В течение всего лета неоднократно пришлось отвечать на вопрос граждан республики, что же происходит у нас в Приднестровье. Результатом этих диалогов стал нижеприведенный анализ. 

Анализ тех действий, которые предпринимает вновь пришедшее руководство Приднестровья, дает основания для выводов о том, что эти действия, как минимум, ослабляют государственность Приднестровской Молдавской Республики и, в итоге,  могут привести к утрате суверенитета. Речь идет о следующих вещах:

1.      демонтаж государственной власти Приднестровской Молдавской Республики;

2.      демонтаж экономики;

3.      разрушение общественного согласия в республике;

4.      разрушение правового государства, как основы государственности Приднестровья.

Все это происходит на фоне уже реализованных внешнеполитических уступок, связанных с передачей полномочий по определению повестки дня переговорного формата «5+2» миссии ОБСЕ в Молдове.

ДЕМОНТАЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ осуществляется путем дискредитации законных органов власти и отстранения их от реализации своих законных полномочий. Для этого применяются следующие приемы:

1. назначение на должности в исполнительных органах государственной власти лиц малокомпетентных (как в силу отсутствия необходимых знаний, так и опыта) в данной сфере управления. Это приводит к тому, что проблемы граждан, за решением которых, они обращаются к органам государственной власти, не решаются, либо происходит волокита с рассмотрением и принятием решений, тем самым разрушается доверие к органам власти. Помимо этого исполнительными органами власти генерируются абсурдные даже на взгляд простого обывателя решения (разные тарифы в электротранспорте, плата за освещение подъездов не адекватная объему потребляемой э/энергии, отмены льгот на транспорт пенсионерам, плата за полив огорода, в объемах на порядок превышающих биологические нормы полива растений, перергистрация владельцев земельных участков и паев и т.п.).

Параллельно процессу дискредитации исполнительных органов власти в республике активно ведется пропаганда возможности решения проблем граждан через европейские судебные органы, в частности Европейский суд по правам человека;

2. отстранение органов местного самоуправления от выполнения возложенных на них функций. Происходит поощрение самостоятельного решения (т.е. превышение полномочий) государственными администрациями[1] всех вопросов муниципального уровня, включая распределение средств местных бюджетов, поощрение конфликтов глав государственных администраций с местными Советами народных депутатов.

Эти меры сочетаются с дискредитацией депутатов местных советов, которые позиционируются в СМИ, контролируемых действующим главой государства, как люди, купившие голоса избирателей с целью уклонения от уголовной ответственности, использующие депутатские полномочия для реализации интересов собственного бизнеса или интересов монополий. Озвучивается ненужность таких органов власти, как местные советы, чрезмерность числа депутатов в таких органах;

3. дискредитация судов путем заявлений, что одной из причин большого числа производимых помилований являются некачественные решения судов;

4. дискредитация Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики – осуществляется путем внесения необоснованных законодательных инициатив, которые не могут быть приняты Верховным Советом, ввиду того вреда, которые они могут нанести как отдельным гражданам, так и государству в целом (что заведомо известно инициаторам законопроектов). При этом данные инициативы преподносятся с масс-медиа, контролируемых Е. Шевчуком, как панацея для решения проблем, стоящих перед Приднестровской Молдавской Республикой, а  их отклонение преподносится гражданам исключительно, как нежелание Верховного Совета принимать законы инициатором которых является Е. Шевчук или руководимое им правительство.

Дискредитация отдельных депутатов осуществляется по той же схеме, что и депутатов местных Советов народных депутатов. Помимо этого, в отношении депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики организуются незаконные проверки «исполнения трудового законодательства», организуется травля Верховного Совета в связи с инициированной передислокацией парламента в г. Бендеры, организован союзной Е. Шевчуку Приднестровской Коммунистической Партией сбор подписей, в рамках которого граждане призываются к поддержке незаконного роспуска парламента;

5. формирование квазигосударственных структур – на основании указов формируются различные советы (государственный совет, совет безопасности, совет старейшин, общественная палата и т.п.), которые используются для подмены действия законных государственных органов, прежде всего системы представительных органов государственной власти. Данные органы привлекаются к принятию решений, дискредитирующих Верховный Совет и местные советы (решение о передислокации принятое государственным советом, который не обладает какими-либо полномочиями в этой сфере), к давлению на Верховный Совет и местные советы, провозглашению «достижений» действующих функционеров.

ДЕМОНТАЖ ЭКОНОМИКИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ осуществляется путем создания условий, при которых хозяйствующие субъекты не могут или не хотят работать на территории Приднестровья. Данные условия создаются путем безосновательного ужесточения контроля хозяйственной деятельности, повышения налогового бремени, тарифной политикой, политического давления на бизнес-структуры.

1. Ужесточение государственного контроля, без особых для того причин состоит в следующем:

а) внеплановые налоговые и иные проверки хозяйствующих субъектов, не приближенных к власти.

В начале 2012 года начались внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, занимающих хоть какое-то значимое положение на рынке того или иного товара. Самой резонансной из таких проверок стала проверка сети магазинов бытовой техники «Хай-Тек». В ходе проверки предприятию был предъявлен внушительный по меркам Приднестровья иск стоимостью более 100 тыс. дол. Причем иск был предъявлен без каких-либо серьезных оснований, что подтверждается тем фактом, что данный иск в последствии налоговая инспекция проиграла. Однако, бизнес-сообщество восприняло это действие как демонстрацию новых правил, которые устанавливает новое руководство.

Кроме налоговой инспекции к данному процессу подключен Комитет цен и антимонопольной политики, который осуществляет проверки в сферах, в которые государство никогда не вмешивалось (торговля на рынках, в сельских магазинах и магазинах «пошаговой торговли» и т.п. объектах малого бизнеса). Данные проверки не имеют какого-либо экономического смысла, но активно используются в качестве информационных поводов для создания негативного образа предпринимателям и положительного образа «борцов со спекулянтами» руководству республики.

Приднестровский Республиканский Банк также начал очень активную проверочную деятельность кредитных организаций, мотивируя это различными причинами. Доходит до того, что в банках, которые неподконтрольны исполнительной власти практически ежедневно, начиная со второго полугодия 2012 года, приходит либо какой-нибудь проверяющий, либо запрос на предоставление информации для осуществления контрольных мероприятий.

 б) введение запрета на осуществление предпринимательской деятельности в отдельных сферах.

В 2012 году была запрещена разработка песчаных карьеров негосударственными структурами, а также введены такие лицензионные условия для осуществления сбора металлолома на территории Приднестровья, под которые попала только одна фирма, которая подконтрольная действующему руководству.

Осуществлялось введение заградительных пошлин для экспорта семян подсолнечника с целью продажи маслосемян ЗАО «Бендерский МЭЗ» по заниженным ценам, вводилась обязательная продажа 15 % по заниженным ценам зерна пшеницы на ЗАО «Бендерский КХП» при экспорте пшеницы хозяйствующими субъектами. Сельхозпроизводителям создаются условия по ограничению экспорта зерна пшеницы урожая текущего года для его скупки подконтрольными власти предприятиями по заниженным ценам, установленным правительством. Тем самым, у действующих сельскохозяйственных производителей изымаются оборотные средства и создаются условия, вынуждающие их к прекращению хозяйственной деятельности и отказа от с/х земель.

в) введение дополнительного таможенного контроля за перемещаемой через границу валютной выручкой.

Эта проблема связана с особенностями Приднестровья как непризнанного государства. Суть проблемы состоит в том, что Приднестровье абсорбирует значительный для нашего региона объем наличной валюты. Ранее данная валюта официально перемещалась в европейские банки (с необходимой охраной, обеспечиваемой государственными структурами сопредельных государств, сначала молдавскими, затем украинскими) и зачислялась на счета хозяйствующих субъектов Приднестровья.

Начиная с 2006 года, в связи с введенными Республикой Молдова блокадными мерами Приднестровье не может официально осуществлять банковские операции, связанные с зачислением наличной иностранной валюты на счета хозяйствующих субъектов Приднестровья в иностранных банках. Это необходимо делать, для того чтобы обеспечить оплату по импортным операциям приднестровских хозяйствующих субъектов, которая может осуществляться только путем безналичных расчетов.

В связи с этим Президент И.Н. Смирнов определил порядок, при котором валюта для зачисления на счета в иностранных банках вывозилась под контролем Приднестровского Республиканского Банка без таможенного оформления. При этом охрану и обеспечение сделок с валютой хозяйствующие субъекты осуществляли самостоятельно. Именно поэтому и было отменено полное таможенное оформление таких сделок, т.к. в этом случае невозможно сохранить конфиденциальность информации о лицах и транспортных средствах, посредством которых осуществляются сделки, а также дате и времени перемещения денежных средств через границу, о суммах сделки.

Начиная с 01 января 2013 года все меры, предпринятые И.Н. Смирновым для преодоления блокадных мер в банковской сфере были отменены Е.В. Шевчуком путем введения полного таможенного оформления сделок по перемещению наличной иностранной валюты через границу хозяйствующими субъектами. При этом исполнительные структуры власти, не представили хозяйствующим субъектам альтернативного работающего варианта, позволяющего решить проблему подобной конвертации валюты. Приднестровский Республиканский Банк отмежевался от обеспечения исполнения такого рода операций, запретив расплачиваться с ним наличной валютой и установив тариф на конвертацию наличной валюты в безналичную в размере 25 % от суммы сделки.

2) Повышение налогового бремени осуществлено путем введения налогов, не предусмотренных налоговым законодательством, а также активно продвигаемой налоговой реформой.

а)  в первом полугодии 2012 года был введен оффшорный сбор. Данное действие стало сюрпризом для всех хозяйствующих субъектов и для представительных органов государственной власти. Конституция Приднестровской Молдавской Республики устанавливает два основных правила введения налогов, во-первых, налоги могут вводиться только законом, во-вторых, новые налоги могут вводиться не ранее, чем за три месяца до начала финансового года.

Данный налог был введен правительством  на основании указа Президента Приднестровской Молдавской Республики в середине финансового года. Т.о. при введении оффшорного сбора были нарушены все конституционные требования по введению налогов. В результате возникла бессмысленная для экономики государства ситуация, когда хозяйствующие субъекты выплачивали налог, не соответствующий Конституции. Бессмысленная потому, что во избежание не предусмотренных затрат хозяйствующие субъекты в течение месяца была произведена перестройка схем прохождения платежей и доходы бюджета от этой сделки были сведены к нолю. При этом были понесены определенные издержки, т.к. зачастую порядок прохождения платежей определяются не приднестровским продавцом, а навязываются покупателями продукции приднестровских предприятий.

б) увеличены акцизы и таможенные пошлины,  по ряду групп товаров (моторное топливо, автомобили) начиная с 2013 года.

в) увеличена ставка единого социального налога на 1 %.  Данные увеличения не были предусмотрены Концепцией налоговой и бюджетной политики на 2012-2014 г.г, т.е. хозяйствующие субъекты их появление не прогнозировали;

в) предложен проект налогового кодекса, который предполагал увеличение в несколько раз объема уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов. Данный законопроект активно продвигался Е. Шевчуком. Об изменении налогового законодательства он заявил в своем послании,  зачитанном в 2011 году, затем внес данный законопроект в режиме законодательной необходимости и активно пропагандировал его в подконтрольных масс-медиа. (о последствиях принятия для экономики республики предложенного Е. Шевчуком налогового кодекса можно узнать по ссылке).

3. Тарифная политика государства в 2012 году была изменена. Тарифы на энергоносители без заблаговременного предупреждения хозяйствующих субъектов были подняты на 68 %. Результатом такого подъема цен стала остановка Молдавского металлургического завода, Рыбницкого цементного завода, остановка работы МГЭС на рынке Р. Молдова в течение 2 квартала 2013 года, созданы условия, по которым многие коммерческие предприятия, особенно в производственном секторе, входят в зону убыточности хозяйственной деятельности.

При этом правительством Шевчука предлагается схема, по которой предприятию представляется отсрочка в выплате полной стоимости газа в обмен на залог акций, т.е., по сути, предлагается схема изъятия государством пакетов акций в обмен «скидку» в цене на газ.

По предварительным расчетам общая сумма недополученных доходов бюджетов всех уровней от данных действий превышает 20 млн. дол.

ДЕМОНТАЖ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ осуществляется путем разрушения патриотических общественных организаций, раскола общества, создания условий для работы прозападных структур, отказа от общественного диалога, провоцирования конфликтов в обществе.

1. разрушение патриотических общественных организаций - в состав руководящих органов общественных организаций включаются личности, имеющие сомнительную репутацию, тем самым дискредитируется сама общественная организация. Ярчайшим  примером подобного действия является ситуация сложившаяся в  Союзе защитников Приднестровья руководителем которого был  назначен В. Бучка, который, по свидетельствам очевидцев, не участвовал в защите республике в 1992 году;

2. раскол  общества и провоцирование конфликтов в обществе ­– на раскол общества работают беспрерывные обвинения, выдвигаемые  действующими функционерами, в адрес различных слоев общества в своих неудачах:

- пенсионеры обвиняются в том, что у них очень много льгот, их самих много, и они привыкли жить на шее государства;

- бюджетники – в том, что их тоже очень много, и они непрерывно требуют повышения заработных плат;

- предприниматели разного уровня – в том, что они «укрывают» от государства налоги, не соглашаются с ростом тарифов и налогов, не модернизируют предприятия, вывозят из страны капитал, заинтересованы в завышении розничных цен;

- депутаты всех уровней — в том, что они безоговорочно не соглашаются с инициативами новых функционеров, предъявляют требования по обоснованию предлагаемых решений, требуют представить программу развития государства, защищают бизнесменов;

- управленцы и служащие Смирновского периода – в том, что они ничего не делали, а только «воровали».

Таким образом, различные слои общества натравливаются друг на друга, насаждается чувство отчуждения от государства, от общества, которые еще недавно были для всех «своими» и родными. В трудовых коллективах провоцируются конфликты по поводу сокращений, конфликтов между молодыми специалистами и специалистами предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежь делится исходя из лояльности к действующим функционерам, нелояльные организации не получают никакой поддержки, делается все для срыва или, как минимум, замалчивания проводимых ими акций и мероприятий;

3. условия для работы прозападных структур - то же время параллельно создаются возможности для привлечения граждан к работе с прозападными НПО. В ПГУ открыт центр «американской культуры», обеспечивается участие молодежи в общественных мероприятиях проводимых структурами, размещенными в  г. Кишиневе. В парке «Победа» г. Тирасполя  в 2013 году проведен так называемый «День Европы». Проводятся фестивали американского, шведского кино, отмечается юбилей «пребывания Карла 12 в Приднестровье».

4. отказ от общественного диалога, ни одна из законодательных инициатив действующих функционеров, кардинально изменяющих правила игры в обществе, не прошла предварительного обсуждения с теми лицами, которых она касается (граждане, хозяйствующие субъекты) или с Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

За 20 месяцев было проведено 4 встречи президента и депутатов Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики. Ни одна из них не имела какой-либо предметной повестки дня, на основании которой можно было бы построить диалог и поиск оптимальных решений. Общее впечатление – встречи организовывались для зондирования настроений Верховного Совета и проталкивания законодательных инициатив президента.

Параллельно отказом от общественного диалога осуществляется ограничение возможности донесения альтернативных точек зрения до граждан, в т.ч. и точки зрения депутатов Верховного Совета. В республиканских СМИ, осуществляется редактирование прямой речи депутатов в постановочных передачах республиканского ТВ. За 20 месяцев не организовано ни одной передачи республиканского ТВ в прямом эфире

РАЗРУШЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА осуществляется путем неисполнения действующими функционерами законов Приднестровской Молдавской Республики, которые в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики являются единственным способом выражения воли народа, а также осуществления непрерывных попыток демонтажа норм международного законодательства в части реализации презумпции невиновности.

В Приднестровье в течение последних 20 месяцев не исполняются целые отрасли законодательства:

1. налоговое законодательство – на основании указа президента в нарушении ст. 52 Конституции Приднестровской Молдавской Республики правительством был введен оффшорный сбор, не установленный законом, на уровне инструкций определяется база налогообложений по налогу на доходы для торговых предприятий, получивших убытки, в нарушение закона и инструкций произведено налогообложение подоходным налогом дивидендов, полученных до 2013 год, предоставление льгот правительством без законных оснований путем заключения «меморандумов-соглашений» с хозяйствующими субъектами;

2. регулирование внешнеэкономической деятельности — президент в нарушение ст. 98 Конституции Приднестровской Молдавской Республики  устанавливает таможенный тариф;

3. подписания и опубликования законов — в нарушение ст. 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики нарушаются сроки подписания принятых законов, возврата на рассмотрение, а также есть законы, которые не подписаны президентом;

4. самостоятельности местного самоуправления  - в нарушение ст. 7  Конституции продолжается введение в селах республики изобретенных И.Н. Смирновым представителей главы администраций и создание административно-территориальных управлений, которые не предусмотрены Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местном самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике»;

5. бюджетное законодательство – проект бюджета на 2013 год разработан и внесен в нарушение требований Закона Приднестровской Молдавской Республики «О бюджетной системе в Приднестровской Молдавской Республике», Концепция налоговой и бюджетной политики, предусмотренная законом, замещается посланиями президента, создан и действовал в течение года непредусмотренный законом Стабилизационный фонд;

6. конституционные требования в части свободного доступа и распространения информации – в нарушение ст. 27 Конституции Приднестровской Молдавской Республики введен запрет доступа граждан Приднестровской Молдавской Республики к ряду Интернет-ресурсов, необоснованно вводятся режимы ограничения доступа граждан к информации (секретно, для служебного пользования), касающейся их жизнедеятельности: о состоянии государственных финансов (засекречена информация о движении «газовых денег», о валютных резервах государства и т.п.), внутриполитических отношений (ответы на запросы Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики приходят в режиме «для служебного пользования» или «секретно»);

7. законодательство о средствах массовой информации – президент в нарушение закона о СМИ в одностороннем порядке выступил учредителем республиканских СМИ, СМИ, учрежденными президентом нарушаются требования по аккредитации, установленные законом о СМИ;

8. антимонопольное законодательство – государство создало условия для  монополизации рынка вторичного сырья, добычи полезных ископаемых, устанавливает дифференцированные тарифы на энергоресурсы в зависимости от того, кто является собственником предприятия. Все эти действия запрещены законом.

Демонтаж норм международного законодательства в части реализации презумпции невиновности гражданина осуществляется путем инициации вопроса отмены сроков давности и придания данному закону обратной силы.

Все вышеизложенное также объясняет тот факт, почему новое руководство за 20 месяцев не представило народу Приднестровья внятной программы социально-экономического развития и даже подключение российских структур к делу программного развития республики осенью 2012 году не привело к каким-либо существенным сдвигам в этой сфере.

Наличие оппонентов не позволяет действующим функционерам предоставить какой-либо очередной симулякр в качестве программы социально-экономического развития государства без существенных имиджевых потерь. В то же время наличие качественного программного документа позволяет обществу и представительным органам государственной власти организовать жесткий контроль процесса их исполнения и, следовательно, обеспечить поступательное развитие Приднестровской Молдавской Республики.

Однако, все описанные выше действия, приводят нас к очень неутешительному выводу о том, что развитие республики не является приоритетом действующего руководства Приднестровья.

В заключение скажу, что очень хочется ошибиться в поставленном диагнозе политики, реализуемой в Приднестровье. Но, пока оснований, т.е. конкретных и однозначных действий власти в этом направлении, для таких выводов нет.

Источник

Олег Василатий — депутат Верховного Совета ПМР, Комитет по экономической политике, бюджету и финансам (председатель), Комиссия по внешней политике и международным связям

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники