Исполнилось два года со дня заседания Совещательного собрания первых приднестровских депутатов, посвященного «черному переделу земли» в ПМР при президентах Е. Шевчуке и В. Красносельском.
Через 100 лет это был наш «Октябрьский переворот» 26 октября 2017 г. В тот день Совещательное собрание провело свое четвертое заседание в 2017 г., посвященное рейдерским отношениям при перераспределении властями республики главного богатства нашей республики – Земли.
Это заседание было наиболее полное, всестороннее, с участием представителей органов власти, от которых зависело разруливание ужасного наследия по «черному переделу земли», перешедшего от Е. Шевчука к В. Красносельскому. Было принято Решение с соответствующим анализом ситуации и рекомендациями первостроителей Республики нынешним властям. Оно сегодня публикуется.
Это был наш «Декрет о Земле».
Это был последний шанс для нынешних властей, которых обуял ажиотаж погреть руки на новом переделе земли, уже своим приближенным, вернуться к законному, справедливому разрешению острого, судьбоносного для республики вопроса. То есть вернуть землю тому, у кого она была незаконно изъята при Шевчуке, провести реституцию, восстановление прав потерпевших землепользователей.
Власти этот шанс не использовали. Рекомендации Совещательного собрания не только были ими проигнорированы, но в официальных СМИ замолчали все, что связано с Совещательным собранием 26 октября 2017 г., за исключением короткой видеоинформации длительностью 126 секунд (Совещание продолжалось 4 часа).
«Черный передел земли» продолжился. При Шевчуке были нарушены права и интересы 70% землепользователей Приднестровья. При Красносельском к ним добавились еще сотни новых землепользователей, которые фактически стали заложниками ситуации, с одной стороны, а с другой стороны, – соучастниками преступных, как сказал на том Совещательном собрании А. К. Белитченко, действий с землей.
Материалы Совещательного собрания (по сути, Народного трибунала) по земельному вопросу, опубликованные в интернете и разошедшиеся отдельной брошюрой (так называемая «Белая книга ПМР»), не опровергнутые никем до сих пор, стали приговором новым властям. Прошедшие два года только подтвердили пагубность действий властей по земельному вопросу. Сельскохозяйственное производство валится в ПМР на бок, цены выросли в несколько раз.
Власти, мягко говоря, утратили доверие народа, у них нет никакого будущего. Так что они могут не мучиться сочинением Госпрограмм и прожектов, уходящих в 2026 г. Их спектакль заканчивается в 2021 г., если не раньше, и, как нам кажется, второго действия у него не будет.
Сегодня, помимо Решения Совещательного собрания, ПМРФ публикует диалог о «черном переделе земли», подготовленный студией «9/90 ТV» к годовщине Совещательного собрания в прошлом году.
Редактор.
РЕШЕНИЕ
Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики
15 ноября 2016 года вступило в законную силу решение Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, которым признаны противоречащими пункту ж) статьи 14 и пункту а) статьи 19 Конституционного закона «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» и недействующими с 30 декабря 2011 года пункты г) и к) статьи 11 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, ранее определявшие полномочия Президента Приднестровской Молдавской Республики в области управления земельными участками и в области определения порядка распоряжения земельными участками.
Таким образом, все распоряжения Президента ПМР Шевчука Е. В., на основании которых осуществлялся рейдерский захват земельных участков у землепользователей, являются незаконными по определению.
В связи с указанными обстоятельствами, с целью попытки узаконивания заведомо незаконных распоряжений Шевчука Е. В. Правительство ПМР Прокудина П. Н. издает распоряжение от 4 августа 2016 года №588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки», которым, с приданием обратной силы, дублирует все распоряжения Президента ПМР Шевчука Е. В. в области управления земельными участками, изданные в период с 1 января 2012 года по 18 мая 2016 года.
Для проверки законности указанного распоряжения заместителем Председателя Верховного Совета Антюфеевой Г. М. 18 октября 2016 года был направлен в Прокуратуру Приднестровской Молдавской Республики запрос (исх. № 52-09/343).
В ответе, подписанном и.о. Прокурора Приднестровской Молдавской Республики Радченко А. А. (№ 5/184.2016 от 5 декабря 2016 года), указывается, что распоряжение Правительства от 4 августа 2016 года №588р противоречит статье 35 Закона «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики».
Кроме этого, в ноябре и декабре 2016 года Правительство и Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР издают ряд распоряжений по распределению третьим лицам практически всех земельных участков ДООО «Агро-Люкка».
На основании указанных распоряжений, в период с конца ноября 2016 года по начало декабря 2016 года руководителем Рыбницкого регистрационного округа Государственной службы регистрации и нотариата Фроловым В. А. была проведена государственная регистрация прав третьих лиц на указанные земельные участки.
На момент проведения государственной регистрации прав на земельные участки, перечисленные в вышеуказанных распоряжениях Правительства Приднестровской Молдавской Республики, все эти распоряжения не вступили в силу, о чем Фролову В. А. было доподлинно известно.
Несмотря на совершенные незаконные действия, государственный регистратор Фролов В. А. не только не понес ответственности, но и был назначен Президентом ПМР Красносельским В. Н. на должность главы государственной администрации Рыбницкого района и города Рыбницы.
По поручению президента Красносельского В. Н. создается межведомственная ревизионная комиссия по землям сельскохозяйственного назначения, выделенным с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года.
С учетом решения Верховного суда, установившего отсутствие у президента соответствующих полномочий, комиссией было решено рекомендовать президенту Красносельскому В. Н. отменить все незаконные правовые акты, изданные во время нахождения у власти Шевчука Е. В., однако затем было принято другое решение: рекомендовать решать спорные земельные вопросы по отдельности, через Арбитражный суд.
Арбитражный суд установил нарушение прав обратившихся землепользователей путем издания Шевчуком Е. В. распоряжений в области управления земельными участками и признал их недействительными.
Однако в удовлетворении заявлений о признании недействительными соответствующих пунктов распоряжения Правительства от 4 августа 2016 года № 588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки» Арбитражный суд отказал, в связи с якобы уже отсутствием нарушения их прав и пропуском большинством заявителей трехмесячного процессуального срока.
Таким образом, Арбитражный суд, вместо досконального рассмотрения дел по существу, фактически лишил землепользователей их неотъемлемого права на справедливое судебное разбирательство, при этом несоответствие распоряжения Правительства от 4 августа 2016 года №588р статье 35 Закона «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» было вслед за Прокуратурой установлено и Арбитражным судом.
Также Арбитражный суд отказал ДООО «Агро-Люкка» в признании недействительными распоряжений Правительства от 3 октября 2016 года и Министерства сельского хозяйства по причине якобы отсутствия нарушения указанными правовыми актами прав ДООО «Агро-Люкка», при этом указав в решениях на незаконность издания указанных распоряжений.
Арбитражный суд не принял во внимание, что нарушение прав ДООО «Агро-Люкка» было уже установлено как решением Верховного суда, так и решениями самого Арбитражного суда по признанию недействительными распоряжений Президента ПМР Шевчука Е. В.
Необходимо отдельно подчеркнуть, что представители Правительства и Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов в Арбитражном суде заняли однозначную позицию о непризнании требований обратившихся в Арбитражный суд землепользователей и всячески стремились доказать якобы законность происходившего при президенте Шевчуке Е. В. «земельного беспредела». Разумеется, указанные представители вряд ли могли занять такую позицию без прямой санкции своего руководства.
В этой же связи необходимо отметить, что в период рассмотрения Арбитражным судом вышеуказанных заявлений экономических агентов был отозван на доработку в Министерство юстиции рекомендованный ответственным комитетом Верховного Совета к принятию проект толкования части 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, в соответствии с которым права на земельные участки, возникшие до 1 января 2012 года, не влекли за собой необходимости осуществления обязательной государственной регистрации этих прав.
Необходимо подчеркнуть, что в случае принятия указанного толкования Арбитражный суд автоматически бы признал нарушение прав на землю у всех землепользователей, у которых земельные участки были рейдерски изъяты Шевчуком Е. В., и все вопросы давно уже были бы сняты.
В сложившейся ситуации Правительство пошло по пути изначально порочного «нулевого» варианта, когда Арбитражный суд по заявлениям Прокуратуры в интересах государства прекращает права на землю новых землепользователей, которым земельные участки предоставил президент Шевчук Е. В. и чьи земельные права были затем «узаконены» распоряжением Правительства от 4 августа 2016 года №588р, а затем указанные земли зачисляются в Фонд перераспределения земель.
Помимо того, что указанная схема вызывает огромные вопросы в части законности зачисления в Фонд перераспределения земель, по сути, Правительство запустило процесс нового перераспределения земель, еще более усугубляя и запутывая сложившуюся ситуацию.
При этом особое удивление вызывает позиция Прокуратуры, которая вместо инициирования отмены в полном объеме незаконного распоряжения Правительства от 4 августа 2016 года №588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки» обращается в Арбитражный суд с заявлениями о признании «в интересах государства» недействительными отдельных его пунктов.
Единственный, с точки зрения Совещательного собрания первых приднестровских депутатов, приемлемый выход из сложившейся практически тупиковой ситуации – это возврат земель прежним землепользователям, так как они были первыми после уже ликвидированных колхозов и КСП.
В связи с вышеизложенным, исходя из конституционных положений об обязанности органов государственной власти и управления соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики, с целью возврата ситуации, сложившейся в области земельных отношений, в правовое поле и приведения ее в соответствие с действующим законодательством, Совещательное собрание первых приднестровских депутатов приняло следующее решение:
1. Рекомендовать Президенту Приднестровской Молдавской Республики Красносельскому В. Н. на основании статьи 35 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» отменить распоряжение Правительства от 4 августа 2016 года №588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки».
2. Рекомендовать Президенту Приднестровской Молдавской Республики Красносельскому В. Н. и Правительству Приднестровской Молдавской Республики при возврате землепользователям земельных участков, изъятых у них в период с 1 января 2012 по 5 декабря 2016 года, руководствоваться решением Верховного суда, установившим отсутствие у Президента полномочий в сфере землепользования и, следовательно, установившим заведомую незаконность как изъятия Президентом земель у предыдущих землепользователей, так и их выделение новым землепользователям.
3. Рекомендовать Верховному Совету:
а) вернуться к рассмотрению постановления о толковании и принять в редакции, одобренной на заседании Комитета, постановление о толковании части 1 статьи 40 Земельного кодекса (папка №264(VI) (речь идет о толковании условий возникновения прав пользователей на земельный участок, связанных с фактическим долговременным и рачительным использованием участка, а не только вследствие государственной регистрации права - примпечание ПМРФ);
б) внести в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики кадастровый номер земельного участка пайщика.
4. Рекомендовать Правительству Приднестровской Молдавской Республики поручить Государственной службе по информации осуществлять в СМИ освещение процесса возврата земельных участков землепользователям.
5. Рекомендовать Правительству Приднестровской Молдавской Республики и Министерству сельского хозяйства и природных ресурсов при решении вопросов о возврате земельных участков землепользователям, у которых они были незаконно изъяты в период с 1 января 2012 по 5 декабря 2016 года, руководствоваться имеющимися у указанных экономических агентов изданными до 30 декабря 2011 года действующими правовыми актами и/или договорами на право долгосрочного пользования земельными участками, из которых, в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса, у них возникли земельные права.
6. Обратить внимание Председателя Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики на необходимость внесения в порядке надзора протестов на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда, которыми оставлены без удовлетворения заявления пострадавших землепользователей о признании недействительными соответствующих пунктов распоряжения Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 августа 2016 года №588р, и на решения Арбитражного суда, которыми оставлены без удовлетворения заявления ДООО «Агро-Люкка» о признании недействительными распоряжений Правительства от 3 ноября 2016 года и распоряжений Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов от 2 декабря 2016 года.
7. Рекомендовать Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики и Следственному комитету Приднестровской Молдавской Республики провести проверку:
а) действий органов исполнительной власти по оформлению прав на земельные участки, предоставленные на основании правовых актов, изданных в период с 1 января 2012 года по 5 декабря 2016 года;
б) на соответствие Конституции Приднестровской Молдавской Республики действий исполнителей незаконных актов и указаний президента Шевчука Е. В. (чиновников) и принять соответствующие меры.
И. Смирнов,
Председатель Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики
26 октября 2017 года.
Власти ПМР земельный вопрос “закрыли”. А что кушать будем? И по какой цене?
Исполнился год со дня последнего заседания Совещательного собрания первых приднестровских депутатов, посвященного "черному переделу земли" в ПМР. Это событие обсуждают публицист Лев Леонов и предприниматель Владимир Пасютин.
29 октября 2018 г.