Куда скатились и куда катимся? Где выход?
Прочитал 25 мая на сайте Компартии Приднестровья (ПКП) О.Хоржана статью, написанную неизвестным автором, под заглавием: «Хватит кормить эту клику!». В статье пишут, что:
«В настоящее время парламент ПМР рассматривает проект «О внесении изменений в Закон ПМР «О гарантиях лицам, занимавшим должности Президента ПМР, Вице-президента ПМР, Председателя Верховного Совета ПМР и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам их семей».
В статье перечисляются льготы, которые обеспечивает государство этим лицам. К примеру, в их пожизненное пользование выделен служебный автомобиль с водителем и охраной и другой обслугой из нескольких персон. Им бесплатно предоставляется телефон, мобильная связь и интернет, ежегодное санаторно-курортное лечение.
Их жизнь и здоровье подлежат обязательному страхованию (опять же за государственный счет) на сумму, равную годовому денежному содержанию.
Закон предусматривает гарантии также для членов их семей: в случае смерти лица, занимавшего пост Президента, Вице-президента или Председателя ВС ПМР, вдове назначается пожизненное пособие, равное должностному окладу почившего супруга, детям выдается пособие до 18 лет (студентам – до 23 лет). Причем, это ежемесячное пособие выплачивается «помимо назначенной пенсии по случаю потери кормильца».
За членами семьи ВИП-персон сохраняется право пользования служебным автотранспортом и соответствующее медицинское обслуживание.
В начале нынешнего года Председатель Верховного Совета ПМР Бурла М.П. предложил внести в действующую редакцию этого Закона ряд изменений, несколько ограничивающих непомерные льготы бывших первых.
М.Бурла в законопроекте предложил урезать содержание самых высокопоставленных и самых обеспеченных пенсионеров республики на 20%.
В то время как из уст многих избирателей звучат требования: «Пусть они поживут на нашу пенсию! Пусть они вместе с нами ездят на троллейбусе! Пусть они тоже стоят в очереди в поликлинике!» и т.д.
Законопроект был рассмотрен депутатами в первом чтении и, в принципе, одобрен. Во втором чтении возможно редактирование документа – в том числе и в сторону его ужесточения.
Депутат Верховного Совета, Председатель ЦК ПКП Олег Олегович Хоржан, посоветовавшись со своими избирателями, решил предложить следующие поправки:
- Отменить все льготы лицам, занимавшим должности Вице-президента и Председателя Верховного Совета ПМР и прекратившим исполнение своих полномочий;
- Отменить все льготы членам семей бывшего Президента, Вице-президента и Председателя Верховного Совета;
- Бывшему Президенту, учитывая его государственный статус, сохранить должностной оклад, разрешить содержать за счет республиканского бюджета одного помощника и оставить служебный транспорт, который имеется в наличии (без замены через каждые четыре года).
В таком духе заканчивается статья.
Если не смотреть в корень данного закона, то можно сказать, что М.Бурла, как разработчик поправок в этот Закон, и О.Хоржан, как его критик, хотят своими поправками в законе внести в него корни социальной справедливости. Но самое интересное то, что М.Бурла и «главный борец» за социальную справедливость О.Хоржан в законе заметили соринку, а бревна в нем не увидели. В отличие от них депутат Д.Соин увидел в законе не соринку, а целое корявое бревно, которое видно не вооруженным глазом. Именно это бревно наносит огромный вред нашему обществу и государству, тормозит строительство правового государства и равенство всех перед законом. Поэтому Д.Соин и внес законодательную инициативу отменить данный Закон как противоречащий Конституции и социальной справедливости.
Так что же это за «гнилое бревно» в этом законе, которое не заметили почему-то Председатель ВС, как инициатор законодательной инициативы, не заметил его и Председатель Компартии Приднестровья. Почему?
Ведь это бревно лежит на поверхности в ст.3 п.4 этого Закона, где записано: «Лица, занимавшие должности Президента ПМР, Вице-президента ПМР, Председателя Верховного Совета ПМР и прекратившие исполнение своих полномочий, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные ими в период исполнения полномочий Президента ПМР, Вице-президента ПМР, Председателя Верховного Совета ПМР, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением ими полномочий Президента ПМР, Вице-президента ПМР, Председателя Верховного Совета ПМР».
Вот такой антинародный закон принял ВС в 2007 году в угоду Игорю Смирнову и его команде. Закон явно принят не в интересах общества и государства. Такого кощунства по отношению к демократии и своему народу нет ни в одной правовой, демократической стране мира. Правда, аналогичный закон принят в России в 2001 году только в отношении президента, у нас в закон добавили Вице-президента и Председателя ВС.
Но в России есть хоть маленькое оправдание этому. Б.Ельцин – это первый президент на постсоветском пространстве, кто добровольно, досрочно сложил свои полномочия и извинился перед народом России за свои проделки. Это и послужило основанием принятия такого закона. Хотя более 70% граждан России не поддерживают принятие этого закона, а поэтому рано или поздно он будет отменен. У нас даже малейшей зацепки не было для принятия такого закона. Пока по сегодняшний день никто не сделал даже попытки, чтобы его отменить, кроме депутата Соина. В свое время, а конкретнее, в 2004—2005 годах, если я не ошибаюсь, была попытка принять почти аналогичный закон, но мне и моим товарищам по депутатству в ВС удалось его заблокировать как антиконституционный и не соответствующий социальной справедливости. К большому нашему стыду, в 2007 году он был принят депутатами ВС в его худшем варианте.
Ни один бывший европейский или американский президент после выхода в отставку не имеет иммунитета перед уголовным преследованием, который был ему обеспечен на время выполнения своих конституционных обязанностей. Поэтому многие из них после отставки попадают под суд за свои президентские проделки. К примеру, уже осуждены или находятся под следствием экс-президенты во Франции, Израиле, Египте, Италии и т.д.
В правовых демократических государствах общество и государство преследует главную цель, что не должно быть в государстве безнаказанности за содеянное для любого человека, какую бы он должность не занимал.
Иначе во время исполнения своих обязанностей у Президента и любого госчиновника развязываются руки на произвол, если он заранее знает о том, что ответственности за это не будет нести.
Поэтому в таких странах, чтобы Президент не мог созреть для творения произвола, пусть он даже будет народный любимец, его ограничивают Конституцией в праве баллотироваться на пост президента более двух сроков подряд.
К сожалению, наш народ историю и опыт демократических стран как управлять государством на основах народовластия слабо усвоил. Это показала практика и жизнь нашей республики за 22 года ее существования.
Из этого всего можно сделать вывод, что самая большая ошибка нашего общества это то, что более 20 лет позволили бессменно, бесконтрольно и безответственно управлять нашей республикой одному лицу «доктору экономических наук, профессору, Герою Советского Союза» Игорю Смирнову и его нечистоплотной команде, которая частенько перепутывала свой карман с государственным. За это время Россия нам на безвозмездной основе оказала помощь на сумму более четырех миллиардов долларов США. За газ России мы задолжали около пяти млрд. долларов.
За газ России мы не платим, зато исправно собираем плату за его потребление с предприятий и населения. Думаю, что с усушками, утрусками за газ собрали более одного миллиарда долларов. Итак, практически Россия нам оказала помощь с учетом газовых денег на сумму 1+4=5 млрд. долларов. За эти деньги можно было модернизировать всю экономику в этом числе сельское хозяйство и всю инфраструктуру республики. Но, увы, эти деньги проедены и разворованы.
И еще одна ошибка допущена была обществом – это то, что оно позволило Президенту и его окружению за время правления ими республикой разрушить не только экономику и поделить общество на своих и чужих, нищих и богатых, но и в 2000 году с помощью руководителей госпредприятий, которых было конституционное большинство среди депутатов ВС реформировать в своих интересах основной Закон, Конституцию. Депутаты ВС – руководители госпредприятий были основным лобби президента в ВС. Именно при их содействии Смирнову удалось протащить через ВС изменения в Конституцию без совета с избирателями, несмотря на то, что она была принята всенародно на референдуме в 1995 году. В результате конституционной реформы, а точнее конституционного переворота, Президент получил огромные полномочия и безответственность за свои действия, право переизбираться на пост Президента неограниченное количество раз и полный негласный контроль над судами.
В добавление к конституционной гарантии безответственности Президента за свои деяния в 2007 году депутаты ВС еще больше усиливают безответственность Президента, принимают Закон, в котором дают ему гарантию, что и после ухода в отставку он за свои деяния не будет нести никакой ответственности. Такую же гарантию безответственности в соответствии с Законом получили Вице-президент и Председатель ВС.
А что значит для общества и государства, когда высшие его должностные лица, являясь гарантами конституционных прав и свобод граждан, освобождены от ответственности за свои действия?
Как может быть Президент конституционным гарантом соблюдения прав, свобод и законов, когда ему принятый Закон в 2007 году позволяет ни за что не отвечать в том числе, за неисполнение требований Конституции быть гарантом.
Вот к такой черте правового нигилизма скатилось наше общество и государство и продолжает и дальше падать в эту бездну. Поэтому говорить о соблюдении законов и прав, гарантированных гражданам ПМР, продекларированных в Конституции, еще рано.
Что при этом характерно? Что народные избранники, депутаты ВС продолжают и дальше наступать на те же самые грабли, на которые уже наступили. Но если бы эти «грабли» били только по их личным интересам, то бог бы с ними, но они очень больно бьют по основной массе населения республики, что ведет к бегству людей из родного края.
Я часто критиковал депутатов ВС за то, что они позволяют Президенту жить по своим понятиям, а не по закону своего статуса, определенного конституционным законом «О статусе Президента», так как его с 2009 года нет в природе. И вот наконец-то в марте 2013 года депутатами был рожден проект закона «О статусе Президента». Когда я его прочитал, мне стало не по себе. В какую же правовую бездну мы катимся, благодаря такому «талантливому» законотворчеству.
Неужели инициаторы данного законопроекта не понимают, что концентрация больших полномочий в руках Президента без ответственности за их применение всегда влекла и влечет за собой злоупотребление властью. Это доказано мировой историей и даже примерами из жизни нашей республики. Что характерно, таким законотворчеством депутаты сами подталкивают Президента к правонарушению, а потом обижаются, что Президент иногда игнорирует мнение ВС и требования Конституции и законов.
Это же надо было додуматься инициаторам законопроекта «О статусе Президента» так заумно и безответственно изложить ст.5 этого закона: «Президент ПМР не может быть привлечен к какой-либо ответственности за действия или решения, принятые им в процессе осуществления полномочий Президента ПМР, за исключением случаев, когда он отрешен от должности в порядке предусмотренном ст.75 Конституции ПМР».
Статья Конституции 75 п. 1 гласит: «Президент ПМР может быть отрешен от должности ВС только на основании выдвинутого ВС обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого, тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда ПМР о наличии в действиях Президента ПМР признаков преступления и заключением Конституционного суда ПМР о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».
Это насколько же надо быть наивным, чтобы поверить, что при нашей «независимой» от Президента судебной системе, когда он назначает судей общей юрисдикции и освобождает их от должности, они смогут вынести решение о наличии признаков преступления в действиях Президента. Абсурд.
Аналогичное может произойти и с решением Конституционного суда, он состоит из шести судей, назначаемых по два от трех ветвей власти: от Президента, ВС и съезда судей ПМР. Председатели Верховного суда и Конституционного назначаются и освобождаются от должности ВС по представлению Президента ПМР. В связи с вышеизложенным, отрешение от должности Президента ВС на практике неосуществимо ввиду полной зависимости судей. Так что принятие закона «О статусе Президента» в таком виде, как его внесли инициаторы на рассмотрение ВС, это ещё одна гарантия Президенту, что депутаты дают ему вторую гарантию, что он не будет нести ответственность за свои деяния будучи действующим Президентом и после отставки тоже.
Если бы инициаторы законодательной инициативы ст.5 «О статусе Президента» изложили в редакции: «Президент ПМР не может быть привлечен к какой-либо ответственности за действия или решения, принятые им в процессе осуществления полномочий Президента ПМР, если вследствие этих действий или решений не были ущемлены права и свободы граждан, соблюдены и не нарушены Конституция и законы ПМР». Вот это бы было верно и правильно и соответствовало бы тому, что продекларировано в Конституции, что все равны перед законом.
Надеюсь, что главный борец за законность и социальную справедливость, главный коммунист Приднестровья депутат О.Хоржан не оставит мои замечания без внимания и, когда будут принимать этот закон, внесет предложенную мной поправку. Принятие такой поправки в закон будет в интересах общества и государства, а главу государства сделает более ответственным при принятии тех или иных решений.
А вообще то конституционный Смирновско-Балалаевский переворот в 2000 году, закрепивший в республике авторитарное правление государством, себя не оправдал и исчерпан полностью и до основания. На повестке дня общества стоит необходимость конституционной демократической реформы политической системы власти. Та политическая сила, которая возьмет на свои плечи груз и ответственность за её реализацию в жизнь общества и государства, уверен, получит максимальную поддержку народа республики.
С-ДПП свою позицию по этому вопросу изложила в газете ЧиП № 3 от 13 февраля 2013 года в статье: «Демократическая реформа политической системы власти – гарантия успешного развития экономики, благополучия граждан и признания ПМР». Напомню читателям кратко основы конституционной реформы, которые были предложены С-ДПП.
1. Снимается неприкосновенность с Президента и депутатов всех уровней.
2.Сельскохозяйственные земли навечно закреплены во владение за жителями села с правом передачи по наследству, если наследник будет жить и работать в этом селе.
3.Всенародное избрание Глав государственных администраций городов, районов, села сроком на пять лет.
4.Всенародное избрание Прокурора Республики, прокуроров городов и районов, начальников милиции городов и районов сроком на шесть лет.
5. Избирателям предоставляется право отстранить от должности любое избранное ими должностное государственное лицо после года пребывания его в должности, если это лицо не оправдывает доверие избирателей. Отзыв проводится путем сбора подписей избирателей. Если избиратели соберут за определенное время больше подписей, чем за него проголосовало при его избрании – это выборное должностное лицо будет считаться отозванным.
6.Судей общей юрисдикции и арбитражного суда, кроме их председателей, на должность и освобождение от должности будет назначать и освобождать Верховный Совет по представлению Совета Юстиции ПМР, который будет состоять из 16-ти членов, в их числе будут и представители общественных организаций. Претерпит изменения и Конституционный суд.
7.Выборы депутатов в ВС, в городские и районные Советы проводятся по партийным спискам.
Вот вкратце изложена конституционная реформа, предложенная С-ДПП, рано или поздно к которой вернется наше общество. Без этой реформы мы никогда не выберемся из того гнилого болота, в котором находимся.
Александр Радченко, председатель социал-демократической партии ПМР.
Источник: газета "Человек и его права", Тирасполь, №11 от 13.06.2013 года.