См. Л. Леонов. О текущем моменте. 1. Основная интрига

 

- Все более заметна такая особенность текущего момента, что подход к решению сиюминутных проблем Приднестровья, даже очень важных и сложных,  выстраивается с прицелом на будущие выборы. Вчера Верховный Совет потребовал отставки председателя Центробанка Э. Косовского. Как вы это можете прокомментировать?

leonov01- В Верховном Совете провалились уже вторая за несколько последних месяцев попытка девальвировать "суворик", которую председатель ПРБ и президент ПМР рассматривают сегодня как  основной элемент антикризисных мер. Депутаты же настаивали на том, что надо сначала выполнить другие, менее болезненные для народа антикризисные меры, давно заявленные, но к которым правительство и Центробанк реально так и не приступили.

Чтобы не зарываться в эту тему, отмечу, что девальвация национальной валюты (или отказ от нее) оказывает влияние на два хоть и взаимосвязанных, но относительно самостоятельных процесса: на причину – на лавинообразный общий экономический кризис в ПМР, грозящий экономическим коллапсом, и на следствие – на валютный кризис (невозможно купить валюту в ПМР).

Если рассматривать только следствие, только валютный кризис, то можно стать на сторону депутатов. Действительно, не все резервы использованы для появления валюты в обменниках. Можно там-сям что-то подкрутить, подшаманить, и какое-то время подержать нынешний курс "суворика", а там, глядишь и "мировая турбулентность" как-то успокоится, глядишь, и проскочим.

Но если рассматривать причину, в том числе и валютного кризиса, то мы сразу упремся в экономический императив: если ты связан всей пуповиной с внешним рынком и на 90 процентов от него зависишь (а ПМР именно так  и связана, и зависит!), то рано или поздно (и очень даже рано, как оказалось на примере ПМР!) тебя с этого рынка вышвырнут, если на фоне девальвации валют у других участников рынка, то есть на фоне удешевления их товаров, ты откажешься девальвировать свою валюту и будешь вывозить на рынок свои товары по старой, более высокой цене.

Нельзя держать более высоким уровень воды в одном месте пруда: вода неминуемо опустится, и ты окажешься у всех на виду  голым и без трусов, как дурак. Что мы и имеем сегодня в ПМР. А там и не только валюты не станет…

Это было ясно не сегодня, это было ясно сразу, как в конце 2014 г. прошли девальвации валют в Украине, Молдове и России. "Девальвация неизбежна", писал ПМРФ в январе 2015 г. Тут нет ошибки. Не в январе 2016 г., а в январе 2015 г.

Что касается отставки, точнее, отставок, они, наверное, посыпятся сейчас одна за другой. Потому что кому-то надо отвечать за то, что произошло.  А мы вчера видели, как шло перепихивание ответственности друг на друга. Правительство заявило, что все рычаги – в руках у Верховного Совета и Центробанка. Центробанк заявил, что ему не дает необходимых полномочий Верховный Совет, и он, Центробанк потому не может оказывать необходимого влияния на решения  исполнительной власти. Ну а депутаты рассердились на то, что давно намеченные меры не исполняются ни правительством, ни Центробанком.

И начались отставки. Правда, по-моему, не с того конца и не с того человека. И не только по-моему. Вот что пишут приднестровцы в социальных сетях:

"Дима Богданов: Верховный Совет говорит о том, что нынешняя ситуация на валютном рынке создана искусственно и, как мне показалось, намекают на президента. Тогда какой смысл менять хорошего специалиста на другого человека, который точно также будет подчинен президенту?"

Согласен. Надо было начать чистить с головы, откуда, как известно, тухнет не только рыба. Но тронуть президента депутаты  и главный его противник не решились, и как видим, уже не решатся.

Что касается Косовского, то, по-моему, второго такого специалиста у нас нет. То, что предложит президент, будет также управляемо им, но только без компетентности Косовского. И, возможно,  без принципиальности Косовского, который, сетуя, что нет пророка в своем отечестве, зная, что попадет в немилость ко всем, указывал (хоть и запоздало) на причину валютного кризиса – это не столько банковские, кредитно-денежные проблемы, сколько проблемы экономики, проблемы экспортеров, и призывал воздействовать на причину, а не на ее последствия.

- Почему же не пошли на импичмент?  Вроде бы и тучи сгущаются вокруг президента, а потом вдруг рассеиваются. Вот и про измену президента было заявлено в Верховном Совете. А измена, по Конституции ПМР, является одним из оснований импичмента. Но процедура обвинения не была соблюдена – прозвучало частное заявление. Такое впечатление, что пытаются время от времени натягивать поводья, а потом отпускают. Дипломатически говоря, как будто идет процедура неуступчивых переговоров.

- На мой взгляд, просматриваются и объективные, и субъективные причины вялотекущего импичмента – отрезают кошке хвост по кускам, "чтобы больно не было".

Так, условия импичмента, как они прописаны в ст. 75 Конституции, реализовать просто невозможно. Вот эти условия: "Президент Приднестровской Молдавской Республики может быть отрешен от должности Верховным Советом только на основании выдвинутого Верховным Советом обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого, тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики о наличии в действиях Президента Приднестровской Молдавской Республики признаков преступления  и заключением Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения". Эти условия импичмента полностью "гармонизированы" с соответствующими российскими требованиями. Но в России не сходят с ума по поводу "разделения властей" и не секвестируют  прокуратуру только потому, что ей не находится места в этой системе. И тарифы на газ Путин не выставляет – это дело Правительства РФ. И пошлины не  рисует. И размер обязательной продажи государству валютной выручки своим указом не определяет. И Верховный суд в России, если выдаст свое заключение по импичменту, то никто по команде не начнет в нем копаться – все ли там верно  с точки зрения родительного падежа. 

Реализовать эти гармонизированные по-приднестровски условия импичмента невозможно не только потому, что невозможно обеспечить полную объективность судов ПМР, которым надлежит выдать заключения по импичменту, и в которых судьи назначаются и освобождаются президентом полностью (Верховный суд) или на  треть (Конституционный суд). Но и вследствие неоднозначного содержания самой статьи, дающего повод для бесконечного изматывающего творчества приднестровских крючкотворцев, которые навсегда  остановят всякое разбирательство уже на дальних подступах к выяснению сути предъявленных обвинений.

Действительно, вот вопрос:  относится ли требование о наличии заключения Верховного  суда к выдвижению обвинения президента в госизмене, или заключение требуется только к выдвижению обвинения в совершении президентом  особо тяжкого, тяжкого преступления? По букве статьи, заключения Верховного суда при обвинении в госизмене не требуется. По смыслу статьи, возможно, требуется и в случае  измены.

Кроме того, ни в случае измены, ни в случаях "иного преступления", не предполагается проведение суда как такового, а используется абсолютно неправовое предписание о необходимости некоего заключения Верховного суда о наличии признаков преступления. До решения суда и до всякого судебного разбирательства. Как это они себе представляют? По закону,  Верховный суд  не производит таких документов, как заключения о наличии или отсутствии признаков преступления, это обязанность прокуратуры или Следственного комитета, или КГБ – по принадлежности. 

- Но ведь эти требования Конституции не в скале вырублены, их можно  изменять, как все остальные.

Конечно, условия импичмента депутаты за полгода, что они работают,  могли бы изменить, упростить или вообще прописать двумя словами – "по недоверию", как дословно и переводится "импичмент". Тем более, что в статье по импичменту есть правовые проблемы. Этого сделано не было, а теперь уже об этом говорить поздно, разве что на перспективу.

Можно было (и еще не поздно) использовать другие способы остановки разрушительной деятельности Е.Шевчука, не трогая статью по импичменту, и силами только одного ВС ПМР без всяких увязок с судами или  с кем-либо еще. ПМРФ  предлагает один такой способ более двух лет:  упразднение  поста президента, как не имеющего своего места в системе разделения власти, продекларированной  в нашей Конституции. Так, например, в свое время поступили с постом вице-президента. Проголосовали в парламенте – и не стало такого.

С введением в ПМР в 2012 г. института Правительства и Председателя правительства, то есть стандартной исполнительной ветви власти,  отпала последняя необходимость в президентской номенклатуре. При И. Смирнове, при президентской республике, президент был на своем месте, возглавлял и управлял исполнительной властью.  Е. Шевчук сегодня тоже управляет исполнительной властью, но делает он это уже незаконно. Со скрипом и в особых случаях, когда его напрямую спрашивают и принуждают, прокурор ПМР А. Дели прямо это признает (например, признал незаконность недавнего Указа по ограничению валютных торгов). Но фактически, все действия  Е. Шевчука, за малой толикой (принятие верительных грамот иностранных послов – ха-ха! – и т.п.) являются забеганием президента на территорию либо исполнительной, либо законодательной, либо судебной власти. И, исходя из конституционного  требования о разделении власти, незаконны.

Пост президента в наших условиях – это как в водке лишняя вода, которая, как известно, только портит водку. А если водка паленая (непризнанное государство), то еще более странными кажутся требования сторонников  лишней воды в водке (сторонников президентской республики),  как аргумента в пользу сохранения уровня продаж (выживаемости непризнанного государства).  

Тем, кто сегодня падают в обморок от слов "парламентская республика", а с упразднением поста президента вообще могут  уже и не встать на ноги, стоит заметить, что если последовательно почистить Конституцию ПМР, последовательно проводя принцип разделения власти, то станет видно всем: парламентская республика у нас существует "де-юре". А сегодняшние абсолютно законные действия депутатов, приводящие практику  президента  в соответствие с требованиями Конституции, являются всего лишь фактическим наполнением, реализацией этого "де-юре" в  "де-факто".

Вялотекущий импичмент можно объяснить и позицией России, которая никогда не приветствовала тут у нас каких-либо резких "телодвижений". Как бы это кому смешным не показалось, предложение ПМРФ об упразднении поста президента даже не обсуждается теми лицами, от которых  зависит "скорость" импичмента, во многом лишь потому, что некоторые  из них сами хотели бы примерить "мундир" президента.

- А что вы скажете насчет циркулирующих в обществе предположений, что президент и его главный противник, в конечном счете,  всегда договариваются, и обмен ударами между ними – это как бой подушкам, одна видимость? Что и позволяет Е. Шевчуку сохранять пост президента.

- Думаю, это не так. Думаю, что мосты давно и окончательно сожжены. Текущий момент, о котором мы говорим, позволяет предположить, что противник президента поставил задачу  более для президента неприятную, чем просто лишение его власти. Я бы ее сформулировал так: раздавить, разорить, посадить.

Действительно, что такое эта безжалостная помощь, оказываемая сегодня правительству со стороны противника Шевчука? Уже самим фактом, что  Правительство, то есть президент,  согласились на продиктованные без всяких обсуждений  условия помощи (хотя бы, просто сохранить лицо, поторговаться не дали – нет, и все!) – президент и его группировка были просто раздавлены, унижены. Одновременно в их согласии проявилась вся бездна катастрофы государства Шевчука. Надо совсем не знать этого человека, чтобы думать, будто он пошел бы на условия этого кредита, если бы у него за спиной не разверзлась полная тотальная катастрофа, и если бы он имел хотя бы один шанс из миллиона  вырваться из этой катастрофы. Вот вам и "раздавить", т.е. поставить крест на политической карьере Шевчука, низвергнуть его на тот уровень, с которого его много лет усиленно тянули за уши вверх, вверх и вверх.

Не подвергая ни малейшему сомнению искреннее желание противника президента облегчить тяготы бюджетников и пенсионеров, предлагая свою помощь,  нельзя не видеть и другую нагрузку, которую несет эта акция. Просто противник Шевчука – значительно более высокого класса, и он может себе позволить комбинации на уровне и 3D, и 4D,  в то время, когда Шевчук еле-еле ползает по уровню 2D.

Совершенно очевидно, что полученный кредит государство не сможет вернуть ни в октябре, ни в ноябре. Не такое сегодня положение дел в экономике ПМР, чтобы откуда-то вдруг появились эти сотни миллионов рублей. Однако возврат их до президентских выборов является для Шевчука абсолютно безальтернативным условием сохранения хотя бы каких-то надежд на победу  для его группировки, для его клана, для его семьи. Если возврата не будет – можно поставить крест даже на самых ничтожных надеждах.  И, соглашаясь на условия кредита, Шевчук это знал, и знал, что деньги будут возвращены, и знал, что у него есть эти деньги.

О каких же деньгах может идти речь? Только о средствах, которые семья считала уже "своими". Источник их происхождения может быть самый разный, со временем выяснится – откуда. Важно, что эти средства есть, что они не государственные, и в то же время они могут быть каким-то образом введены в государственные (а значит, скорее всего, имели государственное происхождение, до того, как их вывели в другую категорию). Что такая операция возможна, и не только возможна, но уже и делалась, показывает таинственное возникновение из ниоткуда средств на погашение  долгов пенсионерам в конце 2015 г.

И Шевчук вынужден будет сам отдать эти деньги, как миленький. Это и есть "разорить".

- Тогда почему бы  сразу не направить эти, условно говоря, зарезервированные на случай войны ПМР с марсианами средства на погашение долгов перед бюджетниками? Зачем надо было соглашаться на  кредит? Все равно деньги терять – не в мае, так в ноябре.

- Нет, не все равно.  За полгода все может произойти. Кто бы тут раздумывал, если вопрос стоит так: точно разориться в мае, или получить шанс уйти от разорения в ноябре?

Однако надежды эти, на мой взгляд,  призрачны. Противник, наверняка,  все предусмотрел и не даст ни единого шанса  уйти от разорения. И есть некоторые факты в текущем моменте, которые помогают  спрогнозировать один из вариантов решения. Он направлен и на "разорить", и на "посадить".

Например, анализ текущего момента показывает, что генерал из ВС ПМР не будет баллотирован на президента, планы на этот счет явно изменились. Вместо него может появиться более крутой генерал, имеющий больше оснований  и главное, возможностей, реализовать сценарий, по которому семья  не сможет в последний момент исчезнуть из Приднестровья со "своими" деньгами или к "своим" деньгам.  Правда, в силу своей прошлой служебной деятельности этот генерал накопил много врагов в ПМР. Но преодоление этого препятствия – вопрос раскрутки и компромиссов.

Анализ приводит к выводу, что именно задача "раздавить", "разорить", посадить" и является главной причиной, еще удерживающей Е. Шевчука в президентском кресле.

- И какой сценарий сегодняшнего дня, на ваш взгляд, был бы для него лучшим?

- Немедленная добровольная отставка. Торг об условиях такой отставки (Закон о последствиях добровольной отставки, о гарантиях).

Сегодняшнее нагнетание обстановки, искусственное приближение катастрофических событий на валютном рынке, в экономике, только ребенку не видимое, возможно, и являются теми  "пугачками", той разменной монетой, угрозами которых  могут быть  выторгованы гарантии сохранения хотя бы чего-нибудь. Если не собственности, так  свободы.

Но согласится ли на такое главный противник президента – это уже интрига следующего по времени момента.

Лев Леонов.

(Продолжение следует).

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники