По итогам оглашения ежегодного Послания к народу ПМР, органам государственной власти и управления Президент ПМР Евгений Шевчук дал пресс-конференцию. В мероприятии приняли участие представители средств массовой информации Приднестровья, Республики Молдова, Российской Федерации, а также Германии, США.
Евгений Шевчук, Президент Приднестровья: В первую очередь, хочу всех поздравить с большим для православных людей праздником – сегодня Благовещение. Должны приходить благие вести. Хочу пожелать, чтобы всем здесь присутствующим приходили благие вести домой, на работу. Сегодня отмечается не только Благовещение, но и некоторые «юбилеи». Насколько мне известно, 5 лет молдавским событиям. В 2004 году, 10 лет назад, в Украине тоже были события. Можно проводить много аналогий, но я не хотел бы на них останавливаться. Сегодня было озвучено Послание Президента народу, органам государственной власти Приднестровья. Я в нем изложил основные направления внешней политики, затронул элементы внутренней политики, экономики Приднестровья. Предлагаю обсудить вопросы, которые не затронул в Послании или которые вас больше всего интересуют. Я постараюсь на них ответить.
«Днестр ТВ»: Уважаемый господин Президент, мой вопрос касается той части Вашего ежегодного Послания народу Приднестровья, в котором говорилось, и достаточно подробно, о различных экономических и иных блокадах. В то же время говорилось и о дефиците бюджета, который сегодня в целом составляет порядка 28 процентов от общей суммы. Вопрос мой касается следующего. Если убрать все эти экономические блокады, политические препоны, затрудняющие работу наших экономических агентов, насколько мы смогли бы покрыть эти недостающие 28 процентов?
Евгений Шевчук: Спасибо за хороший вопрос. Действительно приднестровцев он волнует, потому что стабильность республики базируется на ее экономических возможностях, удовлетворении экономических потребностей не только в направлениях, которые напрямую финансируются из бюджета, но и иных сопутствующих элементах, например, обеспечении населения рабочими местами и т.д. Если блокады и ограничения убрать, то бюджет станет самодостаточным через 2,5-3 года. А через 5-7 лет мы начнем рассчитываться в полном объеме за газ. Это довольно-таки сжатые сроки. Нас беспокоит эта ситуация. Чем быстрее мы найдем формулу внешнеполитического решения вопросов, которые деблокируют наши экономические связи, тем быстрее Приднестровье сможет стать в полном объеме самодостаточным государством со своей экономикой, удовлетворяющей потребности приднестровского народа.
«Publika TV»: Какими Вы видите сейчас взаимоотношения между Тирасполем и Кишиневом, Тирасполем и Россией в контексте событий, связанных с присоединением Крыма к России? Хотелось бы услышать Вашу позицию на сегодняшний день. Спасибо!
Евгений Шевчук: В преломлении через ситуацию в Крыме. Хочу сказать так: между Тирасполем и Россией всегда были дружественные, теплые отношения. Я говорил это в Послании. Российская Федерация формирует условия для жизни граждан России, проживающих в Приднестровье, и соотечественников. Строятся школы, садики, оказывается помощь детским домам, приобретаются для Приднестровья машины скорой помощи и т.д. – все то, что непосредственно нужно для жизни граждан, тем самым защищая граждан от негативных условий, которые складываются ввиду политической неурегулированности. И эти усилия предпринимаются во имя человека. Как в этой ситуации не быть благодарными такому государству? Мы признательны России. Считаю, что взаимоотношения между Тирасполем и официальной Москвой укрепляются. Надеемся на их динамичное развитие.
Что касается отношений с Кишиневом. Мы надеемся на конструктивные добрососедские отношения. К сожалению, в последнее время мы отмечаем, что в рамках переговоров не удалось наработать соответствующий пакет соглашений, который решал бы целый блок проблемных вопросов в сфере экономики, передвижения транспорта и так далее. Есть определенное замедление. Мы его ощущаем, и нас это беспокоит. Мы инициировали гораздо больше предложений, чем молдавская сторона. Мы изложили свое видение, как эти вопросы решать. И считаем, что, несмотря на политические противоречия между сторонами, нельзя к международным, внешним условиям создавать дополнительные искусственные ограничения для приднестровцев в части развития собственной экономики и перемещения по миру, использования транспорта и так далее. Поэтому мы также надеемся на укрепление взаимодействия между Тирасполем и Кишиневом в этих вопросах. Более того, я сегодня предложил молдавской элите серьезно подумать: было бы лучше, чтобы Приднестровье признала первой Молдова, чем другие страны. Спасибо!
Газета «Профсоюзные вести»: Евгений Васильевич, в интернете прошла информация о том, что 7 мая готовится визит Президента России в Кишинев и, возможно, в Тирасполь. Поскольку информация была опубликована 1 апреля, я все-таки решила, что это первоапрельская шутка. Но вчера звонил знакомый из Санкт-Петербурга, и один из питерских телеканалов передавал информацию, что визит Путина состоится. Вы что-то об этом знаете? Может быть, Вас ставили в известность? Спасибо!
Евгений Шевчук: Я думаю, что питерские журналисты просто забыли, что такое «шутка» и когда шутят. Я могу так прокомментировать.
Телеканал РЕН ТВ (Молдова): Господин Президент, сегодня появилось на страницах Коммерсант.мд, филиала российского издания в Молдове, сообщение о том, что Приднестровье выходит из формата «5+2». Чуть позже приднестровская сторона сообщила, что ничего подобного не предпринималось. Как Вы прокомментируете подобную ситуацию в сегодняшний довольно напряженный информационный момент? И второй вопрос. К середине лета будет, скорее всего, подписано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Будет ли приднестровская сторона вести отдельно переговоры с Евросоюзом об экономическом сообщении за пределами Соглашения, которое подпишет Кишинев?
Евгений Шевчук: Спасибо, благодарю за вопросы. В повестке дня переговоров есть ряд вопросов, которые интересуют Приднестровье: в первую очередь, это вопрос об односторонних действиях властей Молдовы, которые в конце декабря прошлого года приняли решение о дополнительном налогообложении приднестровских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, таким налогом, как акцизный сбор. И в этой связи Приднестровье обратилось с просьбой к молдавскому руководству и представителям Молдовы рассмотреть этот аспект. На наш взгляд, эти действия прямо противоречат концепции переговоров, где есть обязательства не предпринимать односторонние действия, направленные на ухудшение позиций той или иной стороны. Молдавская сторона изучила эти аргументы и фактически гарантировала, что до 19 марта они учтут эти возражения и возвратятся обратно к тому положению, которое было в декабре прошлого года. То есть отменят этот сбор. Я хочу отметить, что мы позитивно отмечаем то, что Правительство Молдовы инициировало отмену этого сбора. Но в силу непонятных пока причин этот сбор не отменен, договоренность не выполнена. Мы предлагаем нашим партнерам дополнительное время, чтобы они могли выполнить свои обещания или обязательства в более длительный срок, чем было оговорено ранее. Я считаю, что дополнительное время продемонстрирует серьезность намерений в исполнении тех обязательств, которые были приняты за столом переговоров. Поэтому приднестровская сторона предложила не выходить из переговоров, а перенести консультации в формате «5+2» на более поздний срок, чтобы решить ту проблему, о которой я сказал выше, подготовиться к другим вопросам повестки дня соответствующего совещания. Тем более, в процедурных документах о правилах ведения переговоров нигде не оговорено, когда они должны проходить, через какой период времени. Думаю, дополнительное время для консультаций будет взаимно полезно.
Что касается летнего периода, когда планируется подписание Соглашения по УВЗСТ между Молдовой и Европейским союзом. Я подтверждаю еще раз: это Соглашение крайне небезопасно для приднестровской экономики. Например, по этому Соглашению Приднестровье не сможет оказывать целевую государственную поддержку целым группам предприятий, потому что затем возможно проведение антидемпинговых расследований в самой Европе при торговле товарами. Там есть и другие вопросы очень серьезного плана. Поэтому мы с редакцией, с которой согласилась молдавская сторона, и это ее право, не согласны. Мы изначально предложили нашим партнерам из Европейского союза рассмотреть возможность заключения отдельного протокола о режиме торговли. Мы заинтересованы торговать со всем миром. В этом заинтересованы все страны. Все страны хотят иметь доступ на все рынки: западные, восточные, северные, южные, чтобы продвигать свою продукцию, обеспечивать своих граждан рабочими местами, бюджет – налогами и т.д. Мы также заинтересованы в торговле с Европейским союзом. Но мы хотели бы, чтобы условия при торговле не были дискриминационными по отношению к нашим производителям, чтобы не создавались предпосылки и часть секторов приднестровской экономики просто погибла. Поэтому мы не поддерживаем Соглашение и предложения о том, чтобы мы с Молдовой действовали в рамках единого формата. Понятно, что мы непризнанное государство, но, хочу подчеркнуть, мы реально существующее государство, у нас есть свои интересы! К сожалению, с нашими экономическими интересами обходятся, скажем, поверхностно, без глубокого изучения обстановки и тех перспектив, которые несут в себе подписание Соглашения, реализация договоренностей.
Если наши партнеры из Европейского союза рассмотрят возможность проведения консультаций для заключения впоследствии отдельного протокола, в рамках которого будут учтены интересы нашей экономики, то это было бы очень позитивным сигналом, шагом. Хочу сказать, что для Европейского союза емкость приднестровской экономики и приднестровских товаров на европейском рынке – это ноль, то есть особого значения не имеет. Поэтому это больше аспект политики, чем аспект экономики в попытке распространения фактически молдавского законодательства и молдавских правил, которые принимаются без согласия Приднестровья.
«Первый Приднестровский телеканал»: Хотелось бы узнать Ваше мнение в отношении ситуации в селе Дороцкое. Если жители этого села все-таки проголосуют на референдуме за переход под юрисдикцию Приднестровья, каковы будут действия приднестровского руководства?
Евгений Шевчук: В рамках тех соглашений, которые действуют на территории Зоны безопасности. Я говорил о селе Дороцком в Послании. Я считаю важным сейчас не то, как проголосуют, какие решения примут граждане. Будем с уважением к этим решениям относиться и, безусловно, изучать. Для нас первостепенным является то, что граждане ПМР, а в Дороцком и в Зоне безопасности их большинство, вне зависимости от того, где они проживают, имеют право на свободу мнений, убеждений. Нас беспокоит то, что по той информации, которую мы оттуда получаем, ряд представителей спецслужб, в частности молдавского СИБа, полиции, пытаются оказать некое давление на этих граждан для того, чтобы они предпринимали нужные или удобные действия. Мы считаем, что это деструктивно.
Более того, в рамках ОКК через те инструменты, которые обозначены мирным соглашением 1992 года по Зоне безопасности, было сделано соответствующее заявление, где предупредили о возможных негативных последствиях из-за контрпродуктивных действий молдавской стороны. В частности, если они непосредственно будут затрагивать свободу слова, мнений граждан Приднестровья, проживающих в Зоне безопасности. Мы предупредили наших партнеров, что мы не хотим эскалации напряженности. И считаем, что если молдавская сторона продолжит по-прежнему таким образом, такими методами действовать, то вся вина за эскалацию напряженности в Зоне безопасности будет лежать на молдавской стороне. С другой стороны, они создадут такие предпосылки и условия для приднестровцев, что мы будем обязаны действовать в защиту прав и интересов своих граждан. Мы не допустим, чтобы приднестровских граждан, проживающих в Зоне безопасности – то ли в Бендерах, то ли в Дороцком, то ли в других селах, – безнаказанно вывозили, избивали, незаконно осуждали и т.д. У нас есть целый арсенал мер и действий, который можно задействовать для защиты интересов приднестровских граждан. В случае наступления данных обстоятельств мы их все задействуем.
Мне бы крайне не хотелось идти по конфронтационному пути. Я считаю, что есть иной путь – путь, который базируется на мнении граждан, на свободе мнений и т.д. Нельзя гражданина, неважно какой страны, национальности, понуждать силовыми структурами, запугивать для принятия тех или иных решений. Это наша позиция. Мы ее донесли молдавским партнерам. Надеюсь, что они не предпримут действия эскалационного характера, и ситуация в селе Дороцкое будет идти в русле пожелания граждан, проживающих там.
Московское бюро информационного агентства "Bloomberg News" (Нью-Йорк): У меня 2 вопроса. Первый. В марте Верховный Совет ПМР обратился к Государственной Думе РФ с просьбой рассмотреть закон, который бы позволял присоединить иностранные государства к Российской Федерации по аналогии с Крымом. Я хотела бы уточнить: это согласованная с руководством ПМР позиция или только позиция депутатов? Был ли какой-то ответ от Государственной Думы?
И второй вопрос. Если все-таки Молдова подпишет Соглашение об ассоциации и о создании Зоны свободной торговли с Евросоюзом и Приднестровье не учитывается. Что это означает для экономики Приднестровья? Означает ли это какой-то железный занавес, экономическую блокаду, и что вы в этом случае будете предпринимать? Спасибо!
Евгений Шевчук: Начну со второго вопроса. Хочу сказать, что при всем уважении к журналистам, не могу все раскрыть, какие мы будем предпринимать меры, направленные на стабилизацию экономического положения приднестровских предприятий. В первую очередь, будем защищать свои предприятия и своих граждан. Какими способами, какими мерами, это будет известно позже, когда наступят соответствующие обстоятельства. Вместе с тем, хочу сказать, что нас беспокоит то, что данное Соглашение в перспективе будет негативно воздействовать на приднестровские предприятия. Мы считаем, что такие действия молдавской стороны в ситуации неурегулированности отношений с Тирасполем являются неконструктивными, и назвать эти отношения позитивными нельзя, потому что они влекут определенные последствия для приднестровской экономики, которая находится в ситуации необходимости принятия условий, которые навязали Молдове путем подписания соответствующего Соглашения. Мы с уважением относимся к нашим партнерам в Кишиневе, но хотели бы призвать их к реальности. А реальность такова: приднестровская и молдавская экономики – это две разные экономки двух разных государств.
Что касается обращений представителей Верховного Совета. Хочу отметить, что наряду с переговорными форматами, контактами по линии высшего руководства республики есть элементы парламентской дипломатии. Их никто не отменял. Хочу сказать, что в 2006 году, когда был референдум Приднестровья, тогда было обращение Верховного Совета о признании этих результатов и, насколько мне известно, проводились соответствующие консультации в этом вопросе и представителей нашего Парламента. Что касается российского закона, который был там внесен и обсуждался. Тема исчерпана, потому что, насколько я знаю, закон отозван. Спасибо!
Бендерское телевидение: Здравствуйте, Евгений Васильевич! Мой вопрос по ситуации на Украине. Многие приднестровцы отказываются от поездок, корректируют свои планы. По последним данным, пассажиропоток и грузопоток снизился практически на треть. По вашему мнению, когда стабилизируется ситуация? Все-таки впереди пасхальные праздники, и хотелось бы беспрепятственно проехать и ничего не бояться. Спасибо!
Евгений Шевчук: Чтобы вам ехать беспрепятственно и ничего не бояться, нужно ехать в сопровождении приднестровской милиции. Тогда можно ничего не бояться. И по Украине тоже. У нас высокий уровень раскрываемости преступлений, Слава Богу, практически все тяжкие преступления раскрываются, и мы поддерживаем усилия правоохранительных органов по охране общественного порядка внутри республики.
А если серьезно, то хочу сказать, что я приводил цифры в Послании. Могу напомнить, что за первый квартал, по данным наших служб, пассажиропоток или поток физических лиц, пересекающих границу Приднестровья в сторону Украины, снизился практически на 230 тысяч граждан. Более 70 тысяч автотранспортных средств меньше стало пересекать границу ПМР. Это значительное снижение. И это в основе своей стало очень показательно после двадцатых чисел февраля. Нас это беспокоит, потому что, к сожалению, есть инциденты на территории Украины, когда транспорт с нашими гражданами подвергался атаке неизвестных в масках. В СМИ говорили об этом, о «Коктейле Молотова». Благо, что не взорвалась маршрутка. Есть факты, их не так много, но они есть. Их достаточно для того, чтобы люди отказывались от поездок по Украине. Есть факты, когда останавливают машины и отбирают деньги, снимают золотые украшения с женщин. По крайней мере, это было ранее. Это фактор реальной угрозы жизни, поэтому приднестровцы, насколько я понимаю, отказались от поездок по Украине. Надеюсь, что ситуация будет стабилизироваться. Для того чтобы восстановить этот поток, нужно дождаться того периода, когда будет стабильность в первую очередь в области охраны общественного порядка. Если властям Украины, соседних областей удастся обеспечить безопасность для перемещения граждан Приднестровья и других стран, то, конечно, пассажиропоток восстановится. Когда это произойдет – мне сложно говорить, потому что я смотрю, как внутриполитические процессы в Украине в разных областях происходят с разной динамикой.
Хочу сказать, что многие правоохранительные органы Украины после февральской ситуации, на мой взгляд, так и не восстановили полный контроль в ряде регионов. Мы бы хотели, чтобы приднестровцы не испытывали тех ситуаций, когда на них могут в дороге напасть, что-то отобрать, и чтобы беспрепятственный проезд в Украину был восстановлен. При этом мы несем и свои собственные обязательства, мы поддерживаем высокий уровень безопасности. При обращении украинских граждан, приезжающих к нам, мы рассматриваем все заявления, все материалы, если были какие-то инциденты. И такие инциденты тоже возникают, но мы находим правонарушителя, привлекаем к ответственности, тем самым обеспечиваем условия, чтобы Приднестровье было привлекательным для иностранцев. Надеюсь, что в максимально сжатые сроки будут решены вопросы в первую очередь безопасности в Украине для перемещения всех граждан, проживающих в Приднестровье, вне зависимости от национальности и гражданства.
РИА «Новости»: В продолжение украинской темы хотел бы спросить. С начала марта Украина «ощетинилась» на границе различными оборонительными сооружениями, усилила пограничную службу. У меня такой вопрос: как Вы думаете, почему большая Украина вдруг испугалась маленького Приднестровья? Это первый вопрос. И второй – вопрос безопасности перемещения граждан, прежде всего граждан России из Приднестровья. Не предусматривается ли использование возможности тираспольского аэродрома для прямых авиарейсов, минуя территорию Украины? Спасибо!
Евгений Шевчук: Что касается положения на границе. Хочу сказать: она нас беспокоит в первую очередь тем, что на границах сконцентрированы дополнительные силы и средства вдобавок к тем, которые несут охрану украинской границы в обычном режиме. Это не только силы пограничников, это и другие формирования. Но их численность довольно-таки значительная, у них есть серьезное оружие, к сожалению, они даже днем в некоторый период времени несут охрану границы с оружием. Это такой показатель повышенного внимания к тому, что происходит в Приднестровье. На мой взгляд, это непропорциональная реакция на то, что происходит. Может быть, в связи с ситуацией, которая разворачивается в Крыму, кто-то подумал каким-то образом, как по-народному говорят, «насолить» Приднестровью. То есть Приднестровье – маленькое, можно закрыть границу, можно вообще всех граждан, которые переезжают границу, арестовать и так далее. Может быть, такие мысли витали в головах. Я знаю по факту: Приднестровье не готовилось к нападению на Украину. Это смешно. И второй момент – Приднестровье не переходило на усиленный вариант несения службы, не концентрировало усилия, силы и средства на границе и вдоль нее для якобы нападения, о котором говорили в СМИ Украины. Тем самым мы демонстрировали и демонстрируем, что у нас нет никаких военных намерений. И вся эта шумиха в украинских СМИ, к сожалению, интерпретированная со слов представителей МИДа Украины, – это некая политическая конъюнктура со своими целями. Какие цели? Каждый из сидящих здесь может представить.
Мы выступаем за добрососедские отношения с Украиной. Мы хотели бы, чтобы не были разорваны родственные связи, а у многих родственники проживают в Одесской, Винницкой области, да и по всей Украине. Мы хотим, чтобы эти связи не прерывались искусственными шлагбаумами, которые иногда закрываются перед носом приднестровцев, имеющих, в частности, российское гражданство. Более того, мы к Пасхальным праздникам – традиционно уже 2 года это делаем – опять упростим и откроем границы Приднестровья для проезда не только граждан с Молдовы, но и с Украины. И будет интересно: если при въезде в Приднестровье практически не будет никакого контроля, а в Украине будут продолжать стоять силовые структуры с пулеметами, гранатометами и так далее. Я понимаю, что они выполняют приказ. Я думаю, что те, от кого зависит принятие решения, зная реальную обстановку, вернут ситуацию в то русло, которое позволит оценивать обстановку как нормальную, спокойную с точки зрения обеспечения охраны порядка на украинско-приднестровской границе.
По аэродрому. Наша позиция заключается в следующем. Какие бы ни были политические проблемы взаимодействия между странами, в том числе между Тирасполем и Кишиневом, нельзя создавать искусственные проблемы для перемещения. К сожалению, Приднестровье находится в ситуации, когда пассажирское и автомобильное сообщение фактически блокировано из-за того, что есть определенные недопонимания в Молдове, Украине о порядке передачи разрешительных документов приднестровским автоперевозчикам. У нас пассажирское, грузовое сообщение блокировано. Вопрос авиационных и речных перевозок, который тоже мог бы быть решен, зависит от позиции Украины и Молдовы. Мы в рамках переговоров инициировали обсуждение этой темы, чтобы получить согласительные документы, которые позволили бы осуществлять полеты. К сожалению, гарантии по предоставлению этих документов не предоставила ни Молдова, ни Украина. Украина говорит: «Пусть Молдова разрешит». А Молдова говорит: «Мы не разрешаем вам эти моменты в связи с тем, что не контролируем территорию этого аэропорта». Они не контролируют территорию всего Приднестровья. Я хочу сказать, что есть примеры и прецеденты в мире, когда непризнанные государства осуществляют авиационные полеты. Мы не единственные. Почему-то в одной части света могут летать самолеты, а в Приднестровье не могут.
На мой взгляд, мы внесли конструктивное предложение. Мы даже готовы разместить на этом аэродроме представителей смешанных миротворческих сил от России, Украины, Молдовы и Приднестровья, чтобы они круглосуточно находились на аэродроме и мониторили все аспекты вопросов, связанных с безопасностью. Я считаю, что таким образом вопросы безопасности можно снять. С другой стороны, понятно, что если нет перспективы для обеспечения полетов соответствующими документами, то ни один инвестор не может прийти и вложить серьезные деньги в этот аэродром. Ранее он был военным аэродромом. Там есть хорошая взлетная полоса, но инфраструктура требует модернизации. Там нужно построить гражданский аэродром. И это требует вложений. Ни один инвестор не будет привлечен, если не решены политические аспекты, разрешающие функционирование аэродрома. Понимая это, Приднестровье инициировало эти вопросы в рамках переговоров. К сожалению, наши партнеры пока исходят из тактики: лучше Приднестровье ограничивать, чем открывать возможности для граждан перемещаться по миру. Хочу напомнить, что в Приднестровье 30% граждан – этнические молдаване, у которых есть молдавские паспорта. Молдова таким образом ограничивает перемещение и своих граждан.
Надеюсь, в ближайшее время благоразумие возобладает и удастся найти формулу, в соответствии с которой мы сможем привлечь инвестора, модернизировать аэропорт и сделать из него гражданский аэропорт. У нас есть потенциальные пассажиры, те, кто желает воспользоваться этими услугами. Пусть это будет аэропорт не в таких масштабах, как в Одессе или Кишиневе, но несколько рейсов на Киев, Москву или другие страны мы могли бы обеспечить. Очень хотелось бы, чтобы свобода перемещения граждан была реализована. Надеюсь, что в этом направлении будут предприняты усилия не только Приднестровья и Молдовы, но и всех участников переговорного процесса.
Телеканал «ARD» (Германия, Московское бюро): Мы тоже спросили украинских пограничников, почему они останавливают только русских. Кстати, ночью сегодня у нас был сотрудник, которого не пустили в Харьков. Мы их спросили почему. Они говорят, что у них есть много доказательств, что много провокаторов приезжают, особенно с востока Украины. Вчера они нам сказали, что в Одессу из Приднестровья также посылают много людей для провокаций. Вы не думаете о том, что это может быть понятный рефлекс украинцев?
Евгений Шевчук: Если эти опасения есть, то они должны на чем-то базироваться. И базироваться они должны на конкретных фактах, факты документируются и предъявляются. На сегодняшний день что может предъявить украинская сторона приднестровским гражданам? Хоть одного приднестровца поймали в Одессе или в Харькове, который штурмовал администрацию города или района? И потом это смешно выглядит. В городе Одесса проживает больше граждан, чем во всем Приднестровье, в несколько раз. Как приднестровцы могут дестабилизировать ситуацию в Одессе? Второй момент. Количество здесь российских войск минимально, все знают, сколько они выставляют людей на границе и т.д. Есть приднестровская армия, есть силовые структуры Приднестровья, но конкретные факты какие? То, что Украина поймала якобы шпиона в Винницкой области? Это смешно. Они его, кстати, сами отпустили. Если он реально был шпионом, то чего же они его не посадили? Передали его молдавской стороне, и он уже сейчас находится в Каменке. Но раз он шпион, и в Песчанке, которая является населенным пунктом на границе с Каменском районом, где 2 улицы и малое количество граждан, чего же не доказали и не предъявили факты конкретных действий, направленных на разведку каких-либо военных данных? Зато раструбили, что шпиона поймали, который проводил разведку в отношении войсковых частей вдоль границы. Так в Песчанке нет украинских войсковых частей! Это они могут рассказывать всей Украине, тем, кто не знает реальной обстановки. Это пограничник, который пересек приднестровскую границу. Кстати, есть официальное указание, что запрещено всем силовым структурам без разрешения (с учетом особых условий) покидать пределы Приднестровья. Он самовольно поехал в Украину покупать с кумом мебель. А там есть еще один кум, только он служит в украинских силовых структурах. Кум с кумом что-то не поделили, и тот его сдал. Этим решили воспользоваться. Вот и вся шпионская деятельность!
Зато на нашей территории реально был объект, который осуществлял авиационную фотосъемку объектов Приднестровья, он прекратил свое существование на территории Приднестровья. Что и кто снимал – все это у нас есть. То есть они проводят в отношении Приднестровья соответствующую разведку. Руководитель южного погранотряда правильно говорит, что они все знают! Даже когда танки заведутся в Приднестровье… Уже подозревают, даже знают, где наши танки есть. Так если все знаете, зачем тогда говорить неправду? То есть мы понимаем, что эта правда искажается в нужных политическим руководителям целях.
Что касается опасности. Какая опасность может быть? Например, по Европейскому союзу. Если в Брюсселе были массовые акции, много тысяч людей выходило, минометами их разгоняли, Бельгия закрывала границы с Францией? Или Бельгия закрывала границы с Германией? Это какой-то парадокс! Хочу заметить, что вооруженных сил и средств, правоохранительных органов в Одессе, Винницкой области, Николаевской, Херсонской больше, чем жителей Приднестровья. Я имею в виду взрослое население. Так о чем мы говорим? Сопоставимость величин. Еще раз подчеркиваю: было, мягко говоря, это непродуманное решение. К сожалению, из-за этого решения многие граждане отказались от поездок через границу. Мы видим, что многие не хотят ехать сюда, многие опасаются, многие выжидают, начали выезжать через Кишинев. Там тоже определенные проблемы периодически возникают.
Украина – страна-гарант, страна-сосед, к которой мы относимся с уважением. Но не пропустила гражданина РФ, моего Советника, который занимается вопросами взаимодействия с Российской Федерацией, при этом не предъявив никаких оснований. Он что, один угрожал безопасности Одесской области? Как-то это не по-взрослому.
Телеканал «ARD» (Германия, Московское бюро): Если вы не верите в то, что это настоящая причина, то почему они вас так мучают?
Евгений Шевчук: Почему? Нужно задать вопрос тем, кто инициировал эти конкретные решения. Мое мнение: ситуация с Крымом развивалась в какой-то динамике. Но в результате этой ситуации было принято соответствующее решение, о котором мы знаем. Вот есть еще Приднестровье. Оно маленькое, пророссийски настроенное. Много российских граждан. Желание больше насолить – не могу иначе оценить. С другой стороны, в Украине есть здравые умы, которые говорят о том, что непропорциональное применение ограничительных мер. Ввели какие-то меры, но прошел день, два, три, неделя, две, три. При таком сроке можно получить дополнительный анализ: насколько эти меры адекватны реальной обстановке. А меры уже действуют не одну неделю! И корректировки решений мы не видим.
Второй момент. Мы обращались к представителям Украины с просьбой, чтобы они сюда приехали. Мы готовы были с ними поехать по всем местам, в которых якобы собираются, по их информации, приднестровские казаки, общественные и силовые структуры для нападения на Украину. Мы готовы были все показать, и были бы благодарны, если бы они поделились с нами информацией о том, где такие подразделения, группа общественников собираются. Я поручил МИДу Приднестровья передать мое письменное обращение уважаемому мною Послу Украины г-ну Пирожкову с просьбой приехать сюда в удобное для него время, чтобы мы все вопросы обсудили. Но, я так понимаю, ввиду занятости, он пригласил меня в Кишинев. Однако из Кишинева мы не увидим приднестровские войска, которые «готовятся к нападению на Украину», даже если молдавская сторона предоставит нам очень мощный бинокль.
Я по-прежнему надеюсь, что мы восстановим наши контакты с Украиной. Другой альтернативы нет, потому что соседи должны жить по-соседски и, по крайней мере, не бояться военных угроз. Я уже не говорю об иных элементах. Надеюсь, что все решения ограничительного характера будут отменены в ближайшее время, так как считаю, что для ограничения перемещения граждан, неважно, это российский гражданин, украинский, молдавский – необходимы веские аргументы. Нужны конкретные веские обстоятельства, но их нет! Если вы знаете об аргументах, приведите мне эти примеры.
В завершение хочу сказать, что исходить из логики о том, что давайте мы отомстим Приднестровью, например, – а такая логика есть в позиции некоторых экспертов – неверно. Это путь в прошлое. Это дестабилизирует ситуацию.
Более того, нам известно, что молдавская делегация, будучи на переговорах в Киеве, консультировалась по вопросам усиления молдавскими силами контроля на приднестровско-украинском участке границы. Нас это тоже беспокоит. Это отход от существующего формата к большей конфронтации.
Publika TV (Республика Молдова): Ряд общественных организаций в Кишиневе, а также представители администраций школ с преподаванием на румынском языке в Приднестровье выражали обеспокоенность тем, что эти учебные заведения не смогут возобновить учебный процесс с 1 сентября. На Ваш взгляд, насколько обоснована эта обеспокоенность в рамках того, что политический представитель уже несколько месяцев ищет механизм возврата денег, конфискованных у администрации лицея им. Лучиана Благи? Спасибо!
Евгений Шевчук: Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что Вы, наверное, упустили некоторые моменты. В рамках последних консультаций, встреч представителей Тирасполя и Кишинева, Приднестровье предложило отдать им деньги. Но молдавские представители почему-то даже не сочли возможным встретиться через неделю для того, чтобы эти деньги получить. И это реально так. Они, наверное, не нужны. Может быть, кому-то нужно вокруг этой темы поиграть и заработать ложные политические дивиденды? Но ситуация, я уже говорил частично об этом в Послании, но повторюсь, потому что ваш канал, к сожалению, транслирует очень часто недостоверную информацию в отношении этих школ. Получается однобокая информация в отношении этой ситуации. Мы не прерывали учебный процесс в этих школах, мы не предприняли ни одного действия, связанного с прерыванием учебного процесса. При этом сама молдавская сторона не предприняла ни одного действия для того, чтобы создать этим школам соответствующие условия. Школы – негосударственные. Это значит, что мы не финансируем эти школы. Но они, напомню, находятся в муниципальных зданиях. Эти здания принадлежат Тирасполю, Бендерам. Так вот это муниципальное имущество. 20 лет прошло. Вы же понимаете, что все должно базироваться на каких-то юридических основаниях, документах, пусть временного характера. Они же не могут находиться там, условно говоря, «на птичьих правах». Поэтому Приднестровье еще примерно год назад предложило молдавской стороне достичь определенных соглашений: как эти школы будут функционировать. Более того, я говорил молдавским представителям, говорил зарубежным представителям: мы готовы, чтобы здесь и китайские неправительственные школы открывались. Кто захочет – пусть там учится. Но если они организуют учебный процесс, то это предусматривает, что они должны думать о зданиях, о зарплатах, об условиях для детей. В тираспольской школе оборудование для питания практически уничтожили, условия для кормления детей практически не обеспечили, спортзала фактически нет, здание – в неприглядном виде. И не обязанность приднестровских властей поддерживать соответствующий уровень обеспеченности этих школ. Поэтому мы сказали четко, ясно и понятно еще год назад: «Если вы хотите использовать эти здания, то заключайте договор об аренде этих зданий с местными властями. Это их имущество. Если вы не хотите использовать эти здания – обратитесь к властям: рассмотрим возможность выделения земли. Постройте там новые здания, если у вас есть такая необходимость». И это понятный прозрачный аргумент: если договора на аренду здания даже в Кишиневе нет, тебе никто не подключит ни свет, ни газ, ни воду и так далее. Потому что нет правоустанавливающего документа на здание. И, кстати, мы такой порядок, ревизию зданий, собственности наводим не только в вопросах румынских школ, но и в вопросах зданий, которые должны находиться на балансе нашего МВД. Они не оформлены, но оформляются, процедура идет повсеместно по всей республике. Вот, например, пенитенциарные учреждения в Бендерах. Та же ситуация. Вопрос очень спорный, тема для переговоров. Но для школ у нас понятная позиция – аренда зданий.
Кроме того, если вы работаете на территории Тирасполя, то в Тирасполе, используя муниципальное имущество, вы не можете получать тот же объем льгот и дотаций по энергоносителям, услугам ЖКХ как обычная муниципальная школа. По Конституции мы обязаны поддерживать наши государственные школы, где обучаются русскому, украинскому и молдавскому языку. А если вы хотите обучать румынскому – пожалуйста. Тут вопрос нужно обсуждать с точки зрения стоимости аренды этого здания, с точки зрения предоставления услуг. Возникает и второй момент. В этих школах преподают румынский язык приднестровские граждане. А как 20 лет не платить, а потом приходить в Пенсионный фонд Приднестровья и требовать пенсионного обеспечения? Есть пенсионеры, которые получают пенсии из приднестровского бюджета, при этом ни копейки не заплатили за последние 20 лет в Пенсионный фонд. Очень интересная и удобная ситуация. Поэтому вопрос здесь даже не в Приднестровье. Это вопрос муниципальных и местных налогов, то есть бюджета Тирасполя, Бендер, Дубоссарского района. При этом складывается ситуация, когда учителя румынской школы в Тирасполе почему-то платят налоги в бюджет Кишинева, находясь здесь. Это как так получается?
Что касается 1-го сентября. До 1-го сентября еще есть довольно-таки серьезный промежуток времени. Мы уже около года эту тему поднимаем. Но не видим серьезных намерений и инициативы молдавской стороны найти компромисс для того, чтобы были заключены договоры. Вопрос касается стоимости. Нам ничего сверхъестественного не надо. Стоимость аренды в Тирасполе будет такой же, как у вас в Кишиневе. Ни больше, ни меньше. Можем сделать скидку. Но договор об аренде должен быть! И получается так: не будет договора об аренде – не будет договора на предоставление коммунальных услуг. Не будет договора на предоставление коммунальных услуг – как коммунальщики смогут предоставлять свет или газ? И здесь возникают договорные обязательства между хозяйствующими субъектами, которые на определенной территории за определенную стоимость предоставляют услуги. Если газ мы датируем для других государственных и муниципальных учреждений по своей формуле, то мы не обязаны дотировать румынские школы. Понятные прозрачные правила. С молдавской стороны нужно что? Нужно заключить соответствующие соглашения, договоры, желательно в период до 1 июля. Учебный процесс не будет прерываться. И если они не заключат эти договоры и соглашения, то вся ответственность за функционирование школы будет лежать ни на Приднестровье, а на соответствующих уполномоченных ведомствах Молдовы, которые обязаны обеспечивать условия функционирования этих школ. В Кишиневе, когда рассматривают вопросы функционирования румынской школы, идет же оплата за соответствующие энергоносители, учитываются вопросы налогообложения преподавателей при получении соответствующих доходов и так далее. Если там располагается некоммерческая школа, то совсем другие обстоятельства.
Давайте рассмотрим другой вопрос. Давайте пойдем на взаимные уступки. Пусть Кишинев на таких же самых условиях откроет 4 русские школы и 2 украинских. Мы согласны. Дают нам схожие здания, предоставляют режим неналогообложения для преподавателей. А так как мы знаем, что русские школы очень быстро там закрываются, мы готовы на принципах взаимности создать пропорциональные условия, чтобы румынские школы функционировали здесь, а русские и украинские функционировали в Молдове. Давайте рассмотрим ситуацию в таком ключе, не будем переводить отношения к денежному аспекту.
Еще раз подчеркиваю: Приднестровье проявляет серьезную выдержку по этим вопросам, потому что по законодательству любой страны неуплата налогов преследуется по закону. Есть административная, уголовная ответственность в зависимости от суммы сокрытого дохода. Так если подсчитать сумму за 20 лет?! И это касается, кстати, не только учителей, но и полицейских, проживающих в Зоне безопасности, пользующихся нашим транспортом, нашей системой здравоохранения, льготными тарифами ЖКХ и так далее. Поэтому хотите учиться там, служить там – нет вопросов! Давайте просто сделаем справедливыми наши экономические отношения.
Как можно расценить ситуацию, когда на ваш или другой канал приходит директор румынской школы и позволяет себе экстремистские заявления в отношении Приднестровья, направленные фактически на его развал. Это экстремистская деятельность, призывы к свержению установленного Конституцией соответствующего строя. И с точки зрения уголовного законодательства как в Молдове, так в других европейских странах за этим следует ответственность. А он является гражданином Приднестровья. Приднестровье не привлекает его к ответственности, тем самым надеется, что диалог перейдет в конструктивное русло без всяких обвинений, угроз.
Ситуация с деньгами. Задержали, да. А что ж вы в пакетах возите зарплату через границу? Это цивилизованные отношения? Это 16-й век? А если он везет эту зарплату не учителям или хотел оружие купить на эти деньги? Где доказательства того, что эти деньги предназначались именно учителям? Нет никаких доказательств! Поэтому приднестровская сторона и предложила: мы деньги возвращаем, но вы возьмите на себя обязательства, что эти деньги для выплаты зарплат попадут на счет, который находится в приднестровском банке. Кстати, счет для проведения расчетов по зарплате и по оплате коммунальных услуг мы не закрывали. Вас дезинформировали. Возьмите в рамках переговоров обязательство, что вы потратите средства на зарплату, – деньги получите завтра. Печать мы сразу согласились отдать. Поэтому не надо раздувать конфликт там, где его нет. Это, конечно, выгодно некоторым горячим головам, молдавским экспертам: тема детей – болезненная, привлекает больше внимания. Но просто привлечь внимание – это не тот путь, который обеспечивает спокойствие в первую очередь самих детей в этих школах. Спасибо.
Телеканал «РЕН ТВ» (Молдова): Господин Президент, на прошлой неделе Министр иностранных дел РФ Лавров и Госсекретарь США Джон Керри обсуждали вопрос Приднестровья. После этой встречи господин Лавров еще раз подтвердил позицию России, которая предусматривает решение приднестровского конфликта, будущее Приднестровья в составе единой суверенной и нейтральной Молдовы. В Послании Вы много времени уделили вопросу признания независимости Приднестровья и в дальнейшем возможного присоединения к России. Как это коррелирует с заявлением Сергея Лаврова? Приднестровье рассчитывает переубедить в дальнейшем Россию, или существует какая-то другая стратегия?
Евгений Шевчук: Спасибо! Во-первых, с учетом того, что озвучивал господин Лавров, Молдова теряет свой суверенитет, и она уже далеко не нейтральное государство. Молдова самостоятельно делегирует значительную часть своего экономического суверенитета третьей стороне – Брюсселю. А мы знаем, что экономика является фундаментом любой политики. То есть фактически политическое управление Молдовой через эти механизмы будет делегировано Брюсселю, Бухаресту. Это их право. Мы это сейчас не обсуждаем.
Насчет нейтрального государства. Какое же оно нейтральное? Оно заключило договор с Румынией, членом НАТО, в соответствии с которым возможны взаимные учения, перемещения войск, в том числе и румынских на территории Молдовы. Так где же здесь нейтральность? Молдова отдает свои предпочтения блоку НАТО, Бухаресту в ситуации, когда легитимной, юридически оформленной границы после развала Советского Союза между Румынией и Молдавией нет. У них практически схожий флаг, один язык и так далее. Если Молдова предпринимает активные действия в определенном направлении – это ее право. Эти решения на нас не распространяются, но влекут последствия для отношений между Кишиневом и Тирасполем, о чем раньше неоднократно говорили мы и представители России.
Надеюсь, что в рамках взаимодействия между Кишиневом и Тирасполем при участии в формате переговоров других стран будет реализована формула, которая была озвучена Президентом России, о том, что дальнейшая судьба Приднестровья не может быть решена без учета мнения граждан, проживающих в Приднестровье. Я считаю, что эта формула справедливая. А справедливая формула может быть долговременной и перспективной. Поэтому урегулировать отношения между Кишиневом и Тирасполем без учета мнений приднестровских граждан, на мой взгляд, невозможно.
Газета «Профсоюзные вести»: Евгений Васильевич, молдавский парламент во втором чтении не принял законодательную инициативу об отмене акцизных сборов для приднестровских товаров. Они устроили в парламенте маленький спектакль, но это их право. Мы в ответ не исключили возможность приостановки переговорного формата «5+2». Что дальше? Как Вы прокомментируете эту ситуацию? И второй вопрос. Россия на протяжении ряда лет оказывала нам гуманитарную помощь, которую мы направляли на выплату надбавок пенсий, питание в специализированных учреждениях. Раньше поступления транша освещались в СМИ. В последнее время о траншах не слышно. Тут такая ситуация: либо транш не поступает, либо нас не информируют. Спасибо!
Евгений Шевчук: Что касается первого вопроса. Я уже комментировал. Мы ожидаем от молдавской стороны, что они вспомнят инициативу своего Правительства и обещания в рамках переговоров. Как они будут принимать закон – в одно, два, три чтения – это уже вопрос инструментов, которые используются для реализации тех или иных обязательств. Я хотел бы еще раз напомнить: приднестровская сторона в связи с этим событием предложила соответствующие консультации, которые должны были быть 10-го числа, перенести на более поздний срок, чтобы у наших партнеров было дополнительное время для рассмотрения механизмов реализации этой договоренности. Еще раз подчеркиваю: это не выход из переговоров – это перенос соответствующих консультаций.
По гуманитарной помощи. Российская Федерация оказывает гуманитарную помощь в виде определенной надбавки к пенсиям граждан, проживающих в Приднестровье, причем вне зависимости от гражданства. Это и граждане Молдовы, России, Украины. На территории Приднестровья проект реализовывается с 2008 года. Часть средств идет на улучшение качества питания в школах и дошкольных учебных заведениях. Пока не можем информировать вас о получении денег, потому что мы их в 2014 году еще не получали. Но эти средства мы выплачиваем, надбавки не останавливаем. И наши пенсионеры эти средства получают. Надеемся, что в ближайшее время мы их получим. Спасибо!
Московское бюро информационного агентства «Bloomberg News» (Нью-Йорк): И все-таки хотелось бы уточнить, чтобы правильно понять. Приднестровье не устраивает то, что раньше было предусмотрено в Меморандуме Козака: федеративная Республика Молдова и Приднестровье – часть федеративной республики? Или Приднестровье хочет быть независимым государством и точка? Или независимое государство и последующее присоединение к России? Чего хочет Приднестровье?
Евгений Шевчук: Чего хочет Приднестровье, можно спросить не у Президента, а у людей. Абсолютное большинство граждан не скрывает свою позицию и отразило ее на референдуме 2006 года. Напомню, один из вопросов был о независимости с последующим присоединением к России. Большинство – 97 процентов – проголосовало за то, чтобы следовать именно этому внешнеполитическому приоритету. Кстати, был вопрос и возможности воссоединения с Молдовой. Почему-то все забывают об этом. Люди могли свободно проголосовать. И около 3-х процентов граждан проголосовало за Молдову. Это демократическая референдальная процедура, которая выявила не только мнение людей, но и прорисовала основные ориентиры внешней политики. Я как Президент ПМР буду реализовывать мнения моих граждан, выраженное на референдуме, и использовать инструменты, которые находятся в арсенале Президента ПМР.
Московское бюро информационного агентства «Bloomberg News» (Нью-Йорк): Вы будете добиваться независимости с последующим присоединением к Российской Федерации?
Евгений Шевчук: Я об этом только что сказал.
Газета «Профсоюзные вести»: Может быть, провести еще один референдум?
Евгений Шевчук: У нас было уже 5 референдумов. Мы почему-то только о них и говорим в последнее время. Но у нас проходят регулярные демократические выборы в органы власти, местные органы самоуправления, Верховный Совет. И Президент у нас избирается всенародно. В рамках выборов я тоже участвовал в кампании и обсуждал с избирателями эту важную для Приднестровья тему – вопрос внешнеполитических ориентиров. Хочу отметить, что в абсолютном большинстве моих встреч – а я их провел много – люди в 2011 году высказывались за независимость и последующее присоединение к России.
Многие эксперты, даже западные, не сомневаются в том, что у большинства приднестровских граждан именно такие приоритеты. Я думаю, нет сомнений, что я выиграл президентские выборы в конкурентных условиях. Выборы 2011 года были демократичными. Это была реальная конкуренция сильных кандидатов в Президенты, в которой были отданы определенные предпочтения. Кандидатам люди высказывали позицию по внешнеполитическим ориентирам, которые базируются на независимости с последующим присоединением к Российской Федерации. Поэтому мы можем говорить не только о референдуме 2006 года. Эта позиция доносится посредством выборов депутатов Верховного Совета, органов самоуправления и Президента ПМР. Поэтому я считаю, что все органы государственной власти по основополагающим вопросам внешней политики должны ориентироваться на мнение приднестровских граждан и исполнять их волю.
Газета «Днестровская правда»: Уважаемый Евгений Васильевич, сегодня повторяется история 2006 года. Опять блокируется внешнеэкономическая деятельность ряда крупных приднестровских предприятий, терпят убытки средний и малый бизнес республики. В связи с этим, готова ли экономика Приднестровья к очередной блокаде и предусмотрены ли какие-либо меры поддержки для этих экономических агентов?
Евгений Шевчук: Ситуация такая, что здесь наслаивается ряд факторов. Меняется экономическая картина в мире: конъюнктура, падает спрос на некоторые товары. Отдельные приднестровские предприятия не выдерживают конкуренции на мировом рынке. Другие предприятия не могут выдержать в условиях, когда для экспорта закрыта приднестровско-украинская граница. Здесь мы можем отметить, что гибнут целые секторы приднестровской экономики. У нас была очень широкая доля индивидуальных предпринимателей, которые занимались торговлей в приграничной зоне. Приднестровье славилось выращиванием клубники и черешни, особенно Каменский район. Мелкие предприниматели торговали в приграничных зонах Украины. На сегодняшний день этот сегмент практически погиб. Это как один из примеров.
Что касается возможного ухудшения ситуации. Я смотрю, что в головах некоторых экспертов зиждется такая идея: давайте мы заблокируем Приднестровье по всем границам и будем ждать, когда они придут и скажут: «Хотим быть в Молдове». Это непонятная логика. На конфронтации добра все равно не получить, результат будет обратным.
Даже сейчас с учетом ситуации в Украине мы ощущаем воздействие негативных факторов на приднестровскую экономику. Во-первых, там есть факторы, которые связаны с дестабилизацией некоторых экономических условий в Украине. Это девальвация гривны, падение спроса на приднестровские товары в самой Украине. Для нас Украина – один из внешнеэкономических партнеров. На сегодняшний день ситуация на Украине влияет на приднестровскую экономику. Мы ощущаем падение товарооборота с Украиной, поступлений налогов уже по тем предприятиям, у кого контрагенты в Украине. И, конечно, мы оцениваем ситуацию. Понимаем, что некоторым предприятиям нужно будет оказывать более высокий уровень господдержки, чтобы в первую очередь эти предприятия массово не теряли рабочие места.
Сегодня ведутся консультации о расширении господдержки ЗАО «Тиротекс», которое также сталкивается с некоторыми проблемами, производными от ситуации в Украине. Мы просчитываем и негативные сценарии. Мы вынуждены их просчитывать ввиду того, что высказывания некоторых экспертов, возможно, могут побудить в некоторых «горячих головах» в Украине и Кишиневе усилить режим ограничений, блокадных мер. В связи с этим мы пытаемся просчитать необходимые решения для минимизации этих негативных последствий. Но все просчитать невозможно. Некоторые факторы имеют глобальный характер: конъюнктура на международном рынке. Некоторые факторы, например, блокаду границы, мы не можем деблокировать силовым путем. Некоторые факторы уже не подлежат изменениям по-нашему желанию, но определенный перечень мер разрабатывается. У нас не столь широкий инструментарий для противодействия всем этим угрозам. Основная задача – это поддержать уровень стабильности социальных выплат, курс национальной валюты, а также поддержать промышленные предприятия на том уровне, который был достигнут в 2013 году.
Конечно, ситуация на границах будет лучше, мы должны говорить о позитивной динамике. Но пока в Украине обстановка непростая.
Кстати, в Молдове вскоре ноябрьские выборы. Может, они захотят повторить апрельский сценарий? Тогда будет нескучно.
Я желаю всем – и Украине, и Молдове, – чтобы все политические процессы проходили в рамках законодательства, не затрагивали вопросы охраны общественного порядка и не выливались в какие-то акции массового неповиновения с применением «Коктейля Молотова» и т.д. Это крайности. Желаю, чтобы была стабильность в двух соседних государствах. Мы желаем им процветания и благополучия, всем гражданам, проживающим в соседних государствах.
«Лента ПМР»: У нас в республике созданы три свободные производственные экономические зоны. Какой эффект ожидается от этого шага? Спасибо!
Евгений Шевчук: Свободные экономические зоны – меры, направленные на стабилизацию ситуации в депрессивных регионах, там, где нет достаточного количества рабочих мест, где низкая экономическая активность. Поэтому уже принят ряд решений. Первый приоритет – это создание предпосылок для более легкого решения вопросов занятости. Вопрос даже не налогов. В свободных экономических зонах устанавливается практически полное освобождение от налогообложения с точки зрения различных видов деятельности для того, чтобы стимулировать предпринимателей, организовывать небольшие производства и дополнительные рабочие места, в которых мы очень сильно нуждаемся. Поэтому практика применения свободных экономических зон на территории ПМР будет расширяться. У нас есть, к сожалению, и сельские населенные пункты, где замерла экономическая активность. Правительство изучает эти вопросы, принимает решения по предоставлению преференциального режима для тех предпринимателей, которые будут готовы и способны активизировать экономическую деятельность на тех или иных территориях.
Интернет-телевидение «Lik tv»: Хотелось бы узнать о дальнейшей судьбе воздушно-канатной дороги. В ходе переговорного процесса было принято совместное решение, что она будет демонтирована совместными усилиями Молдовы и Приднестровья с помощью ОБСЕ. Сейчас в СМИ прошла информация о том, что демонтаж будет проводиться силами МЧС России. Если можно, подробнее об этом проекте, о таком сотрудничестве.
Евгений Шевчук: Надеюсь, что эта канатная дорога наконец будет демонтирована, потому что она реально представляет угрозу для граждан, проживающих в домах под этой канатной дорогой. Мы инициировали этот вопрос более года назад. К сожалению, опять же, на мой взгляд, оперативное разрешение этого вопроса было заблокировано молдавской стороной. Были предложены такие условия, которые непонятно чем мотивированы. С учетом сложности самого объекта Россия предложила задействовать МЧС и то оборудование, которое для этого необходимо. Но это оборудование нужно привезти сюда, у нас его нет. Молдова заблокировала условия посадки российского вертолета МЧС. Он должен был работать на территории Приднестровья, но при этом не должен был садиться на нашей территории, а только в Молдове, то есть это такой интересный вариант работы на территории Приднестровья: с воздуха демонтировать линии, но садиться в Молдове. Хочу сказать, что российские вертолетчики были приятно удивлены новым техническим требованиям. Они сказали, что у них такого технического оборудования, которое могло бы произвести работы на весу, пока еще нет, но они постараются изобрести. Такое действительно был сказано. И это реальный пример, когда по ненадуманным или непродуманным мотивам объект угрожает жизни и здоровью, в том числе молдавских граждан, проживающих в Рыбнице. И кто будет отвечать? Молдавские власти уже почти год фактически препятствуют реализации этого проекта. Но риски и угрозы жизни нужно снимать. И не надо смешивать непонятные политические аргументы с жизнью граждан. Готовность российской стороны продекларирована уже ни один месяц. Все во многом будет зависеть от того, как будут решены технические условия для прибытия группы МЧС. Мы даже готовы подарить этот металлолом Молдове, пусть зарабатывают на этом, на вертолет, например. Спасибо!
В завершение хочу поблагодарить всех присутствующих журналистов за сотрудничество, взаимодействие и интересные вопросы. Мне всегда приятно с вами встречаться и отвечать на вопросы, которые интересуют и вас, и ваших читателей. Надеюсь, что такие встречи мы продолжим и в перспективе. Несмотря на ту обстановку, которая есть, жизнь продолжается. Сегодня хороший праздник. Я вам желаю хорошей весны, в том числе и в душе.
Хочу пожелать, чтобы Приднестровье в 2014 году было признано! Спасибо! До следующих встреч!