См. "Л. Леонов. О текущем моменте. 1. Основная интрига".

См. "Л.Леонов. О текущем моменте 2. Безжалостная помощь".

 

- Лев Александрович, остался еще один вопрос, заданный читателями интервью после публикации первых двух его частей. Вопрос об отношении России к тому, что сегодня происходит в Приднестровье.

Один комментатор пишет: "Совершенно не понятна позиция официальных уполномоченных лиц России по описываемым тут событиям… В народе говорят: отсутствие позиции – это тоже позиция".

Другой пишет: "Разорить, раздавить, посадить! Кто бы против?  Но есть Москва (я не отождествляю её со всей РФ), которая очень часто предоставляет убежище всяческим негодяям, заслуживающим у себя на родине, по меньшей мере, каторги… А такие шевчуки им пригодятся и в других местах и должностях. Так что не факт, что сбудутся планы противника Шевчука…"

Третий пишет: /////Вялотекущий импичмент можно объяснить и позицией России, которая никогда не приветствовала тут у нас каких-либо резких "телодвижений"//// Автор прав, у  России сейчас хватает проблем и с Украиной, не стоит усложнять Путину политику и путаться под ногами.

Как бы вы это все прокомментировали?

- Я убежден, и это самое главное: Россия никогда никому не отдаст Приднестровье. Даже самим приднестровцам. Они тут такого могут наломать (что сегодня и происходит!). Не отдаст не из  каких-то там чувств-с, а в силу мощных исторически обусловленных геополитических интересов России. Эти интересы (в приложении к Приднестровью и – шире – Черноморско-Балканскому направлению) ломали и подчиняли себе всех, кто бы ни стоял у руля российского государства: царь-батюшка, большевики, либералы, олигархи, государственники, националисты (эти – в недалеком грядущем).  Так что настоящее и будущее Приднестровья в единстве с Россией предопределено даже не нами. Тут как в песне: "Если будет Россия, значит, буду и я".

Это, конечно, не означает, что надо опустить руки и ждать, когда нас признают и включат в состав России. Работать надо. Надо видеть и непростую динамику отношений Приднестровья и России в последнее историческое время.

Был период (90-е годы), когда Приднестровье (вместе с Беларусью, другими осколками великой державы) являлось в чем-то  даже большей Россией, чем сама Россия. Мы были иконой России, ее сердцем, душой, гордостью, честью. Когда все русское (в широком смысле) в материковой России ее тогдашние власти сдали, просрали, продали, здесь, в Приднестровье сказали: "Нет!" Мы здесь, в известном смысле, сохранили нашу Россию, непрерывность русской цивилизации.

Не всегда мы были такими униженными, с протянутой рукой. Помню время, когда президент И. Смирнов мог пару часов продержать на ступеньках вице-премьера России  и таки не принять его! Куда все это самоуважение подевалось? Сегодня наши власти прогибаются перед каждым заезжим российским чиновником и смотрят ему в глазки и в рот.

Вариативным было и отношение Москвы к Тирасполю (я тоже не считаю Москву за всю Россию, а Тирасполь – за все Приднестровье: отношение народов России и  Приднестровья  всегда было, есть и будет родным по-семейному). Москва нас защищала, выручала, содержала. Иногда воспитывала, обижала, даже унижала, относилась  по принципу "а Приднестровье все равно никуда не денется", отодвигая на периферию своего внимания все более обостряющиеся проблемы ПМР и отчасти даже, вольно или невольно, являлась источником этих проблем.  

Но я думаю, что такого драматического состояния отношений Москвы и Тирасполя, как сегодня, не было никогда.

- И в чем этот драматизм  выражается?

- Москва имеет основания  считать нынешние власти Тирасполя предателями (повторяю, подчеркиваю  и – на будущее -  разделяю   власти Тирасполя и народ Приднестровья).

- Это серьезное заявление. Чем оно может быть подтверждено?

- Анализом последних событий.

В экономике при Шевчуке – явная тенденция сворачивания деловых связей с Россией (в 4 раза за 4 "шевчуковских" года упал экспорт из ПМР в Россию). Соответственно – разворачивание экономических отношений с Западом, завершившееся фактическим вхождением,  как часть  Молдовы, в западную зону свободной торговли. Приднестровье приведено в полную экономическую зависимость от Запада.

Во внешней политике – бесконечные уступки Западу и Молдове, вплоть до фактов государственной измены. Подрывающая суверенитет и независимость ПМР  "третья корзина" в переговорном процессе. Выставление России в одиночестве в переговорном формате против остальных его участников уравниванием их прав и передачей организационных функций ОБСЕ.  Невнятные бормотания, когда нужно было заявить четкую позицию  властей ПМР по Крыму, по Украине, по блокаде России, по другим острым мировым кризисам, где Россию хотели бы оставить в изоляции и требовался любой голос в ее поддержку. Постановка вопросов признания ПМР – из-под палки и в заведомо  провальный для постановки таких вопросов момент, например, в самый пик крымских разборок.

Во внутренней политике – бесконечная череда беззаконий, откровенной обдираловки государства и народа: от "минус 30%" – до вызывающих уже просто брезгливость историй типа мафиозного лжеэкспорта спирта с Бендерского завода "Биохим" (см. приложение).

Это с одной стороны. А с другой,  череда нереализованных возможностей  оппозиции в сопротивлении  саморазрушению  ПМР, невнятность и шаткость государственнических устоев, беспомощность всякого рода органов и сил, якобы стоящих на страже государственности, критическое ослабление возможностей и усилий народа в самозащите  от внутренних насильников и хапуг.

Вот и последнее усилие народа на выборах в ноябре прошлого года, показавшее несомненную волю приднестровцев и их  требование перемен на  вполне ясно указанном направлении,  так и осталось нереализованным. Вместо насущных перемен в республике развернулась бесконечная тягомотина мелкотравчатой арьергардной "борьбы" на фоне нарастания и даже искусственно провоцируемых катастрофических событий, выгодных правящей группировке.

Когда-то ПМР была иконой для России, примером успешного  народного самоуправления. Во что мы превратились?

Не только импичмента не объявили, но даже закона о президенте не приняли, чтобы на законодательном уровне хотя бы  очертить  и ограничить  беспредельную и неприкосновенную  власть  так называемого главы государства. Продолжай творить, что хочешь.

Подобный рамочный  закон о высшем законодательном органе имеется (Регламент ВС ПМР). О Правительстве есть (закон "О Правительстве ПМР"). А о президенте нет. И, похоже, не будет. В результате субъективные проблемы его личности приобрели гипертрофированное влияние на все стороны жизни государства, превратили Приднестровье в позорный на весь мир какой-то средневековый султанат и в какую-то воровскую малину.

Все это, конечно, в России видели. Фактически после ноября 2015 г. Приднестровью был предоставлен последний карт-бланш, последний шанс показать свою государственную состоятельность, выстроить жизнь по закону, а не по желаниям разных прохиндеев. Но  этот шанс не был реализован. Да, перемены наблюдаются. Верховная законодательная власть набирает обороты. Но все это идет  крайне медленно, без гарантии необратимости. Не случайно, как реакция на затянувшиеся ожидания,  началось и все более ширится разочарование – и внутри республики, и у наших друзей в России. И чем это все закончится, пока не ясно. 

Россия довольно тактично и максимально уважительно предоставила время для  процессов саморегулирования приднестровских проблем. Несколько месяцев шло как бы тестирование Приднестровья Москвой.

Вспомним. В феврале большая делегация ВС ПМР посетила Госдуму РФ. С чем вернулись наши депутаты? Что главное вынесли из московских контактов по широкому кругу внутри- и внешнеполитических отношений Приднестровья и России? Его, это главное, четко сформулировал член делегации А. Мартынов: "Начать с себя!" Посыл Москвы был уловлен депутатами совершенно правильно: вы там, в Тирасполе начните перемены, а мы посмотрим, что у вас получится.

Это и есть тестирование. И мы его прошли неважно.

Потом Тирасполь посетила большая депутация из Госдумы РФ (формально – для участия в съезде приднестровской правящей партии "Обновление"). Сразу следом за депутатами Тирасполь навестили высокопоставленные деятели из МИДа России. Разговоры  предметно крутились вокруг разблокирования экономических отношений между Приднестровьем и Россией. Их итог хорошо и образно подвел экс-министр иностранных дел ПМР В. Лицкай. Выразился в том духе, что Россия, в отличие от Евросоюза, в свой экономический Евразийский союз никого калачом не заманивает. И что надо самим приднестровцам проявлять тут активность и шевелиться. 

Это также тестирование. И мы его тоже провалили.

Кто-то может эти выводы опровергнуть?  Мы хоть на миллиметр хоть где-то продвинулись вперед в отношениях с Россией,  или  решительно  – во внутренних переменах? А прошло полгода с того момента, когда народ смел все преграды и обновлению, и "Обновлению", предоставил все возможности для беспрепятственного решения любого вопроса конституционным большинством Верховного Совета!

- Вы считаете, что тестирование уже закончено? И результат его для приднестровских властей неважный? Какие факты это подтверждают? 

- Да, закончено. И неудачно для властей Приднестровья. Их рейтинг для  Москвы фактически обнулился. Не надо удивляться, если мы увидим, что к ним отныне будет внимание, не как к органам государственной власти, а в лучшем случае, как к  территориальным административным органам, чей удел – следить за состоянием дорог, чистотой улиц, ремонтировать крыши и красить фасады. В таком ключе соответственно могут  начать выстраиваться и отношения Москвы с Тирасполем.

И уже видим такие факты.

Ну, Во-первых, активизировался нажим на "Тираспольскую администрацию" по возобновлению переговоров с Молдовой. Министр иностранных дел С. Лавров жестко продиктовал итоги переговоров – единая и неделимая Молдова с особым статусом Приднестровья. Подобное мнение озвучивалось и раньше, но так жестко и категорично – никогда.

Формула Лаврова никоим образом не противоречит вышеизложенному принципу, что Россия никогда и никому Приднестровье не отдаст. Просто у России сегодня, действительно, много открылось фронтов, и она их стремиться  сократить: из двух фронтов, молдавского и приднестровского, создать, например,  один молдавско-приднестровский фронт. Россия всегда стремилась укрупнить раздробленную молдавскую проблему в одну, и решить ее в своих геополитических интересах как одну, с экономией сил и средств. Сегодня такая возможность как никогда достижима для России в течение двух недель на рубеже ноября-декабря месяцев текущего года.

Во-вторых, новое отношение Москвы к Тирасполю было четко продемонстрировано, когда Шевчук поехал денег просить на погашение задолженности бюджетникам по "минус 30%".  У шевчуковского правительства были большие надежды на то, что Россия выделит каких-то 30 млн. баксов на святое дело, не на какие-то там стабилизации и прочее, а на  прямую, важную для элементарного  физического выживания,  помощь приднестровскому народу. И даже не кредитом поможет, а "за так" выделит средства. Потому правительство и кочевряжилось, получив кредитное предложение от "Шерифа". Но Россия не выделила денег,  ни "за так", ни даже кредитом. Такого отношения в столь явно выигрышных условия ("народ же голодает!") шевчуковское правительство явно не ожидало. И пришлось унизительно соглашаться на "безжалостную помощь"  фирмы.

И наконец, в-третьих, чего тоже не было никогда. 9 мая на площади Суворова в Тирасполе, впервые за все годы существования ПМР,  российский воинский контингент прошел в парадном строю перед своим воинским начальником. Я даже не знаю, в какую степень возвести эту демонстрацию новых отношений Москвы к Тирасполю (и к Молдове!), если учитывать, что американский контингент, во изменение своих загодя объявленных планов, к Дню Победы убрался из Кишинева. Тираспольский марш никак нельзя рассматривать в качестве ответной или сдерживающей антинатовской меры.

К этому следует добавить, что также впервые за многие годы на таком важном политическом мероприятии, как празднование Дня Победы,  в Тирасполе не было ни одного чиновника не только из Москвы, но даже и из российского посольства в Кишиневе! Не вызывает сомнения, что Шевчуку этот парад и этот марш просто продиктовали, как административному начальнику, если учесть что к 70-летию Победы, юбилейной "круглой" даты в прошлом году, парад в Тирасполе вообще власти ПМР не удосужились провести. А на 71-ю годовщину – вдруг такое шоу, да еще и с проходом российского контингента.

В общем, что заработали, то и имеем.

-Так может, правильно сейчас раскачивают новую волну "дружелюбства" с Россией?  Все эти ЗЕСРы (объединение депутатов "За единство с Россией") …

- Я так не считаю. Это политическая акция для внутреннего применения, и ПМРФ уже неоднократно указывал на ее цель – создать условия для якобы депутатского, т.е. "законного"  "одобрямса" возможным антиконституционным действиям по узурпации власти.  Я уже говорил и могу только повторить, на мой взгляд (и так обстановка складывается), Россия никогда не допустит никаких антиконституционных действий в Приднестровье, не стоит даже никому начинать думать в этом направлении.  Все нужно делать на основании закона.

Если нужно провести еще один референдум о пророссийском векторе Приднестровья, он должне быть  назначен и проведен законным образом.

Если кто-то в Приднестровье хочет восстановить доверие России, так пусть наведет здесь порядок и верховенство закона. Пусть пройдут показательные судебные процессы, где всякий, кто украл хоть один народный или бюджетный рубль, получит свое и сядет на нары. Пусть прекратится блокирование кому-то неугодной информации, засекречивание преступных схем и действий,   преклонение перед американским рублем и т.д.

Нужно всем сердцем повернуться к России, к нашей Родине, к нашей Матери, а не жить вороватым сыночком, готовым  кинуть мать в первую же трудную для нее минуту.

А сегодня на примере ЗЕСРа мы видим очередное лимпопо. Не только никчемное, но и вредное. Приднестровцев нельзя расколоть по их отношению к России. Это все знают, и это наш большой политический капитал. Но приднестровцев сегодня пытаются расколоть по линии "а я больше люблю Россию, чем ты". 

- В каком же виде будет просматриваться российский фактор в приднестровских делах в свете понижения статуса Приднестровья  в глазах Москвы  со статуса непризнанного государства до статуса фактически территории (как вытекает из вашего анализа)?

- Пока трудно сказать. Все определится в ближайшем будущем.  Общее – понятно: будут умножаться и развиваться элементы прямого внешнего управления со стороны России (к тем, что уже и сейчас есть). А вот как они будут формализованы – протекторат, экономический союз, режим наибольшего благоприятствования, военная база, национально-культурная автономия, союз российских землячеств на Днестре,  признание Приднестровья по крымскому сценарию, наконец, восстановление союзных отношений Молдовы и России, с ПМР – как участником союза, разной степени интегрированности с Молдовой или Россией  и т.д. – тут возможны варианты, это пока задача со многими неизвестными.

- На последней пресс-конференции президент Е.Шевчук вбросил мысль о том, что он-де для России очень ценный кадр, его в Крым вот-вот заберут. Этот вопрос вяло так пообсуждался в нашем обществе, и большинство пришло  к мысли, что это блеф. А как вы считаете?

- Не думаю, что это блеф. Но оценка  этого предложения, на мой взгляд, не связана с каким-то служебным ростом нашего президента, тем более, вхождением в какую-то российскую политическую элиту. Я бы посмотрел на связь  этих  слухов с пошатнувшимся положением куратора ПМР Д. Рогозина (неудача на космодроме "Восточный", серьезный  выговор от В. Путина). Д. Рогозин  не раз  публично демонстрировал свои хорошие отношения с Е. Шевчуком.

В судьбе Дмитрия Олеговича, возможно,  наметился новый крутой поворот. Уж сколько их у него было за его яркую и бурную политическую жизнь! Скажем так, не всегда эти повороты  были вызваны большими успехами. Я бы даже сказал, что Приднестровью не сильно повезло, что куратором сюда был назначен именно Рогозин. Возможно, сейчас он подбирает  новую команду для нового, возможно, Крымского (или включая Крым) назначения (а может,  у Рогозина это была минутная паника после выговора за "Восточный"). И если в эту команду неудачников рассматривается приднестровский кандидат, то нам тут повезло дважды:  сменятся сразу две персоны. А вот Рогозину можно только дважды посочувствовать: Крым – все-таки не Москва, а Шевчук – не подарок.  

Лев Леонов.

 

Приложение.  Приднестровье в беде.

(https://youtu.be/jfrf2KbXJWg)

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники