Сегодня в 4 ч. утра остановилось сердце Александра Григорьевича Радченко – одного из создателей Приднестровской Молдавской Республики, видного политического и общественного деятеля,  депутата Верховного Совета ПМР двух созывов, известного оппозиционера, оказывавшего реальное влияние на ход многих политических и общественных процессов в нашей республике.  Он умер на 72 году жизни.

В "Энциклопедии ПМР" о нем сказано немного. Родился в 1943 г. Окончил Одесский госуниверситет им. И. Мечникова по специальности преподаватель истории и обществоведения. Служил в Вооруженных Силах  СССР на различных командно-политических должностях. Работал в Тирасполе. С 1989 г. – участник  рабочего движения по защите прав и свобод человека от  националистов Молдовы. С 1991 г. – главный редактор Комитета  радиовещания ПМР, заместитель председателя Комитета по телевидению, радио и печати ПМР.  Награжден 9 медалями СССР, а также медалями ПМР "Защитнику Приднестровья" и "За трудовую доблесть".

С первых дней нашей республики А. Радченко многое делал для формирования политической системы и развития демократии в обществе на основе идеалов приднестровской народной революции 1989-1990 гг.. Создал партию народовластия, а в последние годы руководил социал-демократической партией Приднестровья, был основателем и руководителем Фонда защиты прав человека и  эффективной политики ПМР, основателем  известной оппозиционной газеты "Глас народа" (ныне "Человек и его права").

Это был редкий в наше время бескомпромиссный, честный, твердый, неподкупный человек, не меняющий своих убеждений ни за деньги, ни под угрозой. А угроз в  в его жизни хватало.

Последнее активное включение А. Радченко в самую гущу политических страстей  состоялось летом нынешнего года, на слушаниях в Верховном Совете ПМР в связи с намерением команды президента Е. Шевчука протащить  новый закон о средствах массовой информации. Автором ныне действующего закона был А. Радченко, и это один из самых старых и добротных законов ПМР, за два десятка лет не потерявший свою актуальность и значение. На тех слушаниях А. Радченко решительно выступил против нововведений, направленных на ограничение свободы СМИ, против репрессивного характера  предлагаемого законопроекта, против попыток подчинить сферу массовой информации интересам нынешнего президента и его команды, далеких, как все больше выясняется,  от интересов всего приднестровского общества.

В последние годы Александр Григорьевич много внимания, сил и времени уделял конституционной реформе, разработке проекта новой конституции ПМР, которая вернула бы Основной закон к истокам приднестровской народной революции, то есть к идеалам народовластия, единства приднестровского общества и многонационального мира. Эта работа проходила на моих глазах, мы много спорили по отдельным аспектам, частично фрагменты работы А. Радченко публиковались на ПМРФ. Сегодня в тяжелейших кризисных условиях развития нашей республики становится видна прозорливость нашего патриарха. На днях Верховный Совет ПМР принял в первом чтении закон о праздновании в ПМР Дня народного единства. Речь идет не только о еще одном празднике – о необходимости возрождения и поддержки всех устремлений, усилий, направленных на объединение ныне глубоко расколотого приднестровского общества. Эту работу и тему взвалили на свои плечи уже новые, молодые политические силы (А. Дирун, общественное движение "Народное единство" и другие). Думается, это важный шаг в правильном направлении, которое указал еще А. Радченко.

Конституционная реформа выдвигается сегодня в разряд самых насущных задач для Верховного Совета ПМР. Времени мало. Думается, что к 25-летию ПМР работа над реформой должна быть завершена. Это обязанность и долг нынешнего состава Верховного Совета ПМР. Альтернативы нет. Или республика прекратит свое существование.

Мы должны написать такую конституцию, которая исключит опасное и ненужное противостояние властей в нашей республике. А этого можно достичь только устранением многоголовости власти, каждая их которых козыряет своим всенародным избранием – т.е. мы тоже всенародно избраны. Речь не идет о понижении уровня народовластия, а лишь об учете специфики нашей небольшой республики, отказу от неподъемной и ненужной для нее многоголовости власти, обилия ненужных, дублирующих, конфликтующих друг с другом органов.

У нас  большая проблема с президентом. Нынешний президент  не только опозорил этот институт власти своим бестолковым и безграмотным вмешательством в государственные дела, но и впрямую подвел наше общество к вопросу о необходимости института президентства в нашей республике вообще. Ведь если посмотреть, за что бы президент не брался, он обязательно залезает в компетенцию какой-либо власти: либо законодательной, либо исполнительной, либо судебной. Уже сегодня у президента ПМР даже по нынешней конституции нет своего предмета деятельности, ему нигде нет места. Институт президентства в ПМР противоречит принципу разделения власти, взятому за основу в нашей же конституции. И это все прекрасно понимают, но закрывают глаза. А государство разваливается. И в связи с субъективными негативными факторами, теперь уже всем понятно,  Шевчука нужно немедленно освобождать от руководства страной. Но у нас нет готового президента. И Смирновым, и Шевчуком сделано все, чтобы такой человек (такие кандидаты) не появились. В таких  условиях существует проверенный в разное время и в разных странах, хорошо себя оправдавший путь коллективного руководства.

Выстраивается такая схема: Верховный Совет – Правительство – Председатель правительства, утверждаемый Верховным Советом. Это знакомая советская схема, великолепно себя показавшая. Известно, что когда в ходе работы над Конституцией 1936 г. возникло предложение выборности главы правительства и других ветвей власти, Сталин выступил решительно против, чтобы в обществе не было нескольких главнокомандующих, которые бы передрались друг с другом, имея каждый один и тот же по уровню источник власти – народ.

Много внимания уделял, и неоднократно говорил А. Радченко о необходимости судебной реформы в ПМР. Это самая большая, гнилая, разлагающая все болячка нашего общества. Здесь не обойтись  без серьезных изменений как по структуре судебной власти (решительного ее упрощения, с ликвидацией совершенно не нужных и не оправдавших себя в условиях нашего небольшого государства судов – Конституционного, Арбитражного), так и подбора людей на судебные должности.  Нынешний принцип назначенства судей президентом полностью себя исчерпал, показал свою ущербность и вред.

Говорят, что со смертью большого человека уходит эпоха. В случае с Александром Радченко – все наоборот. Он жил большими периодами, думал о большом времени, мыслил историческими категориями народа, государства. Поэтому эпоха А. Радченко будет всегда, сколько будет существовать Приднестровская Молдавская Республика.

Уверен, рано или поздно в Тирасполе появится улица имени Александра Радченко. И многие из нас будут гордиться тем, что были современниками этого большого человека.

Лев Леонов.

См. "Радченко уходит", "А. Радченко: Возможен ли конституционный переворот в ПМР?"

 

sojuz_oppozicii

 

На снимке 2010 г.: А. Радченко (второй слева) среди учредителей Союза оппозиционных сил ПМР.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники