В серии статей под общим названием "Информационная контратака на экономическом фронте ПМР" наш интернент-ресурс представил аргументацию президентской команды Е. Шевчука в пользу того, что нынешние экономические проблемы республики явились следствием внешний проблем и препятствий. Прежде всего, украинского кризиса и совместной молдо-украинской блокады внешнеэкономической деятельности республики. Эту аргументацию Шевчук и его команда используют все шире и шире, для самооправдания по любому комплексу проблем – идет ли речь о пустой казне или о бегстве приднестровцев из республики. Шевчук и его команда изо всех сил стараются скрыть, что все более стремительно нарастающий общий кризис нашего общества является делом рукотворным, является следствием малограмотного руководства дилетантов этой команды и ее вождя.
ПМРФ уже начал публиковать критические материалы с анализом несостоятельности аргументации президентской команды (здесь, здесь и здесь). Эти публикации будут продолжены. Сегодня предлагаем познакомиться с аналитической запиской, размещенной на оппозиционном сайте "Открытый форум ПМР" (сайт, естественно, заблокирован шевчукистами в мае 2013 г. и к нему затруднен доступ пользователей интернета из Приднестровья. Однако во всем остальном мире материалы этого и других заблокированных сайтов совершенно свободно читаются). В конце этой серии публикаций ПМРФ предполагает подвести итог и ответить на вопрос: чем являются не выдерживающие ни малейшей критики аргументы Шевчука и его команды – сознательным обманом общественности с целью избежать неминуемого последующего наказание за содеянный разгром экономики республики или очередным искренним заблуждением малограмотных дилетантов.
Экономические проблемы Приднестровья организовал Евгений Шевчук (доказательства).
Экономический спад в Приднестровье – дело рук Шевчука. Такой неутешительный для приднестровцев вывод следует из цифр, опубликованных на официальных сайтах Министерства экономического развития и Центрального банка Приднестровья. При анализе этих данных складывается следующая картина.
Итак, де факто, первым годом правления Шевчука и его молодой команды являлся именно 2013 год, поскольку в 2012 году экономика продолжала развитие преимущественно по законам, принятым в 2011 году и ранее. На диаграммах видно, что в 2013 году в промышленном секторе экономики произошел коллапс, сопровождающийся снижением налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, снижением занятости в экономике, а также значительным снижением валютных резервов. Следует отметить, что такого спада в промышленности не было даже в период влияния на экономику ПМР мирового финансового кризиса. Кто же спровоцировал эту экономическую катастрофу? С экранов Первого Приднестровского канала ежедневно нас убеждают в том, что во всем виновата Молдова и Украина, а также внутренние враги Приднестровья – оппоненты Шевчука. Однако это не так. На диаграммах видно, что катастрофический спад экономики был спровоцирован рядом решений, принятых лично Шевчуком в 2012 году.
Во-первых, резкий и неожиданный рост тарифов на газ в конце 2012 года привел к росту издержек производства, сделав продукцию приднестровских предприятий неконкурентоспособной. Особо следует отметить, что в это же самое время руководители стран таможенного союза, куда как бы стремится ПМР, принимали обратные решения о заморозке или снижении цены на газ для промышленности. Например, по указанию Председателя Правительства РФ цены на газ для производства были заморожены на уровне 120 долларов за 1000 кубометров. Необходимость увеличения цены на газ с экранов ТВ Шевчук объяснял потребностью расчетов с поставщиком топлива. Однако до сегодняшнего дня Приднестровье так и не перечислило России за газ ни одного цента, а сведения о движении денег на газовом счете были засекречены именно в период правления «команды профессионалов». Т.е. куда сегодня идут газовые деньги, взимаемые с населения за бесплатный российский газ знает только Шевчук и Ко.
Во-вторых, резкий рост налоговой нагрузки на экономику, так красиво «обоснованный» в СМИ Шевчуком, привел к тому, что около половины всей добавленной стоимости промышленности стало уходить на уплату налогов, а по показателю налоговой нагрузки на экономику Приднестровье обогнало даже развитые европейские страны. Забавно, но на этом фоне с громких трибун Президент и Правительство продолжают рассуждать о привлечении в Приднестровье иностранных инвестиций.
В-третьих, при рассмотрении нашумевшего проекта бюджета на 2013 год приднестровская общественность и весь внешний мир стали свидетелями предложения Президента изымать в бюджет 100% всей чистой прибыли коммерческих предприятий. Несмотря на то, что это безумное предложение было отозвано, Президент и его команда продемонстрировали всему миру какие страшные тараканы живут у них в голове и дали понять, что эти самые тараканы в любой момент могут полезть наружу и больно укусить тех, кто рискнет вложить деньги в экономику Приднестровья.
В-четвертых, начало 2012 года запомнилось всем героической борьбой Президента и его команды с оффшорами. Борьба была настолько отчаянной, что наплевав на нормы Конституции, ее гарант прямо в начале финансового года начал вводить новые налоги, тем самым показав инвесторам, что «доить» их он будет, когда захочет и как захочет. Причем делать это он будет не на основании закона, как во всем мире, а на основании своих же не всегда законных указов. Чем закончилась эта героическая борьба всем известно, однако, неприятный для экономики ПМР шлейф данного поступка будет тянуться еще не один год.
В-пятых, весь мир узнал о том, что, несмотря на нормы Конституции, предприятия государственной формы собственности в Приднестровье могут пользоваться особыми привилегиями: в виде сниженных ставок налогов и цен на газ. Тем самым Шевчук дал понять бизнесу и инвесторам, что здоровой конкуренции в Приднестровье не будет, а сами частные инвесторы – люди второго сорта. Здесь следует отметить, что развитие государственных предприятий это конечно хорошо. Но их доля в реальном секторе экономики остается настолько мизерной, что было бы наивно надеяться на их решающую роль в экономическом прорыве ПМР. Например, не сходящий с экранов ТВ Каменский консервный завод не входит даже в состав 50 крупных налогоплательщиков ПМР, а на самом предприятии не все так хорошо, как рассказывают президентские СМИ.
В-шестых, в практику уплаты налогов и газовых тарифов Шевчуком введено заключение индивидуальных и секретных меморандумов-соглашений. Это значит, что налоги в Приднестровье, как и цены на газ, теперь устанавливаются не по закону, а по договору, т.е. по желанию самого Шевчука. Такая «правовая» конструкция по понятным причинам ставит крест на возможности привлечения в ПМР каких-либо серьезных инвестиций, поскольку инвесторы привыкли работать на основании законов, а не чьих-то постоянно меняющихся капризов.
Что в итоге? Частично признав ущербность принятых решений, в 2013-2014 году Шевчук пошел на некоторое снижение газовых тарифов и налогов. Это позволило вновь запуститься промышленным гигантам и ситуация несколько стала выравниваться. Однако действия Шевчука и его молодой, но очень алчной команды, существенно подорвали инвестиционный климат республики и умножили на ноль остатки доверия инвесторов к экономике ПМР. Для простого приднестровца это значит, что в ближайшем будущем ни о каком росте заработных плат и пенсий речи идти не будет, поскольку для их увеличения нужен приток инвестиций в ПМР.
Сегодня и в последующем с экранов ТВ президентская команда будет перекладывать ответственность за неудачи в экономике и обнищание населения на другие страны и других людей, при этом под шум канонады на Украине, набивать свои карманы за счет контрабанды, газовых денег и засекреченного бюджета не неся никакой ответственности за свои поступки.