Евгений Шевчук, Президент ПМР: Добрый день! Хочу поздравить всех с наступающим Днем Республики, который состоится на днях. Спасибо, что проявляете заинтересованность в событиях в Приднестровье и приезжаете на встречу со мной, в частности, для того, чтобы получить ответы на вопросы, которые интересуют вас, общественность и представителей государств, которые тем или иным образом связаны с Приднестровьем в рамках переговоров или по другим аспектам.

Несмотря на сложности макроэкономического порядка в мире, на ту турбулентность, которая есть в экономике, политике и даже в идеологии, а также несмотря на негативные показатели, которые на сегодняшний день есть во внешнеэкономической деятельности (это падение объемов производства за первое полугодие, как статистика это отмечает), несмотря на все это, Приднестровью удалось производить дальнейшие социальные выплаты в полном объеме. Нет никаких задержек ни по заработным платам, ни по пенсиям. Более того, мы стабильно финансируем практически все плановые программы по социальным направлениям. Второе – стабильный курс национальной валюты, достаточное количество золотовалютных резервов для того, чтобы поддерживать национальную валюту в ближайшей перспективе. Таким образом, с точки зрения государственного управления достигнута стабильность для важнейшего сегмента социальных обязательств, которые государство взяло на себя в свое время и обеспечивает в рамках тех экономических возможностей, которые на сегодняшний день есть.

Можно констатировать, что за 2012-213 год увеличено количество финансовых ресурсов, направленных на социальные объекты, причем это не только средства гуманитарной помощи и помощи наших партнеров с неправительственной организации или иных организаций извне, это и денежные ресурсы самого Приднестровья. В ряде важнейших направлений удалось стабилизировать ситуацию с тем огромным дефицитом, который был, количества мест в детских садах. Вы знаете, что мы ввели за этот период времени больше одной тысячи детских мест в целом по республике. Такого объема работ никогда не проводилось в данной сфере, таких вложений мы в Приднестровье ранее не делали. Это создает предпосылки и условия для стабилизации и решения тех проблем, которые затрагивали ряд молодых семей в Приднестровской Молдавской Республике. Мы намерены и в дальнейшем в 2013-2014 годах двигаться в соответствии с этим приоритетом для того, чтобы к 2015 году снять напряженность с очередями в детские сады. Более того, мы намерены расширить финансирование ремонтных работ в детских садах для того, чтобы повысить их оснащенность. У нас есть огромные потребности, поэтому мы эту работу будем выполнять.

Есть серьезные подвижки в техническом переоснащении в системе  здравоохранения. Конечно, нам бы хотелось, чтобы этого было больше и в более сжатые сроки, но количество средств и оборудования, которое привезли и собираемся привезти за эти полтора года, превышает количество вложений в эту отрасль за все 20 лет. Поэтому мы прогнозируем, что где-то к 1 января 2015 года у большинства граждан ПМР будет возможность получить более квалифицированную медицинскую помощь на территории ПМР. Это тоже является одним из приоритетов для органов государственной власти и управления.  Для реализации этой задачи привлекаются средства не только извне, увеличено финансирование по государственному бюджету, фактически из доходов государства.

Хотелось бы отметить, что мы будем пересматривать подходы к инфраструктуре Приднестровья. Она у нас, к сожалению, не обновлялась своевременно, конечно, требует значительных материальных затрат. И в этой связи стоит вопрос более эффективного и рационального использования  существующих ресурсов. Денежные средства, которые у нас есть, необходимо использовать с точки зрения новых технологий для того, чтобы выполнить определенную часть задач. Мы будем пересматривать техническую оснащенность, в частности, наших государственных учреждений, муниципальных учреждений, дорожного фонда. Будем пересматривать вопросы  технологий строительства дорог. За 20 лет не проводили такие объемные работы по ремонту и восстановлению дорожных покрытий, как сейчас, это касается проекта в Бендерах. Хочу отметить,  что увеличены объемы работ и по Слободзейскому району, и по городу Тирасполь. Да, этого крайне недостаточно, но за счет экономии и более эффективного использования ресурсов удается в некоторых районах за те же самые деньги выполнять на 20-30% больше объема работ. Это значительная экономия, и многие замечают, что в этой части мы значительно продвинулись.

Модернизируются системы ЖКХ, сейчас приоритетом ЖКХ является совершенствование системы управления в области  вывозки мусора из городов и районов для того, чтобы  было чисто и комфортно. Мы модернизируем и предполагаем в дальнейшем модернизировать соответствующие  организации, которые занимаются этим направлением. Определенная модернизация технических средств происходит в Тирасполе и Бендерах, по другим городам и районам мероприятия запланированы на 2014-2015 годы. В целом хочу сказать, что в  области экономики мы чувствуем последствия мировой нестабильности и в этом живем. Безусловно, много есть сложностей для приднестровской экономики, одна из них более глобальная, связана, в первую очередь, с тем, что большинство предприятий Приднестровья построены еще в Советском Союзе по советским  технологиям. И во многом  мир менялся, менялись сбыт и рынки сырья. В этих условиях необходимо пересматривать вопросы использования тех или иных технологий при производстве товаров на территории Приднестровья. Здесь есть серьезные проблемы, я думаю, мы о них еще поговорим. Есть у нас и передовые  предприятия. Есть у нас предприятия, которые на данный момент инвестируют соответствующие ресурсы в технологии. Я уверен, что те, кто сегодня еще задумывается и принимает решение об инвестировании, в ближайшей перспективе в Приднестровье выиграет от тех вложений, которые они приведут именно в технологии.

Вот коротко о ситуации в разных отраслях. Я думаю, что в ваших вопросах будут детализированы те или иные аспекты и мы с вами поговорим на другие темы, которые вы, возможно, на сегодняшний день заготовили заранее.

«Бендерское телевидение»: Евгений Васильевич! Осень. Саммит. Договор  с ЕС. Вопрос, который задает ваш однофамилец каждую осень: «Что будет с Родиной и с нами», если Молдова подпишет этот договор?

Е. Шевчук: Какого однофамильца имеете в виду?

«Бендерское телевидение»: Юрий Шевчук.

Е. Шевчук: Это он вам позвонил и задал вопрос?

«Бендерское телевидение»: Нет, просто осень. Актуально.

Е. Шевчук: Сразу переходим к внешнеполитическим событиям. Мы, безусловно, очень внимательно наблюдаем, отслеживаем процессы, которые  происходят у наших соседей. Мы – соседи, и, безусловно, нам небезынтересно, как будет развиваться их судьба, как будет складываться  взаимодействие между нами ввиду  развития  ситуации по заключению новых соглашений. Мы хотели бы, чтобы у наших соседей все было стабильно и они процветали экономически. Но то, что запланировано на 28 ноября, на наш взгляд,  настораживает и вызывает сложные оценки. Подписание  соглашения, в частности, Молдовой по тем соглашениям, которые намечено парафировать в ноябре месяце, фактически усугубит  раскол или трещину между Тирасполем и Кишиневом. Не в силу того, что мы этого хотим, а в силу того, что руководство Молдовы избрало для себя вот такой путь, и мы с уважением  относимся к выбору и принятию решения наших соседей. Они имеют право их принимать. Но вы знаете, что  у нас другие и иные приоритеты, о которых мы говорили. Мы считаем, что для нашей экономики, для наших людей в перспективе значительно выгоднее даже в экономическом плане сотрудничество с Таможенным союзом. Мы об этом неоднократно говорили.

Парафирование в ноябре этого года вот этих соглашений  и принятие определенных действий, которые нужно будет делать Молдове для реализации этих соглашений, я думаю, приведет к росту определенной напряженности. Более того, вы знаете об одном аспекте, который широко обсуждается в СМИ, это о якобы имеющихся требованиях к Молдове об устройстве  более сложной в инженерном плане  молдавско-приднестровской границы. Что это будет означать? Это будет означать, что граждане РФ и Украины, которые  проживают на территории Приднестровья (а их большинство), фактически будут находиться в затруднительном положении при перемещении через данную границу. Потому что Молдова рассматривает  возможности применения соответствующих мер понуждения для того, чтобы эти граждане то ли взяли вид на жительство, то ли гражданство молдавское получили. По нашим оценкам, это может привести к обострению в Зоне  безопасности, потому что, хотим мы этого или нет, мы – соседи, у многих в Молдове и Приднестровье есть родственники. Фактически это создание искусственного заградительного барьера. Некоторые эксперты высказывают свое мнение в том ключе, что, возможно, специально подталкивают власти Молдовы для принятия таких заградительных мер. Я не знаю, насколько это верно и насколько реалистичны такие оценки, но такое мнение есть. Я считаю, что такие односторонние шаги, однобокие шаги без учета необходимости  обеспечения свободы перемещения граждан, действительно, могут подорвать ту хрупкую стабильность в Зонах безопасности, которая на сегодняшний день существует. Надеюсь, что руководство Молдовы или те, кто их подталкивает или советует, предпримет шаги, которые не будут создавать затруднения для пересечения приднестровско-молдавской границы в обоих направлениях.

Что касается экономики и тех последствий, которые могут наступить для Молдовы и других стран, – это их решение, право выбора. Нам необходимо решать свои задачи. По оценкам экспертов, по нашим оценкам, будет предпринята попытка оказать более серьезное экономическое давление на  Приднестровье для того, чтобы склонить к принятию тех или иных выгодных политических решений, учитывая фактор серьезного влияния ЕС на внешнеэкономическую деятельность. Я думаю: 2014 год может стать во многом предопределяющим во взаимоотношениях между Тирасполем и Кишиневом.

«Днестр ТВ»: Евгений Васильевич, скажите, пожалуйста, есть ли уже какие-то наметки тех вопросов, которые будут обсуждаться на предполагаемой  встрече осенью с премьер-министром Республики Молдова?

Е. Шевчук: Мы будем вести соответствующие консультации более активно уже после праздников в направлении тех нереализованных решений, намерений, которые были озвучены ранее в ходе встреч премьер-министра Молдовы и Президента ПМР в Одессе, Кишиневе. Вы об этом помните и знаете. Нас интересует реализация намерений об упрощении процедур перемещения государственных границ, решении вопросов транспорта. Есть проблема у нас с грузовым, пассажирским транспортом. Вы эту тему тоже знаете. Обеспечение свобод перемещения граждан Приднестровья, имеющих российские и украинские паспорта, на государственной молдо-украинской границе, которые на сегодняшний день для наших машин и граждан фактически закрыты. Мы хотели бы, чтобы эти вопросы рассматривались комплексно.

Мы рассматриваем перспективу открытия моста Гура-Быкулуй в случае позитивного  восприятия наших идей и предложений по повышению  свободы перемещения через границы и решению вопросов, связанных с транспортной  логистикой. Я думаю, что не нужно в эти технические, экономические вопросы, вопросы перемещения граждан вкладывать политические акценты, потому что очевидно, что эти вопросы не разрешаются в силу двух оснований: или нет политической воли, или продолжаются попытки  использовать международные рычаги, рычаги экономического  давления для получения политических уступок. Я думаю, что это путь бесперспективный. Мы говорим о сотрудничестве. Даже о некоем взаимопроникновении наших экономик, от которого могут выиграть обе стороны. Вот такое направление мы будем предлагать нашим партнерам в  Кишиневе. Конечно, мы ожидаем предложений от молдавской стороны.

После праздников, как я говорил, наши политические представители проведут соответствующие рабочие встречи. Вы знаете, что если будет принято окончательное решение относительно встречи (а оно еще, кстати, не принято), должна быть сформирована повестка для обсуждения.  И надеемся, что мы выйдем на какие-либо соглашения по тем или иным вопросам, о которых мы говорили.

Вы знаете, что у нас есть необходимость обсудить вопросы по железной дороге. Мы намерены их обсуждать. И призываем наших партнеров к взаимовыгодному конструктивному сотрудничеству по тем аспектам, которые уже сегодня интересуют граждан и Приднестровья, и Молдовы, и экономических агентов. Решение этих проблем, на мой взгляд, создаст предпосылки для обсуждения в перспективе более сложных политических проблем.

«Publika ТV»: Вы недавно заявили о том, что Приднестровье может получить статус независимого государства где-то через полтора года. И Вы сказали, что будут приняты соответствующие решения. Какие именно решения и какие прогнозы?

Е. Шевчук: Во-первых, я комментировал в контексте развития складывающейся обстановки, ситуации. Как раз в контексте возможного парафирования Молдовой данного соглашения и принятия тех решений, которые способствуют реализации этого соглашения. Я говорил о том, что, на наш взгляд, это приведет к росту напряженности на границе, более того, это может привести  к ограничению экспорта приднестровских товаров на европейские рынки. Если эти действия будут совместными с нашими партнерами с Украины, то это фактически приведет к серьезному давлению на экономику Приднестровской Молдавской Республики. И это давление, безусловно, будет сказываться на доходах бюджета,  усугублять положение наших граждан. Я думаю, что при таких последствиях, при развитии такой ситуации мы будем принимать решения для защиты непосредственно прав граждан. Как их защитить? В этой ситуации, я думаю, что необходимо принимать решения в области международного права. Потому что право на жизнь, экономические права неотъемлемы, и такие политические решения соседей не должны создавать предпосылки для того, чтобы был утерян экономический базис для проживания граждан на территории Приднестровья.

Что касается признания или непризнания Приднестровья. Приднестровье не имеет международного признания, а признание народом Приднестровья есть. Приднестровье существует как государство вот уже 23 года. Поэтому мы сейчас говорим об аспекте международного признания. Я бы предостерег наших партнеров от заявки радикальной позиции в отношении Приднестровья. Односторонние действия, направленные на ухудшение положения приднестровских граждан, на мой взгляд, будут нести последствия более радикальной постановки вопросов о международном статусе Приднестровья.

«Первый Приднестровский телеканал»: Евгений Васильевич, мы знаем, что в Тирасполе прошли первые публичные слушания на тему Евразийской интеграции Приднестровья. Все высказались за принятие некоего программного документа под условным названием «Стратегия Евразийской интеграции Приднестровья». На Ваш взгляд, нужен ли такой документ и что делается сегодня в этом направлении?

Е. Шевчук: Скажу, что это инициатива общественности. Вы знаете о том, что там участвовали различные представители, есть разные мнения. Я думаю, что это полезные рекомендации. У нас есть определенное планирование в рамках Правительства, оно направлено на гармонизацию законодательства с Таможенным союзом для создания  схожих условий в экономической работе на территории Приднестровья. Есть определенный план Правительства по изменению в этой части законодательства. Поэтому рекомендации, которые есть, еще раз убеждают нас, что нужно эту работу и в дальнейшем планово реализовывать. 

Газета «Приднестровье»: Насколько была эффективной проведенная реприватизация и будет ли она продолжаться?

Е. Шевчук: Вопрос, конечно, риторический. Приватизация, к сожалению, во многих странах СНГ, мягко выражаясь, не всегда проводилась эффективно. У нас есть пример эффективной приватизации. Ряд предприятий после приватизации все же переоснастили технологическое оборудование, применили новые технологии и удержались на рынке. К сожалению, большинство собственников приобрели предприятия, но не вложили необходимые средства, и предприятия остановились, многие из них не работают на сегодняшний день. Сегодня можем констатировать, что на уровне государства приватизация не проводилась ни в 2012-ом, ни в 2013-ом годах. Ничего не было реализовано, и нет таких целей у Правительства. Есть цели и задачи поддерживать действующие предприятия и оставшиеся государственные с точки зрения более эффективного управления, с точки зрения соответствующей помощи.

 Напомню, что ранее доходы консолидированного бюджета от приватизации некоторые годы составляли примерно до 30%. Сейчас по этим показателям практически ноль. И это ставит задачи перед действующим Правительством более эффективного управления существующими финансами Приднестровья. И несмотря на то, что у нас такого источника поступлений в бюджет на сегодняшний день нет, социальные программы мы выполняем. И хочу еще напомнить историю: такой источник был в свое время в 2006-2005  годах, но были задержки по зарплатам бюджетников. Сейчас этого нет.

Возвращаясь опять к приватизации. Мы сейчас больше уделяем времени тому, чтобы проверить выполнение ранее заключенных договоров, где были оговорены инвестиционные условия по определению объема инвестиций, определенных перспектив данных предприятий. Не все предприятия выполняют эти инвестиционные условия. Вы знаете, что ряд предприятий перешли в государственную собственность, по другим предприятиям проверки продолжаются с точки зрения выполнения инвестором взятых или принятых на себя в ранние сроки обязательств. Вот такая работа проводится.

Наталья Скуртул, журнал «Партнер»: Статистика утверждает, что мы больше всего экспортируем товаров в Молдову, а импортируем из России. В случае парафирования Молдовой договора о Зоне свободной  торговли,   возможно, цифры будут пересмотрены, возможно, наши предприятия будут переориентироваться. Вопрос вот какой. Мы знаем, что есть экономически обоснованный экспорт, а есть и политически лоббированный экспорт. Вы часто ездите в Москву. Проводились ли какие-то встречи, разговоры, переговоры о том, чтобы наши предприятия экспортировали свой товар в Россию, это будет обоснованно не столько экономически, сколько будет являться политической поддержкой нашей непризнанной республики этой страной. Я знаю о ситуации, когда наши производители получали прекрасный урожай фруктов, овощей, и даже консервируя его, сталкивались  с тем, что существующая лоббистика не позволяла  вывезти их. Мне хотелось бы узнать, в этом направлении работы каковы?

Е. Шевчук: Хочу напомнить, что весь приднестровский экспорт возможен только через Молдову. Поэтому все, что экспортируем, мы экспортируем через органы государственной власти Молдовы, которые занимаются, в том числе и учетом. У нас другого экспорта нет. Есть определенная тенденция к увеличению торговли между Приднестровьем и Молдовой. В первую очередь, это связано с тем, что Приднестровье, если вы помните, в одностороннем порядке отменило заградительную пошлину в торговле с Молдовой. И это активизировало взаимную торговлю. Вместе с тем, наши партнеры, которые приняли в отношении Приднестровья ряд таких односторонних шагов, не пошли по пути расширения этого плацдарма, по увеличению взаимной торговли, то есть они сохранили в отношении наших предприятий определенные сборы и на сегодняшний день продолжают их осуществлять. И таким образом они сузили своими решениями возможности расширения, углубления взаимной торговли между Приднестровьем и Молдовой. Надеемся, что в рамках консультаций, в рамках переговоров нам удастся с нашими партнерами обсудить и эту проблематику.

Для обеспечения потребностей Приднестровья недостаточна только емкость внутреннего рынка. Нам необходима внешнеэкономическая деятельность со всем миром. Это понятно. Так вот. Мы ставим и будем ставить более настойчиво в повестку дня обсуждение с нашими партнерами и в Киеве, и в Москве вопросов реализации Меморандума 1997 года, в котором обозначено то, что Приднестровье имеет право на свободную внешнеэкономическую деятельность. Под этим документом, напомню, он был подписан 7 мая 1997 года, есть подписи представителей России, Украины и есть подписи ОБСЕ. В связи с тем, что две страны, которые являются гарантами данного документа, являются участниками переговорного процесса, внимательно отслеживают, что происходит в рамках переговоров, они в определенной степени несут ответственность за выполнение или невыполнение взятых или принятых на себя обязательств. Поэтому, если Молдова приступит к активной стадии реализации соглашений, которые будут влиять на внешнеэкономическую деятельность Приднестровья, страны-гаранты, на наш взгляд, должны реализовать пункт о свободной экономической деятельности для Приднестровья, чтобы, в первую очередь, выполнить свои обязательства. Второе – создать условия и предпосылки, которые бы обеспечивали жизнедеятельность граждан Российской Федерации и граждан Украины, проживающих на территории Приднестровья. Мы проводим необходимые консультации. Мы не ждем 28 ноября, потому что мы также прогнозируем развитие ситуации, безусловно, в позитивном ключе. Но рассматриваем и негативные сценарии для того, чтобы механизмы были отработаны до активной стадии реализации Молдовой своих планов и намерений.

«ИТАР-ТАСС»:  Евгений Васильевич, Вы частично ответили на этот вопрос, но я все-таки задам его в более расширенном варианте. Если в сентябре соглашение об ассоциации подпишут и Молдова, и Украина, они будут вынуждены согласовывать свое законодательство с европейским. У Вас идет согласование с евразийским, российским законодательством. Какие это создаст проблемы в долгосрочной перспективе? Как Вы будете к этому готовиться? И если позволите второй вопрос. Вчера в ходе визита в Бухарест глава МИД Молдовы возложила ответственность на Тирасполь в торможении переговоров. На Ваш взгляд, из-за чего сейчас буксуют переговоры?  

Е. Шевчук: Спасибо. Один из сценариев тот, о котором Вы сказали. Если Киев и Кишинев парафируют соглашение и приступят к его реализации, то, конечно, сложится такая уникальная ситуация, когда необходимо будет принимать решение, как обеспечить экспорт приднестровских товаров. По международному праву, – а, я надеюсь, что Украина и страны-гаранты будут его реализовывать, – транзит через территорию любого государства грузов и веществ, не опасных для жизни, не взрывчатых, химикатов не должен ограничиваться.

Я уже говорил о Меморандуме, где Приднестровью предоставлено право на свободную внешнеэкономическую деятельность. Если, к примеру, это право не будет предоставляться Украиной в силу тех или иных обстоятельств, то встает вопрос о выполнении принятых на себя обязательств. Я уже не говорю о том, каким образом Украина будет рассматривать возможность обеспечения защиты элементарных прав, в том числе права на экономическую деятельность для своих граждан, которые проживают на территории Приднестровья и численность их, по разным оценкам, от 80 до 100 тысяч человек. Это довольно значительная численность. Здесь есть целый блок проблем. Мы надеемся, что в рамках консультаций, в рамках переговоров с украинской стороной, с российской стороной, со странами-гарантами, со всеми участниками переговорного процесса удастся убедить не радикализировать ситуацию действиями, способными нанести серьезный урон, ущерб приднестровской экономике, влияющей непосредственно на граждан Приднестровской Молдавской Республики. Потому что все прекрасно понимают, что без экономической обеспеченности реализовать те или иные права просто невозможно.

Само соглашение, подписанное, в частности Молдовой, будет для нас означать изменение правил внешнеэкономической деятельности. Там есть особенности, долго на них останавливаться не буду, но это означает, что мы через определенный промежуток времени придем к ситуации, когда мы должны для производства товаров импортировать все сырье из Европейского Союза, чтобы получить впоследствии право для торговли с Европейским Союзом. Это рост цен. Это создает для некоторых предприятий определенные преимущества – предприятий, которые являются реально на внешнем рынке неконкурентоспособными по технологиям, но будет также стоять вопрос: где найти серьезные финансовые ресурсы, чтобы фактически построить новые предприятия. Или будет стоять вопрос выживания на территории Приднестровья.

Что касается заявлений молдавских политиков, уважаемого представителя министерства иностранных дел Молдовы, то это их право высказывать и давать свои оценки. Но хочу отметить, что мы наблюдаем активизацию сотрудничества между Бухарестом и Кишиневом. Мы считаем, что это право и выбор органов власти Республики Молдова, с кем сотрудничать и как сотрудничать. Мы считаем, что в этом сотрудничестве, в этой активной оболочке взаимодействия интеграция Республики Молдова и Румынии становится более очевидной. У них схожая система управления, схожее образование. Не будем говорить о языковых аспектах.

Напомню, что возможная интеграция между Кишиневом и Бухарестом – это один из аспектов или один из проблемных вопросов взаимоотношений между Тирасполем и Кишиневом. Если Кишинев осознанно на это идет, то мы с уважением относимся к этому праву, но они должны прекрасно понимать, что Приднестровье на развитие такого сценария не согласится.

Заявление какого-то там радикального толка, обвинения, которые высказываются, на мой взгляд, не служат плодотворной почвой для выстраивания конструктивного взаимовыгодного сотрудничества.  Более того, для того чтобы кого-то обвинять, нужно привести конкретные факты и аргументы. Факты и аргументы изложены и зафиксированы в рабочих группах. В рабочих группах видно, сколько предложений внесло Приднестровье, почему эти предложения и в какой этап времени не были реализованы. Я хочу коротко сказать, не обвиняя молдавскую сторону, что Приднестровье для решения тех или иных вопросов направило примерно в 8 раз больше предложений, чем Молдова. Более того, вопросы по транспортной логистике нужно решать предварительно на политическом уровне. И мы подготовили свои предложения. Вы знаете, к примеру, проблемы с номерами и т.д. Сначала соглашались с этим предложением, кстати, предложение ОБСЕ по поиску компромисса. Потом молдавская сторона отходила от занятой позиции в силу каких-то новых обстоятельств. Но еще раз хочу сказать, что политическое руководство Приднестровья своим переговорщикам поручило принимать всевозможные компромиссы для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность приднестровской экономики, если они взаимовыгодны и для приднестровских экономических агентов, и для экономических агентов Молдовы. У нас есть политическая воля для того, чтобы подписать и другие соглашения, которые могли бы активизировать взаимную торговлю и не создавали бы дополнительные проблемы для экономических агентов Приднестровья и Молдовы. Хочу напомнить, что, в частности, соглашение по железной дороге выгодно не только Приднестровью, но и Республике Молдова. Через Приднестровье проходят грузы, принадлежащие и экономическим агентам Молдовы. Это выгодней, потому что короче маршруты. Так, на мой взгляд, должно быть у разумных людей. Я призываю к разуму, терпению, конструктивному диалогу. Надеюсь, что обновленное руководство Республики Молдова поддержит нашу инициативу такого подхода к переговорному процессу.

«Профсоюзные вести»: Предлагаю вернуться к социальной тематике. Как республика собирается решать застаревшую проблему обеспечения жильем? У нас есть программа кредитования молодых семей. Но это достаточно ограниченный круг. Люди стоят в очереди на жилье по 20 лет. Как будет решаться эта проблема? В продолжение темы. Мы получили два транша от России – 60 и 60 миллионов. Первые 60 млн понятно, куда будут тратиться. На что будут тратиться вторые 60 млн? Может быть, какую-то часть надо направить и на жилье?

Е.Шевчук: Что касается гуманитарной  помощи, которая направляется для реализации социальных проектов. Средства направлены не государственным органам. Это проекты неправительственной российской организации АНО «Евразийская интеграция». Эта общественная организация проявила инициативу в Российской Федерации в отношении необходимости рассмотрения проблемных вопросов граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих в Приднестровье. Данная неправительственная организация собирает соответствующие ресурсы в России и направляет в Приднестровье для того, чтобы реализовать ряд очень важных проектов для Приднестровья. В первую очередь, это проекты социального плана. Вы уже о первой части этих проектов частично, наверняка, знаете и слышали. Это школы, детские сады, учреждения Министерства здравоохранения. В проработку заложена фактически целая группа проектов по строительству этих объектов. Примерно в сентябре мы еще дополнительно представим информацию в СМИ, на каком этапе находятся проекты, как и в какие сроки наши партнеры из неправительственной организации предполагают эти проекты реализовать. Ориентировочный срок реализации – это осень следующего года. Мы надеемся, что так оно и будет.

Что касается второй части транша гуманитарной российской помощи. Насколько нам известно, эти деньги тоже на социальную инфраструктуру. Это школы, детсады, учреждения системы здравоохранения. Дело в том, что объем необходимых инвестиций в эту сферу колоссален из-за 10-летнего периода, когда в силу экономических проблем мы не вкладывали значительные ресурсы туда. Инфраструктура состарилась. Вы знаете, что практически все детсады, школы Приднестровья капитально не ремонтировались 40 лет, а некоторые не ремонтировались вовсе. В учреждениях необходимо менять условия. Насколько мне известно, и это подтвердили представители неправительственной организации, они собираются заниматься именно этим аспектом, чтобы повысить социальную защищенность детей, граждан РФ и соотечественников, проживающих на территории Приднестровья. На мой взгляд, это единый проект в рамках суммы более 100 млн долларов для решения тех задач и проблем, которые есть в социальной инфраструктуре Приднестровья.

Что касается жилья. У нас в государстве на сегодняшний момент для строительства нового жилья и расширенного строительства жилья ресурсов фактически нет. При падении экспорта более 20 процентов и падении определенных доходов по экспортной выручке у нас  стояла задача  поддержания жизнедеятельности тех направлений, которые обозначило приоритетными государство. Для расширенного строительства необходимы дополнительные ресурсы. Таких ресурсов нет. Мы, безусловно, не сидим сложа руки, пошли по направлению предоставления желающим наделов земли в городах и районах, в первую очередь, для бюджетной сферы по заявкам профильных министерств или напрямую, непосредственно от сотрудников бюджетной сферы. Есть определенные подвижки, они незначительные. Но участки выдаются. Предоставляем возможность для того, чтобы они могли самостоятельно решать вопросы обустройства своего жилья. Второе направление – то, что министерством выявлено около 10 общежитий, в которые возможно вложить незначительные средства для переоборудования под квартиры. И это будет одним из приоритетов. Мы будем эту задачу решать. Третий приоритет – это реконструкция общежитий, в частности в поселке Новотираспольский,  для строительства квартир для детей-сирот. Там возможно обустроить порядка 50-70 квартир. Мы планируем попытаться решить это в 2013-2014 годах.

На наш взгляд, расширенное строительство возможно тогда, когда будет расти покупательная способность самих граждан. К сожалению, соотношение цен и доходов их пока оставляет желать лучшего. И здесь проблемы экономики в целом. Мы изменили некоторые макроэкономические показатели для того, чтобы менялись ставки по кредитам в Приднестровье. Вы знаете, что у нас ставку рефинансирования начали снижать, несмотря на те сложности, которые у нас есть. По-моему, у нас сейчас ставка уже 6,5 процентов. Не так давно она была около 10 процентов, было и 7, и 8, и 9. То есть такую политику Центральный банк проводит и намерен в дальнейшем проводить политику по снижению ставки рефинансирования при стабильных макроэкономических показателях с отработкой механизмов воздействия на банки Приднестровья. Это необходимо для того, чтобы приступить к долгосрочному кредитованию под жилье. Такие цели есть. Но количество очередников значительно. В целом оно оценивается по республике, это бюджетники и те льготники, которые нуждаются в жилье, более 4-х тысяч квартир. Посчитаем, арифметика простая. В среднем стоимость 2-3-хкомнатной квартиры в Приднестровье, условно говоря, 30 тысяч. Вот и сумма средств, которая необходима для реализации первостепенных задач. Мы будем стараться привлекать и внешние кредиты для того, чтобы через банковскую систему прокредитовать определенные категории льготников. Но, к сожалению, проблема в короткие сроки на сегодняшний день не сможет быть решена с учетом тех потребностей, которые накоплены за 20-летие.

ИА «Новости Приднестровья»: Вы уже сказали, что в республике по линии АНО «Евразийская интеграция» реализуется ряд масштабных проектов. Известно, что помощь по линии данной организации будет поступать до 2016 года. Каковы дальнейшие перспективы сотрудничества?

Е. Шевчук: Я Вам в 2015 скажу. «Коммерсант.md»: Недавно во всех СМИ появилась информация о том, что Приднестровье выделило Абхазии 250 млн под 8 процентов годовых. Из каких источников были взяты эти средства и не боитесь ли Вы того, что Абхазия не сможет их вернуть обратно? Е.Шевчук: Мы придерживаемся практики: не трактовать и не объяснять слухи. Поэтому, я думаю, что говорить на эту тему можно тогда, когда у вас будет официальная информация, подтверждающая факты данных событий.

РИА «Новости»: Евгений Васильевич, недалеко от Рыбницы в селе Колбасна находятся склады Оперативной группы российских войск. По одной из версий, эти склады представляют угрозу для населения Приднестровья, Украины. У меня вопрос к Вам такой: как Вы считаете, представляют ли эти склады угрозу? И второй вопрос: какова, на Ваш взгляд, перспектива этих складов?

Е. Шевчук: Спасибо. Очень хороший вопрос. Действительно, на протяжении последнего полугодия эта тема периодически подымается. И люди проявляют озабоченность с учетом того, что читают различные оценки экспертов о данных складах. Хочу напомнить, что это один из крупнейших складов бывшего Одесского военного округа в свое время. Эта тема всегда находится во внимании органов государственной власти и управления. В 2013 году мы совместно с российской стороной (хочу сказать, что на территории села Колбасна находятся склады российской группы войск и находится воинская часть приднестровской армии, они фактически разделены, но на одной территории) дополнительно предприняли усилия для повышения охраняемости данного объекта, повышения технической оснащенности. Более того, мы обратились к российской стороне для того, чтобы они рассмотрели возможность проведения соответствующих регламентных работ, необходимых для поддержания высокого уровня безопасности и сохранности всего того имущества, которое там хранится. У нас есть не только заверения, но и точная информация о том, что эти регламентные работы проводились, были проведены недавно, проводятся и будут проводиться в ближайшее время для того, чтобы поддерживать сохранность  данного имущества с высокой долей безопасности. Как говорят эксперты не только российской армии, но и приднестровской армии, на сегодняшний день данные склады не представляют угрозу для граждан. Есть необходимость проводить периодически регламентные работы. Мы выступаем за то, чтобы регламентные работы осуществлялись, и будем  содействовать выполнению регламентных работ на данном объекте.

Что касается судьбы этого имущества. Вы знаете, что по законодательству ПМР имущество, находящееся на территории Приднестровья, оставшееся после Советского Союза (тут есть спорные моменты), является имуществом, которое могут использовать российские войска, пока находятся на территории Приднестровья. Но если они будут рассматривать возможность вывода отсюда российских войск, то встает вопрос об оценке этого имущества, находящегося здесь. Поэтому ранее были приняты решения о том, что вклад приднестровцев в свое время в рамках Советского Союза в формирование этого имущества должен, безусловно, быть оценен в каком-то натуральном выражении, в денежном, в частности, или в каком-то ином, чтобы была какая-то компенсация. На сегодняшний день этот вопрос не настолько актуален. Вы знаете, что российские войска находятся здесь, выполняя две основные задачи. Одна задача – это поддержание мира на берегах Днестра при осуществлении миротворческой операции. И вторая задача – это охрана, регламентные работы по поддержанию безопасности на одном из крупнейших объектов в районе села Колбасна.

«PRO-TV» (Республика Молдова): Вице-премьер России Дмитрий Рогозин планирует визит в Тирасполь в конце недели. Не могли бы Вы сказать: это его личная инициатива или пригласил Тирасполь? Какие вопросы будут обсуждаться?

Е. Шевчук: Что касается возможного визита. Хочу напомнить, что Президентом Российской Федерации на Дмитрия Олеговича возложены задачи по Приднестровью, он является официальным представителем. И в рамках реализации этих задач есть определенный план действий по Приднестровью в части защиты интересов, в первую очередь, граждан РФ, соотечественников, проживающих в Приднестровье. В этой части Дмитрий Олегович, безусловно, проясняет различные аспекты жизни россиян, граждан России и соотечественников в Приднестровье. Более того, он с недавнего времени возглавляет российско-молдавскую экономическую комиссию. Насколько мне известно, он приезжает в Кишинев для того, чтобы обсудить с Молдовой некоторые аспекты взаимного экономического сотрудничества между Россией и Молдовой. Безусловно, если он будет обсуждать эти проблемы в Кишиневе, находясь недалеко от Приднестровья, то, являясь официальным представителем Президента России по Приднестровью, осуществит визит в Приднестровье для того, чтобы обсудить ситуацию здесь.

Газета «Гомiн»: У меня не столько вопрос, сколько хотелось бы высказаться. В последнее время особенно видно, что Россия оказывает помощь, а Украина никакой помощи не оказывает. Кроме выделения бюджетных мест в вузах, другой помощи я не вижу. Может, мы сами виноваты? Не идем на контакт? Может, помощи и содействия нужно не просить, а требовать? Как в свое время говорил Иисус Христос: «Стучите и Вам откроют». Мне, как гражданину Украины, такая ситуация неприятна. Тем более что Украина рядом, ей было бы намного легче помогать, чем России.  Нужно требовать, а не просить.

Шевчук: В международной дипломатии одними требованиями все не решишь. Будем более активно искать ту дверь, в которую нужно стучать. А что касается Ваших пожеланий, мы, конечно, учтем.

Украина, суверенное государство, имеет полное право определять самостоятельные приоритеты во внешней политике. И эти приоритеты озвучены. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы была немного другая ситуация. В том числе с реализацией тех документов, которые я ранее озвучивал. Это меморандум 1997-го года, где прописано право свободной экономической деятельности для Приднестровья. Во многом от Украины зависит реализация этого пункта. Хочется надеяться, что при обсуждении вопросов по Приднестровью Украина будет исходить не только из аспектов взаимодействия между Киевом и Кишиневом, но и будет учитывать аспекты наличия здесь граждан Украины. Это первое. Второе – это необходимость защиты жизни независимо от национальности, от гражданства с учетом неурегулированности отношений между Тирасполем и Кишиневом. Поэтому будем работать в этом направлении. Спасибо за пожелание. Пожалуйста, еще вопросы.  

Телекомпания «TV-7» (Республика Молдова): Проект закона о бюджете 2013 года не был принят. Какая судьба ждет этот законопроект на 2014 год? Как обстоят дела в этом направлении?

Е. Шевчук: Спасибо. В первую очередь, хочу отметить, что бюджета на 2013 год в виде закона нет. Но вместе с тем, органами государственной власти приняты решения, которые стабилизируют ситуацию. Граждане не должны ощущать на себе последствия принятия или непринятия закона о республиканском бюджете. Закон этот временного характера, то есть он принимается на один год. И нам удалось это сделать. На сегодняшний день закон хоть и не утвержден, но все бюджетные обязательства выполняются в полном объеме.

Что касается 2013 года и в дальнейшем, то Правительством планируется внесение инициатив,  связанных с трехлетним бюджетом, для повышения доли планирования на краткосрочную перспективу, для определения правил финансовых обязательств на три года. Законопроект о бюджете будет внесен до 10 сентября, по крайней мере, должен быть внесен на рассмотрение Верховного Совета. Надеюсь, что Правительство с Верховным Советом найдут компромиссы по проекту бюджета на три года и отрегламентируют те бюджетные вопросы, которые необходимо регулировать законом о бюджете. При этом хочу подчеркнуть, что  Приднестровье, не утвердив бюджет на сегодняшний день,  исполняет свои финансовые обязательства тоже по закону. Только закон называется «О бюджетной системе», который определяет порядок финансирования тех или иных расходов в случае непринятия бюджета. На основании этого закона были приняты постановления Правительства, указы Президента для обеспечения первоочередных задач государства. Поэтому никаких особых проблем на сегодняшний день в этой части нет. Более того, данный период дополнительно предоставил возможность проанализировать механизмы совершенствования законодательства в области бюджета и бюджетной системы. Эти усовершенствования будут также предложены осенью на рассмотрение Верховного Совета.  

«Бендерское телевидение»: В начале лета стало известно, что Украина намерена открыть консульство в Приднестровье. Не секрет, что для украинцев Приднестровья это облегчило бы не только какие-то бумажные вопросы, но и дало бы возможность широкого участия в голосовании. Ведется ли сейчас эта работа?

Е. Шевчук: Если бы я был послом Украины, я бы детально ответил. Я хочу сказать, что со стороны Приднестровья, конечно, мы видим определенное напряжение, которое есть в оформлении документов,  в реализации задач и функций, в частности, консульства Украины, для граждан Украины, проживающих в Приднестровье. Мы видим, что есть проблемы. Есть много аспектов  в этой части. Многие проблемы были бы решены, если было бы полноценное консульство в Тирасполе с соответствующим штатом. На мой взгляд, тогда не было бы очередей и длительных  сроков при оформлении соответствующих документов. Да, консульство Украины сейчас функционирует в выездном режиме, во многом схожем с консульством Российской Федерации, а пожелания Приднестровья в этой части известны. Мы их озвучивали. Они заключаются в следующем: нужно, в первую очередь, не смотреть на политические аспекты и моменты, а нужно создавать предпосылки для обеспечения прав граждан. Если права граждан являются приоритетом, тогда  нужно добиваться, в том числе, и в Кишиневе открытия полноценного консульства, потому что право на перемещение может быть реализовано через украинско-приднестровскую границу при наличии паспорта международного образца, который выдают в консульстве Украины и РФ, в частности. Поэтому, когда Кишинев в силу словесной эквилибристики не предоставляет возможности открыть эти консульства, он создает предпосылки для ограничения прав проживающих в Приднестровье граждан России и Украины на перемещение. И это вызывает, безусловно, озабоченность. И вопросы содействия открытия консульства в Тирасполе будут приднестровской стороной включаться в повестку дня  переговоров с молдавскими партнерами.   

Publika TV (Республика Молдова): Господин Шевчук, Вы несколько месяцев назад подписали  Закон «О государственной границе», который вызвал  достаточно негативное отношение в Кишиневе. Несколько месяцев прошло, пока нет никаких последствий, но все-таки стоит ли ожидать каких-то последствий, в частности, на Варнице?

Е. Шевчук: Спасибо за вопрос. Во-первых, для того, чтобы давать оценку какому-то акту, в частности, этому закону, надо его прочитать хотя бы раз. Мне показалось, что те, кто комментировал в СМИ, особенно в Кишиневе, его не читали, зато дали комментарий, что Приднестровье собирается присоединять Варницу, нападать на села. По-разному начали это интерпретировать. В законе есть статья, которая определяет особенности государственной приднестровско-молдавской границы с учетом неурегулированности отношений между Тирасполем и Кишиневом и наличия Зоны безопасности, а также спорных территорий. В этом законе нигде не написано, что Приднестровье собирается силой присоединять какие-либо села. Поэтому, когда наши партнеры и ваши коллеги в средствах массовой информации, в частности, начинают выдавать желаемое, которое  серьезно не соотносится с действительным, тогда возникает вопрос: для чего это делается? Делалось, наверняка, это для того, чтобы оправдать свои действия, в первую очередь, более активные усилия по обустройству молдавско-приднестровской границы. Параллельно, вы знаете, что пошла дискуссия о выделении определенной финансовой помощи для Республики Молдова для обустройства молдавской границы. Часть этих средств, насколько нам известно, предполагается направить или уже направлена именно на сегмент молдавско-приднестровской границы. И фактически эта шумиха в СМИ, по большей части в молдавских, была, на наш взгляд, намеренно инициирована для того, чтобы отвлечь внимание от принятых решений по усугублению ситуации на молдавско-приднестровской границе для граждан России и Украины, которые проживают в Приднестровье. Если вы заметили, то закон вступил в действие, мы обязаны его исполнять, мы его исполняем в полном объеме. На основании закона был издан Указ Президента Приднестровья, определяющий дислокацию силовых структур на границах Приднестровья и Молдовы для осуществления своих функций. После вступления в силу данного закона наши правоохранительные органы не сдвинулись ни на сантиметр ни в ту, ни в иную сторону. Более того, в Зонах безопасности, которые находятся в районе Бендер, в Дубоссарском районе, мы предлагаем нашим партнерам упрощение процедур для перемещения через молдавско-приднестровскую границу. Приднестровье даже намерено вкладывать деньги для повышения технической оснащенности этих пунктов, чтобы упростить процедуры этого перемещения, сократить время пересечения приднестровско-молдавской границы. Мы намерены эту инфраструктуру модернизировать. Граждане  сейчас много  перемещаются по миру и знают, что  во многих  странах эта процедура быстрая. Мы бы хотели создать на наших  границах такие условия для добропорядочных граждан, чтобы процедуры были минимальными, быстрыми по времени. Вот наш подход. Тот посыл, который был в ряде СМИ в Молдове в отношении Закона «О государственной границе ПМР», на мой взгляд, был «информационной уткой» с непонятными во многом целями.

«Первый Приднестровский телеканал»: Сейчас на слуху есть выражение «президентские проекты». Среди таковых называют закупку троллейбусов, масштабный ремонт дорог, а также приобретение томографа. Будут ли еще какие-то «президентские проекты»?

Е. Шевчук: Основные задачи по развитию социально-экономической сферы возложены на Правительство. Но, вместе с тем, Администрация Президента ПМР и Президент курируют несколько проектов и в будущем намерены это делать.  Вы знаете, что частично в отрасли здравоохранения усилиями именно Администрации Президента  уже реализован ряд проектов. Приобретено новое современное оборудование. На перспективу нашими друзьями, спонсорами выделены определенные ресурсы, и мы будем  реализовывать крупные проекты. О них уже говорили. Это поликлиника в Рыбнице. Она будет находиться под контролем Президента. Еще средства в сумме примерно 5 млн. будут направлены  в социально-экономическую сферу. Мы будем стараться каждый год по одному такому крупному проекту осуществлять. Например, дороги, как мы сейчас делали в Бендерах, будем делать в каждом районе. На следующий год будет другой район, которому  мы выделим дополнительные ресурсы для более масштабного ремонта дорожного покрытия. Вот эти направления мы будем реализовывать. Поэтому порядка 3-5 направлений будут  курироваться Администрацией Президента для того, чтобы также содействовать и Правительству в  реализации некоторых сложных задач, которые стоят перед государством.

Хочу вас всех поздравить с Днем независимости Приднестровской Молдавской Республики, который мы будем праздновать 2 сентября. Приглашаю всех присутствующих на парад. Он состоится 2 числа в 10:00.

2 сентября у нас будет хорошая культурная программа. Ожидается приезд знаменитых артистов, которые востребованы у приднестровской публики. У нас будет хор Турецкого и будет Валерий Меладзе. Это будет в вечернее время на центральной площади города Тирасполь. Надеюсь, что все приднестровцы отдохнут в этот праздничный день, отметят очередную годовщину ПМР. Приглашаю и наших друзей. Приглашаю всех присутствующих журналистов.

Хочу также поблагодарить вас всех за то, что вы порой сами проявляете инициативу и откликаетесь на приглашение к участию в пресс-конференциях. Надеюсь, что наше с вами сотрудничество взаимоинтересно и мы с вами его успешно и далее продолжим. Хочу от имени Приднестровской Молдавской Республики поздравить здесь всех присутствующих приднестровских журналистов, поблагодарить за ту работу, которую они осуществляют. У нас всех впереди праздники, а праздники – это всегда приятно. Успехов вам! Удачи!

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники