В интернете сейчас широко обсуждается выступление депутата Верховного Совета ПМР, председателя комитета по экономике О.В. Василатия на встрече руководства ВС ПМР с вице-премьером российского правительства, специальным представителем Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозиным в Тирасполе. Д. Рогозин, как известно, побывал в Молдавии и Приднестровье по случаю 70-летия Ясско-Кишиневской операции. С ним прибыла представительная российская делегация, в состав которой, как заметил Д. Рогозин, входили российские чиновники высшего ранга, уполномоченные принимать решения на месте.
Поскольку в официальной отчете об этой встрече, опубликованном на ПМРФ, нет никаких данных о выступлении О. Василатия, а в интернете ему много чего приписано, ПМРФ обратился к самому депутату с просьбой дать авторизованное разъяснения, что все-таки им было доложено вице-премьеру Д. Рогозину. Это разъяснение выглядит следующим образом:
Василатий предложил пути выхода из кризиса. И сказал, что для того, чтобы это все реализовать, нужно сменить руководство, т.к. действующему доверия нет в связи с его недостаточным профессиональным уровнем. Никаких разговоров про воровство, контрабанду и т.д не было.
Таким образом, общественность Приднестровья должна знать, что с этой минуты важнейшая информация на официальном уровне доведена до официального представителя Российской Федерации. О.Василатий сделал очень важный шаг, выразив мнение большого числа приднестровцев об их отношении к действующей команде управленцев ПМР, возглавляемой президентом Е. Шевчуком.
Впервые вопрос о доверии Е.Шевчуку, как известно был поставлен представителем ПМРФ Л. Леоновым на круглом столе, посвященном анализу последствий вступления Молдовы в ассоциированные члены ЕС и в Зону свободной торговли с ЕС. Этот круглый стол состоялся в офисе общественного движения "Народное Единство" в ноябре 2013 г.
Развивая высказанные на этом совещании предложения, впервые в истории Приднестровья с 1 по 25 декабря 2013 г. прошла совместная акция шести интернет-ресурсов оппозиции – голосование по вопросу о доверии властям ПМР. Итоги опроса были опубликованы на сайте ПМРФ. В соответствии с этими итогами только один человек из десяти доверял президенту ПМР Е. Шевчуку.
Есть информация о том, что после этого опроса еще ряд структур, в том числе социологические службы по заказу руководства ПМР, проводили свои исследования о доверии властям ПМР. Их результаты были еще хуже, значительно хуже для властей, и потому были скрыты от общественности.
Информация О. Василатия Д. Рогозину содержала два важных компонента.
Во-первых, о низком доверии приднестровцев нынешней администрации ПМР. И во-вторых, о недостаточном профессиональном уровне нынешней команды.
Как оказалось, это мнение разделяет и высокий российский гость. Так, отвечая на вопросы журналистов, Д. Рогозин, в частности, сказал:
- Мы, собственно говоря, для этого сюда и приехали. Одно дело – это участие в торжествах, которые связаны с такой памятной датой, как 70-летие Ясско-Кишиневской операции. Другое дело, что вы видите состав нашей делегации. Здесь представители всех тех российских министерств и ведомств, которые, по большому счету, взяли шефство над соответствующими своими коллегами, собеседниками в Правительстве Приднестровья. Мы же понимаем, что проблемы, которые навалились на Приднестровье, требуют и особого профессионализма людей, которые управляют экономикой Приднестровской республики. Поэтому мы, россияне, подтягиваем этот уровень, помогаем в обучении этих специалистов. Но не только мы этим занимаемся. Есть и другие желающие.
Здесь ясно и однозначно, хоть и очень мягко, изложены две мысли.
1. О недостаточном профессионализме лиц из Правительства Приднестровья (а все они – назначенцы Е. Шевчука). При том, что проблемы Приднестровья, как сказал Д. Рогозин, требуют особого профессионализма людей, которые управляют экономикой Приднестровской Республики. Поэтому россияне помогают в обучении этих специалистов.
Вообще, после такой оценки лица, которым она была дана, обычно уходят в отставку. Особенно в условиях Приднестровья, где от этих лиц требуется особый профессионализм. Я думаю, вряд ли Приднестровье может себе позволить сегодня заниматься ликбезом наших правителей. Не то время. И в этом смысле предложение О. Василатия правильно – нечего и некогда их учить, их надо менять.
На ПМРФ уже не раз озвучивалась и другая альтернатива: либо российские специалисты должны создать свою команду антикризисных управляющих и прямо, непосредственно своими силами наводить здесь порядок.
2. Очень важная мысль прозвучала в выступлении Д. Рогозина, что не только Россия пытается воздействовать на команду Е. Шевчука. "Есть и другие желающие". И вряд ли эти другие желающие появлялись бы, если бы не встречали ответных обещающих откликов от наших руководителей. Только ребенок не увидит в этих словах Д. Рогозина ясное выражение недоверия приднестровскому руководству. Или, по меньшей мере, выражение не полного доверия.
Так общественности, политическим силам ПМР дан недвусмысленный посыл – действуйте, разбирайтесь с вашим руководством. Как бы пиарщики Е. Шевчука не пытались протолкнуть мысль о том, что Россия делает на него ставку и нечего, мол, трепыхаться что-то поменять, на самом высоком уровне российского руководства публично было заявлено: Россия считает приднестровские власти недостаточно профессиональными и не испытывает к ним полного доверия.
Что делать дальше, должны решить сами приднестровцы.
В заключение предлагаем познакомиться с интервью, которое недавно дал О. Василатий радиостанции "Свободная Европа", где он более подробно остановился на сегодняшних проблемах Приднестровья.
Илья Богданов,
политический обозреватель ПМРФ.
Олег Василатий:"Такого кризиса бюджет Приднестровья еще никогда не испытывал"
Решение правительства Приднестровья о сокращении оплаты труда бюджетников на 20% вызвало резкую критику со стороны некоторых гражданских сил и неодобрение представителей Верховного совета региона. В беседе с корреспондентом радио „Свободная Европа”, главa комитета по экономической политике, бюджету и финансам Верховного совета Олег Василатий представил свой взгляд на ситуацию:
«В настоящее время в Приднестровье, по инициативе президента, правительством проводится принудительное сокращение занятости работников в бюджетной сфере. Реализуется это сокращение посредством организации занятости работников неполный рабочий день. Официальным объяснением предпринимаемых мер является кризис государственных финансов.
Действительно, Приднестровье уже не первый год испытывает острый дефицит в сфере государственных финансов. Однако, никогда данный дефицит не приобретал кризисного характера. Взвешенные решения, принимаемые до 2012 года в ходе взаимодействия всех ветвей государственной власти, не позволяли проблемам бюджетного дефицита перерасти в кризисное явление.
Начиная с 2012 года ситуация была кардинально изменена Е. Шевчуком, который реализовал меры по выводу государственной экономической политики в целом и сферы государственных финансов в частности из-под контроля Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Это выразилось в откровенно волюнтаристском подходе к формированию государственной тарифной политики и, частично, налоговой политики, игнорированию законных механизмов формирования и контроля исполнения государственного бюджета, формирования уровня оплаты труда в бюджетной сфере.
Следствием этого стали: – снижение налоговых и иных поступлений, на первом этапе от бюджетообразующих предприятий (МГРЭС, ММЗ, РЦК), а, затем, и всей экономики, как следствие попытки действующего руководства закрыть финансовую брешь путем увеличения косвенных налогов и давления на предпринимательскую сферу, осуществляемого путем увеличением числа проверок, применения максимальных штрафных мер и т.п.; – увеличение государственных обязательств по социальным выплатам работникам бюджетной сферы и пенсионерам, необеспеченное доходами государственного бюджета (сложно говорить о том, насколько был ощутим данный рост доходов для каждого конкретного получателя, однако для государственной финансовой системы – это стало весьма ощутимыми дополнительными расходами); – нерациональное использование государственных финансов, инструментов денежной эмиссии на реализацию «имиджевых» проектов «нового» руководства и на создание ряда предприятий, контролируемых исключительно группой близкой к президенту (конвертация политического влияния в экономические выгоды).
В результате этой политики, в настоящее время государство, по информации президента и правительства (это важное уточнение, т.к. данными, подтверждающими эти утверждения, никто не обладает), находится в состоянии, в котором, во-первых, невозможно исполнить обязательства, взятые при найме работников бюджетной сферы, во-вторых, все имевшиеся у государства резервы решения данных проблем уже израсходованы на покрытие финансовых брешей, обусловленных как попытками покрыть результаты неразумной тарифной и налоговой политики, так и мерами действующих функционеров направленными на укоренение в экономике страны.
Ситуацию усугубляет политический кризис, все сильнее разгорающийся на территории Украины, т.к. сокращение украинского спроса на приднестровские товары, проблемы с транзитом грузов увеличивают финансовую брешь, искусственно созданную Е. Шевчуком в государственной финансовой системе. Таким образом, сегодня около 150 тыс. граждан Приднестровья напрямую ощущают на себе результаты политики новой команды управленцев. Остальная часть населения ощутит этот косвенно, через сокращение объемов потребительских расходов».