KOMMENT-PMRF3Вчера, 25 мая 2016 г. Верховный Совет ПМР преодолел вето президента по ряду законов, принятых парламентом Приднестровья. Это были очень важные законы. Прежде всего – закон о бюджете и антикризисный закон.

Обсуждение замечаний президента было длительным, обстоятельным (и даже чересчур). Решение парламентариев – взвешенным, обдуманным, безальтернативным и практически единогласным. Даже верный оруженосец президента Шевчука, как его тут у нас с некоторых пор называют – квадратный Олег, депутат Хоржан,  разродился горячей проникновенной филиппикой по поводу блестящего доклада председателя профильного комитета ВС ПМР А. Мартынова (а доклад, действительно, оказался ярким, точным, просто убийственным, и мы его сегодня публикуем полностью) и публично заявил, что он, Хоржан, будет голосовать за преодоление вето президента по бюджету. Совсем плохи дела у Евгения нашего, Васильевича! Последние крысы бегут с его тонущего корабля.  Еще пару недель, и мы увидим нашего красного оборотня Хоржана в первых рядах борцов с "ненавистным режимом Шевчука". В пылу новой ретивой страсти оборотень Хоржан даже предложил назначить депутатов, авторов  поправок в бюджет, министрами. Пусть реализуют свои задумки! На что вице-спикер Г. Антюфеева язвительно заметила: для начала пусть Евгений Васильевич назначит Хоржана (нигде никогда по сути не работавшего, – примечание ПМРФ) председателем правительства, и эту кандидатуру депутаты тут же поддержат – пусть себя покажет во всей красе.

Но если говорить серьезно, а обстановка того требует, и обсуждались крайне серьезные вопросы, вчерашнее заседание ВС ПМР было, на наш взгляд, одним из лучших в непродолжительной еще истории законодательного органа нового созыва. По глубине и широте охвата рассматриваемых  вопросов, по убедительности и неоспоримости приводимых депутатами аргументов, а главное – по уровню организованности, целенаправленности и наконец-то продемонстрированному депутатами парламента и его руководством пониманию своей роли и ответственности за положение дел в стране. Не только доклад А. Мартынова  высоко поднял планку, но и вся вчерашняя работа депутатов.   Мы не узнаем наш парламент! 

Это требует отдельного разговора и, возможно, ПМРФ уделит этому отдельное внимание. А пока представляем доклад А. Мартынова, обосновывающий преодоление вето депутатами Верховного Совета.

Александр Мартынов: Время теневых бюджетов закончилось!  А Правительство вообще-то должно быть отправлено в отставку.

 

(https://youtu.be/3uW2KlGpgPE)

 

Уважаемый Игорь Николаевич (Смирнов, первый президент ПМР, – примечание ПМРФ) , уважаемые депутаты, члены Правительства, приглашенные!

13 апреля 2016 года Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики был принят закон о республиканском бюджете на 2016 год. Как было отмечено в ежегодном послании Президента к народу, бюджет – это производная от внутренних и внешних экономических процессов. Это действительно так и с этим трудно не согласиться!

Говоря о внешних факторах, необходимо признать, что на экономику Приднестровья, равно как и на экономики других государств оказывают негативное влияние замедление темпов мирового экономического роста, снижение спроса на товары отечественного производства, девальвация валют стран основных торговых партнеров. При этом многие признанные государства находится под прямым влиянием мировых санкций, оказывающих существенное давление на экономику.

По итогам 2015 года спад экономики в России составил 3,7%, ВВП Молдовы снизился на 0,5%, экономика Украины упала на 10%, в Армении же наблюдался экономический рост 3%, а в Нагорном Карабахе рост экономики составил 9 процентов. На этом фоне падение экономики в Приднестровье по итогам 2015 года составило 22 процента. Это, пожалуй, самый плохой результат среди стран СНГ. При этом наибольшее падение зафиксировано в промышленности, где добавленная стоимость относительно 2014 года снизилась более чем на 30 процентов. По сравнению с 2011 годом в долларовом выражении экономика Приднестровья просела на 11 процентов, в том числе добавленная стоимость в промышленности сократилась на 18 процентов, а в сельском хозяйстве на 3 процента. Падение экономики сопровождается снижением численности занятых граждан. По сравнению с 2014 годом численность занятых граждан в промышленности сократилась на 1 759 человек, а по сравнению с 2011 годом на 4 105 человек.

Очевидно, что причиной этому являются не только внешние факторы, но и системные внутренние ошибки, связанные с управлением экономикой. В их числе необоснованные решения о резком росте тарифа на газ, неадекватная денежная политика, несвоевременная выплата заработных плат и пенсий, приведшая к обвалу платежеспособного спроса и значительному снижению оборота товаров и услуг, неадекватная налоговая политика в части установления запредельной налоговой нагрузки, которая уже в 1,6 раза превышает показатели Российской Федерации. Отдельно стоит отметить проблему непрозрачности государственных финансов, которая на протяжении последних четырех лет прогрессирует от года к году. По совокупности выявленных схем с государственными финансами сегодня можно констатировать тот факт, что в Приднестровье при участии высших должностных лиц государства создан, по сути, теневой бюджет, вследствие чего недофинансируются социальные статьи открытого государственного бюджета. Речь идет о так называемом стабилизационном фонде, финансах государственных предприятий, внебюджетных счетах администрации Президента, доступ к которым сегодня не может получить даже Счетная палата.

На основании приведенных цифр и фактов можно сделать простой, но важный вывод – налогооблагаемая база в Приднестровье вслед за падением экономики неуклонно сжимается. Нас становится меньше. А платить налоги становится просто некому!

Стоит ли удивляться, что на этом фоне растет дефицит государственного бюджета и пенсионного фонда? Ответ более чем очевиден и тому пример проект закона о бюджете на 2016 год.

Напомню, что в нарушение установленных законом сроков, проект Закона «О республиканском бюджете на 2016 год» был внесен Правительством в декабре 2015 года. В соответствии с действующим законодательством, органом, ответственным за разработку сбалансированного бюджета (подчеркиваю, именно сбалансированного бюджета, обеспеченного всеми необходимыми источниками), является Правительство Приднестровской Молдавской Республики. Верховный Совет, согласно закону, лишь принимает разработанный Правительством сбалансированный бюджет. Это прямо указано в Конституции и законе о бюджетной системе ПМР. Такова практика всех цивилизованных стран,  включая Российскую Федерацию. Несмотря на это, проект закона о бюджете на 2016 год был представлен Правительством с необеспеченным дефицитом по социально-защищенным статьям в сумме, более чем миллиард рублей. При этом, невзирая на действующее законодательство, нормы Конституции и общепринятую практику бюджетного планирования, источники финансирования такого дефицита было предложено поискать депутатам Верховного Совета, применяя, как сказано в послании Президента, свои идеи и обновленные подходы. Сложно себе представить, чтобы в одной из стран СНГ Правительство представило Парламенту проект бюджета с необеспеченным дефицитом более 10% ВВП по социальным статьям, а Президент предложил депутатам поискать недостающие источники. Тем, кто даже поверхностно знаком с принципами бюджетного планирования и разделением полномочий ветвей власти, представить такое сложно, но, тем не менее, таковы реалии сегодняшнего дня и гаранта Конституции они, судя по всему, устраивают.

В сложившейся ситуации теоретически правильным решением стал бы возврат проекта не обеспеченного бюджета авторам для доработки, а, возможно, и отставка Правительства. Однако в этом случае, учитывая судьбу закона о бюджете на 2013 год, существовали реальные риски того, что государство вообще останется без бюджета на 2016 год. Не исключаю, что расчет авторов идеи внесения в Парламент несбалансированного бюджета был именно таков.

Поэтому Президиумом Верховного Совета было принято решение начать работу над внесенным проектом. Учитывая тот факт, что в силу своей компетенции и полномочий Верховный Совет не обладает всей полнотой информации, необходимой для составления бюджета, в адрес Правительства был направлен развернутый запрос в части предоставления информации. Были заданы вопросы относительно остатков средств на газовом счете, прибыли государственных предприятий, условий государственной поддержки предприятий, обоснований снижения тарифа на газ для фирмы «Энергокапитал» и особенностей сделки в части покупки акций РЦК. На большую часть поставленных вопросов ответов от Правительства не получено до сих пор.

Оперируя имеющейся в распоряжении информацией, которую пришлось собирать из разных источников, а также принимая во внимание практику Российской Федерации, депутатами было предложено:

- направить в бюджет до 70% прибыли государственных предприятий и банков (в России размер отчислений увеличен до 50%) в сумме до 177 миллионов рублей;

-  приватизировать купленный ранее государством за 15 миллионов долларов США 25% пакет акций РЦК с направлением денег в бюджет в сумме 167 миллионов рублей (аналогичные меры сегодня реализуются в Российской Федерации в рамках работы Правительства по поиску дополнительных источников доходов);

- предпринять комплекс мер по разблокированию импорта подакцизных товаров на территорию ПМР с восстановлением доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности;

- направить в государственный бюджет сумму задолженности стабилизационного фонда перед специальным газовым счетом в размере более 80 миллиона рублей. Напомню, речь идет о суммах, которые государственные предприятия по непрозрачной схеме перечисляли в негосударственный фонд, тем самым ограничивая возможность финансирования социальных статей;

- сократить расходы на оплату труда государственных банкиров и направить в государственный бюджет сумму экономии и прибыль государственных банков (речь идет о 111 миллионах рублей);

- сократить расходы бюджета в части содержания органов государственной власти (на содержание автопарка, в части служебных командировок и представительских расходов).

К сожалению, большая часть предложенных депутатами мер не нашла поддержки у Президента. Например, в части прибыли государственных предприятий и банков Президент предлагает направить в бюджет лишь 2 683 710 рублей. При этом, прибыль только одного государственного «Эксимбанка» по итогам 2015 года составляет без малого 17 миллионов рублей, а прибыль фирмы-посредника, «зарабатывающей» на активах государственной железной дороги, только за 2015 год составила более 10 миллионов рублей. Не менее показательными являются и результаты проверок, проведенных Счетной палатой. Думаю, что сейчас настало время огласить их некоторые итоги.

За истекшие 4 года государственные предприятия, охваченные проверкой, потратили на оказание так называемой спонсорской помощи, включая внебюджетное финансирование чиновников, около 50 миллионов рублей. Это деньги, которые не дошли до официального бюджета, а были потрачены, в том числе, например, на покупку элитных автомобилей для чиновников. Установлено, что размер выплат премий и надбавок по коллективному договору одного из государственных предприятий доходил до 40 миллионов рублей в год в тот период, когда работники бюджетной сферы уже недополучали заработные платы. Установлено также, что в разгар задержки выплат по заработным платам и пенсиям, за счет газовых денег кредитовалось одно из государственных предприятий (речь о ММЗ) в сумме около 30 миллионов рублей, т.е. по сути, кредитование производили работники бюджетной сферы, до которых не дошли указанные средства.

Еще раз повторю. В условиях представленного Правительством необеспеченного дефицита бюджета указанные средства было предложено перенаправить в бюджет. Однако, эти предложения не находят поддержки. Государственный бюджет на 2016 год обсуждается уже полгода. И за этот срок никаких предложений в части покрытия миллиардного дефицита от Правительства, т.е. органа, ответственного за разработку бюджета, так и не поступило. Вместо реальных предложений, в средствах массовой информации, учрежденных Президентом, звучат комментарии журналистов и чиновников о якобы воздушных деньгах, озоновых дырах и депутатах, которые предложили неправильные доходы бюджета.

В недавно озвученном послании Президента речь шла о новой налоговой системе, в которой мы все сегодня якобы нуждаемся. Напомню, что предложенный Правительством вариант Налогового кодекса не поддержали, прежде всего, производственники, которых уже не один год подряд хотят «осчастливить» введением налога на добавленную стоимость. Изменения в налоговой политике нужны. Однако не нужны реформы ради реформ. Нужна налоговая система, которая с минимальными рисками обеспечит наполняемость бюджета в пределах адекватной налоговой нагрузки и будет способствовать развитию экономики. Пока таких проектов ни от Правительства, ни от Президента не поступало.  Нужно наконец-то внятно определиться с параметрами макроэкономической политики, размером экономики, обоснованной величиной налоговой нагрузки и размером государственных расходов, бюджетного дефицита и способами управления им. Этой работой во всем мире и согласно Конституции ПМР занимается Правительство. Должно заниматься. У нас такая работа фактически не ведется.

Вместо этого в общество постоянно вбрасываются тезисы о том, что некие люди из бизнеса с удостоверениями пытаются подстраивать налоговое законодательство под себя. Обратимся к цифрам. В Приднестровье налоговая нагрузка на добавленную стоимость в промышленности составляет сегодня 57% – в России по данным РСПП 31%, в сельском хозяйстве 11,6% – в России 5,2%, в торговле – 29% – в России 16,3%. Напомню, в целом налоговая нагрузка на экономику в ПМР 36%, в РФ 23%, в таможенном союзе 28% к ВВП. О какой подстройке налогового законодательства под интересы бизнеса при таких цифрах идет речь? Загадка! Скорее всего, имеет место банальная попытка отвлечь внимание граждан от реальных проблем в экономике, многие из которых созданы руками самих чиновников.

Завершая выступление, хочу еще раз отметить. В условиях непрозрачности государственных финансов, наличия серых схем с государственным имуществом рассчитывать на обеспеченный доходами бюджет наивно. Такие схемы должны быть ликвидированы, а средства должны направляться в бюджет. Необходимо в кратчайшие сроки определиться с направлениями макроэкономической политики, принимая во внимание потребность в росте и развитии реального сектора экономики.

Учитывая вышеизложенное, комитет по экономической политике рекомендует преодолеть вето Президента и направить отклоненные статьи на подписание.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники