В общественное движение  «Народное Единство» поступает много вопросов в связи с заявлением, которое сделало общественное Движение, а именно: отправить Правительство Приднестровья в отставку на основании принятого им решения, а именно:не выплачивать в полном объеме зарплату работникам бюджетной сферы. Мы обобщили все поступившие на этот день вопросы и озвучили их депутату Верховного Совета ПМР, Председателю Общественного Движения «Народное Единство» Анатолию Дируну. 

- Анатолий Викторович, ОД «Народное Единство» выступило с заявлением, в котором  предложило Правительству ПМР подать в отставку после того, как главный исполнительный орган власти  республики принял решение не выплачивать зарплату бюджетникам в полном объеме. Расскажите, почему предложение об отставке Правительства не прозвучало после отчёта премьер – министра ПМР Т.М. Туранской в ВС ПМР по итогам деятельности Правительства в 2013 году?

- Давайте по порядку. Что касается отчета Правительства, здесь наша позиция остается ясной. Какой был смысл в десятый раз спрашивать премьера о незаконном Стабфонде, о расходах и слышать в ответ одни несуразности? Примеров этому масса. Это и ответы по автомобилям для чиновников (вопрос о пополнении автопарка дорогостоящими автомобилями) и ответ на вопрос по Стабфонду, который поступил в режиме ДСП и значит, не может быть мною обнародован и др. Знаю, что очень многие хотели бы, чтобы мы превратили это выяснение, в междусобойчик: Дирун – Правительство, Дирун – Президент. Этого не будет.

Другой вопрос, что об этих, так называемых, достижениях Правительства должны знать граждане нашей республики. Многие из них до сих пор и не подозревают, что с их платежей за газ, свет, тепло часть средств поступает в незаконный Стабилизационный фонд. Куда потом направляются эти средства можно только догадываться – достаточно хотя бы посмотреть на новый автотранспорт и жилье чиновников и многое становится понятно.

Что касается заявления об отставке Правительства, то причина его появления очень простая. Мы считаем, что в республике создан искусственный кризис, путём частичной выплаты заработанной платы бюджетниками, а именно: в размере 85%.

- На чем основывается ваше заявление?

- Отставка – это всегда конкретика. Отмечу, что история с Постановлением Правительства о выплате зарплаты не в полном объеме началась не 30 июня этого года, когда оно было принято, а намного раньше.

Так, месяц назад, 6 июня 2014 года Президент вышел в Верховный Совет с инициативами «О внесении изменений и дополнений в Закон ПМР «О республиканском бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и «О внесении дополнений в Закон ПМР «О бюджете Единого государственного фонда социального страхования на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». Он предложил создать некий резервный фонд для аккумуляции средств, которые будут направляться на выплаты зарплаты бюджетникам. По информации официальных представителей Президента – членов Правительства ПМР, в республике в настоящее время складывается ситуация, при которой может не хватить средств для выплаты заработной платы бюджетникам.

Обращаю ваше внимание на слова, что "складывается ситуация", т.е. она еще не наступила. Президент внёс свои предложения по выходу из этой ситуации, в режиме «Секретно». Самым вызывающим в этих предложениях было то, что меры, которые предлагались, были крайне радикальные: начиная с отказа выплат по ряду направлений и до сокращения финансирования социальных программ. В ВС ПМР состоялись очень серьезные обсуждения этих предложений. Что же касается нашей позиции, то мы выступили против принятия президентской инициативы в предложенном виде по ряду причин и эта позиция известна моим коллегам по Верховному Совету.

Первое, у нас нет, необходимой информации, на основании которой мы могли бы сделать выводы, что представленная Главой государства ситуация действительно требует радикальных решений, в том числе и создания резервного фонда. Я уже говорил, что без полного, всестороннего отчёта о деятельности Правительства в 2013 году невозможно представить реальное положение дел в экономике. Вот и в этот раз предложенная инициатива не содержала информации, на основании которой можно было бы сделать вывод, что требуются жесткие, радикальные меры. Нет, конечно, что – то дали, несколько графиков, но этого было явно не достаточно для принятия такого серьезного решения.

Второе, мы считаем, что нельзя такие серьезные решения обсуждать в закрытом режиме. Если в стране кризис – то необходимо прямо говорить людям об этом, а не ставить их перед фактом – что они не получат зарплату в полном объеме. Народ у нас мудрый, разберется что делать. Граждане должны знать, какие меры руководство республики собирается предпринимать для выхода из этой ситуации. И меры эти должны быть справедливыми по отношению ко всем гражданам республики: начиная с представителей МИДа и завершая учителями.

Отмечу, что в рамках второго чтения предложенных законопроектов, депутатским корпусом был подготовлен ряд поправок в этот документ. Со многими из них можно соглашаться или нет. Но в итоге было сделано главное – создан специальный фонд с указанием источников его пополнения с целью выплаты зарплаты бюджетникам в полном объеме. Однако, Правительство сразу поставило депутатов перед фактом – что будет выплачивать только 85% заработной платы, при том, что эта норма ранее не была  им заявлена и не обсуждалась.

Таким образом, сложилась абсурдная ситуация: Президент просит денег на зарплаты, ему эти деньги дают, в ответ же Правительство бюджетникам урезает  размер зарплаты.

Возникает вопрос, зачем Правительству понадобилось ломать комедию? Всем очевидно, что это решение Правительства о выплате только 85% зарплаты – незаконно. Этим вопросом должна заниматься Прокуратура. Конечно же, в такой ситуации делать вид, что ничего не произошло, мы не могли. Актив движения обсудил этот вопрос, и  было принято достаточно непростое решение – заявить о необходимости отправить Правительство в отставку.

- Анатолий Викторович, почему предложение Правительства рассматривалось и обсуждалось в режиме секретности? В последнее время данная структура власти очень часто использует именно эту форму. Почему?

- Если чем – то злоупотреблять, то любую форму можно довести до абсурда. Закрытый характер обсуждения, прежде всего, предусматривает вопросы, связанные с безопасностью государства, а также форс-мажорными обстоятельствами. В данном случае, закрытость обсуждения – это требование автора инициатив -  Президента. Представителям главы государства в ВС ПМР был задан вопрос: почему в таком режиме рассматривается вопрос? Последовал ответ от Правительства: не надо будоражить людей. Это временная и страховочная мера. Как говориться: без комментариев.

- Вы отметили, что кризис носит искусственный характер. Почему?

- Выплата зарплат – это первостепенная задача государства. И если чиновники не справляются с этой задачей – они должны уйти. Я считаю, что когда ставят вопрос по такой важной проблеме, то необходимо расставлять приоритеты и называть вещи своими именами. Кризис – значит кризис. Необходимо собрать средства из различных источников, и закрыть вопрос. А в нашей ситуации, когда уже не выплачивается заработная плата в полном объеме, крайне странно, что продолжают выделять деньги на строительство дорог, покупку авто, специальной техники и т.д.

Отмечу, что инициатива Президента поступила в «режиме законодательной необходимости», т.е. ее надо было рассматривать в первую очередь. Однако оперативно принятый ВС ПМР закон о создании специального фонда, по информации на сегодняшний день, так и не подписан. Напрашивается вывод: кому – то очень выгодно дестабилизировать ситуацию в республике и при этом активно ссылаться на то, что проблемы в Приднестровье вызваны в большей степени ситуацией на Украине, а не шагами предпринятыми руководством страны.

- С какой целью это делается? Кому выгодна социальная напряженность? 
Вижу два варианта. Первый - под шумок приватизировать ряд стратегических объектов. Технология очень простая. Создается социальная напряженность за счет невыплаты зарплаты или пенсий. К осени или ранее возникает вопрос, где взять деньги. Один из вариантов – это приватизация. Лакомых кусков осталось немного, например предприятия энергетической сферы (Дубоссарская ГЭС, и  т.д.). 

Второй - показать Российской Федерации как все плохо в республике и поэтому – «дайте денег!». Схема та же. 

Остальные версии, в том числе и с внешнеполитическим контекстом, каждый может додумать самостоятельно. Разве такое вообще может быть, скажете вы? Я тоже долго удивлялся, как можно в нарушении закона, призывать на военные сборы депутатов местных Советов или создавать незаконные структуры типа Стабфондов. Однако это уже происходит.  

- Как вы прокомментируете ситуацию с российской надбавкой к пенсии  (165 руб. ПМР)?

- Я не верю, в рассказы о том, что Россия не выделяет ПМР средства гуманитарной помощи  из – за того, что помогает украинских беженцев, которые спасаются от войны в России. На фоне того, что происходит с выплатами, заявлениям Правительства  уже мало кто верит. В этом вопросе есть два фактора: политическая воля руководства Российской Федерации о поддержке Приднестровья и персональное отношение со стороны РФ к людям, отвечающим в ПМР за целевое использование средств. Я убежден, что руководство России поддерживает Приднестровье. Подтверждает это – помощь, которую  Россия оказывает нашей республике по линии «Евразийской интеграции» и те объекты, которые строятся в нашей республике. Что касается персонального отношения, то рекомендую вспомнить ситуацию 2010 года. Напомню – тогда средства российской гуманитарной помощи впервые были заморожены, причина, якобы, была в непрозрачности использования средств гуманитарной помощи. И поверьте мне, личностный фактор как тогда играл, так и сейчас играет первостепенную роль. В тот период со стороны руководства ВС ПМР было приложено масса усилий для того, чтобы убедить российскую сторону возобновить этот проект.

Однако дыма без огня не бывает, и сегодня ряд фактов заставляют задуматься о целевом использовании средств российской гуманитарной помощи.  

Так, хочу обратить внимание на засекречивание Постановлений Правительства о расходовании гуманитарной помощи РФ, поступившей в конце 2012 года. Зачем это было сделано, с какой целью? Непонятно. И только 30 августа 2013 года Правительством ПМР Постановлением № 203 снимается гриф «секретно» с 4-х Постановлений Правительства ПМР о расходовании гуманитарной помощи РФ (Постановления № 130, 136, 138, 118).

Обращают на себя внимание также события, связанные с отсутствие дополнительного питания школьников в сентябре 2013 года. Финансирование, на эти цели выделяется также по линии российской гуманитарной помощи. В СМИ говорилось о том, что ведутся работы по изменению меню и т.д. Однако в конце сентября месяца 2013 года ВС ПМР в срочном порядке по требованию Правительства перечисляет средства в сумме 1 млн. евро технической помощи РФ, предназначенной для кредитования малого бизнеса и сельхозорганизаций на специальный счет Правительства. И уже с октября месяца питание в школах возобновилось.

- И всё же почему вы не обратились к Президенту с предложением решить эту проблему, а выступили с требованием отставки Правительства?

- Что касается исправления ситуации, то сделать эту работу необходимо безотлагательно. И все органы власти обязаны приложить максимум усилий в этом вопросе. Говоря об отставке Правительства, отмечу что, наше Правительство, к сожалению, воспринимается до сих пор как кабинет министров, который возглавляет Президент. Думаю, такое отношение было обусловлено тем, что это первое Правительство после реформы Конституции ПМР в 2010 году. Вместо того, чтобы сделать Правительство площадкой для объединения усилий в совместной работе Президента и Парламента, глава республики выбрал иной путь – путь давления, тотального контроля и кулуарных договоренностей. Очевидно, что такой подход оказался неэффективным. 

В связи с этим наше предложение об отставке Правительства – это шаг предлагающий изменить механизмы и принципы его формирования. А именно: назначение на государственные посты представителей различных партий и движений, общественности. Необходимо вернуть доверие граждан к работе Правительства. Иначе  проблемы не решить, продолжится бег на месте.  Напомню, что Президент с января 2012 года поменял более 10 членов Правительства, Глав государственных администраций, но ситуация в республике не улучшилась, а продолжает ухудшаться. Поэтому подбор кадров должен  происходить не с учётом критерия личной преданности главе государства, а с учётом профессионализма кандидата. В этом вижу первые шаги, с которых начнётся изменение ситуации к лучшему, начнётся продуктивная работа.

- В заявлении сказано, что  вы предоставите свои предложения – ряд антикризисных мер для выхода из сложившейся ситуации? Они касаются данного вопроса или ситуации в целом?

- Основной принцип нашего Движения: «Критикуешь – предлагай, предлагая – делай!». На протяжении всего периода мы неоднократно вносили предложения  в качестве законодательных инициатив. В данном случае заявление об отставке Правительства касается, конкретной проблемы, а именно – выплаты в полном объеме заработной платы. Поэтому наши предложения и усилия направлены на разрешение этого вопроса. Сразу отмечу, что многие предложения уже приняты Верховным Советом ПМР. И их вполне достаточно. Но со своей стороны мы добавим то, что считаем необходимым. Что касается более обширной программы то, она будет представлена, как и было запланировано, осенью.

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники