О МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОТЕКТОРАТЕ НАД ПРИДНЕСТРОВЬЕМ

            В прошлом номере «Человек и его права» в статье Льва Леонова «Очищение или отмывание?» зашла речь о предложении оппозиции 2005 года по поводу принятия международного протектората над Приднестровьем. У читателей появилось много вопросов. Что это за форма управления, зачем и кому она нужна, кто будет управлять, американцы опять, как в Косово, Ираке или Афганистане? Так нам такое новшество не нужно. Мы что, сами не можем навести порядок в своем доме? И т.д. и т.п.

Президент И. Смирнов на 15-летнем юбилее ПМР обрушился на предложение оппозиции. Ему, разумеется, протекторат не нужен, так как потеряет власть, а то еще и в Гаагу увезут, и  там спросят кое о чем. А простым людям  протекторат станет защитой от произвола властей, от судов неправедных, от беспросветно тяжелой жизни («протектор» и переводится как «защита»). Надо признать, что у приднестровского народа, обманутого,  ограбленного, обескровленного капиталистическими «реформами»,  пока нет сил навести порядок. А время не ждет.

Кому еще выгоден протекторат?

Как заявил на днях в интервью изданию «Иностранная политика Румынии» бывший министр иностранных дел Румынии А. Чорояну, «Приднестровье будет «вечным шахом» для любой молдавской администрации в диалоге с Москвой». Поэтому дипломат предлагает серьезно обсудить возможность отсоединения Приднестровья из государственных границ Молдавии с получением статуса протектората и с международными гарантиями. Приднестровье под международным протекторатом начнет «свою одиссею» в поисках желаемого будущего, а Молдавия сможет небезуспешно сконцентрировать усилия в собственном проевропейском проекте, считает А. Чорояну.

Таким образом, призыв приднестровской оппозиции  2005 года через четыре года получил неожиданное подкрепление. Вырисовываются контуры нового  нетрадиционного разрешения приднестровского конфликта, устраивающего все заинтересованные стороны (и Россию в том числе, поскольку международный протекторат в Приднестровье мыслится и возможен только при доминирующем российском участии).

Всех устраивает, кроме приднестровских властей. Но эти власти «дорулили» до того, что от них  нужно уже граждан Приднестровья защищать.

Сегодня Координационный совет Союза негосударственных СМИ ПМР предлагает познакомиться со статьей, в которой приднестровская оппозиция обосновывала свое предложение Считаем перепечатку уместной еще и потому, что автором идеи международного протектората над Приднестровьем является Лев Леонов, он же предоставил факты  судебного беспредела в ходе многолетней судебной  защиты инвалида В.Г.Коробки, о которой идет речь в статье. И трехлетний приднестровец Саша, о котором рассказано в статье «Очищение или отмывание?»,  и 83-летняя  Вера Григорьевна Коробка стали жертвами приднестровской действительности.

Статья в форме открытого письма называется «Садитесь за руль сами», опубликована в газете «Человек и его права»  24 августа 2005 г.

Более подробно о целях и методах протектората сам автор идеи протектората над Приднестровьем Лев Леонов  писал в статье «Вопросы на ответы», фрагмент из которой также предлагаем читателям. Статья опубликована в нашей газете 7 сентября 2005 г.

 


 

Открытое письмо послам в Молдове стран-гарантов Приднестровского урегулирования, а также послу США  и главе миссии ОБСЕ в Молдове

 

Уважаемые господа дипломаты!  

 

Пятнадцать лет  ваши страны и организации участвуют в урегулировании Приднестровской проблемы.  Разве у них  не хватает сил, средств или опыта для окончательного решения? Хватает, конечно. Но решения нет. Тому много причин. В том числе и небеспристрастность стран-гарантов  и посредников к итогам урегулирования, их интересы в приднестровском регионе.

Интересы – это нормально. Но выяснение интересов слишком затянулось. А заложниками  стали простые люди, жители Приднестровья.  Кроме обычных невзгод простых людей, им приходится переносить  тяготы и ограничения  узников. Ибо Приднестровье сегодня – это тюрьма Европы, резервация в самом ее центре. Как живут люди в Приднестровье,  больше нигде в Европе не живут.

Вот что стоит за проволочками  приднестровского урегулирования.

Приднестровье управляется нелегитимной, бесконтрольной и несменяемой группой лиц во главе с И.Н. Смирновым. Ими нагло нарушаются элементарные общепринятые права человека, в практику введены беззаконие и произвол. 

Вот что стоит за проволочками  приднестровского урегулирования.

Сегодня приднестровское общество располагает совершенно неопровержимыми фактами полной недееспособности ПМР – этого самозваного псевдогосударства. В последних номерах газета «Человек и его права» поведала тяжелую историю  предсмертной агонии Веры  Григорьевны Коробки, молдаванки, инвалида первой группы с ампутированными ногами, которая на девятом десятке своей жизни осталась на свете одна,  лишилась кормильца. В течение более пяти  лет она не могла добиться судебного решения о компенсации материального ущерба по потере кормильца. В том числе более двух лет – по своему иску, на рассмотрение которого законом отведено только 10 дней. Суды ПМР и псевдогосударство ПМР  фактически более 5 лет морили ее голодом и убивали невозможностью приобрести необходимые ей каждодневно обезболивающие средства. При полном бездействии буквально всех государственных органов и должностных лиц, возглавляемых  президентом И.Н. Смирновым, призванных обеспечить точное соблюдение законов. 

Через несколько дней эти люди ударят в бубны в честь 15-летия псевдогосударства ПМР, которое более трети своей истории воевало с инвалидом Верой Григорьевной Коробкой, опираясь на всю свою мощь – на суды, прокуратуру, юстицию, президентские структуры.    Они ударят в бубны,  начнут стрелять салюты и вещать о своих каждодневных трудах на благо народа. Президент И.Н.Смирнов уже начал эту кампанию и нимало не краснея поведал на днях корреспонденту «Гудка» о «конституции государства, которая гарантирует населению основные политические и социальные права», и о том, что «главная цель в социальной защите государства – создание условий для нормальной жизни пожилых граждан, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения». Но вот веры ему нет никакой. Когда знаешь, что через пять лет пытки голодом Вера Григорьевна Коробка подала на него в суд за неисполнение им своих должностных обязанностей президента, а он просто в  суд ни разу не явился. А назначаемые им судьи, используя примитивные процессуальные приемчики,  в течение 10 месяцев откладывали и откладывали рассмотрение иска к Смирнову по существу, пока Вера Григорьевна не умерла.

Вот что стоит за проволочками приднестровского урегулирования.

История и смерть несчастной Веры Григорьевны Коробки  – крик отчаяния нашего народа. Неужели  посредники и гаранты не услышат и его?

Нельзя дальше тянуть с урегулированием. Оно никогда не состоится, если страны-гаранты, США и ОБСЕ будут и дальше только наблюдать со стороны, как «договариваются» Молдова и Приднестровье. Они же никогда не договорятся. Через 15 лет это уже  ясно всем. 

Сегодня главным вопросом становятся даже не детали  соглашения, а срок его принятия. Время исчерпано до предела. Окончательно. До дна. Население Приднестровья за 15 лет «независимости» и  «урегулирования» сократилось на четверть. Речь идет о гуманитарной катастрофе в центре  Европы. 

Вот что стоит за проволочками приднестровского урегулирования.

К приднестровскому урегулированию необходим новый подход.  Роль гарантов и посредников должна стать активной. Они должны ставить сторонам цель того или иного этапа переговоров и срок завершения этапа.  Этапы должны выстраиваться  в последовательную целенаправленную программу типа дорожной карты.  Если стороны в срок не приходят к соглашению по очередному этапу, решение принимают посредники и гаранты, в интересах прежде всего населения, простых людей, а переговорщиков меняют. И так далее до конца.

Важнейшее значение в этой связи приобретает инициатива Украины по проведению выборов легитимных представительных органов власти Приднестровья под международным контролем. Переговорщики должны назначаться этим легитимным представительным органом.  До выборов, во время выборов и какое-то время после выборов с целью гарантировать народу Приднестровья основные политические и социальные права и создать условия для подлинно демократического и  свободного волеизъявления избирателей,    функции исполнительной власти Приднестровья должны быть возложены на лица и организации, уполномоченные посредниками и гарантами. Речь, таким образом, должна идти о международном протекторате над Приднестровьем. Такая процедура проводилась в истории международных отношений неоднократно и не вызывает   сомнений с юридической точки зрения.  Не вызывает она отторжения и здравого смысла.  Действительно, если международное сообщество не признаёт суверенности Приднестровья, то почему оно  допускает, чтобы там какие-то одни люди садили в тюрьмы каких-то других людей, одни люди отбирали у других людей часть их заработка под названием «налоги» и  потом тратили  по своему усмотрению, не забывая и о своем обогащении. 

Если инспектор не признал права водителя автобуса,  он его отстраняет и, если надо, сам садится за руль. Иначе гибель пассажиров будет на его совести.

Или признайте суверенность Приднестровья, ликвидируйте резервацию, что даст людям  свободу и защиту международного суда, или, не признавая суверенности,  ограничьте беспредел местных властей, садитесь за руль сами.

Просим донести эту выстраданную просьбу простых приднестровцев до вашего правительства.

Опубликовано в газете «Человек и его права» за подписями А.Радченко и Н. Бучацкого 24 августа 2005 г.

г. Тирасполь.

korobka

            На снимках: Вера Григорьевна Коробка; ее неампутированная ступня (снимки марта 2005 г. В.Г. Коробка умерла 5 августа 2005 г.).


ШАНС ДЛЯ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

 

При кажущейся «многоголовости»  поисков выхода из приднестровского тупика (буквально всем миром ищут) качественно новых предложений мало. Недавно такую принципиально новую идею озвучили известные приднестровские оппозиционеры А. Радченко и Н. Бучацкий:  введение на весь период нормализации приднестровской проблемы  международного протектората над Приднестровьем.

Предложение базируется на признании того бесспорного 15-летнего факта, что нормализация входит в непримиримое противоречие с коренными интересами властных кланов Приднестровья и не может быть достигнута без отстранения их от власти.

 Последнее невозможно естественным демократическим путем.

С одной стороны потому, что общество в результате «триумфа приднестровской идеи» обескровлено   и сосредоточено на элементарном физическом выживании. А с другой стороны, сегодня в ПМР нет ни одного государственного института или инструмента, через который можно было бы, так сказать, в рабочем порядке провести преобразования в интересах государства и народа, а не властных кланов. Все схвачено: суды, прокуратура, милиция,  СМИ, финансы… Каждая из этих структур еще и отмобилизована на защиту своих  собственных корпоративных интересов.

Статус непризнанности ПМР уводит  властные кланы от международного контроля и  реагирования. Вот почему замена команды И.Н. Смирнова лицами и организациями, уполномоченными странами-протекторами, необходима и обоснована. В том числе и юридически: никакой народ смирновские чиновники не представляют и почему бы на их месте не потрудиться толковым российским управленцам, у которых в ПМР нет ни сватов, ни братов, ни кумовей, ни сынков?  

В предложении международного протектората важна ориентированность на быстрый результат в интересах прежде всего  народа Приднестровья. С этой целью предлагается разделить весь процесс переговоров на ряд этапов, имеющих жесткие сроки окончания. Безусловная результативность каждого этапа обеспечивается сменой переговорщиков всякий раз, когда они не приходят к соглашению в установленный срок. Решение в таком случае принимается представителями стран-протекторов.

Фактически такой механизм урегулирования уже заработал. Да это и неизбежно, иначе никакой нормализации не бывать.  В конце августа стало известно, что международная комиссия приняла по «плану Ющенко» общий документ по подготовке и проведению легитимных выборов в Верховный Совет ПМР и на основе этого документа перешла к практической реализации подготовки к выборам. Представляете, сколько бы лет  о таком документе договаривались Молдова с Приднестровьем? И никогда бы не договорились.

У приднестровских властей даже со своими гражданами договариваться  не получается. Так, представителя недавно созданного Союза негосударственных СМИ Приднестровья Н.Бучацкого не пустили на  пресс-конференцию Президента И.Н. Смирнова. Не получил аккредитации в Министерстве информации, куда заблаговременно обратился. Отфильтровали, в общем. Бучацкий – не единственный, кого не пустили. Боятся слов. А еще 15 лет назад эти люди со словом ходили против автоматов. Теперь выставляют автомат против слов – такие вот их превращения.

Тем не менее, вопрос Бучацкого до Президента был доведен. Он так звучал: «Как Вы относитесь к идее  внешнего управления Приднестровьем силами стран-гарантов и стран-посредников урегулирования приднестровского конфликта до полного урегулирования (международный протекторат)? Эта идея была высказана в Открытом письме дипломатам в газете «Человек и его права» № 29 от 24 августа 2005 г.»

И Президент ответил. Среди множества проблем он не мог ЭТУ оставить на пресс-конференции без внимания. Потому что – о сердцевине его власти. Он сказал: «Среди так называемых «оппозиций», есть уже и те, кто финансируется западными фондами, международными картелями и синдикатами, которые  заговорили о возможности внешнего управления страной. Они не многочисленны. И их позицию не разделяет абсолютное большинство населения нашей страны».

Вот так простенько перевел стрелки. Отрабатывают, мол, ребята свои тридцать сребреников.

При этом умолчал о судьбе несчастного инвалида Веры Григорьевны Коробки, которую ЕГО суды в ЕГО государстве фактически заморили голодом и довели до мученической смерти без обезболивающих лекарств. Он, конечно, видел  в газете страшные фотографии инвалида, приложенные к Открытому письму дипломатам. Вот такие и подобные им факты беззакония и произвола нелегитимной, неподконтрольной и несменяемой приднестровской власти легли в обоснование предложения о международном протекторате. А Президент вместо, прямо скажем, покаяния недостойно пытался вымазать грязью  тех, кто вынес «сор из избы»…

Всегда ли человек продается врагу, если говорит то, что кому-то не нравится? По логике Президента И.Н. Смирнова – всегда. Но ведь это не так. Некоторые отстаивают убеждения не только за свой счет, но даже за счет своей единственной жизни. Приднестровцам в 1992 году это было известно не понаслышке.

«Прорыв» кем финансируется? Да какое это имеет значение! Уверен,  там искрение  ребята и работают не за деньги, хотя  «Прорыв» и финансируется, и Президент Смирнов знает кем.

Если оставить в стороне неинтересный случай предательства за деньги, вопрос заключается в том, действуют ли (пусть даже и профинансированные) люди   в результате искреннего заблуждения или  по  адекватно понимаемой  ситуации. В «Прорыве»  действуют в результате искреннего заблуждения. Радченко действует по  адекватно понимаемой ситуации. Для него – осознанная необходимость. Хоть и опасная. «Не могу молчать». Но это и есть свобода. Потому Радченко не марионетка, хоть и заплеван со всех сторон (может, вспомним историю с его отзывом из депутатов?). А ребята из «Прорыва» не свободны, на веревочках, хоть и работают в режиме наибольшего благоприятствования. 

Ситуация в ПМР тяжела именно еще и потому, что огромное число людей здесь находится в состоянии искреннего заблуждения по поводу окружающей действительности, искусно  подпитываемого властями. Это не вина людей, а их беда. Такие люди не могут сделать  правильный выбор при голосовании и радостно голосуют против собственных интересов. А потом жалуются на жизнь проклятую. Вот почему необходим международный протекторат – для отрезвления.

Президент республики, имея под рукой целое министерство госбезопасности, не может не знать о беспочвенности обвинений в  подкупе оппозиционеров, потребовавших международного протектората над Приднестровьем… Я имею право так остро и обоснованно ставить вопрос, потому что это я являюсь автором идеи международного протектората. Писал о нем в статье «Неподсудный ответчик» за месяц  до Открытого письма дипломатам. Президент не мог не знать об этой статье – она его лично касалась, это он был назван «неподсудным ответчиком». Радченко и Бучацкий  лишь развили идею международного протектората,  обосновали известными им фактами и уже потому не могут обвиняться в реализации коварных планов их  нанимателей из синдикатов и картелей. Подобные обвинения правомернее адресовать мне. Пусть попробуют! Я не получаю  денег ни в Молдове, ни в Приднестровье вообще.

Интересно, а что при таком повороте  Президент И.Н. Смирнов может сказать о протекторате по существу? О причинах, побудивших ставить вопрос о протекторате? О горе и смерти инвалида В.Г. Коробки?

Нечего ему сказать. Вот он и молчит.

 

Из статьи Л. Леонова «Вопросы на ответы», «Человек и его права», 7.09.05 г.

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники