На вопросы корреспондента ПМРФ отвечает российский и приднестровский политолог и журналист Л. Леонов.

1. ОСНОВНАЯ ИНТРИГА МОМЕНТА

- Лев Александрович, сегодняшняя обстановка в Приднестровье характеризуется многослойностью, многовариантностью и в большей мере непредсказуемостью, чем раньше. Что или  какое событие, на ваш взгляд, претендует на  главную интригу текущего момента?

- Основная  интрига текущего момента – когда произойдет окончательный коллапс экономики ПМР и сопутствующий этому потрясению явный или опосредованный народный бунт.  Произойдет ли он до выборов или после выборов президента. В зависимости от этого срока  мы будем иметь то или иное Приднестровье.

Все основные действующие в Приднестровье силы знают об этом неминуемом коллапсе экономики, учитывают его в своих планах, строят варианты действий  в зависимости от момента "Дня икс". Их подготовительные маневры и страховочные мероприятия в это смутное время хорошо прочитываются, позволяя приоткрыть их точку зрения на дату "Дня икс". И получается так, что и та и другая сторона, президент и его главный противник, исходят из того или надеются, что "День икс" произойдет еще до выборов.  

С одной стороны, потому, что президенту такое развитие событий выгодно, как и всякие другие катастрофические, не дай бог, события до выборов, которые позволят ему ввести чрезвычайное положение, приостановить действие конституции, отменить президентские выборы и тем самым продлить свою власть. Его действия и высказывания свидетельствуют о создании необходимого подготовительного фона и даже о желательности приблизить эти катастрофические поводы.

В частности, всякие антивоенные приготовления с  выдумыванием возможных  угроз с Востока и с Запада, под которые он, якобы, в 2015 г. создавал резервы, лишая приднестровцев трети пенсий и зарплат. А ничего не произошло, угрозы как-то  рассосались.  И якобы зарезервированные деньги можно было  вернуть  пенсионерам. Что было бы, конечно, нелепо, если бы угрозы имели место  всерьез.  

Другой пример, это весеннее искусственное обострение валютного кризиса, все эти разговоры и полумеры о девальвации "суворика", эти указы о регулировании валютных торгов, взвинтивших ажиотажный спрос в такой степени, что пришлось отрабатывать назад, так как, видимо, необходимые структуры и условия еще не были отмобилизованы в такой степени, чтобы уже весной справляться с рукотворным кризисом, т.е. сделать его управляемым. Президент тогда взял паузу на два месяца, и сегодня мы наблюдаем новый оживляж в этом направлении. Он четко датирован Посланием президента к народу и особенно пресс-конференцией по итогам оглашения Послания.

С другой стороны, главный противник президента, предлагая правительству (то есть, разумеется, президенту) свой безжалостный почти 400-миллионный кредит (и справедливо безжалостный к такому никчемному руководству!)  на выплату долгов бюджетникам и пенсионерам, тоже исходил из того, что "День икс" произойдет до выборов и что курс "суворика" взлетит и разовьется, даже официально,  в полтора-два раза. Именно поэтому кредит был привязан к долларовому  формату,  возврат долга планировался по курсу доллара на дату возврата. Отличная финансовая операция: дал 400 млн., вернет номинальных 600-800 млн., ничего не потеряв на девальвации.  Именно поэтому момент возврата был продиктован кредитором – октябрь, а после просьб правительства со скрипом был передвинут на ноябрь, но не дальше. Потому что дальше, т.е. после президентских выборов и появления другого президента, долг кредитору,  будучи долгом государства, становился в значительной степени головной болью самого  кредитора,  учитывая, чей будет новый президент. Тут появляется еще одна интересная тема, но думаю, мы о ней поговорим чуть позже.

Таким образом, обе стороны считают, что "День икс" произойдет до выборов.

- Но если это так, на что рассчитывает кредитор? Выборы отменят, Шевчук останется,  кредитор  может вообще ничего не вернуть в обозримом будущем.

- Потому эти события и называем основной интригой, что последствия их не предопределены. Важно, как среагирует общество. Насколько оно будет подготовлено, чтобы оказать сопротивление антиконституционным действиям, или насколько оно будет распропагандировано, чтобы не оказать такого сопротивления.  Я называю такие события становящимися, их исход зависит от действий или бездействия буквально каждого человека в сложный решающий период до экономического коллапса и до выборов. И как никогда, сегодня становится важной работа средств массовой информации.

Сегодня неизвестно: 1. Решится ли Шевчук на крутые меры.  2. Будет ли отмобилизовано общество на сопротивление этим мерам настолько, чтобы сорвать их в  зародыше. 3. На каком возможном уровне развернется конфликт, т.е. будет ли он протекать хотя бы с сохранением видимости формальных,  законных  обоснований действий той и другой стороны, или он пройдет по сценарию лихих 90-х. 4. На какой стадии Россия врубит красный свет (а она его врубит, в этом не может быть никаких сомнений).

-То есть речь все-таки идет о перевороте, который напрочь отвергается Е. Шевчуком, и о возможности которого неоднократно писал ПМРФ.

Да, ПМРФ неоднократно указывал на возможность переворота, то есть на возможность неконституционного развития событий.  Весь вопрос в шансах на успех. Сегодня они еще не достаточны, чтобы кто-то позволил себе пуститься на авантюру. При этом я имею в виду исключительно шансы президента. Ни о каких антиконституционных действиях со стороны его главного противника и речи быть не может, хотя бы потому, что тот обладает почти 100 процентными возможностями отстранить президента от власти законным способом и в ближайший понедельник. И раз этого еще не произошло, значит, и планов таких нет. Почему таких планов нет, вопрос интересный, и, надеюсь, в дальнейшем мы его обсудим.

Таким образом, правильнее говорить не о возможном перевороте, т.к. переворот это неконституционные действия по изменению существующего формата власти, на что, как я ранее  сказал, никто и не покушается. Речь может идти о неконституционных действиях, направленных на незаконное продление срока действия нынешней власти. Следовательно,  правильнее говорить не о возможности переворота, а о возможности узурпации власти.

При этом надо понимать, что речь идет не об узурпации власти в пользу какой-то конкретной персоны, например, действующего президента,  а об узурпации власти в пользу созданной в последние годы системы антинародного  и расхитительного правления. При этом личности президентов могут быть разные во имя сохранения клановых интересов всей этой группы людей, всей системы в целом. Ряд персон из этой системы могут быть даже вынесены за скобки, и были вынесены за скобки (Штанская, Парнас, Туранская, Никифорова, даже Кузьмичев и т.п.), оставаясь при этом краеугольными  камнями этой системы власти. Возможен ведь и "шевчукизм" без Шевчука.

Реальность сценария узурпации особенно убедительна, если посмотреть на уже предпринимавшиеся попытки в этом направлении, которые не получили завершения, потому что были или пресечены, или даже не стартовали, поскольку замысел был своевременно раскрыт и тем самым нейтрализован.

- О каких это попытках вы говорите?

- Эти попытки хронологически делятся на два периода: до парламентских выборов 2015 г. и после них. Надо признать изобретательность, настойчивость и многовариантность в создании условий для узурпации власти. 

До парламентских выборов мы видели  целую систему мер с целью получить контроль над будущим составом высшего законодательного органа страны, что являлось основным, важнейшим условием дальнейшей узурпации власти. Это и непрерывная многомесячная атака на ЦИК с целью его окарманивания. От попытки кадровых преобразований в ЦИКе, до попытки переселения, срыва работы. Это и практическая блокада работы высшего законодательного органа республики, Верховного Совета ПМР  с осени 2015 г. через использование карманных депутатов ВС ПМР, которые своей неявкой срывали кворум. То есть подавление деятельности целой ветви власти в канун решающей битвы за бюджет, за парламент, за судьбу "минус 30 процентов", а возможно, и "минус 50 процентов", если бы у них получилось.   Это и подкуп избирателя через магазины "Ветеран". Это и безоглядное  использование на выборах административного ресурса, когда даже сам президент, отбросив сантименты и  требования закона, бросился колесить по городам и весям, агитируя за своих кандидатов в депутаты или против их  конкурентов. В качестве примера нейтрализованного сценария можно привести попытку использовать перепись населения и работу переписчиков  в ПМР как предвыборный агитационный канал. Замысел был своевременно раскрыт, и потому перепись прошла  достаточно "чисто".

После парламентских выборов мы сразу видим попытку использования майданной технологии 2 декабря, попытку переиграть итоги  выборов,  которую, по некоторым сведениям,  пресекла Россия. Опять мы видим попытку изменить кадровый состав ЦИКа. Ее пресек Верховный Совет. Мы видим целую серию подготовки разного рода катастрофических сценариев: провоцирование валютного кризиса, неприменение никаких антикризисных мер в преддверии неминуемого экономического  коллапса, вбрасывание в денежную систему неотоваренной наличной массы, сотен миллионов "сувориков",  "Ветераны" распространили деятельность на все население. В качестве примера нейтрализованного сценария можно опять же привести долго не оглашаемые итоги переписи, и вдруг они были оглашены  сразу после того, как депутаты  решили снизить порог явки на президентских выборах до 25%, что делало бесполезным манипуляции с избирательной базой, в которых могли быть задействованы "итоги" переписи. И наконец, одна из последних серьезных заявок на узурпацию власти: в связи с так называемым депутатским объединением "За единство с Россией" совершен раскол депутатского корпуса. В лице ЗЕСРа создана фактическая альтернатива Верховному Совету ПМР, инструмент для проштамповывания, как бы от имени народа, "одобрямсов" неконституционных действий по узурпации власти . Почему ЗЕСР, как заявлено, не собирается регистрироваться в качестве общественной организации или общественного движения? Потому что в этом случаи  его участники будут голосовать, как члены клуба по интересам. А устроителям ЗЕСРа нужно, чтобы их голосование проходило в качестве депутатов, обличенных  народом представительной властью.  

- А есть ли, на ваш взгляд, какие-то отличия сегодняшней предвыборной ситуации от прошлогодней? Или все опять пойдет по сценарию жесткого противостояния двух основных сил и их электората?

- Такие отличия есть, и они меня радуют. Есть факты, свидетельствующие о возможном прямом вмешательстве народа в обстановку накануне важных экономических и политических событий в Приднестровье. Это очень по-Приднестровски. Если вспомнить о том, что сама республика была создана народом, защищена народом и что народ неоднократно  и круто ставил на место желающих поиграть с его выбором и с Приднестровьем. Когда я, например,  читаю опубликованную на ПМРФ Комплексную программу стабилизации общественной, социальной, политической и экономической ситуации в ПМР, разработанную Тираспольским ОСТК (одним из "родителей" нашей республики), то  за, может быть, наивными и достаточно робкими предложениями нельзя не увидеть главного: народ снова задумался о своей судьбе и о своей роли в этой судьбе.  Отсюда один шаг до повторения пройденного.  Когда я слышу о появившемся у нас "Комитете спасения ММЗ", я вижу здесь всего полшага до создания "Комитета спасения ПМР".  И в такой постановке народом вопроса нет никакого перегиба: речь уже идет не о Возрождении, не об Обновлении, а именно о Спасении республики.

Ну и, разумеется, нельзя не видеть коренного отличия нынешней кампании от прошлогодней как по судьбоносности итогов, по побочным целям ее основных соперников, так и в том, что эту кампанию нельзя выиграть "по очкам" (что произошло на парламентских выборах, где можно было проиграть в одном округе, но выиграть в пяти других), а только "нокаутом" – или победил или проиграл, что диктует и применение специфических способов предвыборной борьбы.  

Лев Леонов.

(Продолжение следует).

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники