Лавров: ЕС планирует в отношении Молдавии и Приднестровья украинский «сценарий»
Глава МИД РФ Сергей Лавров на состоявшейся 20 октября в Москве открытой лекции по актуальным вопросам внешней политики Российской Федерации ответил на вопрос о перспективах молдавско-приднестровского урегулирования, пересмотра статуса Украины в этом процессе и экономической интеграции Приднестровья в Таможенный союз и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). ИА REGNUM публикует соответствующий отрывок стенограммы мероприятия:
"Вопрос: Украина наряду с Россией является гарантом урегулирования Приднестровского процесса, но при этом умудрилась не только не помочь решению конфликта вокруг непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, но и создать у себя на территории две непризнанные республики. Будет ли пересмотрен статус Украины в рамках переговорного процесса «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM)? Каковы в целом перспективы урегулирования? Возможна ли экономическая интеграция Приднестровья в Таможенный союз, ЕАЭС?
Сергей Лавров: Статус Украины в рамках процесса «5+2» определён в коллективном формате в документах, положивших начало этому процессу. Пять — это Россия, Украина как гаранты и посредники процесса, ОБСЕ как посредник в мирном процессе, США и Евросоюз как наблюдатели. Два — это Молдавия и Приднестровье (на самом деле, «пять» — это изначальные участники пятистороннего формата урегулирования — Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а «два» — это присоединившиеся к ним в 2005 году наблюдатели — ЕС и США — прим. ИА REGNUM). У Украины и России наиболее высокий статус в этой пятёрке, который накладывает особую ответственность, предполагающую, прежде всего, необходимость следовать принципам, на которых процесс был начат, и не пытаться занимать чью-либо сторону.
Россия с особой ответственностью подходит к своим обязанностям. Мы никогда не делаем ничего, что могло бы толковаться как предвзятость в пользу одной или другой стороны. На деле происходит всё наоборот. Наши партнёры, в том числе украинские, пытаются пересмотреть базовые принципы приднестровского урегулирования в пользу кишинёвских властей, которые на нынешнем этапе явно пытаются двигаться в недемократическом направлении. Чего стоит недавно вынесенное решение Конституционного суда Молдавии о том, что любые политические партии, целью которых не является интеграция в Евросоюз, антиконституционны! Я опешил, когда прочёл эту новость. Сейчас мы занимаемся выяснением обстоятельств этого вопиющего решения, если оно действительно такое, как об этом сообщили СМИ (17 октября Конституционный суд Молдавии «опроверг» собственное же заявление на этот счет, однако полного текста соответствующего решения КС так до сих пор и не представил — прим. ИА REGNUM).
Принципы, лежащие в основе процесса «5+2» и отстаиваемые Россией, заключаются в том, что нужно искать особый статус Приднестровья в рамках уважения территориальной целостности Молдавии, которая должна оставаться суверенным государством, имеющим военно-политический нейтралитет (В основе процесса «5+2» лежит принцип поиска политического решения молдавско-приднестровского конфликта без выдвижения предварительных условий, в том числе касаемо принципа «территориальной целостности» Молдавии, с которым категорически несогласна одна из международно признанных и равных сторон переговорного процесса — Приднестровье. Таким образом, объявляя целью урегулирования «территориальную целостность» Молдавии, РФ официально <подтверждает – ПМРФ> именно что поддерживает одну из сторон конфликта — Кишинев, который имеет ту же цель. На это обстоятельство, в частности, обращал внимание Москвы и МИД ПМР в период пребывания у власти в республике президента Игоря Смирнова — прим. ИА REGNUM). Сейчас же дело пытаются представить другим образом. Во-первых, военно-политический нейтралитет — дело преходящее, ведь конституцию можно и поменять. Во-вторых, возникает много вопросов вокруг сохранения суверенитета и независимости Молдавии, учитывая не только заявления руководства Румынии о том, что воссоединение Молдавии со своей «исторической родиной» — вопрос времени, но и позицию некоторых молдавских руководителей, говорящих примерно о том же. Кстати, в конституционном суде Молдавии из семи членов шестеро — граждане Румынии (в КС Молдавии шесть судей, все шесть — граждане Румынии — прим. ИА REGNUM). Именно они приняли решение, что любая партия, не записавшая конечной целью своего устава вступление в Евросоюз, является антиконституционной.
Когда начинался процесс «5+2», одним из ключевых моментов было условие, что, если Молдавия теряет свой суверенитет и поглощается другой страной, или меняет свой военно-политический статус с нейтрального на блоковый, то приднестровцы имеют полное право принять решение о своём будущем самостоятельно. Мы будем отстаивать эту базовую позицию, с которой всё началось, и с которой все согласились.
Что касается перспектив экономического развития Приднестровья и его сотрудничества с Россией, Таможенным союзом, создаваемым Евразийским экономическим союзом, мы будем это только приветствовать. Надеемся, что молдавские власти не будут чинить препятствия свободным внешнеэкономическим связям Тирасполя. Понятно, что в нынешнем статусе Приднестровье не может вступить в Таможенный союз и ЕАЭС, но в соответствии с Меморандумом от 1997 г. о свободе внешнеэкономической деятельности Приднестровья имеет право на беспрепятственные торговые и инвестиционные связи с Россией, Европой и любым партнёром за границей, в том числе со странами-участницами Таможенного или Европейского союзов. Сейчас эти связи затрудняются, что противоречит Меморандуму.
В ходе сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке я встречался с министром иностранных дел Молдавии Натальей Герман и в очередной раз подтвердил нашу озабоченность таким положением вещей. Те же сигналы мы посылаем и Украине — одному из гарантов приднестровского урегулирования, которая в этом статусе обязана следить, чтобы подписанные ранее документы соблюдались. Будем отстаивать эту позицию. Надеюсь, что Евросоюз осознает пагубность повторения сценария, который произошёл на Украине, потому что такие же планы вынашиваются в отношении Молдавии и Приднестровья — подписано соглашение об ассоциации, вынудившее Россию перейти в торговле с Молдавией с льготного на стандартный режим стран-членов ВТО по целому ряду товарных позиций, что не отвечает нашим интересам.
В Молдавии предстоят выборы. Если я не ошибаюсь, порядка миллиона мигрантов из Молдавии, работающих в России, хотят в них участвовать. Мы готовы организовать всё необходимое, чтобы это голосование состоялось, но пока не видим особого энтузиазма со стороны Кишинёва. Видимо, они не хотят, чтобы эти голоса прозвучали в поддержку более взвешенной позиции, нежели безоглядное устремление на Запад и разрыв всех связей с Востоком. Возникает много вопросов.
Мы бы очень хотели привлечь к конструктивной работе США, являющиеся наблюдателями. Более того, они узурпировали пост представителя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию и сами себе его передают — один американец уходит, другой приходит (полевую миссию ОБСЕ в Молдавии на протяжении 20 лет возглавляют представители США — прим. ИА REGNUM). В последний раз, когда происходило переназначение, мы попытались изменить эту традицию. Неправильно, когда одна страна на веки вечные «подбирает под себя» какой-то процесс урегулирования. Но других желающих не нашлось, видимо, была проведена работа, и сейчас представителем ОБСЕ по приднестровскому конфликту по-прежнему является американец. Недавно он сделал первый доклад Постоянному совету ОБСЕ, но этот документ, мягко говоря, не вполне объективный. Учитывая интерес американцев к Приднестровью, в ходе одной из встреч с госсекретарём США Джоном Керри в марте-апреле с.г. я предложил ему рассмотреть возможность совместного заявления, которое излагало бы подходы России и США к ближайшим задачам по восстановлению процесса приднестровского урегулирования. Документ не сложный, на полутора страницах. Потом я ему три раза напоминал, что мы так и не получили реакции. Но до сих пор американцы молчат в ответ на наше предложение. Это к вопросу о том, кто готов к сотрудничеству, кто является «мистером нет», а кто — «мистером да».
Справка ИА REGNUM: Конституционный статус нейтралитета Молдавии последовательно нарушается как действующими, так и бывшими молдавскими властями. Президент Молдавии Николай Тимофти прямо заявил в конце апреля 2014 года, что проголосовал бы за вступление республики в НАТО. А в конце мая Либеральная и Либерал-реформаторская партии Молдавии подали запросы в Конституционный суд с просьбой высказаться относительно возможности присоединения страны к НАТО в условиях провозглашенного в конституции нейтралитета. О том, как и предыдущие, и нынешние, власти Молдавии на практике сближаются с Североатлантическим альянсом см. сюжет ИА REGNUM «Молдавия и НАТО».
Напомним также, что жители Приднестровья уже приняли решение о своем будущем: на состоявшемся 17 сентября 2006 года в Приднестровье всенародном референдуме 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации.
Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1858602.html#ixzz3GludUNSq
Украина предприняла новый «акт устрашения» в отношении Приднестровья
Украина присоединилась к санкциям Евросоюза по визовым ограничениям в отношении ряда бывших руководителей Приднестровской Молдавской Республики. Как говорится в распространенном 20 октября заявлении пресс-службы МИД РФ, в ведомстве расценили данные меры как «фактическое ограничение свободы передвижения», передает корреспондент ИА REGNUM.
«Такие меры со стороны ЕС едва ли вписываются в логику возобновленного переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. Необъяснимо, что общую линию поведения Евросоюза по последовательному созданию условий для разнопланового давления на Приднестровье, усилившегося после подписания Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС, взяла на вооружение и страна-гарант процесса приднестровского урегулирования — Украина. По нашему мнению, иначе, нежели „актом устрашения“, назвать это решение нельзя», — заявил МИД РФ.
Авторы документа выразили надежду, что «Украина как страна-гарант и посредник в приднестровском урегулировании практическими шагами подтвердит свою способность выполнять имеющиеся обязательства в переговорном процессе».
ИА REGNUM напоминает, что в конце февраля 2003 года Евросоюз ввел въездные санкции, ограничивающие свободу передвижения для представителей тогдашнего руководства Приднестровья и предусматривающие запрет на выдачу им виз в страны-члены ЕС, а также запрет на проезд через их территорию. По мнению ЕС, включенные в список приднестровские лица несли непосредственную ответственность за отсутствие прогресса в приднестровском урегулировании. В 2012 году санкции были приостановлены, но до сих пор не отменены, даже несмотря на то, что подавляющее большинство фигурантов «черного списка» уже не занимают в ПМР никаких госдолжностей. В настоящее время Советом министров Европейского союза ежегодно принимается решение об одновременном продлении и приостановке ограничений, что используется для давления на нынешнее руководство ПМР.
Обращает на себя внимание странный факт, что фамилия нынешнего президента ПМР Е. Шевчука никогда не включалась ни в какие "черные списки", составляемые врагами Приднестровья, несмотря на то, что он в указанный период занимал одно из ведущих положений в иерархии приднестровской власти. Многие применяют для объяснения этого странного факта давно известный принцип: враг моего врага – мой друг, т.е. считают Е. Шевчука фактически антиприднестровски ориентированным деятелем. А своим друзьям, у которых на носу выборы, надо помогать. Вот и помогают…
Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1858592.html#ixzz3GlwLPZ19
Санкции против бывших лидеров ПМР: давление на Республику или помощь команде Евгения Шевчука?
20-21 октября в СМИ прошли сообщения, что Украина присоединилась к санкциям Евросоюза в отношении бывших руководителей ПМР, а МИД РФ выразил озабоченность по этому поводу. Вот что, в частности, говорится в российском документе:
«Выражаем озабоченность в связи с решением Украины о присоединении к санкциям Евросоюза по визовым ограничениям — фактически по ограничению свободы передвижения — в отношении ряда бывших руководителей Приднестровья. Такие меры со стороны ЕС едва ли вписываются в логику возобновленного переговорного процесса по приднестровскому урегулированию».
Зададим главный вопрос: почему санкции бьют по тем, кто не оказывает никакого влияния на политику сегодняшнего официального Тирасполя, и обходят тех, кто эту политику формирует с 2012 года?
Что перед нами – давление на ПМР или фактическая помощь нынешним власть имущим в Тирасполе по нейтрализации политических конкурентов, чья популярность растёт на фоне провала политики действующего Президента ПМР и его окружения?
Если стать на точку зрения тех экспертов, которые полагают, что в конце 2011 года в Приднестровье с помощью Запада была осуществлена самая успешная «цветная революция» на всём постсоветском пространстве (без «майданов» и силовых переворотов), тогда логичным выглядит вторая версия. В то время, как нынешнее высшее руководство ПМР, несмотря на внешние декларации в поддержку России и евразийской интеграции, продолжает свободно перемещаться по всему Западу, в то время, как этот самый Запад ведёт ожесточённое противоборство с Российской Федерацией, под удар попадают люди, которые не имеют уже несколько лет никакого отношения к формированию и проведению политики Приднестровья.
Конечно, тут можно что-то списать на европейскую бюрократию и желание нынешнего украинского руководства изо всех сил понравиться Западу. И всё же…
Санкции ЕС и – теперь уже – Украины странным образом совпадают с явной кампанией, ведущейся сторонниками Е.Шевчука и его окружения против «смирновцев». Под арестом долгое время провела бывшая глава Приднестровского Республиканского банка Оксана Ионова, «дело» против которой, судя по молчанию официальных СМИ, любящих трубить об «успехах» нынешних властей ПМР, фактически развалилось. По-прежнему в розыске экс-министр госбезопасности ПМР генерал Владимир Антюфеев. Уехал из Приднестровья бывший министр здравоохранения Иван Ткаченко.
Складывается впечатление, что с помощью этих санкций давят на членов команды Игоря Смирнова, бывшего Президента Республики, чтобы они, не будучи в состоянии выехать из Приднестровья, осторожнее вели себя в отношении действующего лидера страны и не критиковали его. А как раз сейчас поводов для критики сколько угодно – особенно на фоне истории с урезанными зарплатами, деньгами Стабфонда и газового счёта. Разумеется, речь идёт о деловой критике, но такая – как раз самая страшная для «молодых реформаторов» и «реформаторш».
Наконец, экс-шеф МГБ ПМР Владимир Антюфеев и бывший вице-президент ПМР Александр Караман находятся за пределами ПМР – первый в России; второй на Донбассе. Санкции мешают им возвратиться свободно в ПМР через Украину, от чего опять-таки объективно выигрывает Евгений Шевчук.
Санкции со стороны ЕС и Украины против «бывших» и благодушное отношение Запада и Киева к «нынешним» особенно интересны и потому, что в ПМР близятся выборы – местные, парламентские и президентские. Давайте поразмышляем: может быть, США, ЕС (Киев тут просто за компанию) нуждаются в том, чтобы именно нынешние «реформаторы» и «реформаторши» оставались в ПМР у власти? А почему бы и нет, коль скоро экономика страны падает в пропасть, народ (причём самый квалифицированный и социально активный) вовсю уезжает, государство слабеет, а это именно то, что необходимо Западу…
Так что каждый пусть думает сам: не есть ли это часть комбинации, при которой, когда ПМР уж совсем ослабеет, нынешние власти скажут, что у Тирасполя нет иного выхода, кроме как согласиться на условия урегулирования, предложенные Западом? А для этого надо, чтобы к штурвалу государственного корабля ПМР не вернулись «бывшие» с их неуступчивой линией в отношении к оппонентам Приднестровской государственности…
А. Сафонов.
Кого спасает Украина в Приднестровье?
Украина присоединяется к блокировкам ЕС. Евросоюз уже много лет как объявил около двух десятков приднестровских политиков персонами нон-грата. Под санкции попал Игорь Смирнов, его дети и ряд других чиновников. Тем не менее, данное решение носит плавающий характер, никто не знает, когда решение действует, когда – наоборот, о нём внезапно забывают. Прецедентов по задержанию, выдворению, изъятию денег с банковских счетов не случалось. Фактически, в последние годы со стороны структур ЕС никаких препятствий не чинилось ни Смирнову, ни его окружению, ни родственникам при путешествиях и даже проживании в Европе. Неоднократно упоминалось в прессе, что несмотря на всевозможные санкции, сыновья лидера, а теперь экс-лидера ПМР долгие годы имеют своё стабильное место в Евросоюзе, где проживают на постоянной основе. Там же, накопив сбережения на теме защиты русскоязычных жителей бывшей Советской Молдавии из средств расходуемой российской помощи, в европейских кущах периодически отсиживались и другие высокопоставленные особы и особи из Приднестровья. Там же, по обрывочным данным, начинала свою карьеру и будущий дипломат анклава Нина Штански.
Выходит, на практике решение ЕС о противодействии приднестровскому сепаратизму не исполнялось, и выглядело скорее «зависшей» бумагой. Таким образом Украина, несмотря на весь грохот заявлений, по большому счёту, присоединилась к «фейковому» документу, смысл которого никому не ясен. Формально документ существует, но никогда не работал. Даже точного списка пораженных в правах чиновников на сегодняшний день ни у кого нет.
На практике же, если выяснится, что Украина намерена документ применять на всю катушку, это может вылиться в невозможность, к примеру, воздушного транзита лиц, включенных в список, через территорию Украины. За ними, как за Дмитрием Рогозиным над воздушным пространством Румынии, должны будут гоняться украинские истребители-перехватчики. Список, при необходимости, можно будет удлинять, включая туда новых и новых персоналий Приднестровья.
Остается без ответа вопрос о наличии либо отсутствии в данных списках Евгения Шевчука. По одной информации, он в списках ЕС, как и четыре года назад, присутствует. По другим – его оттуда на волне налаживания партнерских отношений между Тирасполем и ОБСЕ исключили, в надежде на конструктивное сотрудничество по вопросу решения конфликта на Днестре.
В итоге, может оказаться, что украинский запретный список содержит длинный перечень фамилий персон, которые уже много лет без задней мысли проживают в Евросоюзе либо России. И в Молдову, ровно как и в Приднестровье, совершенно не собираются, имея новую жизнь и новые планы на завтрашний день. С другой стороны, в списке нет действующих руководителей мятежной ПМР, ни министров, ни силовиков, что вызывает, как минимум, удивление. К чему тогда громкие заявления? Какой смысл в этой ничего не решающей возне, в войне с политическими трупами?
Быть может, истинной целью актуализации данного списка являются намерения его авторов оградить Евгения Шевчука и Нину Штански от внешнего влияния, дабы избавить их от морального давления со стороны идеологов сепаратизма? В том числе, например, и от Смирнова, которого считают отцом-основателем не признанной пока никем государственности анклава. Или украинские власти своим решением пытаются защитить Евгения Шевчука от «отеческого» давления со стороны экс-шефа ГБ Владимира Антюфеева, которого в Украине считают одним из творцов сепаратизма на Донбассе. Возможны и такие версии. В отличие от Смирнова, Антюфеев не по возрасту активен, и имеет широкий круг контактов в пределах Садового кольца, чем сложно похвастаться любому, кто побывал на приднестровской госслужбе. На Донбассе, как помнится, Антюфеева попрекали принадлежностью к команде Владислава Суркова. Что касается Приднестровья, то там близость к Суркову рассматривается под совершенно иным углом. Это весьма высокий градус влияния и контактов в иерархии российского истеблишмента. Который господину Шевчуку и не снился.
Не исключено, что единственный «виновник» внезапного решения Украины относительно списка ЕС – это Антюфеев. Даже если самому Антюфееву, на самом деле, нет никакого интереса до борьбы за власть в ПМР. Как нет и не может быть интереса у других персоналий списка. Мало ли кто и где нашел своё новое призвание. Не важно, где в данный момент проживают, к примеру, дети Игоря Смирнова. Они в Тирасполь вряд ли собираются, в политике ничем не могут угрожать Евгению Шевчуку и его тамошнему лидерству, как и сам пенсионер Смирнов. Не важно и то, что Антюфеев и без того является объектом для пристального внимания украинских органов. По старой традиции, его в Киеве полагалось бы расстрелять дважды – сначала за Донбасс, а теперь, по старой памяти, в свете актуализации «чёрных списков», ещё и за Приднестровье. Если Шевчука в списке нет, значит это победа приднестровской дипломатии в борьбе с мнимыми оппонентами власти. С ветряными мельницами.
В этой связи было бы удивительным не обратить внимание на ещё одного представителя ПМР, чье имя вряд ли ласкает слух Евгения Шевчука – его власти Украины не менее успешно нейтрализовали, посадив в тюрьму. Речь идёт о депутате ВС ПМР Дмитрии Соине, много лет проработавшем под крылом экс-руководителя спецслужб Антюфеева.
Соответственно, на приднестровской политической сцене у нынешнего главы ПМР отсутствуют не только реальные, но даже и мнимые конкуренты. Украина активно включается в политическую игру в Приднестровье теми инструментами, которые у неё есть. Это граница и финансы. «Мягкая сила» Киева, как и в прежние годы, рассматривает в качестве своего ключевого конкурента на Днестре любые, связанные с Москвой, персоналии. С той лишь разницей, что в предыдущие годы эта борьба за влияние не выглядела столь выпукло, как в последнее время. Окажется ли в украинском «чёрном списке» фамилия Шевчука? Если «да», то, значит, в нынешней конфигурации Киеву не особо нужен уже и Шевчук. Обойдутся и без него.
Тирасполь, интригуя против Молдовы, на протяжении десятилетий декларировал принцип равноудаленности и эквивалентности своих симпатий к Киеву и Москве. Однако тесные объятия украинских партнеров при хладнокровном спокойствии Молдовы оставляют руководителям ПМР всё меньше возможностей для маневра. В особенности, если эти вынужденные объятия были грамотно срежиссированы и заранее согласованы с самим Тирасполем. И напоследок стоит отметить, что тема Приднестровья таким образом с концами не закрывается – просто перераспределяются некоторые активы в пользу более заинтересованной стороны.
Р. Коноплев.
Заявление МИД ПМР
«В связи с распространёнными рядом СМИ сообщениями о заявлении Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза Кэтрин Эштон, озвученном 15 октября с.г., и поступающими в МИД ПМР запросами граждан и общественных организаций Приднестровья, Министерство иностранных дел ПМР сообщает следующее.
В МИД ПМР с озабоченностью восприняли информацию о возможном присоединении Украины к визовым ограничениям Европейского союза в отношении представителей Приднестровья. Визовый запрет был в очередной раз продлён Советом Евросоюза до 31 октября с.г., а 15 октября с.г. Уполномоченный представитель ЕС сообщила о присоединении к этим санкциям Украины.
Внешнеполитическое ведомство ПМР обратилось в адрес официальных представителей Украины и Европейского союза в «Постоянном совещании…» в формате «5+2» с инициативой о проведении консультаций и предоставлении пояснений в отношении сложившейся ситуации с учётом возможного изменения подходов Украины и перехода от дипломатических инструментов в диалоге к открытому давлению посредством санкций в отношении одной из равноправных сторон переговорного процесса – Приднестровья.
МИД ПМР напоминает, что к Приднестровью до сих пор как Молдовой, так и Украиной, и ЕС применяется ряд ограничительных и блокадных мер в сфере внешнеэкономической деятельности, банковской сфере и в области транспортного сообщения. Очередное расширение участников давления на приднестровскую сторону, безусловно, деформирует взаимодействие в переговорном процессе и может быть расценено как демонстрация желания ряда участников формата «5+2» обострить ситуацию вокруг Приднестровья путём искусственного нагнетания напряжённости, как в отношениях сторон конфликта, так и в их отношениях с участниками переговорного процесса, в том числе Украиной и ЕС.
Также вынуждены напомнить, что возобновление полноценной работы переговорного процесса в 2012 году после почти шестилетней паузы, возникшей в результате введённых Украиной по инициативе Молдовы ограничений для приднестровской внешнеэкономической деятельности, стало возможным при достижении договорённости о неприменении односторонних действий, ведущих к ухудшению положения одной из сторон. Если участники переговорного процесса – Украина и ЕС допускают возможность продолжения работы в формате «5+2», меняя подходы от взаимодействия к удушению, то такой возможный выбор выходит как за рамки дипломатии, так и логики, и справедливости.
На старте возобновления работы «Постоянного совещания…» в формате «5+2» именно Приднестровье в Одессе в январе 2012 года инициативно поддержало начало реализации «тактики малых шагов», направленной на понижение конфликтности между сторонами, в надежде на последовательность в рамках переговоров и одного из значимых их участников – Украины. Следует подчеркнуть, что за истекший период Приднестровье внесло в разы больше предметных инициатив, направленных на расширение социально-экономического взаимодействия, нежели иные участники переговорного процесса и, прежде всего, молдавская сторона, тем самым продвигая достигнутые на высшем уровне договорённости в рамках «тактики малых шагов». Сегодня «пробуксовки» в переговорах, очевидно, связаны с тем, что представители Республики Молдова уклоняются от практической реализации намерений и поручений руководителей сторон, согласованных как на январской встрече в Одессе, так и на других международных площадках, в том числе в Германии (на конференциях в Роттах-Эгерне и Ландсхуте, что, возможно, связано с политической ситуацией в Республике Молдова либо с изменением подхода – предпринимаемых попыток возврата к идеологии прошлого – санкциям и блокадам.
Предпринимаемые нашими партнёрами по переговорам санкционные меры противоречат попыткам участников «Постоянного совещания…» за столом переговоров в многостороннем формате обеспечить, среди прочего, нормальные условия для свободы передвижения граждан Приднестровья и Республики Молдова. Данный вопрос является одним из приоритетов в переговорном процессе в последние несколько лет, и любое ухудшение ситуации в сфере свободы передвижения воспринимается сторонами переговорного процесса крайне болезненно.
Во внешнеполитическом ведомстве Приднестровья выражают надежду на то, что политическая конъюнктура за рамками формата «5+2» не будет столь очевидно блокировать взаимодействие в переговорном формате и содействовать росту напряжённости во взаимоотношениях его участников. Решение Украины о присоединении к постоянно пролонгируемым ЕС санкциям грозит разбалансированием переговорной конструкции и утратой доверия во взаимоотношениях между участниками «Постоянного совещания…», поскольку являются грубым нарушением принципов объективного и честного посредничества, а также самих основ работы в рамках формата «5+2» и, однозначно, будет вести к подрыву отношений добрососедства и сотрудничества в регионе конфликта.
В Приднестровье неизменно подчёркивают свою приверженность мирному политическому урегулированию в рамках существующих форматов и исключительно дипломатическими средствами. Если кто-то из наших партнёров готов избрать иной путь, то и ответственность за возможные последствия деструктивных шагов в полном объёме будет возлагаться на инициаторов»
21.10.2014