятки причин, побудивших его ограбить старушку. Но это не означает, что он не должен сидеть в тюрьме. Между прочим, нарушение трудового и пенсионного закона нарушило права и интересы  по меньшей мере 200 тысяч приднестровцев, а с их семьями – более половины населения страны. 

А может, закон не нарушался, скажет кто-то. Надо, мол, еще  установить этот факт.

Ну, во-первых, это не полномочия парламентской комиссии – устанавливать, имел или не имел место факт нарушения закона. Для этого в стране есть соответствующие органы.  А во-вторых, уникальность рассматриваемого случая в том, что факт нарушения закона в случае "минус 30%"  был установлен и неоднократно публично признавался прокурором ПМР А. Дели – главным у нас надзорным лицом за соблюдением (или нарушением) законов.

Напомню. Как только в 2015 г. правительство заявило о намерении не доплачивать с начала марта треть пенсий и зарплат бюджетников,  и кругом начался кипеж, прокурора А. Дели пригласили на трибуну  тогдашнего ВС ПМР, где он публично признал, что это намерение правительства не законно. Потом в течение продолжающейся практики прокурор А. Дели не раз заявлял, что подобная практика  является нарушением пенсионного и трудового законодательства.

Но мер никаких не принял.

Сначала он призвал не вовлекать его ведомство в «противоречия между ветвями власти».

Потом предложил рассматривать каждый конкретный факт невыплаты пенсий и зарплат отдельно, по специальному заявлению в прокуратуру. Это типичная "отмазка" А. Дели последних лет: вместо надзорных действий заниматься следствием по конкретному факту нарушения прав. Хотя для следствия по конкретным фактам у нас народ содержит Следственный комитет, а задача прокуратуры – прежде всего надзор за соблюдением законов, то есть действия и принятие корректирующих мер еще до того, как от нарушения законов  пострадали права и интересы хотя бы одного приднестровца.

А потом А. Дели вообще заявил, что не дело прокуратуры заниматься всеми этими пенсиями и зарплатам. 

Что должен был сделать Верховный Совет присущими только ему средствами? Не создавать каких-то комиссий по расследованию, а отправить прокурора А. Дели в отставку. За уклонение от исполнения обязанностей.

Это и сегодня еще не поздно сделать.

Известно, что Счетная палата пробовала своими средствами, используя свои полномочия, выяснить как дело обстоит. Ей не предоставили такой возможности. "Не лезь!". Ссылаясь на всякие крючкотворские заморочки по поводу ее статуса.

Что должен был сделать Верховный Совет присущими только ему средствами? Не создавать каких-то комиссий по расследованию, а пересмотреть законодательство  и предоставить Счетной палате  все (пусть даже и с избытком) полномочия для рассмотрения любых операций любых органов власти и должностных лиц с бюджетными народными деньгами, включая президента, спикера парламента, руководителей предприятий и организаций любой формы собственности. Более того, наделить Счетную палату  правами прямого действия (то есть без обращения в какие-либо другие органы власти) для наложения санкций за отказ от предоставления документов, касающихся движения бюджетных средств, да будь даже они трижды засекреченными или под коммерческой тайной. Вплоть до приостановления полномочий должностного лица, отказавшего Счетной палате в предоставлении затребованных документов.  Штрафовать и приостанавливать полномочия.

Это и сегодня еще не поздно сделать.

Достаточно вышеназванных действий ВС ПМР только по этим двум контрольно-надзорным органам, чтобы отпала какая-либо необходимость в создании комиссий по расследованию. В полукустарной деятельности депутатов, пытающихся подменить органы власти, которым народ и закон дали все необходимые полномочия  привлекать, требовать и наказывать при осуществлении разного рода расследований. Прав, которые депутаты не имеют при совершении ими каких-либо расследований.

Им будут врать,  не являться по вызову для ответов на вопросы,  но эти лжесвидетели и уклонисты не понесут никакой ответственности за свои действия-бездействия. В отличие от ситуации, когда ими бы занимались  компетентные и правомочные органы. 

Позволю себе процитировать ПМРФ, уже поднимавшему вопрос о бездеятельности правоохранительной системы ПМР в связи с нарушениями пенсионного и трудового законодательства:

"Две, на первый взгляд, противоречащие друг другу информации. В первой утверждается, что прокурор ПМР А. Дели признал незаконность задержки зарплат. В другой, что не только не признал незаконности грабежа пенсионеров и бюджетников, но и попросил не втягивать его в разборки между двумя ветвями власти.

Самое поразительное, что обе эти информации верные, но каждая отражает только часть того, что произошло на заседании ВС ПМР. Выступление прокурора А. Дели на заседании ВС ПМР – хороший пример поганого крючкотворства, воцарившегося в ПМР с  приходом к власти Е. Шевчука.

Смотрите, что сказал прокурор. Пенсия пенсионерам за март месяц должна быть выплачена в полном объеме до 5 апреля. Если это не произойдет до этого срока – будет нарушен закон о пенсионном обеспечении граждан. Заработная плата бюджетникам за февраль, согласно требованиям закона, должна быть выплачена в полном объеме в марте.

На основании этих слов депутат ВС ПМР Г.Дьяченко усмотрел в словах прокурора А. Дели то, что хотел, на что рассчитывал и что полностью соответствовало действующему законодательству.  А именно: не полные выплаты зарплат и пенсий не законны и эти действия правительства ПМР должны быть пресечены.

Однако прокурор вовсе не сказал, что если до 5 апреля пенсионерам не будет выплачена пенсия в полном объеме, а до конца марта – полная зарплата бюджетникам, то он, прокурор А. Дели,  воспользуется своим правом остановить нарушение закона, или по меньшей мере предупредить о недопустимости его нарушения. То есть, например, выдаст соответствующее предписание либо обратится в суд, как он сделал, например, пытаясь преодолеть отказ Верховного Совета от дачи разрешения на привлечение к судебной ответственности трех депутатов ВС ПМР за совершение ими ДТП.

Г. Дьяченко, как видим, купился на то, что не истек еще срок, после которого должно было наступить прокурорское реагирование. И думал, что само собой, в положенный срок прокурор А. Дели выступит на защиту закона. А как же иначе?

Святая простота! Иначе – запросто!

Другой, неназванный,  источник в ВС ПМР понял слова прокурора совсем по другому, и изложил их корреспонденту ИА Регнум. А именно: прокуратура Приднестровской Молдавской Республики не усмотрела нарушения закона в неполной выплате пенсий и зарплат бюджетникам в рамках введенного правительством ПМР из-за экономического кризиса «особого порядка финансирования зарплат и пенсий».

При этом неназванный источник "упустил из виду", что прокурор А. Дели не усматривал нарушение закона только в срок до 5 марта – по пенсионерам и до конца марта – по бюджетникам. И прокурор А. Дели имел право заявлять такое не пряча глаза  и не мучаясь угрызениями совести.

Вот эта позиция прокурора и называется – поганое крючкотворство.

Разоблачить эту поганую позицию не составляет и не составляло никакого труда. Но  наши законодатели раз за разом не могут разобраться в простых и дешевых приемчиках, которые против них применяется группировкой Е, Шевчука. На что-то там надеются, выискивают какие-то там законности, страшно боятся раскачивать какую-то мифическую лодку и т.д. и т.п. Шевчук их порет, как детей. И они не извлекают никаких уроков.

И вот это самое прискорбное…

А может, взрослые дяденьки из ВС ПМР просто играют в ту же игру, что и группировка Шевчука? Может, у них по сценарию роль такая – изображать "упорное сопротивление" ограблению народа. Изображать – и не более того".

(Источник)

Написано почти год назад. При старом составе Верховного Совета ПМР.  А ведь как будто сегодня.

Люди  Шевчука и лобби правительства устроили 20 января на сессии Верховного Совета просто молотилку депутатам, просто избиение младенцев. Пытаясь не допустить создания действенной комиссии по расследованию, или  выхолостить суть ее задачи, или разводнить ее состав, чтобы заболтать проблему.

Долго обсуждали предмет деятельности комиссии. Разработчики (профильный комитет, А. Мартынов) в проекте постановления о создании комиссии предложили формулировку "удержание 30% пенсий и зарплат".

"А давайте назовем "недофинансирование выплат пенсий и зарплат"…

"Или депонирование части пенсий и зарплат"…

"Или задержка выплат"…

"Или не выплата в полном объеме"…

А. Мартынов несколько раз менял свою позицию по мере поступления новых предложений. Сначала согласился на "задержку выплат". Потом – на "недофинансирование". Потом на "невыплату в полном объеме"… А ведь все эти формулировки  совершенно по-разному квалифицируют то, что сотворило правительство.

Наиболее радикальный увод в сторону от сути вопроса, переквалификацию  предложил депутат А. Сипченко (блок, нет блочек  Шевчука). Он предложил свое видение, чем должна заниматься комиссия.  Обоснованно ли решение правительства о  временном депонировании пенсий и зарплат? Вот чем. Выяснить: обосновано или не обосновано. И не лезть в эти "удерждано-недофинансировано-задержано-депонировано-невыплачено в полном объеме". Не надо этого.

Его тут же поправили: обосновано ли решение не правительства, а госкомиссии по определению размера выплат пенсий и зарплат.

Он поправился. Да, правительство ни причем, госкомиссия все решала.

Тут стоит немного отклониться в сторону. Наше своеобразно умное правительство, прекрасно зная, что оно творит, нарушая  пенсионное и трудовое законодательство, разумеется, предприняло ряд превентивных мер, чтобы уйти от ответственности.

Сначала, на нахмуренные брови прокурора А. Дели оно в марте 2015 г. объявило, что устанавливается такой порядок, что в состав   положенных к выплате 70% пенсий и зарплат входит сначала доля в погашение долга за прошлый период, а потом доля за текущий месяц. Таким образом правительство-де постоянно и своевременно гасит долг по зарплате и пенсиям.

Это объяснение для дурачков прокурора вполне удовлетворило.  Совершенно же  ясно, и ПМРФ уже о том писал, что такой порядок мог существовать только в первые 2-3 месяца удержаний пенсий и зарплат. Уже в мае доля собственно майской пенсии и зарплаты в полученных  выплатах составляла всего 10% от  положенной к выплате в мае. А в июне  и в последующих месяцах все полученные пенсионерами и бюджетниками средства представляли собой только сумму в погашение долгов по прошлым месяцам, и собственно июньской "доли" уже никакой не было.

Следующим шагом нашего своеобразно умного правительства и являлось  создание "стрелочника", на которого можно будет потом повесть ответственность за  обираловку людей. Так называемую Госкомиссию по определению объемов финансирования основных направлений расходов бюджетов различных уровней.

А. Сипченко проболтался. Но вовремя исправился.

Правда, его предложение  "перезадачить" парламентское расследование не прошло. Но нет ни малейшего сомнения, что "блочек Шевчука" свое продавит позже, во время работы комиссии, а главное при принятии ее окончательного решения и рекомендаций.

Уже 20 января, в ходе обсуждения  на Верховном Совете лоббисты Шевчука и правительства  фактически разрушили эту комиссию. В сокращенном изложении  этот процесс выглядел так.

Предлагался ее состав из 5 человек. Чтобы компактная и дееспособная. Не согласились. Давайте расширять. Семь человек? Или девять человек? Голосовали. По  большинству голосов выбрали семь человек. Однако в комиссию было предложено 9 человек. "Все имеют равные права! Почему не могут, кто хочет, работать в этой комиссии?"

Переголосовали численный состав. Во изменение только что принятого решения о количественном составе   утвердили новое решение – 9 человек.

Удивительное произошло при голосовании персонального состава. В состав комиссии предложили… депутата Т. Туранскую (!?) Напомню, кто забыл, это Т. Туранская возглавляла правительство, ответственное за нарушение  пенсионного и трудового законодательства в 2015 г. . И она является первым и главным ответчиком,  даже не свидетелем и тем более не  расследователем. Сама у себя будет расследовать? Как можно было привлекать к работе комиссии изначально заинтересованное в определенных результатах ее работы лицо?

Можно не сомневаться, какие проблемы  заложили депутаты в будущую деятельность комиссии одним только решением по Туранской.  И во время  хода расследования, а главное, во время голосования по всем вопросам, которые надлежит принимать голосованием.

Окрыленные лоббисты Шевчука и правительства сели на своего излюбленного конька – крючкотворство. Тут перед ними Верховный Совет проигрывает почти всегда. И он тут же пал на колени.

Слово берет многостаночник А. Кисничан  (в данном случае он  исполнял функции  представителя  правительства)  и спрашивает. А на каком вообще основании вы тут эту комиссию затеваете?  Кто вообще был инициатором  этого вопроса? Покажите мне его.

Наиболее разгневанные депутаты стали кричать: тогда назовите, кто был автором "минус 30 процентов". Что вы нам тут госкомиссию какую-то подсовываете!

Но вопрос оказался  непростой. Оказывается, для создания комиссии по расследованию, нужно указать  кто является инициатором постановки вопроса, а Президиуму ВС ПМР следовало проголосовать вынесение на сессию вопроса в надлежащей формулировке.  Президиум  же накануне сессии  решал вопрос о создании не комиссии по расследованию, а специальной комиссии ВС ПМР, а у нее, видите ли, другой статус. Потом где-то  в течение суток эта "специальная комиссия" вдруг превратилась в "комиссию по расследованию", за создание которой-де Президиум ВС ПМР не голосовал.

Как вам это нравится? Кто там хотел конструктива от Шевчука и счастливой совместной работы на благо угнетенных всех стран? Получите ваш коструктив!

Председатель комиссии по регламенту ВС ПМР  Г. Дьяченко  пошел по залу, тут же собирая письменные подписи  инициаторов создания  уже не специальной комиссии, а комиссии по расследованию. Собрал. Но от греха подальше решили переголосовать постановление Президиума ВС ПМР. То есть вместо того, чтобы снять все крючкотворские  проблемы прямо на сессии, решили перенести принятие постановления ВС ПМР о создании комиссии по расследованию на следующее заседания Верховного Совета.

1:0 в пользу правительства.

На этом маленьком примере, как в капле воды, отражается и прогнозируется все дальнейшее развитие событий вокруг расследования в парламенте нарушения пенсионного и трудового законодательства в 2015 г.

Какой же выход? Он прост. Не надо играть в поддавки. Не надо никаких комиссий по расследованию. Или же пусть она работает, но  параллельно  с правоохранительными органами в рамках расследования  возбужденного дела  по факту нарушения  пенсионного и трудового законодательства.

Но сначала нужно отправить в отставку прокурора ПМР А. Дели и  обеспечить неукоснительное соблюдение закона людьми, ответственными в ПМР за неукоснительное соблюдение законов в ПМР.

Лев  ЛЕОНОВ

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники