KOMMENT-PMRF3 Все явственнее дыхание будущих выборов в Приднестровье. Местных, потом парламентских, потом президентских. Наиболее  значимые и наиболее проблемные – президентские. Шевчук хочет остаться, а народ этого уже не хочет.  Однако суть проблемы не только в Шевчуке. За два года до решающего выбора стало совершенно очевидно, что реальной ГОТОВОЙ кандидатуры на пост президента сегодня в Приднестровье нет. И вряд ли этот человек появится в ближайшие два года и успеет себя показать, чтобы ему народ, обжегшийся на дилетанте и самодуре Шевчуке, поверил бы и избрал. Хотя, разумеется, потенциальные кандидаты имеются и среди них есть вполне достойные люди. Такая кадровая неопределенность вовсе не означает, что безальтернативный Шевчук должен остаться на второй срок, как тот самый рак на безрыбье. Нет, у Шевчука нет будущего в Приднестровье, кроме места клиента в пенитенциарном учреждении  Также ясно, что вместе с Шевчуком провалится и вся его команда бывших секретарш, так называемое "правительство ПМР". А третьей команды высших управленцев (первая – И. Смирнова, вторая – Е. Шевчука) нынешнее Приднестровье быстро выдвинуть не в состоянии. Хотя ситуация в этом вопросе легче, чем с президентом, хотя бы в силу возможности быстрого перебора кадров правительства методом проб и ошибок, и люди достойные также есть.

Все эти проблемы побуждают государственнические силы ПМР начать серьезное обсуждение с целью поиска выхода из непростой ситуации. Тут возможны самые разные предложения и комбинации. ПМРФ предполагает уделить этим поискам достаточное внимание и место на своем ресурсе.

Тема эта уже открыта. И открыл ее президент Шевчук своими избирательными новациями, которые он предложил на утверждение Верховному Совету ПМР. В этих новациях нетрудно увидеть   стремление Шевчука протащить свою персону на второй президентский срок вопреки негативным итогам  его первого срока.

О сути избирательных новаций Е. Шевчука  размышляет депутат Верховного Совета ПМР, председатель комитета по экономике, бюджету и финансам О.Василатий.


О.Василатий: В Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики поступили законодательные инициативы Президента Приднестровской Молдавской Республики о внесении изменений в избирательную систему государства. Основным слоганом данных инициатив является введение "единого дня голосования". По этому поводу хочу отметить, что система избрания органов власти изначально построена по принципу единого дня голосования. Один день раз в пять лет отводится законом на избрание органов местной власти и местного самоуправления, один день – на избрание законодательного органа, и в один день – для избрание главы государства. Т.е. хаоса ежегодных непрерывных выборов, который сподвиг российского законодателя установить единый день выборов в Приднестровье изначально не было (скорее всего не потому-что мы такие "умные", а потому-что мы территориально такие "маленькие").
       Анализ предложений Президента показывает, что у данной инициативы есть только один выгодоприобретатель – Евгений Шевчук, который сохраняет призрачную надежду на "второй" срок. Надо понимать следующий состав парламента ему нужен для того, чтобы исключить ограничение для президентов в два срока.

1. Например, его предложение:

"Формирование избирательных комиссий (участковых – УИК и окружных – ОИК) осуществляется Центральной избирательной комиссией (ЦИК)"

Сегодня формирование комиссий осуществляется местными Советами народных депутатов. Наличие беспристрастной комиссии, действующей в строгом соответствии с законом в совокупности с беспрецедентно низким уровнем доверия граждан к группе, возглавляемой Е. Шевчуком, делает вопрос удержания власти весьма проблематичным для неё. Так как ЦИК в настоящее время находится практически полностью под контролем Е. Шевчука. то в случае принятия предложения Е.Шевчука под его контроль попадают все избирательные комиссии республики, что позволяет ему в полном объеме применять административные рычаги воздействия на проведение избирательной кампании, а, следовательно, обеспечивать нужный результат выборов, посредством недопуска к выборам оппозиционных кандидатов, подтасовки результатов выборов и т.п. методами, которые связаны с возможностями "карманных"  УИК и ОИК.

Избирательные комиссии, если они  будут сформированы из людей, которые будут подчинены исключительно одной политической силе,  будут работать в пользу кандидатов, выдвинутых группой Шевчука. Оппозиционные кандидаты могут быть не допущены к выборам, затруднена работа их наблюдателей, комиссии могут быть задействованы для прикрытия методов недобросовестной конкуренции, используемой провластными кандидатами, подтасовки результатов выборов.

2. Второе предложение Е. Шевчука:

"Сокращение численности Верховного Совета ПМР, ведущее к укрупнению избирательных округов"

Численность ВС ПМР в 43 депутата определена Конституцией ПМР. Для того, чтобы обеспечить  необходимое Е. Шевчуку большинство в ВС ПМР сегодня ему  необходимо иметь около 35-40 кандидатов, для того, чтобы провести на выборах 29 «своих» депутатов, которые потом в ВС ПМР обеспечат проведение политики Шевчука. При этом:

- эти кандидаты должны быть, во-первых, «своими» (т.е. лояльные и/или подконтрольных), во-вторых, они должны обладать доверием у граждан, которое должно обеспечить им выигрыш в выборах;

- для их прохождения необходимы  финансовые ресурсы, для того, чтобы подготовить и провести избирательную компанию.

В условиях высокого антирейтинга группе Шевчука очень сложно будет найти 43 человека способных в конкурентных условиях (даже с помощью административного ресурса) выиграть выборы. Также остро встанет вопрос финансирования избирательной компании и мероприятий ей предшествующих. Кроме того, эти 43  человека (либо часть из них) по истечении выборов заявят свои права на часть финансовых ресурсов, контролируемых действующей группировкой. Вот почему, чем меньше депутатов в ВС, тем легче Шевчуку обеспечить там свое доминирование. 

Укрупнение округов приведет к следующим выигрышам Е. Шевчука:

  1. снимаются частично вопросы, связанные с отсутствием необходимого числа кандидатов, недостатком финансирования;
  2. исключается преимущество непровластных кандидатов,  т.к. в избирательный процесс в связи с укрупнениями округов включаются избиратели, с которыми контакта у действующих депутатов еще не было и этих избирателей еще надо убедить отдать свой голос за непровластных кандидатов.

Укрупнение округов приведет к следующим потерям участников политического процесса не из группы Шевчука:

  1. непровластные кандидаты потеряют преимущества, обусловленные работой на округах в течение предыдущего избирательного срока, налаженными личными связями среди избирателей;
  2. непровластные группы теряют возможности использования своего кадрового потенциала, достаточного для участия в  выборах на 43 участках;
  3. инициируются внутренние противоречия в среде непровластных кандидатов, связанные с трениями по поводу распределения участков, которых становится меньше, чем было раньше.

3. Третье предложение Е. Шевчука:

"Отсрочка выборов местных советов  в связи с их совмещением с выборами в Верховный Совет"

Сегодня выборы проходят раз в пять лет: в начале весны – в местные советы, в начале зимы – в Верховный Совет. Политическая группировка, возглавляемая Шевчуком, в настоящее время находится в невыгодной позиции в связи с бюджетным кризисом, ставшим итогом  деятельности команды Шевчука. В ситуации, когда люди не получают полную заработную плату очень сложно убедить их голосовать за кандидатов, подчиненных Е. Шевчуку.

1. Отсрочка выборов позволяет Шевчуку получить время для поиска каких-либо ресурсов для решения финансовых проблем, а также позволяет использовать механизм «время лечит» для тех невзгод, которые гражданам принес он своей политикой, т.е. это еще один механизм исключения преимущества непровластных кандидатов;

2. Совмещение выборов приводит к созданию желательной  в условиях высокого антирейтинга Шевчука атмосферы хаоса в процессе агитационной компании и непосредственно самих выборов.

Наличие нескольких кандидатов в Верховный Совет, в городской/районный совет, в селах – на пост главы администрации и в сельский совет приведет к тому, что граждане в течение 1-2 месяцев будут вынуждены терпеть массированную агитационную компанию – это чревато неявкой избирателей и срывом выборов, что также на руку команде Шевчука. В день выборов избирательные участки будут заполнены наблюдателями, либо число этих наблюдателей будет сокращено – в любом случае будет создана атмосфера, позволяющая избирательной комиссии подтасовать либо отменить результаты выборов.

У оппонентов Шевчука  в случае совмещения выборов снижается эффективность агитационной компании;

У манипуляторов выборами появляется возможность  отменить любые выборы на том или ином избирательном участке на основании заявлений любого из их участников (например, отменить выборы депутата ВС ПМР по заявлению кандидата в депутаты сельского совета по поводу его, кандидата сельсовета, избирательными проблемами).

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники