ДУМАЙ, ИЗБИРАТЕЛЬ, ДУМАЙ…
ПРОШЛО 28 лет с того дня, как народ Приднестровья впервые избрал Верховный Совет республики. За это время мы не раз выбирали своих представителей в высший законодательный орган, причём частенько отдавали предпочтение одним и тем же людям. И всего через год мы с вами в седьмой раз пойдём на выборы. В преддверии этого события предлагаем читателям ещё раз подумать о роли ВС ПМР в жизни республики и проанализировать, как изменился орган законодательной власти за эти годы. Для этого в календаре есть хороший повод – 29 ноября, день образования Верховного Совета ПМР.
ИТАК, Верховный Совет ПМР первого созыва состоял из двух палат: законодательной и представительской. Явка на тех выборах была внушительной – 81 процент. Да и население республики было тогда без малого 730 тысяч человек. Их интересы представляли 60 парламентариев. 21 из них были работниками промышленности, строительства, транспорта и связи, 16 – государственных и общественных организаций, 13 – непроизводственной сферы, 12 – сельского хозяйства, пятеро представляли рабочий класс. Основная масса народных избранников, 44 человека, были в возрасте до 50 лет.
Сегодня в составе Верховного Совета – 43 депутата. Они представляют интересы 475 тысяч человек. На выборах ВС шестого созыва явка избирателей составила 47 процентов. Большая часть депутатов – старше 50 лет или в шаге от этого порога. При этом некоторые из них получали депутатский мандат по три, а то и по четыре раза. А многие до избрания в ВС ПМР обладали депутатскими мандатами местных Советов. Весь нынешний состав ВС занимал или до сих пор занимает руководящие посты или директорские кресла в частных или государственных структурах. Некоторые депутаты – обладатели собственного бизнеса.
Как видите, Верховный Совет ПМР за 28 лет здорово изменился по всем параметрам. Да и доверие избирателей к нему, судя по результатам явки, пошатнулось. Кроме того, соотношение количества депутатов и населения республики тоже изменилось. Если раньше на одного депутата приходилось 12 тысяч с лишним человек, то сейчас – около 11 тысяч. То есть чтобы удерживать давнюю планку представительства, то количество округов необходимо сократить как минимум на один.
Теперь о статусе народного депутата. Соответствующий закон появился в республике только в 1996 году. С тех пор он претерпел множество изменений. Были уточнены отдельные понятия, более чётко очерчены права и полномочия депутатов. Кроме того, народные избранники получили возможность работать на постоянной основе в Верховном Совете или совмещать депутатские обязанности с основной работой. При этом профессиональные депутаты получают ежемесячно оклад и надбавки к нему, а совместители денежное вознаграждение за то время, которое потратили на депутатскую деятельность. Плюс всем нашим избранникам возмещаются затраты, которые возникли в ходе исполнения ими депутатских обязанностей: на транспорт, на аренду жилья, на услуги связи и так далее.
К слову, в законе о статусе депутата 1996 года было указано, что использование народным депутатом своего статуса в ущерб интересам государства, общества, граждан и их объединений недопустимо. В нынешней редакции закона такой формулировки нет.
Изменились и границы депутатской неприкосновенности. Например, по закону 1996 года депутата нельзя было привлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, убеждение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата. Исключение составляли случаи, когда он допускал нарушения, за которые законодательство предусматривало ответственность. Теперь никаких исключений – депутата привлекать к ответственности нельзя.
Кроме того, ранее согласие Верховного Совета необходимо было лишь на обыск, задержание и арест депутата ВС. Сейчас это согласие требуется на передачу уголовного дела в отношении народного избранника в суд, на задержание, арест и обыск экс-депутатов. А также – на допрос народного избранника об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его депутатских обязанностей.
Финансовые гарантии для парламентариев тоже изменились. В 1996 году было установлено, что они имеют право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и на 75-процентную скидку на путёвку для несовершеннолетнего ребёнка. Теперь льгота в 75 процентов на оплату санатория есть уже у самого депутата. Причём она предоставляется на лечение не только в здравницах Приднестровья, но и в странах СНГ.
Позаботились депутаты и о своей пенсии. Законодательно они установили, что её размер не может быть меньше 75 процентов от среднего заработка депутата ВС, работающего на постоянной основе. Такого положения в законе 1996 года не было. Ещё 22 года тому назад надбавки к депутатскому окладу составляли 70 РУ МЗП, теперь – вдвое больше, 140.
Так сколько же тратит народ на содержание своих слуг? За шесть месяцев этого года из республиканского бюджета на деятельность Верховного Совета было потрачено почти 8 миллионов рублей, то есть почти на миллион больше, чем за тот же период прошлого года*. Из них около пяти миллионов ушло на выплату зарплат, полмиллиона – на расходные материалы, 400 тысяч – на содержание автотранспорта, ещё полмиллиона – на представительские расходы. По всем этим статьям увеличение составило около 200 тысяч. Ещё депутаты потратили чуть больше 300 тысяч на служебные командировки за пределы республики (+150 тысяч), 95 тысяч – на денежные компенсации (в 2017 году этих выплат не было вообще), 110 тысяч – на оплату услуг связи (-30 тысяч), почти 100 тысяч – на издательские услуги (+30 тысяч).
Плюс затраты на повышенные пенсии депутатам, доплаты за награды и ещё множество других расходов, точное количество которых просто невозможно подсчитать. Поскольку они учитываются в отчётах разных ведомств, к которым иногда нет свободного доступа.
Возможно, кто-то скажет: зачем считать деньги в чужих карманах? Вот только это наши с вами деньги, которые мы платим в виде налогов. И мы надеемся, что все эти преференции и льготы помогут депутатам образцово выполнять свои обязанности и вести республику к процветанию. А что на деле? Только слепой не увидит, что за эти 28 лет Приднестровье из страны с богатым промышленным потенциалом и развитым сельским хозяйством превратилось в руины, на которых доживают свой век пенсионеры и перебиваются с хлеба на воду бюджетники. В то же время власть имущие строят замки, разъезжают на дорогих машинах, отдыхают на заграничных курортах и основывают клубы для богатых. При этом в Приднестровье практически нет среднего класса, который составляет основу экономического благополучия почти всех цивилизованных стран.
Тогда возникает закономерный вопрос: чьи интересы представляют слуги народа из Верховного Совета, если их решения из года в год приводят к обнищанию этого самого народа? При этом мы с вами продолжаем доверять одним и тем же лицам, руководствуясь нехитрыми житейскими принципами вроде «эти себе уже нагребли, теперь и о нас подумают». Вот только польза от этой логики выходит исключительно депутатам и крупным бизнесменам.
На пользу власть имущим идёт и другой принцип, по которому живёт народ: с паршивой овцы хоть шерсти клок. Вооружённый этой мудростью народ отдаёт предпочтение тем кандидатам в депутаты всех уровней, которые красят скамейки, раздают продуктовые наборы и ставят двери в подъездах. Потом же большинство из этих людей, выбранных в депутаты, забывают о том, что должны вести село, город, страну к процветанию. Главное, периодически краску на избирательный участок завозить и красочно рассказывать о своих благодеяниях в средствах массовой информации и социальных сетях. Даже если благодеяния эти имеют сомнительную ценность для избирателей.
В ОБЩЕМ, как ни крути, а винить нам за нынешнюю жизнь некого. Только себя. Потому что это мы из года в год верим пустым обещаниям, радужным отчётам и интернет-болтовне власть имущих. А может, всё дело в том, что мы не чувствуем на своих собственных карманах, во сколько им обходится вся эта депутатская краска-краса? Может быть, если бы зарплату и все преференции депутату оплачивали именно его избиратели, то люди внимательнее относились бы к выбору. И требовали бы от своих избранников не пускать нам пыль в глаза, а заниматься конкретными делами. Борьбой с коррупцией. Разработкой справедливых законов. Эффективным контролем за деятельностью правительства. Реальным развитием экономики. Повышением уровня жизни не только депутатов, а и всех приднестровцев.
КАК БЫ там ни было, но через год в стране пройдут новые выборы. Судя по обывательским разговорам, многие приднестровцы уже напрочь не верят, что воля народа может повлиять на ситуацию в стране. И депутаты нынешнего Верховного Совета уже позаботились, чтобы даже эти протестные настроения не помешали выборам состояться. Они просто законодательно отменили порог явки. Так что если даже один-единственный человек придёт на избирательный участок, выборы будут признаны состоявшимися. Такая вот будет победа демократии.
Поэтому идти на выборы надо. Где ставить галочку? Там, где подскажет не только сердце, но и прежде всего, голова. При отсутствии достойной, на ваш взгляд, кандидатуры необходимо голосовать против всех. Так вы продемонстрируете желание коренным образом изменить не только состав Верховного Совета, но и принципы депутатской работы. А инертность избирателей, наоборот, сыграет на руку тем кандидатам, которые идут во власть только для того, чтобы лоббировать собственные интересы или интересы хозяина.
Думай, избиратель, анализируй. Ты через год будешь выбирать своё будущее. Настоящее ты уже… Слово бы меткое подобрать…
* Все последующие цифры даны в том же сравнении
Юлия ВЛАСЮК
Источник: газета "Добрый день" (г. Рыбница), №48 (12.736), 29.11 – 5.12.2018
Приложение
На сайте Верховного Совета ПМР опубликована сводная таблица расходов госбюджета (по разным статьям), запланированных на 2018 г. Вот некоторые сравнительные данные по запланированным расходам (некоторым статьям) трех основным управленческих бюджетопоедателей (руб. ПМР).
Расходы по статьям |
Верховный Совет ПМР |
Администрация Президента ПМР |
Правительство ПМР |
Всего |
16 326 623 |
19 120 089 |
6 526 597 |
Оплата труда |
10 159 830 |
7 686 989 |
3 847 312 |
Текущие расходы |
15 482 508 |
17 272 724 |
6 106 597 |
Товары и услуги |
14 861 855 |
17 248 847 |
6 097 597 |
Обмундирвание и мягкий инвертарь |
- |
12 487 |
- |
Автотранспорт |
1 041 226 |
1 773 289 |
346 227 |
Командировочные |
116 750 |
676 610 |
345 000 |
Представительские расходы |
600 000 |
1 600 000 |
165 000 |
Денежные компенсации |
620 653 |
23 877 |
9 000 |
При этом в колонке Верховный Совет ПМР указаны расходы без учета финансирования Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека, т.е. только финансирование депутатской деятельности. По колонке Правительство ПМР указаны расходы только на функционирование Правительства ПМР без расходов на содержание аппаратов министерств, Госслужб, финансовых и налоговых органов, органов статистики, Фонда госрезерва и расходов на общегосударственное управление (в общем, тех, кто реально пашет). То есть в таблице отражены фактически расходы на высшие персоналии и их деятельность (депутаты, президент, руководство правительства).
Как видно из приведенной таблицы, содержание одного человека, который называется Президент ПМР, обходится бюджету, т.е. народу, налогоплательщикам, больше, чем содержание Председателя правительства со всеми его заместителями, больше, чем содержание 43 депутатов высшего законодательного органа страны. При этом у Президента ПМР фактически нет своей сферы деятельности, все его функции дублируют деятельность той или иной ветви власти. У него в силу непризнанности ПМР нет даже такой "фишки", как принятие верительных грамот послов иностранных государств. В свое время Конституционный суд ПМР определил, что Президент ПМР не входит в конституционнную систему разделения властей.
С 2013 г. "ПМРФ" неоднократно поднимал вопрос о сомнительной необходимости продолжения существования в ПМР института президентской власти (при наличии института Правительства ПМР, появившегося в 2012 г.). Этот институт президентства имел право на жизнь во времена И. Смирнова, когда Президент республики являлся и Главой исполнительной власти. Сранный крен произошел: когда страна была побогаче, мы экономили на совмещении постов Президента и Главы Правительства. Когда мы стали нищими, у нас эти два товарища получили раздельное питание. Сегодня в связи с бедственным положением госказны, с огромным дефицитом бюджета, в условиях, когда ПМР фактически является страной банкротом, вопрос об упразднении института президентства получает дополнительные весомые основания, особенно если еще посмотреть на "результативность" работы этой структуры. Нас что, признали?
Думай, избиратель, думай…