Председатель Правительства ПМР Петр Степанов 12 июня 2013 г. выступил в Верховном Совете ПМР с отчетом о результатах деятельности Правительства в 2012 году.

Stepanov_doclad

Уважаемый Президент Приднестровской Молдавской Республики!

Уважаемый Председатель Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики!

Уважаемые депутаты Верховного Совета ПМР!

В соответствии со статьей 76-5 Конституции Приднестровской Молдавской Республики на рассмотрение Верховного Совета ПМР представляется Отчет Правительства Приднестровской Молдавской Республики о результатах деятельности в 2012 году.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что деятельность Правительства Приднестровской Молдавской Республики в 2012 году была направлена на создание устойчивого фундамента для поступательного развития государства. Прошедший год оказался очень непростым в силу ряда факторов. Экономическая ситуация на начало 2012 года может быть охарактеризована как кризисная. Глубокие структурные деформации реального сектора под воздействием ряда негативных факторов как экономического, так и политического характера.

Последствия мирового экономического кризиса отразились в падении спроса на приднестровские товары, с одновременным удорожанием сырья для их производства. Недозагруженность производственных мощностей приводила к ухудшению финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Этот фактор в свою очередь ограничивал возможности для их развития. Высокая волатильность наблюдалась на традиционных и новых рынках.

Крайне неблагоприятные условия сложились для сельскохозяйственного производства: зимние заморозки, вызвавшие гибель свыше 20% озимых культур, последовавшие высокие температуры воздуха и отсутствие осадков в течение длительного периода, повлекшие гибель яровых культур. Под воздействием обозначенных факторов снижалась степень участия товаропроизводителей, в том числе крупных бюджетообразующих предприятий, в формировании бюджета государства.

На 2012 год предельный дефицит консолидированного бюджета был определен Законом ПМР «О республиканском бюджете на 2012 год» в размере 1,6 млрд. руб. или 68,6% к доходной части бюджета, при этом необеспеченный – 800 млн. руб., в том числе по социально защищенным статьям – 273 млн. руб. Дефицит Пенсионного фонда ПМР превышал 1 млрд. руб.

Характерной особенностью сферы жилищно-коммунального хозяйства на начало 2012 года являлся значительный износ сетей и систем жизнеобеспечения от 80% до 100% и неустойчивое финансовое положение специализированных предприятий.

Наиболее актуальной проблемой, оказывающей существенное влияние на развитие социальной сферы на протяжении ряда лет, являлась недостаточность финансовых возможностей государства полностью выполнить принятые обязательства.

Это проявилось в крайне низком уровне финансирования на содержание сфер здравоохранения и просвещения – до 60-70% от потребности, на реализацию приоритетных целевых программ – до 30% от потребности. Уровень возмещения социальной поддержки, предусмотренной для более 60 категорий населения (около 200 тыс. человек) и предоставленной в натуральном виде, составлял: по оплате коммунальных услуг порядка 5% от потребности, в обеспечении медикаментами – 25% от потребности. Не в полном объеме также возмещались потери транспортных организаций по предоставлению льготы на бесплатный проезд.

В результате, продолжает устаревать материально-техническая база учреждений социальной сферы, продолжается отток специалистов из отраслей здравоохранения и просвещения. Накопление долговых обязательств по возмещению предоставленных льгот приводит к усугублению финансового положения специализированных организаций, предоставляющих населению коммунальные и транспортные услуги.

Исходя из экономической ситуации в республике на начало 2012 года Посланием Президента ПМР органам государственной власти и управления от 20 марта 2012 года в качестве основной была определена задача макроэкономической стабилизации.

Базовым индикатором экономического развития является динамика основных макроэкономических показателей, в отношении которых в 2012 году обозначилась положительная динамика.

ВВП республики в текущих ценах составил 11,735 млрд. руб. и увеличился в сравнении с 2011 годом в сопоставимых ценах на 4,2 %. В 2012 году удалось полностью покрыть отставание параметра 2011 года (в 2011 году отмечено снижение в размере 2,6 %) и максимально приблизиться к показателю докризисного 2008 года в сопоставимых ценах. Размер ВВП на душу населения составил в долларовом эквиваленте 2 061,1 доллара, против 1943,3 доллара в 2011 году (прирост на 5,1 %).

Стабилизировался валютный курс, существенно замедлилась инфляция. Объем промышленного производства составил 10,083 млрд.руб. или 109,9 % против уровня 2011 года. Определившиеся тенденции в отраслях экономики в 2012 году способствовали реальному увеличению оплаты труда работающих и пенсий.

Номинальная заработная плата в целом по республике (кроме субъектов малого предпринимательства и без учета силовых структур) за 2012 год составила 3 414 рублей, повысившись на 14,9 %. Реальная величина заработной платы работающих в январе-декабре 2012 года возросла по отношению к базисному уровню на 2,1 %. В долларовом эквиваленте ее размер вырос на 7,0 % – до 307 долларов США.

Численность занятых в экономике ПМР, без учета показателей по силовым структурам, на конец 2012 года составила 140 589 человек, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 года на 2491 человек. При этом наибольший прирост занятости обеспечен гражданами, работающими по индивидуальному предпринимательскому патенту.

Правительством был предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации и обеспечение экономической безопасности государства. В 2012 году исполнительным органов власти выработан и реализован ряд инициатив, направленных на создание дополнительных возможностей для бизнеса, развития предпринимательства:

- уменьшены административные барьеры посредством упрощения процедуры таможенного оформления товаров (в том числе через сокращение временных затрат, введение критерия «добропорядочности ведения деятельности» для экономических агентов), упрощено оформление товаров, подлежащих государственному ветеринарно-санитарному и фитосанитарному контролю, проведение возврата излишне уплаченных налогов физическим лицам, представление в налоговые органы информации об открытых (закрытых) счетах налогоплательщиков на территории Республики;

- усовершенствован порядок предоставления государственных услуг: в 2012 году проведен мониторинг и исключен ряд избыточных услуг и требований к юридическим и физическим лицам, поставлена задача дальнейшего сокращения излишних неоправданных регулирующих мер;

- введен механизм соглашений с инвесторами о взаимных стабильных обязательствах в целях обеспечения государственного сопровождения крупных инвестиционных проектов, поддержания производственной деятельности, что позволило восстановить производственную деятельность ОАО «Бендерский МЭЗ», стоявший с 2003 года, и поддержать производство ОАО «Молдавский металлургический завод»;

- отменена специальная таможенная пошлина на импортируемые из Республики Молдова товары;

- разрешено хозяйствующим субъектам-резидентам ПМР, при соблюдении ряда условий, производить расчеты за наличную иностранную валюту в эквиваленте до 10 тыс. долл. США, но не более эквивалента 120 тыс. долларов США в год, без заключения внешнеэкономических контрактов при осуществлении закупок товаров за пределами Приднестровской Молдавской Республики. Данной нормой воспользовались 103 хозяйствующих субъекта;

- уменьшены ставки таможенных пошлин на удобрения и инсектициды, битум с 5% до 2%, что способствует повышению конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

- снижен размер обязательной продажи валюты с 25% до 0%.

Выработан и реализован ряд мер по развитию инфраструктуры сельскохозяйственного производства и защиты интересов товаропроизводителей на рынке. В 2012 году Фондом государственного резерва ПМР было принято решение о выдаче кредитов 405хозяйствующим субъектам на сумму 150 004 605 рублей РФ и 11 433 180 приднестровских рублей.

Также хозяйствующим субъектам предоставлен ряд льгот. По налогу на доходы в 2012 году в рамках республиканского бюджета только от предоставленных льгот 19 наиболее крупным налогоплательщикам недопоступления в бюджет составили 172 016 579 руб. Сумма льгот по уплате таможенных платежей составила 13 155 239 долл. США. Сумма государственной поддержки по удешевлению стоимости природного газа (газовой составляющей), в том числе использованного для выработки электрической и тепловой энергии, только по хозяйствующим субъектам превысила 4,2 млрд. руб. или около 400 млн. долларов США.

В данном контексте хотелось бы отметить, что государственная поддержка организаций и населения через удешевление стоимости природного газа (газовой составляющей) осуществляется на протяжении ряда лет.

Сумма межтарифной разницы с 2006 по 2012 годы составила 20,3 млрд. рублей или 2,06 млрд. долл. США. Из них, только по коммерческим организациям, сумма межтарифной разницы составила почти 18 млрд. рублей, или 1,8 млрд. долларов США. При этом, сумма инвестиций в основной капитал в республике составила за рассматриваемый период 8,48 млрд. рублей или 902,2 млн. долларов США. Из них, на реализацию зарегистрированных инновационных проектов направлено 63,1 млн. долларов США. Данный факт свидетельствуют о том, что выделенные государством ресурсы не были эффективно использованы в целях развития экономики. Средства государственной поддержки направлялись на потребительские цели или фактически выводились из экономики республики.

Предприняты меры для оказания поддержки селам, поддержания инфраструктуры села, создания предпосылок для стимулирования более эффективной деятельности местных органов самоуправления. Введен целевой сбор в 1 РУМЗП с 1 га на поддержание инфраструктуры сел.

Вместе с тем достижение целей стабилизации экономики невозможно как без создания дополнительных возможностей для бизнеса, так и без мер по противодействию теневой экономике, в том числе через усиление контроля и повышение административной ответственности.

Предприняты меры, связанные с усилением контроля в отношении хозяйствующих субъектов, финансовая деятельность которых недостаточно прозрачна для государства, а также с установлением контроля над обращением определенных видов товаров, с увеличением нагрузки на деятельность, связанную с получением коммерческой выгоды от оборота товаров, условно относимых к предметам роскоши – высокого ценового диапазона:

- временно устанавливался оффшорный сбор в размере 5%, что привело к пополнению бюджета республики на сумму 1 223 тыс. руб.;

- введены в действие Правила торговли подакцизными товарами с целью пресечения контрабандного ввоза на территорию республики подакцизных товаров, а также усиления контроля над торговлей ими на территории республики;

- введены в действие требования по бланкам типовой формы первичного учетного документа ТТН с целью упорядочения учета движения материальных ценностей, расчетов за выполненные транспортные услуги;

- установлены правила по применяемым документам в сфере реализации социально-значимых товаров и т.д.

При этом не нашли поддержки Верховного Совета ПМР инициативы, направленные на:

а) усиление контроля над деятельностью субъектов малого предпринимательства через применение контрольно-кассовых аппаратов, запрет на деятельность по патенту для высокорентабельных сфер, наряду с созданием дополнительных возможностей через осуществление деятельности по хозяйственному патенту с правом найма физических лиц, упрощение процедуры продления ранее приобретенного патента, установление льготы в виде 50% от стоимости платы за патент для выпускников организаций профессионального образования;

б) усиление контроля над деятельностью, сопряженной с повышенным требованием по обеспечению безопасности для жизни и здоровья граждан, путем дополнения лицензируемых видов деятельности, такими как: перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборот табачной продукции – притом, что данный инструментарий практикуется во многих странах мира, в т.ч. странах СНГ;

в) создание для Правительства ПМР возможности оперативно реагировать на необходимость регулирования цены внутреннего рынка на жизненно-необходимые виды продуктов питания, в зависимости от текущих условий. А значит – способствовать снижению роста цен на них (притом, что такая возможность есть у правительств России, Украины, Молдовы).

В 2012 году усовершенствованы меры государственного регулирования в стратегических направлениях:

- упорядочен экспорт стратегических полезных ископаемых как объектов исключительной собственности государства. Результат – рост налоговых поступлений и увеличение объемов добычи.

- утверждены новые правила передачи в аренду движимого и недвижимого государственного и муниципального имущества, что привело к уменьшению расходов на управление государственным и муниципальным имуществом, увеличению доходов республиканского бюджета по данной статье на 16,0%;

- произведен возврат в государственную собственность ряда предприятий из числа ранее приватизированных и находящихся в залоге у кредитных организаций.

В целях системного, комплексного регулирования процессов, направленных на динамичный рост социально-экономического развития, принят План деятельности Правительства ПМР по ускоренной модернизации социально-экономической сферы (План-2500), который по существу стал программным документом в деятельности Правительства.

Для внедрения классической налоговой системы, более понятной для потенциальных инвесторов и справедливой для налогоплательщиков, а также для увеличения поступлений в бюджет в рамках гармонизации законодательства ПМР с законодательством Российской Федерации, учитывающей потребность более привлекательной налоговой нагрузки в сравнении с соседними государствами, были выработаны предложения по реформации налоговой системы, обозначенные в проекте Налогового кодекса, направленного на рассмотрение Верховного Совета ПМР. Однако он не нашел поддержки со стороны Верховного Совета.

Оптимизация расходов бюджета, направленная на рациональное использование имеющихся ресурсов при достижении поставленных целей, стала одной из основных задач Правительства Приднестровской Молдавской Республики в сфере финансовой политики 2012 года.

В целях снижения расходов бюджета:

- оптимизирована структура государственного управления и организаций бюджетной сферы;

- снижены затраты на содержание органов государственного управления и организаций бюджетной сферы;

- на всех уровнях усилен контроль над использованием бюджетных средств;

- урегулирован порядок осуществления государственных закупок, что способствует снижению затрат бюджетных средств и повышению их эффективности.

Задача по оптимизации бюджетных расходов остается в числе приоритетных для органов государственной власти.

Кратко об исполнении бюджета.

За 2012 год в доход консолидированного бюджета поступило средств на сумму 2 817,5 млн. руб., что составляет 114,1% от запланированного к поступлению показателя. При этом, впервые с 2003 года не поступало доходов от приватизации.

Фактические расходы консолидированного бюджета ПМР за 2012 год составили 4 021,77 млн. руб., увеличившись, по сравнению с аналогичными расходами 2011 года, на 685,4 млн. руб. Дефицит консолидированного бюджета (без учета внутренних оборотов) сложился в размере 866 млн. руб.

Государственный пенсионный фонд. Доходы фонда за отчетный период составили 2398,37 млн. руб. или 101% от запланированных, из них: налоговые доходы – 1117,20 млн. руб. (102,76% от плана или 46,58% от общей суммы доходов), поступления беспроцентных займов на покрытие дефицита бюджета – 1071,23 млн. руб. (99,65% от плана или 44,66% от общей суммы доходов). Расходы фонда за отчетный период составили 2373,51 млн. руб. или 99,96% от запланированных.

Фонд обязательного социального страхования. Доходы фонда за отчетный период составили 154,1 млн. руб. или 101,2% от запланированных. Расходы фонда за отчетный период составили 162,8 млн. руб. или 96,3% от запланированных. Дефицит фонда сложился в размере 9,99 млн. руб. или 59,3% от запланированного.

Государственный фонд содействия занятости. Доходы фонда за отчетный период составили 15,3 млн. руб. или 101,86% от запланированного. Расходы фонда без учета внутренних оборотов за отчетный период составили 38,2 млн. руб. или 98,56% от запланированного годового плана. Дефицит фонда сложился в размере 23,7 млн. руб. или 96,7% от запланированного.

Деятельность Правительства в сфере ЖКХ, строительства, дорожного хозяйства, транспорта и связи была направлена на поддержание инфраструктуры в работоспособном состоянии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения народно-хозяйственного комплекса и населения республики.

Необходимо отметить, что финансовое положение специализированных предприятий остается неустойчивым. Отсутствуют бюджетные дотации. При этом, потребность сферы жилищно-коммунального хозяйства в ресурсах оценивается более чем в 200 млн.долларов.

Основными мерами, предпринятыми на реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства республики, в том числе направленными на повышение качества предоставляемых услуг в жилищном фонде, являются:

- реформирование системы технического обслуживании внутридомовых инженерных сетей тепло-, водо- и электроснабжения жилищного фонда ПМР;

- реорганизация организаций водоснабжения;

- реализация мероприятий по строительству, ремонту и реконструкции систем питьевого водоснабжения сел и поселков республики.

Осуществление технического обслуживания внутридомовых инженерных сетей тепло-, водо- и электроснабжения в жилищном фонде специализированными организациями позволяет обеспечить оперативность в решении всех вопросов, связанных с эксплуатацией сетей, в том числе в вопросах реагирования на аварийные ситуации, содержания объектов в надлежащем техническом состоянии.

В целях повышения эффективности управления имущественными комплексами водообеспечения и оптимизации системы государственного управления в сфере водоснабжения, в 2012 году Правительством ПМР было принято решение о создании ГУП «Единое водоснабжение и водоотведение», с единым централизованным управлением. Реализация данного мероприятия позволяет: – установить единые тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению на всей территории ПМР, и, соответственно, обеспечить конституционно закрепленный принцип равенства потребителям в сфере естественных монополий, урегулировать трудовые отношения в сфере оплаты труда, повышать уровень технической оснащенности объектов, качества предоставляемых услуг.

Для поддержания отрасли жилищно-коммунального хозяйства в работоспособном состоянии с 2011 года на территории республики реализовывается Государственная программа «Строительство, ремонт и реконструкция систем питьевого водоснабжения сел и поселков ПМР в 2011-2015 гг.». В 2012 году выполнены все запланированные мероприятия по реализации данной программы: из 28,9 млн. руб. освоено 25,5 млн. руб. Экономия денежных средств в сумме более 2 млн. руб. сложилась за счет снижения стоимости материальных ресурсов. Проведено бурение 3 артезианских скважин, капитальный ремонт 5 скважин, проложено 59 096 м новой водопроводной сети, произведена замена и капительный ремонт 28 834 м водопровода, произведен монтаж 8 водонапорных башен, приобретено 13 насосов, проведены работы на 4 водозаборных зонах.

Также осуществляется реализация государственных программ по замене пассажирских лифтов, капитальных вложений, проводятся работы по энергосбережению.

За счет местных бюджетов и иных источников заменено 18 лифтов, приведены в надлежащее состояние – 912.Произведен ремонт 527 км распределительных сетей электроснабжения и 90 км передающих сетей электроснабжения.

В целом следует отметить, что в 2012 году объем потребленной электрической энергии составил 930 млн. кВт/ч, что на 38 млн. кВтч больше аналогичного показателя 2011 года, природного газа – 1 866 млн. м?, что на 48 млн. м? больше, чем в 2011 году, тепловой энергии – 1 066 тыс. Гкал, что на 7 тыс. Гкал меньше уровня 2011 года.

В целях энергосбережения реализуется программа замены приборов учета электрической энергии, потребляемой населением. В 2012 году установлено 25 тыс. новых приборов учета. Также осуществлялась плановая установка приборов учета расхода энергоресурсов. В настоящее время оснащенность приборами учета на объектах бюджетной сферы составляет: приборы учета холодной воды – 92%, приборы учета горячей воды – 94%, приборы учета тепла – 54%, приборы учета газа и электрической энергии – 100%.

Проведенное реформирование организаций жилищно-коммунального хозяйства в районах республики, в том числе посредством укрупнения, нацеленное по повышение эффективности жилищно-коммунальной сферы, позволит более оперативно решить задачи по ремонту жилищного фонда, вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО), ремонту водопроводных и канализационных сетей и т.д.

Особое внимание в сферах строительства и жилищной политики уделялось созданию механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства. В этих целях разработана целевая программа «Обеспечение социальным жильем граждан Приднестровской Молдавской Республики». На территориальном уровне выдавались бюджетные кредиты и выделялись земельные участки для молодых семей под застройку жилых домов. Поддержку в виде льготного кредитования получили 22 молодых семьи.

В целях улучшения жилищных условий граждан из фонда муниципального жилья было выделено 71 жилое помещение, из них из категории первичного жилья – 5 квартир в г. Тирасполь.

В 2012 году в республике вводилось в эксплуатацию новое жилье, построенное за счет средств инвесторов и дольщиков. Введено в действие 36 195,6 кв. метров общей площади жилых домов.

Дорожными организациями за отчётный период в соответствии с Программой развития дорожной отрасли по автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности, выполнены следующие объёмы работ:

- средний ремонт 25,339 км автодорог на сумму 14,977 млн. руб.;

- содержание автодорог 22,002 млн. руб., из них ямочный ремонт на сумму 10,98 млн. руб.;

- работы по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе разметка проезжей части на сумму 138 млн. руб.;

- устройство ограждающих приспособлений на сумму 0,359 млн. руб.

За счет экономии в отдельных районах работ выполнено на 20-30% больше запланированного.

За 2012 год автомобильным транспортом общего пользования перевезено 32 614,1 тыс. пассажиров, что на 33,3% больше чем за 2011 год.

Деятельность Правительства ПМР в сфере землепользования и агропромышленного комплекса в 2012 году была направлена на минимизацию влияния погодного фактора на развитие сельского хозяйства республики, на повышение технологического уровня сельскохозяйственных предприятий, повышение эффективности землепользования.

Погодные условия 2012 года подтвердили необходимость восстановления и модернизации оросительных сетей республики, являющихся одним из основополагающих факторов получения высоких и стабильных урожаев во всех подотраслях сельскохозяйственного производства.

Учитывая значимость мелиоративного комплекса, Правительством выработаны и реализованы меры государственной поддержки данного направления, что позволило упорядочить взаимоотношения учреждений мелиоративного комплекса, землепользователей, обслуживающих и контролирующих органов, снизить издержки на услуги, начать масштабные ремонтно-восстановительные работы на головных и перекачивающих насосных станциях, напорных трубопроводах.

За 2012 год отремонтировано 27 зданий насосных станций, произведен ремонт 11,5 тыс. м2 крыш и частично окон, закуплено 5 и отремонтировано 6 единиц насосного оборудования, отремонтированы 2 трансформаторные подстанции. Восстановлена линия 10 кВт протяженностью 7,5 км (с. Парканы – с. Бычок). Произведена очистка водозаборов, заменен напорный трубопровод ГНС с. Чобручи.

Всего в 2012 году выполнено работ по восстановлению оросительных сетей за счет средств республиканского бюджета на сумму 8,274 млн. руб., запланированная кредиторская задолженность погашена в полном объеме, по содержанию оросительных систем выполнено работ на сумму 0,977 млн. руб.

Кроме того, в 2012 году, в целях поддержки сельскохозяйственных производителей, всем 5 учреждениям оросительных систем республики на финансирование оплаты труда и начислений на оплату труда выделены средства в сумме 16,38 млн. руб. Дополнительно в 2012 году были профинансированы расходы по специальным бюджетным счетам от оказания платных услуг и иной приносящей деятельности оросительных систем в общей сумме 1,081 млн. рублей.

В результате, поливные площади расширены на 34%, с 4517 га в 2011 году до 6068 га в 2012 году.

Предпринятые меры повлияли на повышенный интерес землепользователей к расширению орошаемых земель и привлечению инвестиций в развитие мелиоративных систем. Сельхозпроизводителями приобретаются современные дождевальные установки, осваиваются влагосберегающие технологии капельного орошения, положительно зарекомендовавшие себя в странах с острым дефицитом поливной воды.

В рамках внедрения передовых технологий в сельском хозяйстве на базе ГУ «Республиканское управление ветеринарной медицины» положено начало реализации проекта по созданию лаборатории трансплантации эмбрионов. Активизирована производственная деятельность ГУ «Приднестровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

В качестве меры тарифного регулирования применялась экспортная сезонная пошлина. В период действия сезонной таможенной пошлины, наряду с увеличением поступлений в бюджет, экспорт подсолнечника сократился на 84% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, а именно с 25,7 тыс. тонн в 2011 году до 4,2 тыс. тонн в 2012 году. Вместе с тем, учитывая, что маслосемена – это сырьевые ресурсы, которые могут и должны перерабатываться на территории республики, введенная мера позволила обеспечить сырьем перерабатывающие производства, способствовала возобновлению производственной деятельности ОАО «Бендерский маслоэкстракционный завод». В результате, в республике производство масла растительного в 2012 году составило 3 379 тонн против 114 тонн в 2011 году, что в 29,6 раз больше.

За счет средств Республиканского экологического фонда в 2012 году приобретена почвенная лаборатория с целью проведения качественного анализа почв в республике, что будет способствовать рациональному и эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения республики, проведению землепользователями мер по повышению плодородия почв. В дальнейшем это будет способствовать проведению бонитировки и кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, в том числе с целью более объективного определения налогооблагаемой базы.

Выработаны предложения по обеспечению государственных гарантий гражданам ПМР, обладающим правом на земельную долю (пай). В рамках реализации предложенного механизма принято дополнение в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об основах налоговой системы Приднестровской Молдавской Республики», устанавливающее новый вид сбора для формирования Фонда по обеспечению государственных гарантий и обеспечения материальных выплат обладателям паев.

В области охраны окружающей природной среды основная деятельность была направлена на обеспечение экологической безопасности ПМР и рационального использования природных ресурсов, которая выражалась в организации экологического мониторинга выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, рассмотрение и утверждение экологических нормативов, установление предельно допустимых нагрузок на экосистемы.

В 2012 году в целях сохранения, восстановления и увеличения рыбных запасов естественных водоемов проведены мероприятия по зарыблению, что будет способствовать сохранению и предварительному пополнению запасов промысловых рыб водохранилища.

В Государственном лесном фонде ПМР посажено за истекший период 92 га лесных насаждений. С целью полного использования древесных отходов созданным единым предприятием – ГУП «Приднестровье-лес», внедрена технология производства древесного угля, что способствовало увеличению объема производства и полному циклу переработки лесоматериалов.

Правительством приняты значимые меры по государственному регулированию освоения и использования полезных ископаемых. В освоение месторождений полезных ископаемых в настоящее время вовлечено 27 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, из которых: 15 месторождений песчано-гравийных пород, 5 месторождений пильных известняков, 2 месторождения известняка на бут и щебень, 5 месторождений цементного сырья. Кроме того, разрабатываются 6 месторождений по добыче гидроминеральных ресурсов, из них на базе 2 месторождений действуют курортно-оздоровительные санатории.

Производство нерудных строительных материалов в целом по Республике за отчетный период 2012 год составило – 620,42 тыс.м3; за тот же период 2011 года объем добычи составил 526,58 тыс.м3. Прирост – 17,8%. В 2012 году рекультивировано и передано для использования в сельскохозяйственных целях 5,47 га земель.

За отчетный период фактические поступления в доход Республиканского экологического фонда ПМР от платежей за загрязнение окружающей природной среды и пользование природными ресурсами составили 4,554 млн. руб. или 104,2% от запланированной к поступлению суммы в размере 4,373 млн. руб. Расходы составили 4,399 млн. руб. или 77,5% от плана, в том числе на природоохранные мероприятия направлено 3,653 млн. рубля. Переходящий остаток средств по состоянию на 1 января 2013 года направлен на финансирование мероприятий Программы формирования и расходования средств Республиканского экологического фонда ПМР в 2013 году.

За счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы мероприятия, предусмотренные Государственной программой развития минерально-сырьевой базы Приднестровской Молдавской Республики, в сумме 1,258 млн. руб. фактически профинансированы на сумму 1,257 млн. руб. или 99,9% от планового показателя.

Основным приоритетом деятельности Правительства ПМР в социальной сфере в 2012 году являлось сохранение достигнутой социальной защищенности и повышение уровня жизни граждан.

За счет средств республиканского бюджета осуществлена поставка и введены в действие медицинское оборудование и изделия медицинского назначения на общую сумму 1,441 млн. руб., что в десятки раз меньше необходимого. Приобретено 8 аппаратов искусственной вентиляции легких, дефибрилляторы, фибробронхоскоп, 3 фиброгастроскопа, аппарат ультразвуковой диагностики УЗИ SonoAce, оборудование для функциональной диагностики (электрокардиографы, спирограф), лабораторной диагностики (микроскопы, термостаты, центрифуги, биохимический анализатор и др.). Обновлен хирургический инструментарий, закуплен набор инструментов для микролапароскопических операций, электронож и др. Приобретены стоматологические установки.

Реализованы мероприятия государственных целевых программ на сумму 9,505 млн. рублей или 87,5 % от утвержденного плана финансирования, в их числе:

- предоставление специализированной медицинской помощи онкологическим больным;

- ремонт помещений клинико-диагностической лаборатории ГУ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», аптеки ГУ РКБ; – реконструкция корпуса ГУ «Дубоссарская ЦРБ» для размещения туберкулезного отделения и противотуберкулезного диспансера;

- медицинское оснащение учреждений здравоохранения современным рентгенологическим, эндоскопическим и иным необходимым оборудованием.

С целью расширения возможностей оказания высокотехнологичной медицинской помощи на базе ГУ «Рыбницкая ЦРБ» открыто отделение гемодиализа.

В 2012 году осуществлялось взаимодействие с международными неправительственными организациями в сфере оказания технической помощи учреждениям системы здравоохранения. Для улучшения обеспечения населения лекарственными препаратами по социальным ценам открыта сеть государственных аптек.

Для оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи за пределами ПМР в 2012 году в специализированные клиники было направлено 835 больных. Из них за счет средств республиканского бюджета направлено 656 человек, в том числе 89 детей. Всего за счет средств республиканского бюджета ПМР на лечение этих больных было израсходовано 9,879 млн. руб., в том числе возмещены самостоятельно произведенные расходы 147 пациентам в сумме 0,928 млн. руб., произведена оплата 509 пациентам на сумму 8, 95 млн. руб.

За 2012 год произведено 3 перерасчета размеров пенсий. В результате средний размер пенсии увеличился на 14,8%, и составил на конец года 126,8% прожиточного минимума пенсионера. Дополнительно к пенсии в 2012 году выплачивалась ежемесячная дополнительная помощь из средств республиканского бюджета в размере 100 рублей и гуманитарная помощь Российской Федерации, которая в течение года увеличилась со 150 рублей до 165 рублей.

За 2012 год из средств республиканского бюджета были выплачены государственные пособия гражданам, имеющим детей, на сумму 34,348 млн. рублей, что составляет 104% к аналогичному показателю 2011 года.

За счет средств гуманитарной помощи Российской Федерации также дополнительно профинансированы расходы, связанные с организацией питания, в том числе, обеспечением дополнительными завтраками (полдниками) учащихся 1-4 классов.

Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счет средств Государственного фонда обязательного социального страхования ПМР за 2012 год составили 9,143 млн. рублей и увеличились на 36,1% от суммы 2011 года. На санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретено 937 путевок, что на 440 путевок больше, чем за 2011 год; на детское оздоровление приобретено 2276 путевок, что на 2 путевки меньше показателя 2011 года. Бесплатно выдано 187 путевок на сумму 0,505 млн. руб., в том числе: детям из многодетных семей – 129 путевок, детям из семей защитников ПМР – 58 путевок.

С целью кардинального решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот в 2012 году проведены работы по проектированию и начаты работы по реконструкции неиспользуемого по назначению общежития Тираспольского аграрно-технологического колледжа под благоустроенное жилье. Согласно расчетам, после ввода объекта реконструкции в эксплуатацию в октябре 2013 года будет передано 70 благоустроенных квартир.

В 2012 году велась активная политика занятости, направленная на поддержание, профессиональную подготовку, трудоустройство безработных граждан. На материальную поддержку безработных граждан в 2012 году израсходовано 23,619 млн. руб., в том числе, на выплату пособий по безработице – 20,653 млн. руб.

Установлены условия и размер материального поощрения отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социальной защиты, системы просвещения и государственных научно-исследовательских учреждений, в размере до 40% от общей суммы доходов, поступивших от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Ежеквартально осуществляемый контроль над погашением задолженности по заработной плате на предприятиях, находящихся в проверке соблюдения условий приватизации и принятые меры привели погашению рядом предприятий задолженности по заработной плате в полном объеме, всего сумма погашенной задолженности по заработной плате составила 8, 580 млн. руб.

На содействие трудоустройству отдельных категорий граждан, в том числе молодых специалистов, молодежи, не имеющей профессионального образования, направлено введение льгот для юридических лиц по уплате единого социального налога путем его снижения при трудоустройстве отдельных категорий граждан.

Следует отметить, что сумма льгот, фактически предоставленных физическим лицам в 2012 году из средств республиканского бюджета в сфере образования, здравоохранения, социальной политики и иных сферах, составила 397,877 млн. руб.

Несмотря на сложнейшее состояние финансовой системы в течение года, следует отметить ритмичное, планомерное исполнение обязательств государства перед гражданами: в полном объеме осуществлена выплата заработной платы, пенсий, пособий, в том числе связанных со значительным ростом в 2012 году количества получателей пособий, финансирование социальных программ, в летний период наряду с выплатой заработной платы осуществлены выплаты отпускных педагогическим работникам.

В сфере науки, культуры, образования, спорта, молодежной политики Правительством ПМР разработан комплекс мероприятий по модернизации сферы начального и среднего профессионального образования, повышению эффективности качества содержания воспитательных мероприятий на муниципальном и институциональном уровнях.

Проведена работа по обеспечению дополнительными, востребованными местами в детских дошкольных учреждениях. Всего по республике в 2012 году дополнительно создано 45 групп на 885 мест. Охват детей дошкольным образованием повысился с 75,6% до 76,7% от общего количества детей соответствующей возрастной категории.

Проведена работа по оптимизации сети организаций общего образования, в результате которой количество организаций общего образования сократилось на 4 учреждения. Наполняемость классов организаций общего образования увеличилась с 18,3 до 18,5 человека. Эта работа по повышению эффективности будет продолжаться.

Принята ГЦП «Учебник на 2013-2015 годы» в сумме 4,5 млн. рублей, что позволит продолжить издание учебных пособий для системы коррекционного образования и школ, в которых образовательный процесс ведется на украинском и молдавском языках.

Проведенная работа с исполнителями ГЦП «Школьная мебель» по снижению стоимости изготовления 1 комплекта школьной мебели на 199,40 руб. против цены приобретения первоначально заложенной в 2010 году позволила изготовить и поставить в школы 2 398 комплектов школьной мебели, вместо запланированных 1913 комплектов.

Осуществлена работа по совершенствованию процедуры государственной (итоговой) аттестации: введена альтернативная форма сдачи обязательных предметов государственной итоговой аттестации – государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Положительным эффектом от введения альтернативной формы стало снижение в 7,5 раз количества выпускников средней школы, получивших академическую справку (13 человек в 2012 году, 100 человек в 2011 году). Количество выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью, в 2012 году увеличилось на 29 человек и составило 302 выпускника.

В целях нормативного регулирования научной сферы разработан ряд проектов правовых актов, направленных на совершенствование системы организации и проведения научных исследований в ПМР и их объективной оценки; поднятие престижа интеллектуальной работы и оптимизации системы издания и оплаты за выполнение редакционно-издательских работ. В плановом режиме осуществлялась работа Высшего консультативного Совета по науке и технике.

В сфере культуры проведена работа по совершенствованию нормативной базы в части вывоза и ввоза культурных ценностей, гастрольной деятельности, деятельности учреждений культуры клубного типа.

Клубными учреждениями республики проведено в 2012 году 13 820 культурно-массовых мероприятий, отмечено эффективное участие приднестровских коллективов в международных фестивалях и конкурсах.

В сфере физической культуры и спорта деятельность Правительства была направлена на оптимизацию правовых, организационных, экономических и социальных основ деятельности физкультурно-спортивных организаций, установлению норм, требований, условий и порядка присвоения спортивных званий и разрядов.

В целом, для обеспечения эффективной реализации всего комплекса государственных функций, особенно в социальной сфере, принципиально важно изменить принципы мотивации труда. Шаблонный, консервативный подход в решении стоящих задач неприемлем. Торможение в виде дальнейшего отторжения любых инициатив Президента и Правительства неприемлемо.

Уважаемый Верховный Совет
Приднестровской Молдавской Республики!

Достигнутые в 2012 году результаты деятельности в целом свидетельствуют об эффективности предпринимаемых мер по достижению основной цели поставленной перед Правительством ПМР – стабилизации экономической ситуации в республике. Безусловно, итог деятельности за указанный период мог бы быть и более результативным, если бы нам удалось наладить более плодотворный диалог между законодательной и исполнительной ветвями власти. Надеюсь, что в будущем этот резерв будет в полной мере использован на благо народа Приднестровской Молдавской Республики.

Необходимо сохранить и укрепить приоритеты, обозначенные на этапе формирования Правительства: обеспечение устойчивости экономики; переход на инвестиционно-инновационную модель экономического развития; создание условий для полноценного гармоничного развития человека за счет модернизации образования, здравоохранения, науки, культуры и эффективной социальной политики; совершенствование инфраструктуры; создание эффективной системы органов государственного управления.

Для решения всего комплекса жизненно важных для республики задач Правительство в своей деятельности ориентировалось, и будет ориентироваться на самое тесное партнерство с представительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики – Верховным Советом ПМР, с институтами гражданского общества и предпринимательскими кругами Приднестровья.

Благодарю за внимание.

Источник – не заблокированный сайт Правительства ПМР

KOMMENT-PMRF3Вопросы Правительству (и Парламенту)

Поскольку с 8 мая 2013 г. в Приднестровской Молдавской Республике командой президента Е. Шевчука полностью заблокирован доступ граждан ПМР к альтернативной информации, ко ВСЕМ оппозиционным интернет-ресурсам, чем нарушена одна из фундаментальных свобод человека – свобода на получение и распространение информации, ПМРФ, выполняя комплекс заявленных ответных мер, предлагает представленную в докладе Правительства информацию и другие сообщения из доклада  не считать  достоверными до подтверждения данных из   источника, заслуживающего доверия и не подконтрольного команде Е. Шевчука. 

Читать далее…

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники