СОЮЗ ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИХ СИЛ ПМР

Формально такой организации нет. И возможно, еще долго не будет. Может быть, ее не будет никогда, или ее вообще не требуется создавать. Потому что не формально союз государственнических  сил в Приднестровье существовал всегда. С первого дня Приднестровской Молдавской Республики.

Он жил в душах людей и оказывал самое серьезное влияние на их выбор, на их пристрастия, на объекты и субъекты их критики, на готовность к совместным действиям по защите республики. Именно эта неформальная, но прочная структура и позволила Приднестровью выстоять все эти годы, обеспечивала удивительное в наше время бесконфликтное совместное  проживание разных народов,  их отзывчивость к сигналам властей и управляемость.

Люди действовали по собственной инициативе  так, как будто получали задания от  некоего  координирующего  органа, который принимал решения, обязательные для всех членов некоей мощной организации, давал им письменные инструкции, определял зону действия, цели и задачи.  История первых лет Приднестровского Сопротивления полна примеров такого рода, когда с одного края в большое село входил один человек, агитирующий сельчан за независимость Приднестровья, а с другой стороны  села входил другой человек, несший те же самые слова. При том, что эти люди никогда не встречались, не знали друг друга, не получали ни от кого никаких инструкций, но мыслили и действовали одинаково, по велению сердца и по собственному разумению.

В этом целеустремленном. но неуправляемом самоуправлении и проявляются мощнейшие идейные скрепы, сплачивающие  массы людей в революционные эпохи. И пока эти скрепы существуют, никакие внешние усилия, никакие беды и проблемы не властны над обществом и над признаваемым им государством.

Но в последние годы правления И.Н. Смирнова в ПМР эта структура начала трещать по швам.

Сначала пробежала трещина между властью и народом, с каждым годом она все увеличивалась. Потом начались трещины внутри самой власти, между ее разными ветвями.  Они привели к известному конституционному кризису 2009 года.  Наметились и стали  проявляться трещины между групповыми интересами людей, бизнес-структур. Однако главные сущностные государственнические связи между людьми еще были крепки. Даже вынужденная трудовая эмиграция  не рвала эти связи. Наши гастарбайтеры старались не продавать свои квартиры, сельские дома, не увозили детей, престарелых родителей, при малейшей возможности  навещали Родину. Жили надеждой на  окончательное возвращение домой.

После смены руководства республики, прихода к власти команды Е.В. Шевчука в деле собирания общества  все быстро и резко ухудшилось. Начался и покатился по нарастающей раскол.. Президент Е.В. Шевчук, провозгласивший было себя  собирателем государственнических сил, фактически стал колоть общество на части по принципу «своих» и «чужих».

Этот процесс начался еще в эпоху И.Н. Смирнова, но  никогда не носил такого альтернативного и целенаправленного характера.

Получив «в наследство» не только друзей, но и не дружественно к себе настроенные общественные организации и отдельных лидеров общества, новый президент не только не стал закапывать рвы отчуждения, но пошел путем возведения рядом с этими рвами еще и отгораживающих китайских стен. Там, где  речь шла об отдельных  лидерах, руководителях, он просто выбрасывал их на улицу (дальнейшая судьба людей нынешнюю власть не интересовала и не интересует) и везде ставил своих сторонников. Так, почти на 100 процентов произведена замена высшего руководящего звена республики, в значительной степени – среднего и низшего.

В борьбе с организациями или структурами избирался другой путь – создания параллельных или альтернативных, или их игнорирование.

Партия «Возрождение» – против партии «Обновление». Следственный комитет – против прокуратуры. Тираспольская организация защитников Приднестровья – против республиканской аналогичной структуры. Совет патриотических организаций – против Координационного совета патриотических организаций. Так как Шевчук не может пока создать альтернативный Верховный Совет, то тут избран прием игнорирования (пример – единственный в новейшей истории случай, когда парламент, т.е. наш Верховный Совет, принимает бюджет, Закон о бюджете!, а президент и его правительство этот Закон о бюджете не исполняют, игнорируют, и живут по своему бюджету). И т.д. и т.п.

Проводится эта политика раскола грубо, примитивно, с привлечением каких-то просто неандертальцев, из-за рубежа, которые о Приднестровье толком ничего не знают и просто срубают здесь  «бабло».

Чтобы не быть голословным. Вот фрагмент из новейшей Декларации «За признание Приднестровья» новоиспеченного шевчуковского Совета патриотических организаций: «Находясь практически в полной изоляции, приднестровский народ сумел сформировать свою государственность. Все институты власти прошли проверку на прочность: Верховный Совет, Кабинет министров (Прим. ИА «Новости Приднестровья» – в настоящее время вместо Кабмина при Президенте ПМР действует Правительство Приднестровской Молдавской Республики), Советы народных депутатов – они показали свою верность идеалам независимости и суверенитета Приднестровской Молдавской Республики». Уже сто лет у нас нет Кабинета министров, а есть Правительство, но автор Декларации в 2013 г. об этом  еще не знает, и информагентство Шевчука «Новости Приднестровья» вынуждено грубо влезть в «судьбоносный документ» и внести соответствующее пояснение И где откопали эту мумию, автора, в каких дальних странах? Но только не в Приднестровье, ну кто тут помнит сегодня Кабмин?

Разрушительная тенденция новых властей настолько бросается в глаза и становится неприемлемой, что об объединении общества уже заговорили  даже люди, далекие от политики.

На днях в Тирасполе в рамках международной научно-практической конференции «Инвестиционный климат в Приднестровье» в  ПГУ по президентскому велению прошло обсуждение (начало разговора) о необходимости выработки стратегии развития для Приднестровья. Не вдаваясь в анализ сути  дебатов (тут нужен талант Салтыкова-Щедрина, ибо, думается, что Приднестровье побило все  рекорды по количеству стратегий развития на душу населения), стоит отметить, что многие выступающие связывали успех  прорыва не с инвестициями, не с выбором правильных направлений деятельности, налогами или еще какими-то экономическими показателями, а … с укреплением единства нашего  приднестровского общества. Звучала мысль: не будет восстановлено это единство – не будет ничего.

Впервые на эту проблему  заслуживающее того внимание обратил  российский и приднестровский политолог и журналист Л Леонов еще год назад, в январе 2012 г.  в статье «Политическое перемирие или перезагрузка оппозиции» (она опубликована в сборнике его статей «Диктатура дилетантов»).

Он писал: «На мой взгляд, на место оппозиционной идеи должна сейчас придти более широкая, стратегическая идея. Таковой может быть только идея государственническая. Союз оппозиционных сил может возродиться в виде Союза государственнических сил, аккумулирующего гражданскую инициативу на построение и развитие государства, в котором захочется жить…В рамках государственнической идеи и с высоты этого подхода есть выход практически всем инициативам, кроме антигосударственных. Также естественной становится и критика любого должностного лица, вплоть до президента, за действия не в интересах государства, тем более – против этих интересов. Это и станет единым вектором, который может объединить самые разные силы. А не пророссийский, промолдавский или проевропейский векторы.

Поэтому мы и предлагаем на первых порах провести политическое перемирие всех бывших оппозиционных структур (порой по отношению к друг другу еще более оппозиционных, чем к предмету своей заявленной оппозиции). А затем переформатировать и перенацелить это море человеческой энергии на достижение практически полезных всем приднестровцам государственнических результатов и в положительной и в критической сферах.

Хорошо, если бы эту работу возглавил президент. Чтобы он действительно, как заявлял, стал центром объединения всех созидательных государственнических сил гражданского общества. Хорошо бы провести некий общественный форум и поговорить на эту тему».

По мере развития  неблагоприятных антигосударственных тенденций в деятельности новой администрации, позиция политолога менялась. В полном соответствии с задачами СГС по борьбе с антигосударственными проявлениями, Л.Леонов в своей книге сформулировал задачу для СГС – организовать и провести референдум о доверии президенту Е.В. Шевчуку.

Однако к такому референдуму может обратиться и сам президент Е.В. Шевчук, реализуя предвыборный ход одного его соперника на президентских выборах, а сегодня – одного из ближайших  помощников О. Хоржана. Тот в ходе избирательной кампании заявил, что если будет избран президентом, то через два года  в целях корректировки рейтинга пойдет на референдум о доверии президенту. Хотя, кажется, не обещал, что в случае низкого рейтинга  уйдет в отставку.

Однако представляется, что помимо таких радикальных действий, которые сами по себе еще больше раскалывают общество, и возможны только в крайнем случае, если совершаются преступления типа  государственной измены, есть и более спокойные средства  улучшения дел в государстве. Но для их проведения как раз и требуется работа по некоему плану всего гражданского общества. Союз государственнических сил как раз и есть форма, где такие планы могут быть созданы и реализованы.

Представляется, что в полном соответствии с существующем сегодня неформальным союзом  государственно мыслящих людей,  формальная организация, если она будет создана, должна иметь также прямое членство этих физических лиц, государственно мыслящих людей, и разумеется,  уже сегодня существующих организаций таких лиц, например, Координационного совета патриотических организаций, Совета патриотических организаций,  разных партий, (к слову, была у нас даже Патриотическая партия), разных структур гражданского общества и т.п.

При этом формальная организация должна вырастать естественно, не форсированно, исходя из того, что реальные государственнические силы в обществе существуют, они и сегодня способны решать большие задачи при правильном обращении к ним. Фактически в нашем проекте мы ничего нового или нереального не открываем. Наш проект лишь показывает эти  неиспользованные ресурсы государственнических сил и предлагает их использовать с максимальной отдачей.

И при решении всех и всяческих задач укрепления государства,  непримиримой борьбы с антигосударственными силами, мы должны не упускать из виду нашу главную задачу – сплочение общества вокруг государственнической идеи.

 

 

Оргкомитет «Союза государственнических сил ПМР».

 

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники