Пётр Степанов: «Мы вынуждены двигаться по своему специфическому пути»

 

 

 

stepanovПредседатель Правительства  – о путях развития приднестровской экономики, бюджетном планировании, ответственности и контроле

О диктатуре речи идти не может
 
– Петр Петрович, известный экономист Руслан Гринберг как-то заметил, что государства всегда вынуждены выбирать, по какому пути им следовать, и «выбор этот, будь он демократический либо диктаторский, всегда носит характер произвола». Мы сегодня по какому пути вынуждены двигаться?

– Приднестровье вынуждено двигаться по своему специфическому пути. Но – с учетом некоторых наших  исходных принципов ("наших" – имеется в виду принципов П. Степанова, а не наших с вамиПМРФ). И главный из них заключается в том, что  экономическая демократия  не есть синоним вседозволенности. Экономическая демократия – современный метод поиска и выработки взаимоприемлемых управленческих решений. Претворение же их в жизнь (и не только в Приднестровье, но и во многих странах, добившихся или стремящихся добиться экономической стабильности) основывалось, основывается и будет основываться на жестких, властных подходах (демократия, основанная на властных подходах – все равно что диктатура всего народа, то есть сапоги всмяткуПМРФ). Предвижу, что этот мой посыл может быть расценен особо рьяными оппонентами как попытка установления у нас «экономической диктатуры». Но я бы рекомендовал не спешить с подобными утверждениями. О ней (диктатуре) речи идти не может. Речь идет об ответственности всех участников экономической деятельности – от органов власти до хозяйствующих субъектов (и Правительство ПМР понесло ответственность, когда положило на бок ММЗ, РЦК, МГРЭС?ПМРФ) .
Я не буду повторяться по поводу доставшегося сформированному в 2012 году Правительству «наследства» в виде полупустой казны, простаивающих предприятий (а теперь казна полна, все работают, и к стоящим заводам ни одного не добавилось?ПМРФ), огромного бюджетного дефицита (а теперь его нет или он  полуогромный, что уже лучше?ПМРФ). Я повторюсь по поводу того, что добиться стабилизации экономики невозможно как без создания дополнительных возможностей для бизнеса, так и без усиления контроля и повышения мер административной ответственности. Со своей стороны, Правительство инициировало ряд нововведений, дающих нашему предпринимательству дополнительные возможности для его деятельности.

Они (нововведения) направлены прежде всего на совершенствование внешнеэкономической деятельности, поддержку ряда отраслей и обеспечение необходимых государственных протекционистских мер в отношении отечественных товаропроизводителей и ряда финансовых затрат предприятий, на устранение бюрократических барьеров (в том числе и посредством внедрения электронного Правительства) (в результате, по словам М. Бурлы, экономическая ситуцация в Приднестровье ухудшиласьПМРФ).

Но, предоставив дополнительные возможности, Правительство сделало следующий, закономерный в данном случае, шаг в виде усиления контроля, прежде всего, в сфере обращения определенных видов товаров, в отношении тех хозяйствующих субъектов, финансовая деятельность которых является недостаточно прозрачной для государства (пропущена одна существенная деталь: нововведения, послабления сделаны для одних хозяйствующих субъектов, а усиление контроля, закручивание гаек – для другихПМРФ).
 
Нужны инвестиции
 
– Республика вступила в этот год без бюджета-2013 (напомним, принятие соответствующего закона сопровождалось нешуточными баталиями в стенах парламента). Сегодня Президент Евгений Шевчук поставил перед органами исполнительной власти задачу перейти к бюджетному планированию на срок не менее 3-х лет. Минфин уже отрапортовал, что  предлагаемый к рассмотрению проект республиканского бюджета будет рассчитан на период с 2013 по 2015 год включительно. Такой формат главного финансового закона страны предложен для принятия впервые. Каким он будет? По-прежнему бюджетом «проедания» или же  в нем – впервые за многие годы – появятся «элементы» развития? Какие главные экономические приоритеты в нем будут обозначены?

– Напомню, Концепция принятия бюджета на трехлетний период исходит из необходимости совершенствования  бюджетного планирования (правительство не смогло сделать бюджет на один, 2013 год, но смело взялось за трехлетний, ну, герои!ПМРФ). Естественно, в проекте на 2013-2015 годы будут сохранены «традиции преемственности» (только традиции, или все-таки обязательства? – ПМРФ) в части социальных обязательств государства по обеспечению работников бюджетной сферы  заработной платой, выплате пенсии, пособий, предоставлению гарантий в области  здравоохранения и просвещения, но предполагается и выделение сегментов так называемого «бюджета развития». Но замечу, что его «строительство» в эти три года будет происходить, как и прежде, в условиях, увы, ограниченных финансовых возможностей государства. Поэтому «развиваться» пока будем в виде государственных целевых программ: таких, как развитие агропромышленного комплекса, строительства, ремонта и реконструкции системы питьевого водоснабжения сел и поселков, капитальных вложений (перечислены направления, имеющие устойчивое международное финансирование, при чем тут "сегменты" развития и доблесть правительства ПМР, если уже сегодня АПК развивается исключительно на российские деньги, а реконструкцию сельских водопроводов в Молдове финансирует уже многие годы Евросоюз, авось, и нам перепадет?ПМРФ).

Не «открою Америки», сказав, что  для формирования бюджета развития в «чистом его виде» республике, как воздух, необходимы инвестиционные потоки. В своем ежегодном Послании к народу и органам государственной власти глава республики обозначил минимальную потребность для открытия перспектив развития нашей экономики, восстановления платежеспособности в размере 2 млрд долл.(а если их не будет, что, ляжем помирать, или все-таки научимся развиваться, не ожидая манны небесной?ПМРФ).  Сумма для республики, с учетом влияющих на ее экономику внешних и внутренних факторов, – «неподъемная». Бесспорно, обеспечить «приток» обозначенных двух миллиардов могут только инвестиции. Поэтому все мы – государственные органы и бизнес – должны быть нацелены на их вовлечение в экономику государства, в том числе через создание благоприятных выгодных условий для инвесторов (делается все с точностью до "наоборот", примеров – море, взять хотя бы газовые атаки на предприятия и отсутствие равенства форм собственности в шевчуковской ПМРПМРФ). Сегодня Приднестровье нуждается в инвестиционных проектах, способных обеспечить максимально возможный эффект  в виде роста занятости и благосостояния граждан, увеличения поступлений в бюджет. Но мы вынуждены  признать, что целевая системная работа в сфере привлечения инвестиций у нас пока отсутствует либо находится в зачаточном состоянии. Поэтому задача номер 1 – придать ей постоянный и планомерный статус. Мало предложить инвестиционный проект, его надо «проталкивать», если хотите, пиарить посредством всевозможных имеющихся сегодня в наличии ресурсов – информационных, выставочных и т.д. Сами инвесторы к нам не приедут и мешки с деньгами не привезут. Разумеется, это очень сложная, кропотливая, дорогая работа, но без нее мы не сдвинемся с места, не вдохнем жизнь в нашу экономику. Правительство в полной мере осознает актуальность этой проблематики, поэтому будет уделять особое внимание поддержке инвестиционной активности местных хозяйствующих субъектов, определению приоритетных проектов развития, нуждающихся в особом административном патронате и их повседневном сопровождении с привлечением имеющихся в нашем распоряжении финансовых ресурсов. И мы работаем в этом направлении, используя для определения наших возможностей в том числе и площадку  Приднестровского инвестиционного форума, проведение которого намечено на июнь.

– А чем мы можем, кроме удачного географического месторасположения и близости к Одесскому морскому порту, привлечь инвесторов, какие гарантии можем им дать, не забывая, разумеется, о собственных интересах?
 
– Экономика Приднестровья находится в высокой степени зависимости от ряда факторов как экономического, так и политического характера. Вместе с тем, республика обладает рядом уникальных конкурентных преимуществ, на основе использования которых и необходимо создавать механизм устойчивого экономического роста. К ним относится благоприятная экономико-психологическая среда на традиционных рынках и, прежде всего, в государствах СНГ. Существенную роль играет международная экономическая поддержка, прежде всего со стороны Российской Федерации (из этого перечня видно, что "мы", то есть правительство, не можем обеспечить никаких гарантий или конкурентных преимуществ инвесторам. Экономико-психологическая среда, что это такое не известно, но в любом случае, по словам П. Степанова, существует не в Приднестровье, а на традиционных рынках СНГ. Экономическая поддержка опять же обещана не со стороны ПМР, а со стороны России. Это называется быть привлекательным за чужой счетПМРФ).
 
Но огромным минусом является наша политическая непризнанность, влияющая на инвестиционный климат республики, хотя та же непризнанность позволяет принимать нетрадиционные, эффективные управленческие решения (то есть в умелых руках и непризнанность является плюсом, так что не стоит  непризнанностью оправдывать провалыПМРФ).

В данных условиях мы обязаны использовать возможности внутренней консолидации субъектов хозяйственного развития и всю совокупность факторов нашего особого статуса для решения общегосударственных задач.

Что касается гарантий инвесторам, то они прописаны в нашем законодательстве. Оно, безусловно, требует совершенствования, но уже сегодня   государство гарантирует защиту инвестиций (в том числе и иностранных), независимо от форм собственности. Налоговым законодательством установлен ряд льгот, которыми пользуется большинство хозяйствующих субъектов. Для иностранных инвестиций  – это льготы в виде снижения ставки основного налога на доходы организаций (до 50% со сроком до 5 лет в зависимости от вложений в уставный капитал),  для субъектов инновационной деятельности  –  в виде освобождения от уплаты налога на доходы организаций до 10 лет, в зависимости от суммы вложений и численности дополнительно созданных рабочих мест (любопытно, что дубиноподобного налога на доходы, кажется, уже нигде в мире, кроме ПМР, не осталось, везде применяется налог на прибыль, кроме особых случаев налогообложения, например, при упрощенной системе бухгалтерского учета, но в этом случае налог на доходы оправдан, поскольку упрощенка в целом выгодна предприятиюПМРФ).

Предусмотрены также налоговые льготы при перевооружении производств, проведении научных разработок, при проведении таможенного оформления ввозимого оборудования или сырья и вывозимой продукции. Дополнительной поддержкой инвесторов может стать также предполагаемое создание свободных экономических зон, дальнейшее сокращение административных барьеров. Возможно также заключение меморандумов-соглашений под ряд обязательств инвестора, предусматривающих сопровождение Правительством реализации приоритетных инвестиционных проектов.
 
Не изобретали велосипед
 
– В прошлом году органам власти удалось стабилизировать текущее финансовое положение, не допустить сбоев с выплатами заработной платы, пенсий и пособий, девальвации национальной валюты (по некоторым расчетам доллар мог вырасти до 21 рубля), увеличить налоговые поступления в бюджет на почти 600 млн руб. Такие показатели в наших непростых условиях являются в некотором смысле уникальным результатом. За счет каких ресурсов нам удалось его достичь?

– Все-таки без напоминаний о доставшемся «наследстве» не обойтись… В прошлом году мы работали по принятому под занавес 2011 года Закону «О республиканском бюджете на 2012 год», который в полной мере высветил наиболее острую проблему нашей бюджетной системы на протяжении многих лет – несбалансированность доходных ресурсов и расходных обязательств. Так, предельный дефицит консолидированного бюджета был определен в размере 1,6 млрд руб., или 68,6% к доходной части бюджета. Причем 800 млн руб. из них (в том числе по социально защищенным статьям – более 270 млн руб.) не были обеспечены доходами. Тяжелая ситуация складывалась и по Пенсионному фонду, дефицит которого превышал 1 млрд руб.
 
В такой ситуации перед Правительством стояла задача оптимизировать расходы бюджета и рационально использовать имеющиеся ресурсы. В этом вопросе мы не изобретали велосипед и пошли по пути усиления (на всех уровнях) контроля за использованием бюджетных средств, урегулирования порядка осуществления государственных закупок, снижения затрат на содержание органов государственного управления и организаций бюджетной сферы, реорганизации учреждений образования, здравоохранения,  жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения равных условий хозяйствования для всех экономических агентов.  Вывод из тени части сокрытых доходов, отмена ряда льгот, ранее предоставляемых отдельным хозяйствующим субъектам, более прозрачная работа исполнительных органов государственной власти – все это позволило достичь результатов в виде увеличения поступлений в бюджет.

По итогам 2012 года сэкономленные и дополнительно собранные средства позволили не только в срок рассчитываться по социальным обязательствам, но и  уменьшить на 320 млн руб. (по сравнению с прошлым годом) заимствования из различных источников на погашение дефицита бюджета.  В прошлом году мы не только обеспечили выплату заработной платы работникам бюджетной сферы (а в летний период – и выплату отпускных сотрудникам образовательных учреждений), пенсий, пособий (при  значительном росте количества получателей государственных пособий из средств Фонда охраны материнства и детства), финансирование социальных программ, но и трижды произвели перерасчет размера пенсии. В результате ее средний размер увеличился на 14,8% и составил 128,6% прожиточного минимума пенсионера. Дополнительно к пенсии в 2012 году выплачивалась и ежемесячная дополнительная помощь из средств республиканского бюджета в размере 100 рублей (плюс к российской гуманитарной помощи, которая в течение года увеличилась со 150 до 165 рублей).

Несмотря на трудности с наполнением бюджета, государство сохранило в прошлом году ряд преференций для жителей республики. Так, сумма льгот, предоставленных только из средств республиканского бюджета физическим лицам в сфере образования, здравоохранения, социальной политики и иных сферах, составила 397,9 млн руб. Еще порядка 37 млн руб. составили льготы по подоходному налогу с физических лиц в виде стандартного налогового вычета.

Оказывалась государственная поддержка и хозяйствующим субъектам. Только по налогу на доходы 19 наиболее крупным налогоплательщикам в прошлом году в рамках республиканского бюджета предоставлены льготы на 172 млн руб. Сумма льгот по уплате таможенных платежей, направленных на снижение себестоимости продукции хозяйствующих субъектов,  превысила 13 млн долл.

Не сторонним наблюдателем, а активным участником
 
– В течение прошлого года государство вернуло в собственность несколько предприятий. Такой шаг дал повод отдельным «либералам» заголосить»: «Караул, реприватизация, новый передел собственности», а трудовым коллективам оставшихся нестабильных, неблагополучных предприятий – «запроситься» обратно под «крыло государства». Если их возвращать в собственность государства (а неблагополучных у нас, увы, больше, чем благополучных), то выдержит ли оно (государство) эту ношу? Ведь в свое время мы освобождались от предприятий по причине того, что у государства нет средств их «вытягивать»?

– Любая страна, ее органы власти  (и Приднестровье не исключение) ставят перед собой задачу обеспечения рентабельной работы предприятий (Да, бог с вами! Чтобы Ангела Меркель да ставила задачу обеспечения рентабельности "Мерседеса"? Свят, свят! Вот в чем дело: П. Степанов как-то проспал, что у нас капитализм наступил, при котором о рентабельности думает  собственник предприятия. Наверное, пора уже его и разбудитьПМРФ) . Условия, «господствовавшие» у нас в период «большой приватизации», сегодня не соотносятся с существующими реалиями, хотя бы потому, что государство по-новому определяет свою роль и значение в экономике. И они состоят в том, чтобы быть не сторонним наблюдателем, а активным участником экономических процессов (да на здоровье, участвуйте, но только на государственных предприятиях, где собственник – государство.А у нас государство  в "Шерифе" шмонает, Молдавской ГРЭС указывает, чем ей  топить, принуждает собственников отказываться от своего имущества (акций) в пользу государства, словом, ведет себя как обыкновенный бандитПМРФ).

Прошлый год заложил основу таких взаимоотношений – в рамках определения стратегических направлений был создан ряд  государственных предприятий (не надо лукавить, "ряд предприятияй" был не "создан", а отчужден у собственников, причем не вполне даже законно, фактически же не было создано ни одного предприятияПМРФ), что оказало положительное воздействие на состояние внутреннего рынка, предприняты меры по оздоровлению ситуации на значимых для республики предприятиях. Речь идет о Каменском консервном заводе, Бендерских комбинате хлебопродуктов, «Биохимзаводе». Хотел бы напомнить, что они оказались в катастрофическом положении в  результате умышленных действий ряда должностных лиц. На них годами копились долги со многими нолями по кредитам, которые были выведены, а проще говоря, украдены прежними управленцами.

Сегодня Правительство совместно со специализированным Бюро по управлению активами проводит работу по санации и стабилизации ситуации на этих предприятиях, развитию их производственной деятельности и претворению в жизнь программ развития.

Еще одним моментом, оказывающим существенное влияние на положение дел в экономике, так сказать, «отголоском» созданных условий проведенной приватизации, является неэффективное управление многими приватизированными предприятиями. Увы, ожидания от «большой приватизации» себя не оправдали (это с какой стороны посмотреть! Кое у кого очень даже оправдались. Иначе откуда в ПМР завелись богатенькие люди?ПМРФ). Вырученные от продажи собственности средства давно «проедены», большинство новых собственников не привели предприятия к финансовому благополучию, а, наоборот, еще больше усугубили их положение. Более того, полученные от государства преференции (в виде той же льготной цены на газ, которой промышленники пользовались не один год, освобождения от уплаты таможенной пошлины при экспорте продукции и т.д.) не были использованы ими для модернизации производства, и сегодня мы имеем то, что имеем – устаревшее, энергоемкое оборудование, низкий технический и технологический уровень производств.  С таким «багажом» трудно удержаться на рынке, составить конкуренцию. К сожалению, предприятий, прошедших через приватизацию и добившихся устойчивых показателей, модернизировавших производства, очень немного, их можно пересчитать по пальцам. Повторюсь, большинство же пребывает в кризисном состоянии, и если им не помочь «подняться с колен» сегодня, то завтра единственным выходом для них может оказаться банкротство. Учитывая, что именно материальное производство обеспечивает наибольшую занятость,  вывод из кризиса предприятий, обеспечение устойчивого роста экономических показателей является первоочередной задачей государства.

– Президент поставил перед исполнительной и представительными органами власти задачу определения прозрачных критериев эффективности хозяйствующих субъектов. Это делается для того, чтобы отстранять неэффективных собственников от управления, передавать имущество, земли, не нарушая, естественно, принципов собственности, другим хозяйственникам, которые, возможно, будут более активны. Как будет действовать этот механизм, что ляжет в основу критериев эффективности?

– Проблема повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов находится в поле постоянного зрения Правительства. Выработка таких критериев, в особенности в отношении  субъектов негосударственной формы собственности, – непростая задача. Но и она решается. Так, например, в декабре 2012 года Правительством утверждено Положение по эффективному, рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения. В нем установлены следующие критерии неэффективности: снижение показателей фактической урожайности сельскохозяйственных культур более чем на 25  процентов по сравнению с нормативной,  кадастровой оценкой, а также необеспечение землепользователем своевременного исполнения этапов технологических процессов. Рациональное землепользование является неотделимой частью права пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения и предусмотрено в качестве обязательств землепользователя при заключении договорных отношений по землеотводу.
Порядок установления эффективного использования земель определен с учетом возможного неблагоприятного воздействия природной среды на возделываемые сельскохозяйственные культуры.

Результативность использования земель определяется на основании отчетных данных по площадям землепользования и валовому сбору урожая с определением показателей, характеризующих уровень использования земельного участка за предыдущие отчетные годы, а также результатов надзорных мероприятий. Предусмотрено и принудительное  прекращение права пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения.

Необходимо отметить, что Правительством ведется работа по выработке современного подхода к повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Оно должно быть нацелено не только на увеличение валового сбора тех или иных сельскохозяйственных культур, но и на организацию процесса переработки аграрного сырья и выпуска продукции с максимально возможными объемами добавленной стоимости. Это должно оказать прямое воздействие как на насыщение внутреннего продовольственного рынка, так и на улучшение структуры торгового баланса государства.
 
– Сегодня общественное звучание имеет тема тарифов на коммунальные услуги, реформирования ЖКХ. Какие меры предпринимаются Правительством в этом направлении?
 
– Правительство держит в поле своего постоянного внимания вопросы жилищно-коммунального хозяйства и формирования тарифов. Введена практика регулярных правительственных совещаний по этой проблематике. В их ходе обсуждаются выявляющиеся проблемы и принимаются оперативные решения по их разрешению.  В частности, на недавно прошедшем расширенном совещании обсуждался вопрос создания товариществ собственников жилья. Это перспективная и в сложившихся условиях наиболее приемлемая система управления жилым фондом. Но с одним непременным условием – работа управляющих компаний должна быть серьезно усовершенствована, чтобы впоследствии у нас не возникало проблем, подобным тем, с которыми сталкиваются в той же России («произвол» управляющих компаний, непрозрачность их деятельности, многочисленные нарекания жителей и т.д.).
  
Говоря о реформировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства, не могу не отметить создание объединенной государственной компании «Водоснабжение и водоотведение», перед которой поставлена задача существенно улучшить положение дел в отрасли, реализовать программы по реконструкции водоснабжающих и водоотводящих систем, повысить качество предоставляемых услуг. В рамках реорганизации отрасли также установлен единый  по республике предельный уровень тарифа на работы по установке, наладке приборов учета и расхода воды для населения в размере 86 руб.

Положительным фактом является начало работы единого расчетно-кассового центра в сфере расчетов за услуги коммунальных служб. Главной целью его создания является систематизация платежей, устранение административных и бюрократических барьеров и, в конечном итоге, создание более комфортных условий для обслуживания населения.

Отдельно хотел бы отметить необходимость развития в республике жилищного фонда. В этом плане одним из вариантов может быть мансардное строительство на существующем жилом фонде. Это существенный резерв улучшения технического состояния зданий и современная база решения жилищной проблемы для молодых семей и граждан с невысоким уровнем доходов.

Несколько слов о тарифах. Хочу напомнить, что в сфере естественных монополий предельный их уровень формируется с учетом факторов изменения цен на сырье, материалы, энергоносители; влияния инфляционных процессов, а также необходимости сокращения разницы между контрактной и отпускной ценой на газ. При формировании тарифов также учитывается необходимость поддержки хозяйствующих субъектов, а также обеспечения доступности коммунальных услуг для населения.

Как известно, в этом году тарифы на газ и электроэнергию в пределах лимита (150 кВт – электроэнергия и 400 кубов – газ) сохранены на уровне прошлого года. Также сохранены тарифы по найму государственной и жилой площади, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, для ряда населенных пунктов – по вывозу твердых бытовых отходов. При этом замечу, что контроль над формируемыми тарифами позволил нам в этом году снизить их размер по сравнению с теми, что предлагались предприятиями, занятыми в сфере естественных монополий.  
 
Лимит исчерпан
 
– Еще одной из наиболее обсуждаемых тем является предстоящая пенсионная реформа. У государства долго до нее не доходили руки. О несовершенстве нашей пенсионной системы и необходимости ее менять не говорил только ленивый, но, странное дело, как только прошла информация о готовящейся реформе, народ заволновался.
И, сознаемся, у него есть основания для волнений – у наших соседей пенсионная реформа свелась к непопулярным мерам, прежде всего, повышению возраста выхода на пенсию. Вы тоже «подлили масла в огонь», сказав, что в этом «вопросе мы движемся к пропасти, и настало время непопулярных мер». Весь вопрос в том, насколько они будут непопулярны? Какой принцип – распределительный либо накопительный – будет взят нами за основу при проведении пенсионной реформы, будет ли повышен возраст выхода на пенсию, не планируется ли возврат к 34 % совокупной ставки страховых платежей?

– Социальное обеспечение вообще и пенсионное обеспечение в частности относятся к числу проблем, находящихся под особым вниманием общества. Прежде всего, хотел бы отметить, что важнейшими целями государственной политики в этой области является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности и обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения. Однако существующая в настоящее время система периодического перерасчета минимального размера пенсии не даёт желаемого результата. Сознаемся, большинство пенсионеров в настоящее время находятся практически на грани выживания. Но и для ощутимого увеличения размеров пенсий у государства отсутствуют необходимые финансовые возможности. Налицо –  необходимость внесения изменений в существующую пенсионную систему, далекую от совершенства и несущую на себе отпечаток многих непродуманных, порой популистских решений прошлых лет. Их лимит к сегодняшнему дню исчерпан. Эта проблема родилась не сегодня, и даже не вчера – по существу, на протяжении достаточно длительного периода она не разрешалась, а загонялась вглубь. Ситуация усугублялась внутренними факторами – экономической нестабильностью, сокращением рабочих мест, миграцией, дисбалансом между числом пенсионеров и занятых в производстве. И с каждым годом  этот дисбаланс растет, поскольку число пенсионеров увеличивается, в то время как численность занятых в экономике постоянно снижается. К примеру, в 1996 году соотношение численности занятого населения и пенсионеров составляло 1,73, в 2000 году – 1,53, а в 2012 году этот показатель был на уровне 0,72. В государствах со стабильной экономикой данное соотношение находится на уровне 2,2 -2,4. Доля пенсионеров в общей численности населения за последние 20 лет увеличилась в республике с 19% до 32%. Ежегодно ряды пенсионеров пополняют в среднем 600 человек. Дополняют эту статистику те, кто уходит на заслуженный отдых до достижения установленного возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 – для мужчин) ввиду наличия у них  соответствующих льгот, сотрудники силовых структур.
 
Такая ситуация породила трудности с наполнением бюджета Пенсионного фонда. Выше я говорил, что в прошлом году его дефицит составил более миллиарда рублей. Для сравнения приведу следующие цифры – если в 2007 году дефицит бюджета Пенсионного фонда составлял 0,18% расходной части фонда, то в 2012 году этот показатель достиг 45 %. Надо признать, что предпринятые государством меры по сокращению дефицита – увеличение с 24 до 25 % ставки единого социального налога (к слову, такой низкой ставки единого социального налога, как в Приднестровье, нет нигде), с 2 до 3 % отчисления с заработной платы работающих (таких высоких отчислений также нет нигдеПМРФ) – существенно не изменили картину.  Один добавившийся процент от ЕСН идет на медицину, приобретение соответствующей  техники, а увеличение с двух до трех процентов отчислений с заработной платы составляет порядка 19 млн рублей в год, в то время как в каждый операционный день на выплату пенсий направляется примерно 10 млн рублей. Поэтому сегодня основным источником покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда являются  внебюджетные средства.  Но продолжаться такое положение вещей не может бесконечно долго.  Поэтому с момента своего формирования Правительство поставило решение пенсионной проблемы в число приоритетных направлений. Сегодня ведется работа по созданию Концепции совершенствования системы пенсионного обеспечения граждан республики, в которой мы постараемся учесть и принципы социальной справедливости, и экономическое положение республики, и международные стандарты.

Концепция определяет в рамках распределительной системы пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения на отдельных этапах ее реализации. Замечу, что решением пенсионной проблемы, совершенствованием пенсионной системы озабочены многие  страны, включая экономически развитые. Общеизвестно: население планеты стареет… Многие страны подходят к ее решению по-разному, но, по моему, ни одной стране не удалось достичь совершенства в этом вопросе.  Наверняка, не достигнем его и мы (особенно на первых этапах реализации), но подступаться к этой проблеме необходимо.  При этом отмечу, что любые решения в области пенсионного обеспечения Правительство предполагает предпринимать только после широкого обсуждения с представителями общественных организаций и населением.
 
Интервью Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики для газеты «Приднестровье». Подготовила Людмила Коваль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники