03.02.2015

Состоявшееся заседание президиума парламента продлилось дольше обычного. Это было вызвано активным обсуждением его участниками перечня мер по выходу из сложившейся в республике кризисной социально-экономической ситуации, которые парламентарии подготовили  по просьбе правительства. С ними выступили парламентские комитеты, предложения которых были систематизированы в отдельный документ. Его, по решению членов президиума законодательного органа, направят в адрес правительства. Предварительно на четверг текущей недели намечено проведение встречи членов президиумов Верховного Совета и Правительства. Наработки исполнительного и законодательного органов власти лягут в основу общественных слушаний, которые предполагается провести на парламентской площадке (соответсвующие парламентские слушания состоялись 12.02.2015 г. – ПМРФ).

Обсуждение этого вопроса вывело законодателей на более глобальную тему – отсутствия в республике стратегического документа ее развития. Напомним, что Верховным Советом в первом чтении принят законопроект об утверждении в качестве «дорожной карты» развития Приднестровья документа под названием «Стратегия-2025». Он был выработан совместными усилиями депутатов Верховного Совета и российскими учеными из Московского центра стратегических разработок в 2011 году. Примечательно, что они же в рамках предвыборной кампании Владимира Путина готовили проект Стратегии-2020, которая позднее была взята за основу развития Российской Федерации, а также стратегий развития отдельных регионов России. «Над приднестровской «Стратегией-2025» работали известные российские экономисты, план не потерял своей актуальности и сегодня, тем более на фоне объявления в республике конкурса «Программа социально-экономического развития ПМР на 2016-2021 годы». На сегодня в республике нет более весомого стратегического документа, – подчеркнул член Президиума, Специальный представитель Верховного Совета по межпарламентским связям Анатолий Каминский. Коллегу поддержал глава профильного парламентского комитета по экономической политике Олег Василатий, Однако при этом он заметил: «Работа над этим стратегическим документом будет более эффективной при условии объединения усилий органов государственной власти».

 

Некоторые меры по стабилизации экономической и социальной ситуации в Приднестровской Молдавской Республике, предлагаемые Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики для включения в государственную антикризисную программу

 

№ п.п.

Предлагаемая мера

Обоснование

I. В области макроэкономического планирования и статистического учета

1.

Создание системы национальных счетов Приднестровской Молдавской Республики

К настоящему времени в Приднестровье отсутствует система национальных счетов, что не позволяет эффективно осуществлять расчет основных макроэкономических показателей. Кроме этого, расчет показателя ВВП осуществляется исключительно производственным методом, что противоречит международной методике расчета данного показателя и не дает возможности его объективной оценки. Необходимо отметить, что основные макроэкономические показатели, в  том числе ВВП, являются основой для принятия управленческих решений в части экономической политики, включая и разработку антикризисных мер. Кроме этого, предлагаемая сегодня органами государственной статистики форма раскрытия информации о результатах работы отраслей экономики не дает возможности максимально объективно провести необходимый анализ. В частности, в системе статистической отчетности отсутствуют такие важные показатели, как валовая рентабельность активов; прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) и целый ряд других показателей

 

2.

Оперативный переход к расчету ВВП тремя методами

3.

Корректировка системы статистической отчетности на предмет уточнения показателей, характеризующих результативность и финансовую устойчивость предприятий, а также отраслей экономики

II. В сфере налоговой политики

4.

Оперативное проведение мониторинга влияния налоговой нагрузки на результаты деятельности предприятий республики. Стабилизация налоговой нагрузки в производственном секторе на уровне не более 25% добавленной стоимости

Данное мероприятие необходимо провести с целью выявления таких предприятий и отраслей, где чрезмерная налоговая нагрузка может стать причиной остановки предприятия либо нарушения ритмичности его деятельности, влекущих сокращение налоговых отчислений, уменьшение количества рабочих мест и снижение инвестиционной активности. На основании полученной информации возможна выработка мер оперативного реагирования на законодательном уровне

5.

На период с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2017 года для организаций обувной и химической промышленности выручку от реализации по внешнеэкономическим договорам готовой продукции, услуг облагать по ставкам соответствующих отраслей, уменьшенным на 50 процентов при выполнении следующих условий:

а) в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года организация не осуществляет выплату дивидендов;

б) чистая прибыль за 2014, 2015, 2016, 2017 год подлежит реинвестированию в размере 100%;

в) сумма экспортно-импортных операций с контрагентами, зарегистрированными в оффшорных зонах, не превышает 5% от общей суммы экспортно-импортных операций.

Принятие данной нормы позволит стабилизировать ситуацию в обувной и химической промышленности, а также сохранить около 2000 рабочих мест.

6.

Упрощение и конкретизация механизма предоставления налоговых льгот в рамках статьи 8-1 закона ПМР «Об основах налоговой системы»

В частности, предлагается исключить обязанность юридических лиц представлять аудиторское заключение в отношении доказательства эффективности внутренних механизмов финансовой стабилизации. Указанное предложение обусловлено тем, что в настоящее время рынок аудиторских услуг в Приднестровье не развит. Отсутствуют стандарты аудиторской деятельности. В этой связи экономические агенты не могут эффективно воспользоваться существующей нормой закона. Кроме этого, предполагается установить, что данная льгота не распространяется на организации, у которых более 5% оборота приходится на операции с оффшорными зонами.

7.

Совершенствование механизма предоставления инвестиционных налоговых кредитов

В частности, из действующего законодательства необходимо исключить норму, согласно которой в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу на доходы организаций на основании предоставления инвестиционного налогового кредита, в совокупности с суммами, на которые уменьшаются платежи по налогу на доходы организаций на основании и в соответствии с порядком, установленными подпунктом а) пункта 1 и пунктом 4 статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О налоге на доходы организаций», не должны уменьшать фактическую сумму налога на доходы организаций, исчисленную без учета льгот, указанных в подпункте а) пункта 1 статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О налоге на доходы организаций», и без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите, более чем на 50 процентов.

 

8.

Установить, что на период с 1 марта 2015 года по 31 декабря 2016 года, требование о пересчете налогооблагаемой базы по налогу на доходы с учетом 5% рентабельности не распространяется на организации, осуществляющие производство и реализацию готовой продукции на экспорт (за исключением случаев, когда обороты с оффшорными компаниями составляют 5 и более процентов)

Кризисный период в экономике, как правило, сопровождается снижением уровня загрузки производственных мощностей, что в свою очередь затрудняет выход предприятия в точку безубыточности. В силу этих причин выручка от реализации продукции может не покрывать всю сумму издержек, что при действующей норме законодательства увеличивает налоговую нагрузку и еще больше усугубляет финансовое положение предприятия. Предлагаемая временная мера позволит поддержать такие предприятия, не допустив ухудшения их финансового положения.

9.

Организациям, применяющим метод начисления при признании дохода для целей налогообложения, предоставить право уменьшать налогооблагаемую базу на сумму курсовой валютной разницы

Данная мера направлена на снижение налогового бремени, вызванного девальвацией некоторых иностранных валют

III. В сфере бюджетной политики

10.

Оптимизация государственных расходов и государственных закупок в части эксплуатации служебного транспорта, офисной мебели, командировочных расходов, а именно:

а) ограничение расходов на эксплуатацию служебных автомобилей мощностью двигателя свыше 179 л.с.

б) выставление на продажу служебных автомобилей, в том числе находящихся на балансе государственных коммерческих организаций, мощностью свыше 179 л.с., а также служебных автомобилей повышенной комфортности согласно перечню, установленному Правительством Приднестровской Молдавской Республики. Указанная норма не распространяет свое действие на специальные автомобили скорой медицинской помощи.

в) ограничение расходов на приобретение офисной и мягкой мебели с элементами натуральной кожи, натурального дерева, а также установление на уровне нормативного акта Правительства лимита на приобретение всех видов офисной и мягкой мебели

г) ограничение расходов государственных служащих на авиа перелеты бизнес классом, чартерными рейсами, в том числе с использованием услуг терминалов и зон повышенной комфортности

д) ограничение расходов государственных служащих на проживание в период командировок в гостиничных номерах, стоимость найма которых превышает 120 у.е. за сутки

Предлагаемые меры позволят осуществить экономию бюджетных средств, а также снизить негативный фон в обществе

11.

Проведение Счетной палатой комплексного аудита государственных расходов на предмет их эффективности с привлечением экспертов из Российской Федерации

В рамках проведения аудита планируется оценить государственные расходы с точки зрения их эффективности, соотношения с показателем ВВП, провести сравнительный анализ с показателями других стран. На основании проведенного аудита выработать комплекс мер по оптимизации государственных расходов

IV. В сфере управления государственной собственностью

12.

Ввести ограничения по предельному уровню вознаграждения менеджеров государственных предприятий и государственных банков, включая Центральный банк, в следующем размере:

а) для государственного банковского сектора (включая ЦБ ПМР) – не более 4-х средних заработных плат в банковском секторе

б) для остальных секторов экономики – не более 3-х средних заработных плат по отрасли

Указанная мера позволит осуществить экономию по фонду оплаты труда в государственных коммерческих предприятиях и банках, что приведет к увеличению поступлений в государственный бюджет.

Справочно: 

исходя из официальных данных статистики за 2014 год, следует, что:

-  предельное вознаграждение государственных менеджеров в банковском секторе составило сумму, эквивалентную около 3 000 долларов США

- предельное вознаграждение государственных менеджеров в других секторах экономики составило сумму, эквивалентную 1 400 долларов США

Для сравнения:

должностной оклад Президента ПМР составляет – 448 долларов США

должностной оклад Председателя Правительства и Председателя Верховного Совета – 384 доллара США

должностной оклад Председателя Конституционного суда составляет – 461 доллар США

13.

Ввести ограничение на оказание государственными коммерческими организациями и государственными банками всех видов гуманитарной и спонсорской помощи сторонним организациям, включая органы государственной власти

В соответствии со статьей 56 Конституции ПМР органы государственной власти и управления создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из средств государственного бюджета. Однако результаты проверки Счетной палатой деятельности некоторых государственных предприятий свидетельствуют о том, что данные предприятия систематически осуществляют финансирование некоторых органов государственной власти. Это приводит к уменьшению отчислений прибыли государственными предприятиями в бюджет, а, следовательно, недофинансированию социально-защищенных статей бюджета (заработная плата, медикаменты и прочее).

14.

Установить, что по итогам деятельности за 2014-2016 год сумма чистой прибыли государственных коммерческих организаций и государственных банков в размере 90% направляется в государственный бюджет для финансирования социально-защищенных статей государственного бюджета

Указанная мера позволит увеличить доходы государственного бюджета и успешно применяется во многих государствах, включая Российскую Федерацию

15.

Обеспечить беспрепятственный доступ Счетной палате к проверке государственных коммерческих предприятий и государственных банков на предмет исполнения указанных выше предложений

К настоящему времени представители Счетной палаты не допускаются к проверке государственных банков, несмотря на поручения Верховного Совета. Это значительно снижает прозрачность использования государственного имущества и создает почву для финансовых злоупотреблений

V. В сфере тарифной политики

16.

Для организаций сферы производства, осуществляющих экспорт продукции в страны таможенного союза, зафиксировать стоимость газовой составляющей на уровне, действующем в Российской Федерации

Указанная мера направлена на повышение конкурентоспособности приднестровских предприятий на внешних рынках

17.

Фиксация величины тарифа на полив земель сельскохозяйственного назначения на уровне 2014 года

Указанная мера направлена на поддержку сельскохозяйственных производителей, повышение их конкурентоспособности

VI. В сфере инвестиционной политики

18.

Проведение оценки потребности реального сектора экономики в финансовых средствах для реализации инвестиционных проектов

Рост ВВП Приднестровья возможен при значительных инвестиционных вложениях в реальный сектор экономики. В этой связи предлагается на государственном уровне провести оценку инвестиционного потенциала отраслей экономики. Далее предлагается создать фонд кредитования реального сектора экономики и обратиться в адрес РФ с ходатайством о выделении средств

19.

Создание фонда кредитования реального сектора экономики по эффективной ставке не более 2%, в том числе с использованием механизма государственных гарантий

20.

Неформальное включение Приднестровья в международный рейтинг инвестиционной привлекательности по типу Doing Business. Обратиться в адрес российских экспертов с просьбой проводить ежегодное определение рейтинга Приднестровья

Указанная мера позволит повысить ответственность органов государственной власти за обеспечение эффективности проводимых экономических реформ и развитие экономики в целом

VII. В сфере обязательной сертификации

21.

При наличии сертификата (декларации) соответствия из стран CHГ не требуется обязательное признание сертификата и знака соответствия (переоформления) уполномоченным на то органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики или аккредитованной организацией на импортируемую продукцию (за исключением медико-фармацевтической продукции), подлежащую в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики обязательной сертификации

Рассмотреть вопрос о возможности признания уполномоченным на то органом Приднестровской Молдавской Республики сертификатов на лекарственные средства, ввозимые фармацевтическими организациями на территорию Приднестровской Молдавской Республики по договорам с заводами-производителями данных лекарственных средств, перешедших на стандарт GMP,      без взимания платы за  работы по обязательной сертификации.  При этом одновременно предложить фармацевтическим организациям оказать помощь инвалидам из числа участников боевых действий по защите Приднестровской Молдавской Республики в виде определенного набора лекарственных средств либо денежной суммы, на которую инвалиды смогут  приобрести у них лекарственные средства

Указанная норма действовала ранее и направлена на снижение нагрузки на предпринимателей и конечных потребителей

VIII. В сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, аудиторской деятельности

22.

Предоставить право экономическим агентам с долей иностранного участия в капитале осуществлять ведение бухгалтерского учета и составления отчетности по международным стандартам (IAS, IFRS) без требования подготовки отчетности по законодательству Приднестровья.

Указанная мера позволит снизить нагрузку на бизнес, улучшит инвестиционную привлекательность государства

IX. В сфере валютного регулирования

23.

Снятие ограничения на покупку кредитными организациями иностранной валюты для целей погашения обязательств экономических агентов по внешнеэкономическим контрактам на оказание услуг, договоров займа и другое

Указанная мера направлена на деблокирование внешнеэкономической деятельности экономических агентов

X. В сфере малого и среднего бизнеса

24.

Освободить субъектов малого предпринимательства от обязанности получения лимитов на природопользование. Осуществлять оплату за потреблённые ресурсы по фактическому потреблению

Упрощение ведения хозяйственной деятельности, сокращение временных и финансовых затрат, за счёт снижения административных барьеров

 

 

25.

Защитить права юридических лиц при обращении в органы государственной власти, путем распространения норм Закона ПМР «Об обращениях граждан» на юридических лиц.

26.

Освободить предпринимателя от необходимости согласования с государственной администрацией режима работы и специализации объекта торговли

 

С целью защиты прав хозяйствующих субъектов и нивелирования коррупционной составляющей, проводить все внеочередные  контрольные мероприятия после согласования с органами Прокуратуры ПМР

27.

Установить бессрочный срок действия лицензии.

28.

Сократить перечень видов работ, на которые требуется разрешение на строительство

29.

Аккумулировать все документы разрешительного характера в едином законодательном акте; сократить объёмы разрешительных документов, необходимых для начала и ведения хозяйственной деятельности; реформировать и упростить порядок согласования и получения различных документов разрешительного характера с одновременным сокращением или отменой разрешений, выдача которых не предусмотрена действующим законодательством или применение которых является нецелесообразным и экономически неоправданным

XI. В иных сферах

30.

До 31 декабря 2015 года зафиксировать размер МРОТ на уровне 1 января 2015 года

Указанная мера позволит ограничить рост издержек производственных предприятий

31.

Установить, что нормативные акты, принятые в течение года и ухудшающие положение граждан и экономических агентов, обратной силы не имеют и применяются со следующего финансового года при условии их официального опубликования не позднее 1 октября текущего года

 

Указанная мера позволит улучшить инвестиционную привлекательность, а также направлена на предупреждение непрогнозируемого ухудшения условий предпринимательской деятельности и финансового положения граждан

32.

Предоставить участникам внешнеэкономической деятельности возможность уплачивать таможенные пошлины в национальной валюте ПМР.

Снижение временных и финансовых издержек субъектов предпринимательской деятельности

33.

Отменить регистрацию контрактов внешнеэкономической деятельности.

Сокращение временных издержек субъектов предпринимательской деятельности

34.

Реформировать систему налогообложения индивидуальных предпринимателей, а именно:

а) предоставить право выбора налоговых режимов;

б) предоставить возможность найма людей.

Создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, увеличение доли субъектов малого предпринимательства в ВВП республики.

35.

Расширить перечень видов деятельности, осуществление которых возможно на основании индивидуального предпринимательского патента в производственной сфере

Создание новых рабочих мест, а также увеличение поступлений в бюджеты всех уровней

 

Источник: http://www.vspmr.org/news/supreme-council/vihod-iz-krizisa-predlojeniya-zakonodateley.html

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники