Приднестровье связывает свою судьбу с Россией

Интервью порталу «Интерфакс-Религия»

 

KOMMENT-PMRF3В истории Приднестровской Молдавской Республики имя архиепископа Юстиниана  (Овчинников Виктор Иванович) занимает особое место. 15 лет своей жизни и пастырского служения, важнейших в становлении биографии этого выдающегося  деятеля русской православной церкви,  он провел на Приднестровской земле (1995 – 2010). Это были также и важнейшие годы становления непризнанной республики, формирования основ  ее государственности и судьбы. Владыка Юстиниан внес свой  особый и заметный вклад  в то, чтобы наша республика состоялась. Может быть, это и не случайно, что с отбытием Юстиниана на службу в США и Аргентину, начались нестроения в нашем приднестровском доме, которые сегодня  реально угрожают его полным разрушением.

Предлагаем познакомиться с мнением  отца церкви о  приднестровском референдуме, состоявшемся 17 сентября 2006 г. Интервью было дано через неделю после референдума.  Оно опубликовано в автобиографической книге "По тропе воспоминаний" (2015 г.).

Редактор

 

ustinianВладыка, как бы Вы могли прокомментиро­вать итоги прошедшего в Приднестровье референ­дума, в ходе которого 97% жителей региона выска­зались за присоединение к России?

Мы должны признавать то самовыражение и волю народа, которые были нам представлены в ходе официального референдума. В Приднестровье во время голосования присутствовало очень много независимых наблюдателей, причем не только из России, но и из стран ближнего зарубежья, а также из Бель­гии, Франции, чему я сам был свидетелем. Этих наблюдателей нельзя заподозрить в какой-либо ангажированности руководством Приднестровской рес­публики, либо в поиске здесь личной выгоды для се­бя. Поэтому объективности их суждений можно дове­рять. Сам я, не имея собственных наблюдателей на пунктах голосования, как епископ должен исходить из того, что все проходило нормально, и это заключе­ние тем более гарантировано авторитетом междуна­родных наблюдателей.

Церковь, естественно, выступает за то, чтобы знать волю своего народа. Я, конечно, не хотел бы упоминать здесь лозунг "голос народа – голос Божий", поскольку ведь голос и мнение народа зачастую может быть разогрето и какими-то неразумными эмоциями. Однако всегда полезно узнать мнение людей, высказанное ими в спокойной обстановке.

Другое дело, что, на мой взгляд, для нас итоги референдума никакой особой роли не сыграли – ни в одну, ни в другую сторону. Нельзя сказать, что референдум оказался для нас каким-то эпохальным событием, которое что-то должно изменить в нашей жизни. Являясь гражданами Приднестровья, я и мое духовенство не забываем, что мы в то же время являемся клириками Кишиневско-Молдавской митрополии, которая есть часть Московского патриархата.

Можно ли сказать, что итоги референдума были для Вас предсказуемы?

В общем-то, да. Основная часть нашего населения проживает в городах, и мне знакомы их настроения. Естественно, что Приднестровье связывает свою судьбу с Россией. Это касается и родственных взаимоотношений, и выезда в Россию на работу людей, которые не смогли достойно трудоустроиться здесь. Все- таки большая часть симпатий населения, конечно, направлена в сторону России.

Причем это касается не только русских по происхождению, но также и молдаван. Потому что для молдаван общение с русскими часто бывает более легко и естественно. Ведь для молдаван старшего поколения само слово "румын" является даже чем-то нарицательным, синонимом определенного своекорыстия: те, кто жил здесь под румынами в 1930-1940- е годы, помнят отношение к ним румынских жандармов. Это далеко не анекдоты, когда румынский жандарм вешал посреди молдавского села свою шляпу на палку, и крестьяне-молдаване, возвращаясь с работы, должны были этой шляпе кланяться. Я слышал от людей старшего поколения в Молдавии такие слова: "мы хорошо знаем, каково это – есть хлеб из румынской руки". Поэтому все местные нынешние настроения были подготовлены еще в 1920-1930-е годы подобным чванливым отношением румын к своим братьям-бессарабцам.

Сейчас со стороны Румынии потребуется уже немало проявлений любви и симпатий, чтобы продемонстрировать, что они изменились, что Молдова при присоединении к Румынии не будет восприниматься как какая-то отсталая часть их великого госу­дарства. Это, на мой взгляд, большая внутренняя проблема.

Получается, что перспективы присоединения к Румынии по-прежнему остаются актуальной проблемой для граждан Приднестровья?

Если Молдова будет представлять доказатель­ства того, что это – суверенное государство, которое ни в коем случае не будет входить ни в какие проза­падные блоки и тем более не сольется с Румынией, тогда нам, наверное, есть смысл говорить об общем государстве. Я в данном случае, подчеркну, исхожу из позиции обыкновенного гражданина Приднестровья.

Но, к сожалению, в последнее время, о чем я мо­гу свидетельствовать, Кишинев не предлагает политических гарантий по самоопределению Приднестро­вья в том случае, если вдруг Молдова возжелает объ­единиться с Румынией. Я считаю это также показа­тельным моментом, хотя мне и говорят в ответ: "Вла­дыка, ну что Вы, мы и не думаем объединяться с Ру­мынией". Но если это действительно так, почему не зафиксировать это на уровне официальных докумен­тов? Если основная часть Молдовы во главе с Киши­невом уходит под Румынию, Приднестровью необхо­димо дать право самоопределиться. Однако я смотрю на многолетние переговоры по данной теме, и фик­сированных гарантий этого нигде не возникало.

Как, на Ваш взгляд, должны развиваться даль­нейшие события в Приднестровье, с учетом ре­зультатов референдума?

В данной ситуации, на мой взгляд, министерство иностранных дел России занимает очень верную позицию. Глава МИД, насколько я понял из его интер­вью, заявил, что российское отношение к референду­му очень спокойное, и данное событие даст больше оснований усадить обе стороны за стол переговоров. То есть в России к этому относятся именно так: необ­ходимы переговоры. Чтобы Кишинев все-таки более трезво ощущал чаяния народа Приднестровья и по­нимал, что с людьми, выражающими вот так свое мнение, необходимо разговаривать. Но если Кишинев смотрит только на Запад, то, простите, Приднестро­вье в этом случае будет смотреть только на Восток.

25.09.2006

 

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=i05

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники