В момент острой опасности для страны не время думать о монопольной власти
Президент ПМР возобновил шаги по укреплению своей власти в момент, когда Республика охвачена невиданным ранее социально-экономическим кризисом, когда народ быстрее, чем раньше, уезжает из страны, а внешняя опасность после усиления давления Молдовы и переворота на Украине усилилась,
Он выдвинул инициативы, суть которых вкратце сводится к следующему.
1.Президент желает, чтобы только он мог инициировать всенародный референдум.
2. Президент пытается затруднить процедуру проведения импичмента и одновременно облегчить роспуск Верховного Совета ПМР.
3. Президент ставит вопрос о том, чтобы весь парламент работал на постоянной основе.
4. Число депутатов Верховного Совета Президент предлагает сократить с 43 до 31.
Эти инициативы выдвинуты абсолютно не вовремя, и странно, что глава государства этого не видит, или по каким-то своим причинам видеть не желает.
Напряжённость вокруг ПМР растёт: на территории Украины в обстановке психоза и истерии в братской нам стране прозападные и националистические силы абсолютно необоснованно обвиняют ПМР в том, будто с нашей территории может начаться некая «агрессия против Украины». Ухудшились и приднестровско-молдовские отношения – переговоры в Вене 11-12 сентября не состоялись, а с вице-премьером правительства ПМР по вопросам экономики Майей Парнас произошёл инцидент в аэропорту Кишинёва. В таких условиях высшая власть обычно ищет способы объединить всё общество для спасения страны, но в ПМР, к сожалению, происходит по-другому.
За катастрофическое положение с урезанными заработными платами бюджетников, с дырой в бюджете огромную долю ответственности несут Президент Евгений Шевчук и полностью подконтрольное ему Правительство, которое, по сути, является простым исполнителем его указаний. Не хочу уже напоминать ни о политике «малых шагов», обернувшейся односторонними уступками Кишинёву во внешнеполитической области в духе Горбачёва и Шеварднадзе, ни обубийстве производственного сектора путём подъёма тарифов на газ для промышленных предприятий. Хочу лишь сказать, что на днях Президент ПМР, как отметил депутат ВС Анатолий Дирун, признал существование Стабилизационного Фонда, о чём ранее власть предпочитала особенно не распространяться. Но почему Президент и Правительство не скажут чётко и ясно: когда Стабфонд был создан, существует ли он сейчас, сколько в нём было денег и сколько осталось, куда они потрачены и на каком вообще юридическом основании этот Фонд, как говорится, жил и работал? В конце концов, налогоплательщики, содержащие власть своими платежами, имеют полное право знать, каким именно образом власть тратит народные деньги.
Пока на эти и многие другие вопросы мы ответов не слышим. Зато Президент вновь пытается укрепить свои позиции. В общем, ничего необычного тут нет, но такая линия обычно характерна для тех правителей, которые уже доказали свою способность решать масштабные задачи, стоящие перед страной, и в интересах дела просят дополнительных полномочий, дабы работа пошла ещё быстрее и результативнее. Однако, деятельность Евгения Шевчука на посту Президента ПМР в 2012-2014 годах есть основания признать неудачной. Положение в стране реально ухудшилось по всем направлениям. В таких случаях президенты либо сами подают досрочно в отставку, либо дорабатывают до конца своего срока, но предупреждают при этом, что не будут более баллотироваться на пост главы государства, либо делают выводы из совершённых ошибок, пересматривают курс и мобилизуют всё общество на выправление положения.
Нынешние инициативы Президента напоминают попытку путём укрепления своей власти уйти от ответственности за свою долю ошибок и провалов.
Разумеется, неправильно всё предлагаемое мазать чёрной краской. Я полностью согласен с предложением перевести весь депутатский корпус нашего парламента на профессиональную основу. Ведь нет же, например, слесарей-любителей или ядерных физиков, которые совершенствуют атомное оружие в свободное от занятия живописью время. Так и здесь – депутат должен отдавать все свои силы и всё своё рабочее время законотворчеству и работе с избирателями. Он должен получать заработную плату за выполнение своих прямых обязанностей и, следовательно, быть неуязвимым для шантажа, связанного с бизнесом народного избранника.
В то же время Верховный Совет, как и группы граждан, тоже должны иметь право инициировать всенародное голосование, поскольку в обществе имеются самые разнообразные взгляды. Если Президент и его окружение опасаются, что Верховный Совет или какая-либо общественно-политическая сила попробуют организовать референдум по отставке главы государства, то лучший способ такой отставки избежать – это повседневная и кропотливая работа на благо страны и народа. А пытаться предотвратить возможную свою отставку роспуском парламента – пустая затея! Всё будет при этом только катиться в пропасть, а народ лишь озлобится от ситуации, когда ответственные за кризис цепляются за власть. Так гласит мировой опыт. Будем надеяться, что наш Президент прислушается к этой общеизвестной истине.
То, что Президент упорно возвращается к возможности роспуска ВС ПМР, желая получить такое право в течение 7 дней после вынесения вотума недоверия Правительству, говорит о том, что кардинально менять состав Правительства и принцип подбора министров он не намерен. Между тем, кадровая политика в исполнительной власти обанкротилась. Она напоминает беличий забег в колесе, когда беспрерывно тасуется одна и та же колода с небольшим набором портретов на картах.
Надо ли сокращать число депутатов Верховного Совета? А какой, скажите, от этого толк, если порядок их избрания остаётся прежним, то есть по одномандатным округам? Если бы речь шла о выборах по партийным спискам, тогда речь шла бы о настоящей реформе, а так, когда всем известно, что Президент и его команда желают получить полностью подконтрольный парламент, эта инициатива выглядит лишь зацепкой для досрочных парламентских выборов.
Но и здесь не всё гладко. Если бы выборы в ВС ПМР прошли сейчас, то, на мой взгляд, приверженцы Евгения Шевчука потерпели бы сокрушительное поражение. А на что ещё может рассчитывать власть, лишающая бюджетников части и без того скудной их заработной платы?! Верно, говорят сторонники действующего главы государства, но Президент поэтому и не планирует досрочных выборов корпуса законодателей. Более того, он предлагает совместить парламентские и местные выборы, проведя их в конце 2015 года.
Это – неверный подход. Нельзя валить в одну кучу парламентское законотворчество и местное самоуправление. Это совершенно разные вещи и совершенно разные сферы деятельности. Конечно, из-за того, что пропрезидентские силы, невзирая на весь админресурс, так и не смогли набрать оборота за два с лишним года, команда Евгения Шевчука вполне резонно опасается того, что Президент, если местные выборы пройдут весной будущего года, вообще утратит свои позиции в местных Советах. Если же это произойдёт, тогда и парламентские выборы для главы государства на 60% можно считать проигранной. Выход видится в максимальном отдалении местных выборов под любым предлогом.
Что делать? На мой взгляд, эти инициативы самому Президенту целесообразно было бы снять с обсуждения. Следовало бы объединить усилия ветвей власти, партий, движений. Необходимо решением Президента (без подводных попыток получить зацепку для роспуска ВС ПМР) отправить Правительство в отставку и создать принципиально новое Правительство – Правительство народного доверия.
И, конечно, нужно в максимально быстрый срок сверстать Антикризисную Программу. Один раз можно было обмануть приднестровцев, заявляя о том, что есть некая Программа реформ «555». Обман обернулся тем, что Приднестровская Молдавская республика, оказавшись под некомпетентным управлением, стоит на пороге катастрофы.
Так давайте вместе спасать государство, а не разрушать его дальше.
А.Сафонов.