KOMMENT-PMRF3Сегодня ПМРФ публикует сложный  материал о катастрофическом состоянии банковской системы ПМР. Даже в популярном изложении, который мы публикуем,  Отчет аудиторской проверки банков ПМР, видимо,  будет понятен не многим. В материале есть ссылка на полный текст аудиторского Отчета. Кто осилит популярное изложение и специалистам в банковской, финансовой сфере советуем обязательно ознакомиться с полным Отчетом. Поскольку в популярном изложении освещена лишь  часть вопросов о деятельности банков,  сосредоточивших финансы государства и вклады приднестровцев, которые в ближайшее время могут улететь в черную дыру банковских банкротств. Другие вопросы, не менее интересующие приднестровцев в связи с исчезнувшей валютой, курсом суворика, махинаций с пенсиями и зарплатами  бюджетников ("минус 30%"), с таинственным исчезновении из оборота сотен  миллионов рублей   и не менее таинственным появлении  этих миллионов ниоткуда  и т.п.,  остались за скобками популярного изложения, но следы ответов на эти вопросы содержатся в полном Отчете. Есть большая вероятность, что завершающая свой срок мандата  властная группировка Шевчука попытается, как она обычно делает, закрыть доступ к Отчету. Если это произойдет, если ссылка не будет работать, ПМРФ продублирует Отчет на сайте. 

Если вкратце  изложить суть вскрытых банковским аудитом смертельных для финансов Приднестровья проблем, то она будет выглядеть следующим образом.

Под болтовню о коварном Холдинге, под запуск гирлянд мыльных пузырей о грандиозных успехах властной группировки Шевчука, в банковской сфере ПМР при Шевчуке был образован пул доверенных, полностью контролируемых им банков (он назван в Отчете), опекаемый также подконтрольным ПРБ.  Нарушая  нормативы, эти банки занимались операциями, которые иначе как авантюрными назвать трудно. Пользуясь бесконтрольностью, безответственностью, непрозрачностью группировка Шевчука набивала финансовую систему ПМР воздушными деньгами, наращивая   реальные долги банков и долги банкам, которые достигли сотен миллионов рублей, сопоставимы с бюджетом ПМР, и которые фактически давно утопили банки, входящие в Шевчуковский пул. Вся эта афера держалась и пока держится, благодаря административным рычагам, она тут же лопнет, как только банками и к банкам будут предъявлены требования о погашении долгов.

Отдельная интересная тема связана с деятельностью так называемого ОАО "Бюро по управлению активами", которое по сути  является такой же фирмой-прокладкой,  как "Энергокапитал" или "НЭК", но только в сфере управления предприятиями как бы возвращенными в госсобственность (а на самом деле находящимися под временным управлением негосударственной фирмой-прокладкой в процессе передачи новому частнику из числа "своих") . Дробь барабанов по поводу "успехов" "возвращенных государству предприятий",  особенно в исполнении юного барабанщика Хоржана ("Средь нас был юный барабанщик, В атаку он шел впереди, С веселым другом барабаном, С огнем в большевистской груди" – из любимой пионерской песни) в свете аудиторского Отчета превращается в похоронный марш этой очередной аферы Шевчука. А за одним и в похоронный марш всей финансовой системе ПМР, поскольку, как указано в Отчете,"исходя из факта отсутствия полной и достоверной информации об источниках погашения задолженности перед ПРБ, с учетом неоднократной реструктуризации долга ОАО «Бюро по управлению активами» существует риск неисполнения обязательств ОАО «Бюро по управлению активами» в полной сумме задолженности 739 757 тыс. руб."

Вобщем, порулили, порезвились и повесили, в конечном счете, на государство смертельный долг в 740 млн. рублей.

Экономический обозреватель ПМРФ.

 

Банковская система Приднестровья может в любой момент обрушиться, как карточный домик

Под угрозой находятся вклады населения и вся финансовая система анклава

Аудиторская проверка, проведенная по решению Банковского совета Приднестровья в начале 2016 года, вскрыла финансовую несостоятельность четырех приднестровских банков – ЗАО АКБ «Ипотечный», ОАО «Эксимбанк», ЗАО «Тираспромстройбанк» и ЗАО «Банк сельхозразвития». В этих банках сосредоточено 70% вкладов населения республики, а также ресурсы государственных предприятий и учреждений. Вместе с тем крупные кредиты, которые центральный банк выдал этим коммерческим банкам, помогают временно скрывать масштабы проблем. Речь может идти о временной утрате платежеспособности или даже серии банковских банкротств. Стоит отметить, что с 90-х годов в Приднестровской Молдавской Республике банкротств банков не было. Вкупе с разыгрывающимся там валютным кризисом обрушение банковской системы может подорвать всю экономику республики, создать серьезные риски для безопасности региона.

В 2012 году Приднестровское государство выкупило  у банков проблемные активы на сотни миллионов рублей. Однако уже спустя 4 года у этих банков опять накоплен портфель мертвых долгов, отмечается существенное недоформированние резервов, регулярно нарушаются экономические нормативы. Не формирует должные резервы и сам Центральный Банк.
Результаты проверки заслуживают доверия. Аудитором была выбрана аудиторская фирма ФБК («Финансовые и Бухгалтерские консультации»). Компания по итогам 2015 года признана лучшей аудиторской компанией России в сегменте банковского аудита. По результатам проверки работы Центрального Банка Приднестровья за 2015 год аудиторская компания направила Банковскому совету специальный отчет. В отчете аудитор коснулся множества аспектов функционирования ПРБ (центрального банка Приднестровья). В том числе достаточно четко выделил вопросы взаимодействия с банками республики в рамках системы рефинансирования и регулирования банковской деятельности, управления золотовалютными резервами.
Исходя из информации, изложенной аудиторами, можно отметить следующее:

  1. Состояние банковской системы
  • Банки «Ипотечный», «Сберегательный банк», «Промстройбанк» и «Эксимбанк» в 2015 году допускали постоянные нарушения обязательных экономических нормативов, на что ПРБ реагировал только предписаниями. При этом сроки предписаний (сроки исправления нарушений) составляли до 2-х лет. Соответственно текущая финансовая отчетность этих банков содержит существенные искажения. Это, по мнению аудиторов, не позволяет ПРБ эффективно и оперативно реагировать на негативное развитие ситуации. Сам ПРБ некорректно оценивал в 2015 году риски на эти банки, размещая в них долгосрочные депозиты. О чем это говорит? Это говорит о том, что ПРБ не контролирует ситуацию в банковской системе и не выполняет функцию регулятора. Это привело к тому, что банковская система наплодила критическую массу мертвых долгов.
  • Исходя из оценки рисков, банк «Ипотечный» находится на грани потери финансовой устойчивости, что может уже в ближайшем будущем угрожать интересами вкладчиков и клиентов банка. Пожалуй, этот банк сильнее всего пострадал от отсутствия контроля со стороны ПРБ. Аудитор делает на его финансовом состоянии особый акцент.
  1. Операции ПРБ с банками Приднестровья
  • На 1 января 2016 года ПРБ разместил в банках Приднестровья кредитов на сумму более 605 млн. рублей. Все они размещены на длительные сроки, под проценты ниже ставки рефинансирования, ничем не обеспечены. То есть ПРБ, зная о проблемах в этих банках, размещал в них огромные по местным мерках средства.
  • При этом оценка рисков по размещениям в банках-резидентах производилась формально, без учета всего набора показателей. По мнению аудитора, оценки рисков по банкам-заемщикам существенно занижены, а общая сумма резервов на покрытие убытков по депозитам рефинансирования, исходя из адекватных подходов к оценке рисков, должная быть на уровне в 220 млн. рублей, что составляет почти треть от данных размещений.

   3.  Работа с проблемными долгами, накопленными в банковской системе

  • По состоянию на 01.01.2016 г. На балансе ПРБ находились требования в сумме 739 757 тыс. руб., которые сформировались в результате отражения долгов ОАО «Бюро по управлению активами» с рассрочкой платежа на 10 лет образовавшейся по сделкам уступки прав требований от ЗАО «Приднестровский Сбербанк» и ОАО «Эксимбанк». Исходя из факта отсутствия полной и достоверной информации об источниках погашения задолженности перед ПРБ, с учетом неоднократной реструктуризации долга ОАО «Бюро по управлению активами» существует риск неисполнения обязательств ОАО «Бюро по управлению активами» в полной сумме задолженности 739 757 тыс. руб.
С полной версией отчета можете ознакомиться в отдельном архиве
http://www.fayloobmennik.net/6547756
Здесь же хотелось бы остановиться на самых острых моментах, способных обрушить банковскую систему Приднестровской Молдавской Республики.
  1. Состояние банковской системы Приднестровья
В результате проведенных плановых и внеплановых проверок при выявлении нарушений соблюдения обязательных нормативов, валютного риска, в том числе недоформированных резервов ПРБ применял в основном две меры воздействия – предписание и повторное предписание с установлением сроков устранения нарушений до 2-х лет. Установление данных сроков не регламентируется никакими нормативными документами.
Исходя из анализа данных отчетности на 1 января 2016 года, были нарушены обязательные нормативы следующими банками:
  • ЗАО АКБ «Ипотечный» – норматив Н3 составил 82,03% при нормативном 30%. Вынесено предписание сроком исполнения до 31 марта 2016 года;
  • ОАО «Эксимбанк» – норматив Н3 составил 32,24%, при нормативном 30%. Вынесено предписание сроком исполнения до 24 марта 2016 года (в феврале 2016 года было исполнено). Помимо этого, нарушены все остальные нормативы в следствие недоформированного фонда риска – вынесено предписание сроком исполнения до 31 декабря 2016 года;
  • ЗАО «Тираспромстройбанк» (нарушал весь 2015 год) – норматив Н3 составил 39,66%, при нормативном 30%. Вынесено предписание сроком исполнения до 31 декабря 2016 года;
  • ЗАО «Приднестровский Сбербанк» не исполнял нормативы открытой валютной позиции, начиная с 29 января 2015 года, банку вынесено два предписания об исправлении норматива. Первое сроком до 31 декабря 2015 года не было исполнено. Второе сроком исполнения 31 декабря 2016 года также не исполнено.
По состоянию на 1 января 2016 года был недоформированы резервы по следующим банкам:
  • ЗАО АКБ «Ипотечный», вынесено предписание сроком исполнения до 31 декабря 2017 года;
  • ОАО «Эксимбанк», вынесено предписание сроком исполнения до 31 декабря 2016 года (в феврале 2016 года было исполнено);
  • ЗАО «Тираспромстройбанк», вынесены несколько предписаний сроком исполнения на 2016-2017 гг. Ни одно предписание не исполнено.
При осуществлении проверки ЗАО АКБ «Ипотечный» отмечаются:
  • Недоформирование резервов, обусловленное недостоверной оценкой финансового положения заемщиков, неверным определением категории качества кредитов, что приводит к наличию высокого кредитного риска и является индикатором рискованной кредитной политики банка.
  • Высокая концентрация кредитного портфеля банка на группе взаимосвязанных заемщиков при его низкой доходности в силу льготных условий кредитования
  • Наличие высоких рисков обеспечения кредитов, которые могут привести к тому, что в случае необходимости реализации предмета залога банк не сможет вернуть кредитные средства и компенсировать свои убытки в полном объеме.
  • Несоответствие капитальной базы ЗАО АКБ «Ипотечный» требованиям действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики, в том числе нормативных актов центрального банка.
  • Недостоверный расчет обязательных нормативов деятельности банка, который влечет за собой искажение информации об устойчивости банка на финансовом рынке.
  • Высокий уровень зависимости банка от привлеченных от аффилированных лиц банка, от отдельных категорий вкладчиков, наиболее подверженных панике при возникновении условий неблагоприятного развития событий в деятельности банка – удельный вес средств физических лиц в привлеченных ресурсах (ресурсной базе) ЗАО АКБ «Ипотечный» по состоянию на 1 января 2016 года составил 58,10%.
  • Ухудшение качества активов, приведшее к несоответствию капитальной базы требованиям действующего законодательства и потере ликвидности, указывает на серьезные проблемы надежности и финансовой устойчивости ЗАО АКБ «Ипотечный».
  1. Операции ПРБ с банками Приднестровья
В 2015 году ПРБ осуществлял рефинансирование банков-резидентов в форме размещения депозитов. Делалось это вероятно для того, чтобы просто обойти нормы нормативных актов – требования к размещению депозитов гораздо мягче, чем к размещению кредитов рефинансирования. В том числе отсутствуют практически все требования к получателям средств с точки зрения оценки рисков, а также отсутствуют цели размещения депозитов и требования к наличию обеспечения. При этом решения о размещении депозитов принимаются Председателем ПРБ единолично.
Согласно заключению аудитора, центральный банк осуществляет рефинансирование на основании заключения договоров о предоставлении кредитным организациям кредитов и депозитов. При этом, при отсутствии зависимости вероятности реализации кредитного риска от вида договора (кредитный или депозитный), нормативно закрепленные условия предоставления депозитов существенно отличаются от условий предоставления кредитов. По мнению аудитора, нормативными документами ПРБ должны быть установлены единые условия и порядки предоставления денежных средств кредитным организациям Приднестровья.
В 2015 году субординированные депозиты размещались в АКБ «Ипотечный», и обоснованием обращения в ПРБ за ресурсами являлась необходимость продолжать финансирование государственного предприятия – ММЗ, в целях бесперебойного функционирования завода – заявки от 21.10.2015 и 09.02.2015 на сумму 90 млн. рублей. Помимо этого, в данном кредитном учреждении был размещен краткосрочный депозит на сумму 30 млн. рублей на срок 364 дня по ставке 3,5% годовых. Необходимость обращения в ПРБ за ресурсами была обусловлена, по информации ЗАО АКБ «Ипотечный» (заявка от 19.08.2015) проблемами с ликвидностью, и необходимостью выполнять государственную программу по инвестициям в производственный цикл ММЗ.
Аудитор также отмечает, что ПРБ размещал депозиты в банках, которые нарушали нормативы в 2015 году, что допускается нормативными актами ПРБ.
Исходя из предоставленных данных, на 1 января 2016 года размещено депозитов на сумму 605,34 млн. рублей ПМР. Все депозиты необеспеченные. Цель – увеличение собственного капитала и поддержание ликвидности. Структура размещенных депозитов:
 
№ п/п Контрагент Договор Сумма депозита Ставка Дата возврата
1 ОАО «Эксимбанк»
(субординированный)
№148 3.10.2012 80 000 000 2 03.10.2022
2 ОАО «Эксимбанк»
(субординированный)
№156 21.08.2013 15 341 000 0,01 21.08.2018
3 ОАО «Эксимбанк»
(субординированный)
№161 25.02.2014 160 000 000 2 28.02.2019
4 ЗАО АКБ «Ипотечный»
(субординированный)
№157 30.08.2013 20 000 000 2 30.08.2018
5 ЗАО АКБ «Ипотечный»
(субординированный)
№167 06.08.2014 70 000 000 2 07.08.2019
6 ЗАО АКБ «Ипотечный»
(субординированный)
№169 13.02.2015 50 000 000 2 14.02.2020
7 ЗАО АКБ «Ипотечный»
(субординированный)
№171 22.10.2015 40 000 000 2 22.10.2020
8 ЗАО АКБ «Ипотечный» 2015 30 000 000 3,5 2016
9 ЗАО «Тираспромстройбанк»
(субординированный)
№158 03.09.2013 80 000 000 2 04.09.2018
10 ЗАО «Тираспромстройбанк»
(субординированный)
№165 22.05.2014 60 000 000 2 22.05.2019
Всего:     605 341 000    
Общая сумма размещенных на 1 января 2016 года субординированных депозитов в данных банках составляет:
  • ОАО «Эксимбанк» – 255,3 млн. рублей (собственный капитал банка на 1 января 2016 года составил 217,5 млн. рублей).
  • ЗАО АКБ «Ипотечный» – 210 млн. рублей (собственный капитал банка на 1 января 2016 года составил 120,8 млн. рублей).
  • ЗАО «Тираспромстройбанк» – 140 млн. рублей (собственный капитал банка на 1 января 2016 года составил 127,19 млн. рублей).
  1. Финансовое состояние банков-заемщиков
Для отнесения банков к той или иной группе риска ПРБ использовались исключительно расчетные показатели, представляемые коммерческими банками с учетом вынесенных самим ПРБ предписаний с продолжительными сроками устранения допущенных нарушений. По мнению аудиторов, принятие коммерческими банками вынесенных предписаний в качестве основания для не отражения в отчетности реальных показателей деятельности, несет в себе риск искажения отчетности и неадекватной оценки деятельности коммерческого банка.
Таким образом, аудитор делает вывод о том, что в связи с наличием фактов, не учтенных, согласно внутренним процедурам и методикам ПРБ в процессе формирования профессионального мнения, оценка кредитного риска на 1 января 2016 года не отражает реальные риски от возможной потери кредитных ресурсов.
Финансовое состояние банков по состоянию на 1 марта 2016 года для целей создания резервов должно быть оценено следующим образом:
  • ЗАО «Банк сельхозразвития» – неудовлетворительное (4 группа);
  • ЗАО «Тираспромстройбанк» – неудовлетворительное (4 группа);
  • ЗАО АКБ «Ипотечный» – сомнительное (3 группа);
  • ОАО «Эксимбанк» – сомнительное (3 группа).
Аудитор делает вывод, что подходы ПРБ к оценке кредитного риска, согласно внутренним нормативным актам, не в полной мере соответствуют принципам формирования оценочных значений, принятым в международной практике.
По оценкам аудиторов, исходя из международной практики формирования резервов по кредитным рискам, финансовое состояние ЗАО АКБ «Ипотечный» оценивается ими как «плохое», обслуживание долга ЗАО «Банк сельхозразвития» оценивается не лучше, чем «среднее», а величина резерва должна составлять 222 166 тыс. рублей, или 32% от портфеля кредитов банков.

  4. Работа с проблемными долгами, накопленными в банковской системе

По состоянию на 01.01.2016 г. требования ПРБ в сумме 739 757 тыс. руб. (на 01.01.2015 г. 739 756 тыс. руб.) сформировались в результате отражения дебиторской задолженности ОАО «Бюро по управлению активами» с рассрочкой платежа на 10 лет  (Соглашение №103 от 25.12.2012 г.) образовавшейся по сделкам уступки прав требований от ЗАО «Приднестровский Сбербанк» и ОАО «Эксимбанк».
В течение 2015 года дебиторская задолженность перед ПРБ в соответствии с установленным графиком рассрочки платежа ОАО «Бюро по управлению активами» не погашались. В течении 2015 года график погашения задолженности неоднократно пересмотрен. В соответствии с Дополнительным соглашением от 27.03.2015 г, и Дополнительным соглашением от 22.09.2015 г. погашение долга в 2015-2016 годах производится не поквартально равными частями в размере 23 177 тыс. руб., а в течение всего 2016 года в размере 102 640 тыс. руб.
Согласно внутреннего регламента, оценка величины риска возможных потерь по дебиторской задолженности государственных структур не предусмотрена, а резерв по данному активу формируется в размере 1%.
По мнению аудитора, для адекватной оценки вероятности неисполнения, либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств с рассрочкой платежа необходима оценка финансового положения контрагента, которая должна производиться, исходя из оценки влияния факторов риска, выявленных в результате анализа финансовой отчетности контрагента, прочей финансовой и нефинансовой информации деятельности конечных заемщиков.
Таким образом, исходя из факта отсутствия полной и достоверной информации об источниках погашения задолженности перед ПРБ, с учетом неоднократной реструктуризации долга ОАО «Бюро по управлению активами» существует риск неисполнения обязательств ОАО «Бюро по управлению активами» в полной сумме задолженности 739 757 тыс. руб."  
 
 
Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники