Верховный Совет , несмотря на значительные усилия (подобных даже и близко не замечалось в прошлом составе депутатского корпуса ПМР), все-таки пока не добился  решительной перемены в  законопослушности от президента Шевчука и его правительства. На депутатские запросы вместо положенных 10 дней не отвечают по месяцу-два, на просьбы о конкретых цифрах, без которых невозможно  сложить верную картину по тому или иному вопросу, а значит, и принять правильное законодательное решение, получают отписки с общими словами или вообще ничего не получают и т.д.

Тактика "разпрозрачивания", назовем ее так, бОльшей информированности, более обоснованного соучастия в делах властей всего народа, то есть налогоплательщиков. содержащих на свои скудные копейки всю эту "королевскую рать", можно сказать,  пока не увенчалась успехом. И не могла увенчаться. Потому что не устранено пока главное препятствие законоплослушности – человеческий фактор.

Чиновников надо не переубеждать быть законопослушными. Их надо просто менять на законопослушных. Давно пора остановить разрушительную деятельность президента. На ПМРФ неоднократно ставился вопрос об отставких и ряда ключевых его сподвижников, например, прокурора А. Дели.

Стало заметно, что депутаты начали сами уже осознавать пробуксовку избранной тактики. Сник как-то  А. Сафонов, после получения пачки  издевательских отписок на свои депутатские запросы. Горячие поползнвения вывести всех "жучков" на чистую воду, как средство "улучшить все",  как-то сдулись. Потому что по первым шагам, по их итогам,  стало очевидно: что даже если бы все отлично получилось с "распрозрачиванием", все равно это лишь только подходы к решению проблемы. Важно не только  объяснить ситуацию, не столько  прояснить ее, а важно в конце концов изменить негатив на позитив. А тут без конкретных дел, без конкретных управленческих решений не обойтись. А рычаги этих дел и решений – в руках президента, его правительства и многочисленной "обслуги" типа прокуратуры, следственного комитета, судов, СМИ, президентского лобби в ВС ПМР  и т.п..

У Верховного Совета ПМР, как уже неоднократно указывалось на ПМРФ, есть только одно специфическое и очень мощное  средство  изменять негатив на позитив – это принятие законов. И кажется, слава Богу,  наш Верховный Совет  медленно, но верно выходит на эту тропу. И сразу заметен результат: уже даже первые, робкие шаги в этом направлении заводят наших друзей из группы Шевчука в ступор.

Вот серия законов, регулирующих действия "по умолчанию" со стороны президента и его группы и противодействующих блокированию работы законодателей. Введение 30-дневного  срока на подписание законопроектов правительством. 14-дневного срока на подписание или ветирование законов президентом. Отказ от блокирующих законотворческий процесс  последствий подачи режимных законопроектов. Первые очень важные (и очень срочные, а с ними все тянут!) изменения.  Эта практика должна быть решительно  доведена до конца и распространена на все поползновения президентской стороны на "умолчание". К сожалению, в текучке важных, суперважных и суперсрочных законопроектов эта работа законодателей все время как-то отодвигается и до сих пор так и не завершена. И может настать день, когда срочно понадобится этот механизм реагирования на "по умолчанию", а он окажется так и не сформированным.

Важно понимать, что законы против "умолчания" носят не вспомогательный, а в наших реалиях – самый что ни на есть первостепенный характер. Более того, их надо было принимать "еще вчера".

Отрадно отметить, что идет непрерывный поиск  адекватных мер реагирования законодателей на "незаконопослушность". И как во всяком поиске, есть то, что можно оценить как "хорошо", а есть то, что можно оценить как "плохо" (разумеется, с поправкой на авторскую субъективность таких оценок).

Сегодня   хочу показать "что такое хорошо и что такое плохо" на примере некоторых сюжетов последнего пленарного заседания ВС ПМР во время обсуждения поправок к закону о бюджете на 2016 г.

1. "Что такое хорошо". ХВАТИТ ВОРОВАТЬ ИЗ БЮДЖЕТА – ПОРА ВОЗВРАЩАТЬ В БЮДЖЕТ

Идет обсуждение одной из поправок к бюджету. Суть ее в том, что более 85 млн. рублей (окончательная сумма, как все у нас при Шевчуке, неизвестна-засекречена) средств энергопотребляющих предприятий было выведено из бюджета в некий Стабилизационный фонд,а потом тратилось (а может, не тратилось, так где-то в кубышке и лежат – никаких официальных сведений об этом нет) на какие-то  цели. До специального Газового счета эти деньги не дошли, а следовательно, не могут быть использованы для перераспределения с целью  покрытия бюджетного дефицита. Верховный Совет предложил поправку, требующую возвращения этих денег в госбюджет.

(https://youtu.be/KDVLmguJT30)

Официальный оппонент от правительства, министр финансов И. Молоканова привела три возражения к принятию этой поправки.

1. В 2012 г. ВС ПМР разрешил перенаправлять средства Газового счета, чем-де и воспользовалось Привительство.

2. Деньги, о которых идет речь, уже потрачены, поэтому включим мы их в бюджет или нет, в бюджете реально никаких сумм не появится.

3. Нужно сначала должным образом разобраться в работе Стабилизационного фонда, прежде чем принимать по нему какие-либо решения.

Эти аргументы не выдерживают критики.

Перенаправение "газовых денег" могло происходить только по  статьям бюджета. Никто не давал права правительству направлять эти средства в какой-то фонд, о котором даже до сих пор не известно, кто там рулит, куда рулит, по какому праву рулит. Более того, выясняется, что этот фонд  имеет статус общественной организации. По словам И. Молокановой, правительство с общественными организациями не работает, однако, противореча сама себе, И. Молоканова берется категорически утверждать, что средства в Стабилизационном фонде потрачены  и вернуть их в бюджет не получится.

Что касается  справедливого замечания о проверке деятельности незаконного фонда (общественной организации или чего-то там еще), то тут, как говорится, прошу пардону.

Почти три года назад ПМРФ один из первых вышел на эту тему. В статье "Как они воруют деньги России", в частности, сообщается:

" Тема Стабилизационного фонда возникла на ПМРФ еще весной 2013 г.. Как писал ПМРФ, во время то ли отчета правительства Степанова, то ли  информации правительства Степанова в июне 2013 г. на Верховном Совета ПМР  (до сих пор не ясно, что это было за мероприятие)  о деньгах Стабилизационного фонда было спрошено у Степанова отдельно. Степанов высказался в том ключе,  что правительство к этому фонду отношения не имеет и потому вопросы эти не к правительству. Наличие фонда он прямо не отрицал (хитрый больно был, не отрицал явного).

Разумеется, правительство ПМР к Стабилизационному фонду отношения не имеет. Как вытекает из  условий создания фонда, распорядителем средств фонда является исключительно и персонально президент Шевчук. Уже одно  это должно было  ввести в ступор любую контролирующую  организацию: лицо выведенное за рамки исполнительной власти и вообще никакого отношения к денежному движению в государстве не имеющее получило прямой доступ к распоряжению народными деньгами. И не малыми. Но в ПМР при Шевчуке стало возможно все.

Это уже стало предметом обсуждения за пределами ПМР и кажется, вот-вот станет предметом обсуждения внутри ПМР, хотя может и не стать в силу многомудрости нашего Верховного Совета, который, ради дружбы ветвей власти, как говорится, не пожалеет ни отца, ни матери…

Однако г-н Шевчук обложил данью не только платежи за газ, но, как вытекает из Положения о Стабилизационном фонде, и платежи за  все энергоносители. Даньщиками г-на Шевчука являются все конторы, занимающиеся этими поставками, в том числе и жилищно-эксплуатационные.

Этот возмутительный грабеж продолжается уже  более года с попустительства Верховного Совета ПМР, правоохранительных органов, а главное – с попустительства нас, приднестровцев, которые продолжают на свои копейки содержать этих воров и их обслугу".

Обсуждение темы Стабилизационного фонда, действительно не  случилось  ни в 2013, ни в 2014 г. Ни  у законодателей, ни у правоохранителей. Только заблокированные "родной властью" оппозиционные информресурсы ПМР (они до сих пор заблокированы из тех, кто выжил) время от времени поднимали тему Стабилизационного фонда. Так,  в сентябре 2014 г. ПМРФ писал:

"Началась осенне-зимняя сессия Верховного Совета ПМР. Хотелось бы обратить внимание на сообщение о том, что присутствующий на заседании президент ПМР Е. Шевчук наконец-то признал существование незаконного Стабилизационного фонда. Два года оппозиция ПМР поднимала вопрос о вопиющем беззаконии, связанном с созданием и работой этого фонда. Особую роль в этом разоблачении сыграли заблокированные в ПМР шевчукидами Открытый форум ПМР (впервые опубликовавший документы по Стабилизационному фонду),  наш ПМРФ (сделавший информацию о фонде достоянием широкой общественности и непрерывно  поддерживающий давление на власти с требованием разъяснений) и депутат Анатолий Дирун (раз за разом поднимавший вопрос о незаконном фонде на заседаниях Верховного Совета и подавший депутатский запрос по этому поводу). Два года президент и его команда правонарушителей, как нашкодившие подростки, уклонялись от прямого ответа по поводу фонда, когда их приперли к стенке.

И вот наконец признали: был такой фонд создан. То есть аккумулировал незаконно этот фонд средства на своих счетах. Тратились эти средства исключительно  как Шевчук пожелает и на что он пожелает. Как будто это  карманные расходы г-на президента.

В связи с состоявшимся и подтвержденным разоблачением следует отметить два момента.

1. …Стоит подчеркнуть, что государственные органы, структуры, начиная от счетной палаты, прокуратуры, разных контрольных и ревизионных органов проявили полную несостоятельность в деле с незаконным Стабилизационным фондом. Буквально пальцем никто не пошевелил.

2. …Признание Шевчука является только началом работы по наведению порядка в этом направлении. Как минимум, предстоит истребовать полный отчет о привлечении и расходовании средств из этого незаконного фонда. Поставить вопрос о компенсировании потерь государства от деятельности этого фонда, возвращении незаконно использованных средств и наказании виновных. Также надлежит создать условия для исключения повторения подобных злоупотреблений".

Прошло еще почти два года с момента публикации этой статьи. И вот представитель правительства И. Молоканова  заявляет, что надо, мол, сначала установить необходимые факты, провести надлежащую проверку условий создания и деятельности Стабилизационного фонда, а только потом…

А что мешало  правительству и соответствующим правоохранительны органам сделать такую проверку за прошедшие четыре года? Ничто  не мешало. Не знали, не ведали? Все прекрасно знали!. Более того, запросы депутатов,  прямые вопросы в  зале парламента  по поводу  фонда  за эти годы ставились неоднократно. Как заявил на прошешем пленарном заседании руководитель профильного комитета  ВС ПМР А. Мартынов, и во время работы над проектом бюджета на 2016 г. неоднократно задавались вопросы правительству  по Стабилизационному фонду, по движению средств в этом фонде. А в ответ – никакой информации.

Поэтому  решение ВС ПМР о возврате  незаконно выведенных в Стабилизационный фонд из бюджета средств является абсолютно правильным использованием законодателями своего главного оружия – закона.

И это есть хорошо. Так держать!

Что касается разговоров о том, есть деньги в Стабфонде, или их там нет, кто и как будет возвращать в бюджет 85 млн. рублей, как правильно заметил депутат П.Шкильнюк, на эти вопросы пусть отвечат тот в правительстве, кто перенаправил бюджетные деньги на счета этой общественной организации. И как правильно добавил депутат И. Буга:  в назидение другим, кто залезает в бюджет. Пусть знают, что народные деньги рано или поздно придется возвращать.

mid

Из комментов на Фейсбуке: На фото – эпизод той самой тяжелейшей работы, которую нельзя выполнить без 100% надбавки?

 

2. "И что такое плохо". КАК ДЕПУТАТЫ ОКАЗАЛИСЬ ДОБРЫМИ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ.

Обсуждается поправка по министерству иностранных дел. Суть ее в том, чтобы в нынешние не легкие для бюджета времена отменить введенную в свое время  100-процентную надбавку к зарплате работникам этого ведомства  "за особые условия работы".

Надо заметить, что и в 2014 г., когда впервые правительство урезало зарплаты бюджетникам на 20 процентов, это урезание не только не коснулось работников МИДа, но не коснулась даже доплат к их зарплатам.  И в 2015 г., когда урезание зарплат  достигло уже 30 процентов, это снова не коснулось работников МИДа. 

Они  все время находились и находятся в особом привилигированном положении. В то же время, как заявил автор поправки А. Сафонов, особых достижений этого ведомства не только не заметно, но везде выпирают сплошные провалы. Это касается не только политической составляющей (замораживание переговорного с Молдовой процесса), но и вопросов ограничения свободы передвижения граждан из Кишиневского аэропорта, вопросов экономического сектора забот МИДа, имеющего такие "достижения", как многократное падение экспорта в Россию, и правового сектора забот этого ведомства (на многих  руководителей ПМР в Молдове заведены уголовные дела) и т.д.

Действительно, какие такие особые достижения и какое такие особые условия работы? Нас что, признали?  Или милиционеры, как заметил спикер В. Красносельский по своему милицейскому опыту, находятся в менее особых условиях работы, когда встают живым щитом в Дороцком между разъяренными толпами сельчан, которым наши  "горячо профессиональные " власти запрещали в весеннюю посевную выходить на  поля, а время посева уходило?

Тем не менее, официальный представитель МИДа, зам. министра И. Шорников настаивал на особых кадрах МИДа, особой их психологической неуравновешенности, которую может сильно осложнить отмена доплат. "Мы работаем на грани возможного… Вопрос о сокращении доплаты не уместен… Наши кадры и так получают меньше всех своих коллег из других стран" и т.д.

Особо настаивал И. Шорников на том же, на чем играла и И. Молоканова по поправке о Стабилизационном фонде: бюджет-де не получит никакой прибавки от отмены  доплат дипломатам. Потому что эти доплаты делаются за счет экономии фонда оплаты труда.

Удивительно, но  среди депутатов не нашлось никого, кто бы мог бы опровергнуть этот аргумент.

По этому поводу вот что можно было бы  сказать. В 2014 г., когда в ПМР разразился первый рукотворный, т.е. сотворенный руками шевчуковского правительства финансовый кризис, МИД заявил о сокращении аппарата, с целью якобы экономии бюджетных средств. Однако, как теперь выясняется, аппарат сократили, но штатное расписание и фонд оплаты труда не изменили. Иначе откуда было бы взяться экономии фонда оплаты труда, из которой финансируются доплаты дипломатам?

До сокращения аппарат МИД ПМР  насчитывал 76 сотрудников, два десятка сократили (для сравнения: количество сотрудников МИДа Украины в Киеве, без посольских работников – около 100 человек, при том, что эти люди руководят полутора сотнями посольств по вему миру, а наш МИД, по определению, не имеет ни одного представительства такого ранга за рубежом).  И вот дипломатов ПМР сократили, но фонд оплаты труда, как видим, остался в МИДе. Это у Шевчука называется "сократили расходы на аппарат". Требовалось бы фонд оплаты труда МИДа привести в соответствие с новым  штатным расписанием, чего не было сделано своевременно. Но еще не поздно сделать сегодня – вот вам и пополнение бюджета.

Однако провети эту операцию сегодня не так-то просто. Как сообщил руководитель профильного комитета ВС ПМР  И. Буга данные о штатном расписании, о структуре МИДа засекречены.

А ведь еще в 2014 г. эти данные были в свободном доступе размещены на сайте МИДа (там еще играли в "прозрачность"). После того, как на эти данные обратил внимание ПМРФ в связи с 20-процентным сокращеним зарплат бюджетников, что никак не затронуло МИД, вкрылись интересные детали. Так, ПМРФ тогда писал:

"У нас есть целое министерство иностранных дел с большим числом разных отделов и управлений. Хотя при нашей-то не признанности, какие у нас могут быть иностранные дела? С кем? Когда?

Трудно поверить, но в условиях отсутствия иностранных дел у нас, кроме министра иностранных дел, в этом ведомстве кормятся (причем получают двойную зарплату, когда всем бюджетникам сокращают на 20 процентов их первую и единственную) два заместителя министра, помощник министра и советник министра.

Но это не все. В нашем МИДе функционируют 4 (четыре!) Главка(!), естественно, каждый со своим штатом. В каждом главке — по два-три управления. Например:

Внешнеполитический главк: 1. Управление по странам СНГ и обеспечению переговорного процесса (а переговорный процесс фактически остановился). 2. Управление по странам дальнего зарубежья и международным организациям (ну да, тут огромный прогресс: нас ведь признали!). 3. Управление по вопросам внешнеэкономической деятельности (интересно, что когда наши МИДовцы проспали введение Россией с 1 сентября 2014 г. санкций против Молдовы, включая Приднестровье, то улаживать ситуацию кинулась почему-то М. Парнас, из другого ведомства, хотя целое внешнеэкономическое управление в МИДе имеется).

Идем дальше. Главк протокольно-переговорного обеспечения и связей с общественностью. Ё-ка-лэ-мэ-нэ! 1. Управление протокольного обеспечения. 2. Управление публичных коммуникаций. 3. Управление перевода  и лингвистической экспертизы. Без комментариев.

Финансово-правовой главк. 1. Консульско-правовое управление. 2. Финансовое управление.

Главное управление делами (!) 1. Управление делами 2. Хозяйственно-транспортное управление.

Кошмар! Ну какой бюджет сможет выдержать такую прорву бездельников? Во времена В. Лицкая, у нас никакого министерства иностранных дел не было, а Лицкай как госсекретарь с парой помощников решал все задачи, с которыми сегодня не могут справиться министр, его два зама, помощник, советник и четыре главка.

Кому не известно, что эта прорва МИДовцев существует только на базе особых отношений президента и главы МИДа женского пола и на базе неограниченной вольницы, предоставляемой президенту нынешней конституцией ПМР".

Все вышеприведенные сведения вы больше никогда нигде не увидите – они удалены с сайта МИД и засекречены. Вы даже не узнаете,  кто у нас такой в министерстве И. Шорников. Глухо, как в танке. Все удалено. Все засекречено.

Ктстати, Шорникову на сессии был задан вопрос: получает ли СЕГОДНЯ зарплату Нина Викторовна Штанская-Шевчук, министр иностранных дел. Этот вопрос стал отголоском небольшого расследования ПМРФ. Оно было опубликовано 17 марта 2016 г.  В нем утверждалось, что при нашем тощем бюджете, Н.В. Шевчук, возможно, получает зарплату министра иностранных дел, фактически не работая министром на протяжении семи месяцев, а находясь в отпуске по уходу за новорожденным наследником Шевчука (наследницей).

И. Шорников ответил: "Нет, Нина Викторовна зарплату не получает".

Здесь наши депутаты опять  дали слабину.

Надо же было сначала спросить, а кто у нас СЕГОДНЯ является министром иностранных дел? Могу поспорить, мы бы услышали ошеломляющую новость, что Нина Викторовна у нас уже не является министром иностранных дел.

Поэтому Шорников с ясными глазами, нисколько не лукавя  и ответил, что она зарплату министра СЕГОДНЯ (как был задан вопрос) не получает.

Потому что, если бы она была министром, она  должна была бы получать зарплату. Наша Конституция запрещает неоплачиваемый труд.

Когда же Н.В. перестала быть министром иностранных дел?  Отвечаю: в период с 17 марта 2016 г., когда было опубликовано вышеупомянутое расследование,  по 30 марта 2016 г. – день ответов И. Шорникова депутатам ВС ПМР. Поняв, что очередная афера с бюджетными деньгами раскрылась, быстренько подчистили хвосты и привели все в соответствие. Нину Викторовну из министров выписали, чтобы Шорников мог сказать святую правду и даже поклясться на библии: зарплату министра она не получает.

16 марта из ответа Шевчука на депутатский запрос А. Сафронова по МИДовским делам следовало, что министром иностранных дел у нас является Н.В. Шевчук-Штанская, а сегодня 31 марта на официальном сайте  МИДа на главной странице в разделе "О министерстве – Министр" значится "И.О. министра иностранных дел Игнатьев Виталий Викторович".

В ходе разбирательства всех этих тараканьих бегов "особого министерства" обе стороны  невольно сползали на политические оценки деятельности "особых работников". Что уводило, конечно, от главного. Это главное с предельной ясностью сформулировал депутат В. Гузун:

- Согласен, все дипломаты работают изумительно, и люди это редчайшие по способностям, вредное производство  и все такое прочее.   Но речь не об этом. А о том, что если раньше мы могли  стимулировать работу дипломатов  особой надбавкой к их зарплате. то сегодня такой возможности у государства нет.  И дипломаты должны быть поставлены в одинаковые условия с другими в этом вопросе. Вот и все.

Но самое интересное произошло в конце обсуждения. Поправка была отозвана ее инициатором.  Что лишило возможности депутатов проголосовать за принятие поправки. К чему они были явно готовы.

Остается только гадать: зачем надо было подавать эту поправку, чтобы в решающий момент ее отозвать?  И за чей счет будет теперь оплачена доброта депутатов к нашему "особому министерству"?

 

Лев  Леонов.

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники