ВС ПМР рассмотрел очередной скоропалительный и первоочередный, чтобы некогда было подумать, законопроект Президента Шевчука.  Обсуждали примерно так: "Экономический закон не об экономике", "неправомерно расширяется сфера применения подзаконных актов в экономике", "нестабильные налоговые ставки", "налоги теперь будет устанавливать Парнас", "непокорных и ослушников станут внешне управлять", "все – под завесой тайны", " не прояснено", "абсолютно некорректно", "правительство отделалось общими фразами при обсуждении", "сначала создадут предприятию условия для банкротства, а потом идут его спасать", "ответы получили далеко не все вопросы". Тем не менее проголосовали : ПРИНЯТЬ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ!

И ЧТО ОНИ СЕБЕ ДУМАЮТ, ЭТИ ДЕПУТАТЫ?


Накануне:

"Об экономике ли законопроект?"

Члены парламентской фракции «Обновление» обсудили злободневные и острые вопросы повестки дня предстоящего пленарного заседания.

Олег Василатий проинформировал коллег о том, что профильным комитетом благополучно завершена работа над подготовкой к рассмотрению в третьем чтении проекта бюджета на 2014–2016 годы. Все поправки отработаны и в большинстве своем согласованы с правительством. Так что жарких и продолжительных споров по поводу главного финансового документа не прогнозируется. Совершенно иная ситуация с проектом закона «О некоторых государственных мерах, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости Приднестровской Молдавской Республики». Эта инициатива главы государства была направлена в Верховный Совет в режиме законодательной необходимости, что говорит о значимости и важности документа. Но уже при первом ознакомлении его содержание вызвало у парламентариев немало вопросов.

Автор законопроекта считает, что в условиях сложно прогнозируемого внешнего воздействия на экономику Приднестровья необходимо повысить вариативность управленческих решений, для чего предлагает наделить правительство новыми полномочиями. Речь идет о возможности заключения индивидуальных соглашений с предприятиями республики сроком до трех лет, благодаря чему исполнительная власть сможет устанавливать в частном порядке ставки налогов, сборов и иных обязательных платежей, пересматривать сроки их уплаты, снижать предельные уровни цен на товары, производимые в сфере естественных монополий. Еще одно право, которым президент считает целесообразным наделить правительство, – создание особых экономических зон и управление ими. О том, по какому принципу эти зоны будут формироваться, где предполагается их существование и каковым будет правовое положение субъектов, в законопроекте не прописано. Все эти вопросы, по мнению автора, должны решаться на уровне подзаконных актов.

Бесспорно, положительным моментом видится парламентариям возлагаемая на правительство обязанность ежеквартального отчета об осуществлении государственных мер, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости республики. Вопрос только в реализации этого положения.

В ходе обсуждения инициативы в целом и ее конкретных статей «обновленцы» анализировали положительные и отрицательные моменты, связанные с принятием президентского законопроекта. Высказывались доводы «за» и «против». Олег Василатий настаивает на том, что стабильность (а именно о стремлении к ней говорится в обосновании к законопроекту) не может быть целью для экономики, которая нуждается в росте, в развитии. Парламентарий считает, что «экономики как таковой в законопроекте нет». Требует инициатива внесения значительного числа поправок и по мнению Анатолия Дируна. Депутат озвучит свои предложения на пленарном заседании.

Петр Пасат и Владимир Боднар высказывались в защиту инициативы. Они отмечали, что сегодня информации о предпринимаемых правительством мерах нет. А потому у законодателей отсутствует возможность влиять на ситуацию. Принятие законопроекта, возможно, позволит парламентариям активнее участвовать в экономических процессах.

Как сложится судьба проекта закона «О некоторых государственных мерах, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости Приднестровской Молдавской Республики», станет известно 11 декабря: документ будет рассмотрен в режиме первого чтения.

Источник


На сессии 11 декабря 2013 г.:

Антикризисные меры: оперативное реагирование на вызовы

Как и ожидалось, рассмотрение разработанного президентом и представленного правительством проекта закона «О некоторых государственных мерах, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости Приднестровской Молдавской Республики» вылилось в оживленную, заинтересованную дискуссию. Парламентарии внимательно выслушали доклад Алевтины Слинченко, первая часть которого была посвящена сложности экономической ситуации в республике, а вторая – предлагаемым путям выхода из нее.

Итак, приднестровская экономика. Еще совсем недавно правительство, отстаивая проект прогноза социально-экономического развития, во всеуслышание заявляло о положительной динамике и о более чем радужных перспективах. Сегодня картина рисуется в совершенно иных тонах (по мнению многих – более реалистичных).

С трибуны зала пленарных заседаний Верховного Совета заместитель министра экономического развития Алевтина Слинченко напомнила парламентариям о том, что экономика нашего государства нестабильна на протяжении всей истории его существования по причине неопределенности политико-правового статуса республики. Исходя из анализа показателей текущего года было отмечено, что темпы прироста реального объема ВВП сократились до 0,6% против 6,1% по итогам того же периода 2012 года. На фоне слабой внешнеэкономической конъюнктуры, дефицита оборотных средств и неготовности ряда предприятий республики к изменениям государственной тарифной политики (цены на газ выросли на 68%) показатели ряда ведущих предприятий продемонстрировали существенное снижение объемов промышленного производства. В целом по республике товарный выпуск (без учета субъектов малого предпринимательства) ниже прошлогоднего уровня на 16,4%. Говорили члены правительства и о том, что внутренние резервы государства для оживления экономики опустошены: увеличение налоговой нагрузки находится на пределе возможностей предприятий-плательщиков – 30,3% от ВВП. Не осталась без внимания и ситуация в мире, оценивается которая не иначе как нестабильная: прогнозируется замедление роста мировой экономики. Отразится на положении приднестровских предприятий и парафирование соглашения о зоне свободной торговли, решение о котором принято Молдовой.

Сократить отрицательное влияние внешних факторов возможно только при наделении правительства определенными полномочиями, уверен автор представленной в режиме законодательной необходимости инициативы. В документе, призванном увеличить вариативность управленческих решений для возможности осуществления оперативного реагирования, всего шесть статей, каждая из которых заслуживает особого внимания.

Президент предлагает дать исполнительной ветви власти возможность заключать индивидуальные соглашения с предприятиями республики сроком до трех лет, что позволит устанавливать в частном порядке ставки налогов, сборов и иных обязательных платежей, пересматривать сроки их уплаты, снижать предельные уровни цен на товары, производимые в сфере естественных монополий. У депутатов к этому положению оказалось немало вопросов. Во-первых, в Конституции нашего государства прописано, что налоги утверждаются исключительно на законодательном уровне, президент же предлагает утвердить возможность регулирования подзаконными актами. На этот довод парламентариев (как, впрочем, и на все остальные) ответила Майя Парнас, напомнив о 98 статье Конституции, позволяющей правительству изменять ставки налогов в оговоренных законом случаях. Принятие данного законопроекта, по мнению его разработчика, и будет тем самым случаем.

Михаил Бурла обратил внимание участников обсуждения на тот факт, что инвесторы вряд ли станут вкладывать средства в предприятия страны, руководством которой не установлены предельные ставки налогообложения. В случае принятия законопроекта в первом чтении ко второму необходимо будет установить верхнюю и нижнюю планки размера налогов, уверен спикер.

Еще одно право, которым президент считает целесообразным наделить правительство, – создание свободных экономических зон и управление ими. О том, по какому принципу эти зоны будут формироваться, где предполагается их существование и каковым будет правовое положение субъектов, в законопроекте не прописано. Все это, по мнению автора, должно решаться на уровне подзаконных актов. Депутаты такой подход считают неправомерным. Единственная отраженная в инициативе информация относительно особых зон гласит, что формироваться они будут для повышения экономической активности в депрессивных населенных пунктах. У парламентариев опять же возник вполне резонный вопрос: кто и по какому принципу будет ставить диагноз городам, селам и районам республики?

Не осталось без дискуссии и предложение главы государства позволить правительству вводить внешнее управление организациями, заключившими соглашение с государством. Определение порядка и разработка механизма подобного рода взаимоотношений опять-таки закрепляется за исполнительной властью. Отстаивая этот пункт законопроекта, Майя Парнас давила на то, что действующее законодательство позволяет государству вмешаться в руководство предприятием только в случае его банкротства. Президент же своей инициативой стремиться дать возможность правительству прийти на помощь раньше, чтобы это самое банкротство не допустить. На что Галина Антюфеева ответила замечанием о том, что «сначала можно создать такие условия для предприятия, которые приведут к банкротству, а потом прийти его спасать». Парламентарий, не отрицая возможного положительного эффекта от введения данной нормы, просила прояснить суть предлагаемого механизма.

Учитывая тот факт, что в последнее время информация экономической направленности покрыта в большинстве своем завесой тайны, парламентариев искренне порадовала статья законопроекта, обязывающая правительство ежеквартально отчитываться перед главой государства и Верховным Советом о реализации государственных мер, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости республики. Да и в целом депутаты, несмотря на большое количество адресованных правительству вопросов, признавали антикризисную инициативу необходимой, но требующей серьезной доработки. Анатолий Дирун сообщил о том, что им уже подготовлен ряд поправок, которые он внесет на рассмотрение Верховного Совета в случае принятия законопроекта в первом чтении. О злободневности поднятых президентом проблем говорила Галина Антюфеева. Она призвала поддержать документ, чтобы иметь возможность принимать дальнейшие меры. В поддержку инициативы выступил Петр Пасат, отметивший при этом, что документ в представленной редакции абсолютно неконкретен. Не более чем общими фразами, по мнению парламентария, обошлись и представляющие документ члены правительства. Для работы во втором чтении законодателям необходимы точные формулировки, описывающие четкий механизм и инструменты его реализации.

Иного мнения придерживается председатель ответственного комитета Олег Василатий. Он обратился к правительству с огромным количеством вопросов (на момент рассмотрения документа комитетом их было еще больше), однако ответы получил далеко не на все.

Проект закона «О некоторых государственных мерах, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости Приднестровской Молдавской Республики» принят депутатским корпусом в первом чтении. Работа по внесению поправок, многие из которых носят концептуальный характер, продолжится безотлагательно, так как папка эта «режимная», то есть требует принятия решения по ней в кратчайшие сроки.

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники