Да, несмотря на то, что отчет Правительства ПМР занял много времени, и было много вопросов депутатов ВС ПМР к Правительству, и некоторые из них  были весьма острые, и по временам даже закипали  некие  страсти, тем не менее  не покидало ощущение того, что мероприятие проходит чисто формальное, что этот отчет правительства фактически никому не нужен, что никаких корректировок (уж не говоря о большем) изначально и не предполагалось, что все прекрасно понимают (и на стороне шевчуковского правительства, и на стороне Верховного Совета), что  некая "борьба" между этими ветвями власти, и раньше-то заканчивавшаяся по сути пустым сотрясением воздуха, без необходимых принципиальных решений, отныне переходит в некую новую фазу, плавно сходя "на-нет", поскольку отношения между этими ветвями власти  вышли на финишную прямую и через несколько месяцев в связи с выборами нового состава ВС ПМР прекратятся вовсе,  и всем нужно уже думать о будущем и как-то устраиваться.

Вот так, в одном длинном предложении можно  изложить то, что произошло на пленарном заседании ВС ПМР 20 мая во время обязательного ежегодного отчета правительства ПМР Президенту ПМР и Верховному Совету ПМР.

Действительно. Со стороны президента Шевчука никчемность мероприятия подчеркивалась отсутствием  президента на отчете правительства. Впервые за все годы. Казалось бы, Шевчук пошел на невероятный риск,  с учетом особенностей кадрового состава правительства и в особенности его первого лица. Если бы все было по-серьезному, он  из-под земли бы прорвался на отчет правительства.  А тут наблюдалась  совсем уж несерьезная причина пропуска.

Накануне президент с некоторыми приближенными  лицами улетел в Москву и получил там несколько побрякушек от Г. Зюганова, бижутерии  КПРФ в виде значков и медалек. Поначалу, видимо,  была надежда, что Шевчук  успеет подлететь к отчету правительства, ведь ради его  участия отчет правительства откладывался с 13 на 20 мая. Правительство  стало даже тянуть время: после отчета премьера Т. Туранской зачем-то потекли  длинные и нудные отчеты внутреннего характера – министра здравоохранения, министра просвещения. Были заявлены еще парочка подобных отчетов (по пенсионным делам и другим социальным выплатам из   Единого фонда социальной страхования) – они, к сожалению,  не состоялись, а ведь это основные бюджетоеды и там много серьезных проблем: незаконные ограничения выплат пенсий, понуждение безработных к принудительному неоплачиваемому труду… Хоть эти новшества не относятся к отчетному периоду, являясь "достижениями" 2015 г., но выросли-то они в году отчетном, и был хороший повод поговорить, долго ли правительство ПМР собирается нарушать Конституцию ПМР и законы ПМР в части этих незаконных решений.  Однако, видимо, поступила команда, что Шевчук  таки не приедет, и попытка правительства замотать депутатов сообщениями, условно говоря,  о  количестве капельниц в больницах и о  средней успеваемости в незавертайловской молдавской школе была остановлена. Иначе все уже стало поразительно напоминать знаменитый фрагмент из фильма "Корона Российской империи", где в ожидании подвоза украденной из музея царской короны музейный экскурсовод тянул резину, рассказывая собравшимся "на сенсацию" западным дипломатам и журналистам  родословную Иисуса Христа: "Арфаксад родил Салу, Сала родил  Евера. У Евера родилось два сына Фалек и Иоктан…"  и т.д.

Не было на отчете и некоторых ключевых министров. Кузьмичева не было. Штанской не было.  Г. Кузьмичев, правда, к началу прибыл – в цивильном и без погон. Но, видимо, он раньше других узнал, что Шевчук не появится, и посчитал свое присутствие также излишним. Да в общем, так оно и есть: претензии к ведомству Г. Кузьмичева у депутатов вряд ли стояли на первом месте, если вообще были.

А вот с отсутствием на отчете  мадам Штанской не все так безболезненно.

Дело в том, что  одним из главных, я бы сказал – фундаментальным оправданием произведенной в Приднестровье экономической разрухи при Шевчуке стал так называемый внешний фактор. Во всем у нас виноваты события в соседних странах и девальвация соседних валют. Так получается, по мнению правительства.

Но вот на отчете слово взял директор завода "Квинт" О. Баев и рассказал об обострившихся в последнее время проблемах предприятия, связанных с отказом Молдовы продлить лицензии на внешнеэкономическую деятельность. Баев чуть ли не криком кричал: ну помогите же кто-нибудь. Ведь из-за какой-то бумажки останавливаем производство, увольняем  людей.  Баев рассчитывал обратиться  прямо к Н. Штански, так и сказал – обращаюсь ко всем, потому что нет главного в этом деле чиновника.  Ведь прямая обязанность  МИДа – отвечать на внешние претензии и улаживать проблемы с соседями.  В МИДе  целое управление по внешнеэкономическим связям государство содержит. А толку никакого.

Но Штанской на отчете не было. И отвечать на вопросы и просьбы Баева было некому. За его выступление, правда, ухватилась Т. Туранская: вот видите, мол, товарищ подтверждает, что внешние факторы являются главной причиной наших экономических проблем.  Однако эпизод с Баевым высвечивает совершенно другое: неумение и нежелание ответственных в правительстве за этот участок работы лиц, и правительства в целом,  преодолевать, решать  внешнеэкономические проблемы. Не внешние факторы – причина наших экономических проблем, а неумение и нежелание правительства преодолевать эти факторы.  И отсутствие Штанской на отчете правительства в очередной раз подтверждает этот вывод.

Проманкировали  отчетом правительства  и некоторые депутаты, так сказать, взаимно противоположной направленности. Не было, например, О. Хоржана и А. Дируна. Без их участия мероприятие потеряло еще несколько градусов крепости.

Но главное свидетельство ненужности состоявшегося  мероприятия – отношение к нему основных участников.

Так, правительство вывалило свой доклад за пару дней до отчета, не предоставив времени просто даже "переварить" эту кучу цифр и фактов. Защита доклада на ВС ПМР свелась к какому-то кухонному визгу соседей по коммунальной квартире. Фактически ни один поставленный депутатами вопрос не получил четкого и ясного ответа.

Так, депутат А. Коршунов спрашивает, например, о миллиарде рублей инвестиций в нашу экономику. Там деньги АНО "Евразийская интеграция" есть? Имея ввиду узнать: вы, правительство, не  чужую ли  доблесть за свою выдаете? Вместо ответа "да" или "нет" прозвучал ответ: "В состав инвестиций мы включаем все инвестиции,  полученные предприятиями".

Понимай, как хочешь.

Отношение ВС ПМР к отчету так же было изначально ясно еще до состоявшегося события. Поскольку проект резолюции Верховного Совета по отчету  не предполагал никакой оценки деятельности правительства ПМР в отчетном периоде, предлагал просто отчет "принять к сведению". В конце мероприятия проект постановления  был быстренько проголосован – без зачитывания, без каких либо дополнений или изменений.

Алаверды. Понимай как хочешь.

В таких условиях серьезного анализа провалов правительства ПМР во всех сферах жизнедеятельности ПМР и не могло прозвучать. Все свелось к героическим попыткам отдельных депутатов, не потерявших еще совесть и ответственность перед избирателями, хотя бы показать бестолковость, нелепость и несусветную чушь базовых принципов деятельности (точнее, времяпрепровождения) нашего правительства, его дешевое манипулирование цифрами, а то и просто прямые попытки ввести в заблуждение этими цифрами.

Их было немного, этих депутатов. По пальцам перечесть. А. Коршунов, О. Василатий, В. Гузун, Е. Коваль, Г. Дьяченко. Пожалуй , и все.

 Их вопросы и претензии сводились к двум направлениям. Во-первых, они ставили под сомнение сообщаемые в отчете цифры, факты и оценки, убедительно показывая, что эти сведения  разные в разных частях  отчета правительства. То есть в очередной раз продемонстрировали утрату доверия Правительству.   Во-вторых, они тщетно пытались выведать у правительства: какими критериями оно руководствуется, ради чего работает, какую видит перспективу, какими средствами пытается вывести страну из кризиса.

Вот Е. Коваль зацепился за цифру 1 млрд. 163 млн. рублей, оказывается, по отчету,  было выделено  на поддержку села. Ну, какая же это поддержка, возмущался депутат. Это же обыкновенные  кредиты, которые надо возвращать с процентами. Анализ показал, что реальная помощь селу составила всего 94 млн. рублей.

 О. Василатий обратил внимание на то, что порочная практика невыплат зарплат бюджетникам, в 2015 г. перешедшая уже и на недоплаты пенсий, является ничем иным как скрытым новым и незаконным налогом на приднестровцев. Да, говорил он, бывают времена, когда государство  вынуждено ограничивать (и иногда очень серьезно) жизненный уровень народа, но делается это с целью перегруппировки средств на  какие-то стратегически важные направления Так, в СССР не доплачивали людям, но на эти деньги создавали промышленность, создавали армию, что позволило стране выиграть смертельную схватку с врагом. А что мы видим в ПМР? Деньги у людей забрали, разными способами – не только недоплатами зарплат и пенсий, но и ростом цен и тарифов, отменой льгот, путевок, индексаций вкладов и т.д., но ничего взамен на эти деньги не появилось. Ни одного нового предприятия, ни одного шага вперед, ни одного нового рабочего места. Объемов роста промышленного производства нет. Программа капитальных вложений уменьшилась в два раза, другие целевые государственные программы просто остановлены, малый и средний бизнес загибается, люди из Приднестровья бегут при первой возможности.

Вот уже год я спрашиваю у правительства, что для вас является локомотивом, который  может вытащить нас из кризиса, поведал депутат В. Гузун.  И я понял одно, если у правительства и есть локомотив, то это не малый бизнес и не промышленность.

У правительства один ответ:  нет средств и нет инструментов воздействия на ситуацию. Нелепость этих заявлений очевидна, поскольку обязанность правительства заключается не просто в распределении имеющихся средств (для этого достаточно одного министра финансов), не в изыскании дополнительных налогов и дополнительных источников финансирования, а в создании этих источников, в расширении налогооблагаемой базы путем развития экономики, занятости населения, повышения уровня жизни людей.

Правительство само раздало свои функции разным посторонним структурам  и жалуется на отсутствие инструментов влияния на ситуацию, заметил О. Василатий. Программные стратегические решения по экономике  у нас принимают никому не известные так называемые международные эксперты.  Предприятиями госсобственности управляют какое-то бюро по управлению активами. Доходы распределяет какая-то комиссия из общественников. Медицину у нас поднимают  никому не известные  спонсоры, закачивающие деньги в полусекретные внебюджетные фонды.  Хотя по закону деятельность органов власти в ПМР финансируется только из бюджета. Назовите этих таинственных спонсоров – не называют.  И получается, что деньгам в этих неподконтрольных внебюджетных фондах  взяться неоткуда, как только кривым путем – и все из того же бюджета.

Что у нас делает в таком случае само правительство, спросил депутат. Ответа на этот вопрос так и не прозвучало.

Доходит просто до нелепостей. Перед отчетом правительства, как известно, депутаты задали 33 наводящих вопроса. В частности, в вопросе №9 спрашивалось: "Каков размер потенциального ВВП Приднестровья и налоговых отчислений в консолидированный бюджет и в Единый фонд социального страхования (в разрезе отраслей экономики) при условии полной загрузки производственных мощностей организаций в 2014 году?" Другими словами, депутатов интересовало, какие у нас есть резервные мощности и какие показатели ВВП, налоговых отчислений могут быть достигнуты при полной загрузке имеющихся мощностей.

Что отвечает правительство? Оно отвечает: "Хотелось бы обратить внимание на то, что формирование ответа на поставленный вопрос не раскрывает и не относится к результатам деятельности Правительства ПМР по итогам 2014 года".

Проблемы Приднестровья можно решить только одним способом: использовав текущий потенциал промышленности и сельского хозяйства, а также расширив его. Потенциал можно оценить, только оценив потенциал незагруженных производственных мощностей. Только исходя из этой оценки может быть выработана программа действий по выходу из кризиса. Но правительство считает, что это не его дело и даже не задумывается о необходимости реализации возможностей приднестровской экономики.

Куда рулит это правительство? Зачем оно рулит? И как предполагает выходить из кризиса, если правительство  не интересуют резервные мощности и потенциальные возможности.

Дальше просто не о чем говорить.

 

Экономический обозреватель ПМРФ.


Приложения

Отчет правительства в вопросах и ответах

Выслушав отчет Татьяны Туранской и ее содокладчиков о результатах деятельности правительства в 2014 году, парламентарии адресовали им значительное число серьезнейших вопросов. Спрашивали о реальности взаимосвязи изменений на мировой арене с экономическим положением Приднестровья. Говорили о несоразмерности налоговой нагрузки. Виктор Гузун назвал ее, ссылаясь на профильных экспертов, запредельной.  Александр Коршунов акцентировал внимание на том, что правительство констатирует рост основных экономических показателей (ВВП, объем производства, внешнего оборота и инвестиций), но при этом социальные обязательства государства выполняются не в полном объеме: бюджетников перевели на четыре месяца на сокращенную рабочую неделю, выросли тарифы в системе ЖКХ, стоимость услуг в системе здравоохранения и просвещения, сведены на нет многие льготы. Олег Василатий напомнил, что правительство в результате всех этих мер рассчитывало сэкономить 30 миллионов рублей, но при этом есть информация о том, что государство могло воспользоваться суммой в пять раз больше в случае использования нераспределенной прибыли МУПов, ГУПов и других организаций с государственной долей участия. Основываясь на данных доклада, депутат поинтересовался, о каком высоком уровне социальной поддержки населения идет речь в отчете при нынешней ситуации. Григорий Дьяченко, в свою очередь, задал вопрос о целесообразности в существующих социально-экономических обстоятельствах проведения ряда мероприятий по благоустройству. Речь идет о подсветке зданий и моста через Днестр, расширении дорог, возведении новых памятников. В продолжение темы преображения столицы депутаты подняли вопрос о статусе реконструированных медучреждений в Рыбнице и Тирасполе. «В Верховный Совет поступают многочисленные письма от граждан республики о статусе столичной поликлиники №3. Люди обеспокоены, будут ли там по-прежнему оказываться бесплатные услуги», – отметил руководитель профильного комитета Сергей Чебан. По  словам Татьяны Туранской, здание находится в государственной собственности, и после ввода в эксплуатацию поликлиника продолжит оказывать услуги населению в прежней форме. Николай Намашко озвучил вопрос, который много лет беспокоит его  избирателей: «В селе Красногорка Григориопольского района больше дошколят. 46 из них посещают детский сад, который работает сезонно, так как не газифицирован. Когда решится это вопрос? Много лет звучат одни обещания и в отношении детсада, и относительно ФАПа, расположенного в не пригодном для эксплуатации помещении». Депутату ответили, что средств в местном бюджете на эти цели пока нет.

Руководитель Комитета по АПК Ефимий Коваль интересовался, на что конкретно были направлены 2,5 миллиона рублей, выделенные на поддержку сельского хозяйства. Спрашивал депутат и о судьбе программы обеспечения сельских населенных пунктов питьевой водой. «В некоторых населенных пунктах эта программа выполнена полностью, а в других к ее реализации даже не приступали», – напомнил Ефимий Коваль. Им был поднят также вопрос о тарифной политике в сфере мелиорации: «Кто просчитал уровень себестоимости сельхозпродукции при предельном тарифе 2 рубля 47 копеек?»

О сложнейшей ситуации на конкретном предприятии говорил Олег Баев. Руководитель КВИНТа сообщил, что 8 мая поступила информация о том, что Республика Молдова не будет впредь продлевать лицензии предприятию. Это неминуемо приведет к остановке как импорта, так и экспорта. «В аналогичной ситуации сегодня находится и «Букет Молдавии». Что предпринимает правительство, чтобы предприятия продолжали работу, отчисляли налоги в бюджет?» – спрашивал депутат-промышленник. Глава Минэкономразвития Алевтина Слинченко отметила, что предпринимаются все возможные меры для изменения ситуации. В этом направлении ведется работа в рамках экспертных групп. Важным с точки зрения предпринимателей видится отмена в условиях кризиса так называемого налога на убытки. Эту проблему озвучил руководитель СПАППа Владимир Беркович. Руководитель Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и промышленности Виктор Гузун задал вопрос, интересующий всех, причем не только присутствующих в зале: «Судя по докладу, ни малый бизнес, ни промышленность не являются приоритетными отраслями экономики нашего государства. Какая, по мнению правительства, отрасль станет локомотивом, способным вывести приднестровскую экономику из кризиса?» Ответа депутат не получил.

Не был, по мнению председателя Комитета по экономической политике, бюджету и финансам Олега Василатия,  получен ответ и на главный вопрос – что делать дальше? В итоге отчет правительства о результатах его деятельности за 2014 год, в том числе по вопросам поставленным депутатским корпусом, был принят Верховным Советом к сведению. 

Источник

Правительству Шевчука пора в отставку

«Я сегодня спрашивал правительство о том, что является локомотивом, который выведет нашу экономику из кризиса, и точно понял, что это не малый бизнес и не промышленность», — заявил председатель Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и промышленности Верховного Совета Виктор Гузун.

Во вчерашнем отчете Правительства действительно нет ответа на вопрос о том, что же является локомотивом экономики. Но еще 3 года назад представить себе такое положение дел было решительно невозможно. Как нередко сообщает государственная пропаганда, помочь республике выйти из кризиса может туризм.

Скорее всего туризм — это единственная область, в которой члены «команды профессионалов» разбираются хотя бы немного. Все благодаря постоянным разъездам по ближнему и дальнему зарубежью, любованию европейскими красотами и шоппингу. Но если президент и министр иностранных дел могут себе позволить летать на самолетах в любую точку планеты почти каждые выходные, то простым приднестровцам государственное телевидение расказывает как можно отдохнуть на 2/3 от заработанного в Дубоссарах или Каменке.

Первый заместитель председателя Правительства Майя Парнас так ответила на вопрос Виктора Гузуна о локомотиве приднестровской экономики: «На сегодняшний день это электроэнергетика, а завтра может измениться ситуация. А завтра скажет Молдова, что мы переходим и мы покупаем электроэнергию в Украине. Вчера мы говорили о том, что Тиротекс у нас локомотив легкой промышленности, на сегодняшний день локомотив говорит о том, что он неконкурентноспособен. Здесь говорить о том, что мы сегодня готовы сказать, что вот именно мы будем вот это производить и это спасет республику в перспективе на завтрашний день, этого никто не сможет спрогнозировать».

После этих слов Парнас, а также заявления Татьяны Туранской о том, что Правительство выполнило поставленные перед ним задачи в 2014 году и стабилизировало экономическую ситуацию, говорить о какой-либо дееспособности членов этого Правительства невозможно.

Уходя в отставку, Правительству следует взять с собой и некоторых депутатов, в частности Андрея Сипченко, считающего, что изменение налоговой системы и увеличение налогового бремени выведет республику из затяжного кризиса.

Как утверждает Сипченко — изменение налоговой системы и введение НДС как в Молдове и Украине позволит собрать больше налогов. Тем не менее, сторонник президента Сипченко почему-то умолчал, что в Молдове и Украине произошла значительная девальвация национальных валют, что серьезно повысило конкурентноспособность экспортеров и снизило цены на местные товары.

Из-за политики Центрального банка ПМР по удержанию курса приднестровцы предпочитают приобретать товары, в первую очередь продовольственные, в соседних странах. Такая политика властей и Центрального банка не проводится ни в одной стране мира и считается самоубийственной, но в Приднестровье «команда профессионалов» считает ее своим достижением.

Источник
 

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники