Уже несколько дней ПМР живет в условиях военного положения, объявленного Украиной в пограничных с Приднестровьем Винницкой и Одесской областях.
28 ноября в день введения военного положения у Президента ПМР В. Красносельского состоялось заседание Совета безопасности. Официальный сайт Президента ПМР никакой информации по этому поводу не выложил.
В тот же день МИД ПМР разместил небольшое сообщение, в котором говорится, что "в ходе заседания был согласован план действий в сложившихся условиях. В частности, было принято решение о создании координационного центра по мониторингу и реагированию на возможные изменения обстановки". Было сообщено, что пока ситуация носит стабильный характер и размещен телефон круглосуточной горячей линии 0 800-22-800, куда предлагалось обратиться в случае возникновения сложностей при пересечении приднестровско-украинской границы и на территории Украины.
Продолжения этой темы на сайте МИД не последовало.
Выступая 29 ноября 2018 г. на Совещательном собрании первых приднестровских депутатов, Президент ПМР свой анализ внешнеполитического положения начал с Молдовы, с "движения навстречу друг другу" и прочего, а не с ЧП на границах ПМР, не с военного положения. О нем он сказал буквально следующее: " Вот сейчас введено военное положение в соседних областях. Мы смотрим за ситуацией, наблюдаем, анализируем и будем действовать по ситуации. Как ситуация будет складываться. Как ситуация будет складываться, наверное, трудно даже предположить. Все может быть. Вот все может быть. Поэтому надо быть готовым ко-все-му".
Вобщем-то, сказано прозрачно и понятно: вот все может быть. Однако готовы ли уже наши власти ко всему? Или все еще только готовы к тому, что надо готовиться ко всему?
1 декабря, 18.00. Звоню на телефон горячей линии.
- Здравствуйте, это телефон горячей линии Министерства иностранных дел ПМР?
- Нет, это УВД ПМР.
- А на сайте МИДа это указано как телефон горячей линии в связи с введением военного положения на Украине.
Вопрос №1. Почему звонки о проблемах военного положения на границах двух государств принимает дежурный милиционер, а не работник МИДа? Работник внутренних дел, а не международных? Допустим, решили использовать существующую круглосуточную телефонную линию милиции. Но почему там не посадили работника из МИДа отвечать по вопросам военного положения? Все-таки в международных делах есть своя специфика, свои методы разрешения вопросов, свои каналы, средства влияния на ситуацию, или нет? А если нужно будет мгновенное реагирование на звонок? Что, реагировать должен милиционер, специалист по внутренним делам? Или он тут же должен начинать звонить в МИД, что-то узнавать. Зачем в такой сложной ситуации нам это промежуточное звено? Беспечность какая-то.
Спрашиваю о своей ситуации. Вот хочу завтра поехать в Одессу, говорят, россиян не пускают, возрастом от 18 до 60 лет. Как там обстановка в Кучургане?
Ну, откуда милиционер может знать об обстановке на границе? Соответствующий ответ: рекомендовано отказаться от поездки.
Спрашиваю: а вообще звонят люди, есть проблемы? Вот сегодня сколько было звонков?
Ответ: звонят, конечно. Вот один позвонил, прилетел из Греции в Одессу. Его заворачивают, не пускают. С российским гражданством. Сегодня пока никто не звонил, вы первый.
- Так, может, мало кто еще знает про этот телефон, про горячую линию? Может, стоит об этом пошире на телевидении показывать, в интернете тоже?
Предлагаю дежурному передать по начальству такое предложение. На сайте в интернете, того же МИДа ПМР, открыть страничку, на которой в хронологическом порядке вести краткую запись содержания звонков по проблемам военного положения, и как реагировали власти ПМР, какие людям давали советы, и что вообще предпринято, и каков результат. Будет полная картина того, что происходит. Это поможет людям сориентироваться в ситуации без дополнительных звонков по горячей линии. Вопросы ведь, в основном, однотипные, если они только не касаются конкретной острой ситуации. А так, эти вопросы в этом УВД и умирают, особенно если там ничего острого.
- Да знаете, – отвечает дежурный милиционер,- все думают, что это ерунда, пиар Порошенко перед выборами.
Беспечность поразительная!
С одной стороны, Президент говорит: надо быть готовым ко всему. И правильно говорит. А с другой, поручили милиции дополнительную работу, вообще не их профиля, и за четыре дня военного положения никакого анализа, никакой фактуры, фактически никакого беспокойства.
За пределами Приднестровья обеспокоены возможным развитием событий именно в Приднестровье (см. приложение), потому что все понимают, что какие-то военные действия Украины против России несерьезно даже обсуждать. А вот в Приднестровье такие действия вполне возможны. И они, в случае определенных конфигураций процессов в конфликтном регионе и вокруг него, в частности реакции Запада, могут принести Украине важное улучшение стратегической обстановки на российском направлении. При этом существование ПМР в той или иной форме прекращается.
Из множества сценариев, как может развиваться обстановка в Приднестровье, в том числе, сценариев глухой блокады, я хотел бы остановиться на двух.
"Простой" вариант: Украина действует одна. В этом случае она может оккупировать Приднестровье в течение 3-х часов. В то время, как российская "ответка" может появиться только через 3-5 дней. За эти 3-5 дней в Приднестровье могут произойти необратимые изменения обстановки. Особенно если сюда хлынут подразделения типа пресловутого "Азова".
Правда, специалисты утверждают, что такой 3-5 дневной форы у украинских частей не будет. Они говорят: "От ближайшего аэродрома ВКС РФ до Тираспольского аэродрома 347 км. Время подготовки с нуля Су-34 примерно 18 минут. 6 истребителей-бомбардировщиков будут в районе середины ПМР, там, где мост Гура Быкулуй (самое удобное место для нападения с обеих сторон) через 27-30 мин. Время прибытия ближайшего к аэродрому ВКС РФ батальона десантников и их загрузка с техникой в транспортные самолёты – 40 мин. Затем взлёт и высадка или десантирование, ещё 40 мин. Вот и всё. Примерно так. За эти 2 часа, во-первых, большой вопрос, сумеют ли украинцы разрезать ПМР пополам и выйти к мосту. Во-вторых, по всем законам, Украина нападёт на территорию Молдовы. Или что, Молдова даст им тайное разрешение? У России большая хромота с политиками, а не с военной разведкой. Кстати, во время выборов, когда Шевчука убрали, здесь именно военная разведка присутствовала, в том числе, и спецназ ГРУ. Как появились и как потом растворились… работа у них такая."
На это возражают другие специалисты: "Согласен с вашей оценкой времени реагирования военспецов и с выводом о большой хромоте политиков. Удивляюсь только, почему вы первое со вторым не связали, когда свои расчеты строили. Конечно, десант сюда может долететь за час, но команду он будет ждать как раз пару-тройку дней. Кроме того, не уверен, что это будет воздушный ответ. Нельзя будет обеспечить достаточного количества сил по воздуху, в условиях, что предстоит пролетать над территориями, где введено военное положение, и что у Украины есть еще зенитные ракеты. Очень рискованно – не долетят просто. Как стало известно, Украина усиливает свои силы ПВО в Одесской области дополнительными зенитными комплексами С-300. Скорее всего, это может быть морской десант в Одессу или в Ильичевск (Черноморск), большими силами и с большой, подавляющей все техникой (танки, БМП и т.п.). Но и в этом случае они не поспеют ранее трех дней (погрузка, морской переход, разгрузка, боестолкновения) Кроме того, сутки-двое будут решать: по воздуху или по суше. По суше предпочтительнее, поскольку решится вторая важная задача – по Одесской области и по окончательному деблокированию ПМР. Сразу можно будет понять: если десант будет в Одессу, то ставится задача по Одесской области и деблокированию ПМР, если в Черноморск, то задача будет локальная – только вытеснение вторгнувшихся в ПМР частей".
Кстати говоря, в приложении (ниже) всем известный по Донецкому сопротивлению Гиркин (Стрелков) и его собеседники также склоняются к морскому десанту.
Тяжелый вариант. Теперь представим, что гипотетический вопрос о Молдове ("она что, даст Украине тайное разрешение?") становится не только реальностью, но и молдавские силы будут принимать участие в оккупировании Приднестровья. Молдова не тайно, а открыто даст согласие на действия Украины в Приднестровье, которое в Кишиневе считают своей территорией. Интерес у Молдовы тут вполне понятный: раз и навсегда покончить с этой занозой – ПМР, причем руками Украины. Молдова может пиариться при этом в качестве неких наблюдателей, полицейских сил, охраной военных складов Колбасной, миротворцев – чтоб не сильно на их территории, как они всегда считают, людей убивали, ну как бы сдерживающим Украину фактором. Молдавский премьер П. Филип уже заявил: "Мы поддерживаем Украину. Российская армия представляет угрозу и для нас."
Для России это очень сложный вариант, если придется выдавливать из Приднестровья молдавские части или украинские, действующие с разрешения Молдовы. Россию в этом никто не поймет и не поддержит, особенно после того, как российские официальные лица три десятка лет заявляют о признании территориальной целостности Молдовы. Если Молдова встрянет (В. Красносельский: "Надо быть готовым ко всему"), то Россия, скорее всего, не рискнет вообще встревать в приднестровский рейд двух сейчас практически обо всем всегда договаривающихся соседей – врагов ПМР (особенно на фоне потери доверия к приднестровским властям), или ограничится операцией по вывозу российских военных и имущества из Тирасполя-Бендер под присмотром какой-нибудь международной миссии. Свои стратегические интересы в регионе, как сегодня всем понятно, Россия предполагает сохранить через Президента Молдовы И. Додона, меняя политический режим в Кишиневе и фактически поставив крест на приднестровских властях и на Тирасполе.
Вряд ли Украина упустит такой шанс – договориться с Молдовой о крышевании Кишиневом операции украинцев в Приднестровье и тем самым обеспечить успех.
В ближайшее время станет понятно, будет ли преодолен возникший кризис дипломатическим путем или нет. Если нет, то приднестровские сценарии через три-четыре недели вполне могут реализоваться.
А готовы ли мы к такому развитию событий, это еще вопрос. Может быть, это и не беспечность вовсе наших властей, а совпадает с их реальными, а не декларированными планами насчет будущего ПМР в составе Молдовы? Двигаясь навстречу друг другу…
Лев ЛЕОНОВ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игорь Стрелков: "Следующий удар Украина нанесет по Приднестровью!"
От Керчи – к блокаде Приднестровья
1 отзыв
ИИ пишет:
02 Дек 2018
Между личностями "с тихой грустью" и буйно помешанным. Такое вот интересное положение.