Налоговая реформа требует подготовки

Проект разработанной правительством концепции бюджетной и налоговой политики на 2015 г. и среднесрочную перспективу представлял депутатскому корпусу министр экономического развития Владимир Артеменко. Министр обозначил две основные цели, которые преследует этот документ: «Увеличение и поддержание экономического роста на уровне, необходимом для развития экономики республики, и поддержание величины налоговых поступлений в бюджет в размере, необходимом для выполнения финансовых обязательств государства».

Характеризуя состояние бюджета, инфраструктуры городов и районов, ЖКХ как критическое, глава профильного ведомства не стал скрывать, что предполагаемая модернизация налоговой системы имеет как плюсы, так и минусы. Разработчиками, в частности, предлагается заменить действующий сейчас налог на доходы организаций на три других: налог на имущество юридических лиц, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).

Главное, на что обратили внимание депутаты в ходе обсуждения положений проекта концепции, – это потенциальное увеличение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты до 40%. Подобного нет ни в одной стране, за исключением некоторых государств Евросоюза, отличающихся высоким уровнем развития экономики и, соответственно, жизни населения. Для нас же наиболее красноречивым является пример соседних стран. В частности, на Украине совокупная налоговая нагрузка составляет 32%, в Молдове – 27%, государствах Таможенного союза – 29%.

«При планируемой налоговой нагрузке будет ли Приднестровье привлекательным для инвесторов? Будет ли она способствовать росту деловой активности?» – поинтересовался спикер парламента Михаил Бурла. Остался невыясненным и другой аспект: если налоги в промышленном секторе предполагается снизить, то за счет чего планируется рост объемов налоговых поступлений в бюджет? По словам министра финансов Елены Гиржул, по предварительным расчетам они должны увеличиться на 1,8 млрд рублей. «Можно сделать однозначный вывод: увеличение налоговой нагрузки в непроизводственной сфере дополнительным бременем в конечном итоге ляжет на плечи потребителя, поскольку вырастут цены. Например, введение налога на имущество юридических лиц увеличит арендную плату, тогда предприниматель эти издержки заложит в цену реализуемого товара», – отметил глава профильного парламентского комитета по экономической политике Олег Василатий. Это подтвердил и анализ, проведенный специалистами Верховного Совета. В частности, как прогнозируется, в первый год реформы налоговая нагрузка на одного человека вырастет в республике до 1047 долларов, в то время как в Молдове этот показатель равен 629 долларам; в полтора раза увеличатся и косвенные налоги в сравнении с соседним государством.

Участники дискуссии особое внимание уделили налогообложению промышленного сектора, поскольку он является основным донором республиканского бюджета. «Для увеличения объемов производства путем перераспределения налогового бремени налоговая нагрузка на промышленный сектор, как предполагается, должна снизиться почти в два раза. Ситуация в этой сфере наиболее критична», – отметила министр финансов Елена Гиржул. «Отрадно, что наконец-то признали, что промышленность находится в тяжелом положении. Для промышленников налоговая нагрузка непосильна. Вопросы о необходимости перехода на новую налоговую систему дебатируются уже три года. Однако и сегодня у промышленников к выработанному документу остается масса вопросов, в частности, каков механизм определения размера прибыли», – спрашивал исполнительный директор Союза промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья (СПАПП) Владимир Беркович. Наибольшую обеспокоенность он выразил по поводу механизма работы зачетно-возвратной системы возврата НДС – это главный вопрос для промышленников. Представителям реального сектора экономики непонятно, как при дефицитном бюджете экспортеры будут получать возмещение. По словам представителя СПАППа, длительный временной интервал этого процесса (иногда до полугода) вынуждает промышленников использовать оборотные средства, что в конечном итоге может привести к остановке предприятия.

Подавляющее большинство законодателей, выступивших в прениях по проекту концепции налоговой и бюджетной политики на будущий год и среднесрочную перспективу, были согласны с необходимостью модернизации налоговой системы. Вместе с тем они неоднократно подчеркивали, что для ее проведения должны быть созданы соответствующие условия, а сама процедура должна быть подготовленной. По мнению председателя Комитета Верховного Совета по экономической политике Олега Василатия, предварительно необходимо предпринять целый ряд мер, в числе которых создание благоприятных условий для инвестиций, ведения бизнеса, рост производства, увеличение занятости, уровня доходов населения, реформирование ЖКХ и др. В этом случае переход на новую налоговую систему будет не таким болезненным.

Подводя итоги обсуждения, Председатель Верховного Совета Михаил Бурла сказал: «Наша республика нуждается в развитии, а экономика в реформировании. Но ни одно государство мира не проводило экономических реформ при налоговой нагрузке более 35%. Столь высокий уровень этого показателя не позволяет экономике развиваться. Наши споры привели к однозначному выводу – все наши усилия должны быть направлены на разработку программы стратегического развития Приднестровья. Без этого документа нет четкого видения направления нашего движения».        

Вернуть автору на доработку с изменением концепции. За это проголосовало 26 парламентариев при одном голосе «против», принимая решение по проекту концепции бюджетной и налоговой политики на 2015 г. и среднесрочную перспективу.

22.10.2014

Источник


Комментарий Предcедателя Верховного Совета ПМР М. Бурлы:

burla02_kvadroКраеугольным камнем представленного проекта концепции бюджетной и налоговой политики на 2015 год и среднесрочную перспективу является сама налоговая нагрузка. Большая часть депутатов говорила о том, что при такой нагрузке – а этот параметр является в концепции концептуальным – экономика не может нормально работать. Поэтому нам необходимо совместно с правительством участвовать в тех или иных расчетах, и привести предложенные параметры в другое состояние.

Необходимо разработать концепцию, которая характерна для развивающихся стран, для стран с экономикой, которая требует положительной динамики, а не для развитых государств с перенасыщенной экономикой. Предложенная нам налоговая нагрузка в размере примерно 40% даже выше, чем в среднем по Европейскому союзу. Высокая налоговая нагрузка применяется именно для того, чтобы в какой-то степени сдерживать экономическое развитие. У нас же ситуация совершенно обратная, поэтому нам надо создать такую концепцию, которая будет соответствовать странам с развивающейся экономикой. 

Но самое главное для меня – это не сама концепция. Она является неким элементом надстройки. Наши главные усилия должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть с места реальный сектор – изучать каждое предприятие в отдельности, те или иные сектора, устранить негативные факторы, чтобы предприятия могли расширить объемы производства, рынки сбыта и т.д.

Это главное, потому что факторный анализ показывает, что налоговая нагрузка для наших предприятий не является главным фактором развития. Нам необходимо посмотреть,  какие предприятия в последнее время не работают, почему это происходит, и найти способы их запуска, загрузить мощности. Например, ММЗ работает на 20-25%  возможностей, на 30% – Рыбницкий цементный комбинат. Наконец, нужно создавать условия для привлечения инвесторов, которые на нашей территории будут строить новые объекты, не только в социальной сфере, что делает АНО «Евразийская интеграция», за что мы ей очень благодарны, но и производственного направления. Только при расширении налогооблагаемой базы  мы можем решить стоящие перед республикой задачи. В числе главных – пополнение доходной части бюджета. Просто при перераспределении налоговой нагрузки или применении другой налоговой системы, если не будет расширена налогооблагаемая база, мы не получим того эффекта, которого хотим.   

22.10.2014

Источник


Прогноз эксперта:

ilchenkoНезависимый эксперт из Тирасполя Сергей Ильченко (проживающий сегодня за пределами ПМР – ПМРФ) уверен, что «мы наблюдаем беспорядочные движения абсолютно некомпетентной команды, разрушившей экономику Приднестровья и мечущейся в поисках выхода из-за отсутствия внешнего финансирования».

«Так курица с отрубленной головой сучит лапами и пытается куда-то убежать. Если быть до конца точным в формулировках, финансирование у Тирасполя есть: ему по-прежнему позволяют не платить за российский газ. Но денег катастрофически не хватает. В первую очередь, по причине вороватости и некомпетентности правящей команды», – сказал Ильченко.

Эксперт называет прогнозы развития ситуации в будущем «крайне пессимистичными для Приднестровья и его президента».

«Шевчук находится вне правового поля и вне какого-либо здравого смысла. Он с самого начала столкнулся со сложностью управления. Я еще в 2011 г. предсказывал наступление эры некомпетентности. К сожалению, прогноз полностью оправдался. Шевчук способен предпринимать непредсказуемые шаги. Повторяю, от него можно ожидать всего, что угодно. Вплоть до провоцирования военного конфликта с Украиной или с Молдовой», – считает Ильченко.

По его словам, участившиеся военные учения в Приднестровье наводят именно на эту мысль, а Шевчук может умышленно провоцировать конфликты, рассчитывая на то, что «Россия поможет, и война все спишет».

«Приднестровье неспособно к самостоятельному существованию – по исключительно экономическим причинам. Поэтому Шевчук и компания существуют до того момента, пока его финансирует Россия. Безусловно, у ПМР и у Шевчука есть лобби в Москве – заинтересованное в доле от выделяемых на поддержку Приднестровья средств. До тех пор пока это лобби держит его на плаву – он творит все, что угодно, а также то, что ему велят его покровители из Москвы», – полагает Ильченко.

Радикально критикующий режим власти в Приднестровье эксперт считает, что «публичной политики в Приднестровье не существует и никогда не существовало», и что его «Верховный Совет не является представительным органом власти».

«Это клуб функционеров, который Шевчук подмял под себя. Даже если Верховный совет свалит Шевчука, он не выдвинет альтернативную фигуру. Там просто нет таких. Я вынужден констатировать, что и политически, и экономически, и идейно проект «ПМР» мертв и существует, скорее, автоматически, по причине отсутствия политической воли остальных игроков, действующих, наверное, по инерции, чем исходя из рациональных расчетов и здравого смысла», – заключил Ильченко.

08.10.2014.

Источник


KOMMENT-PMRF3М. Бурла абсолютно прав: прежде чем ловить блох, надо сходить в баню. Прежде чем двигать налоговую реформу, надо понять куда Приднестровье вообще двигается. Стратегический план экономического развития Приднестровья, или как его назвал наш автор Л. Леонов – "ГОЭЛПРИ" (государственный план электрификации Приднестровья), должен стать заботой президентской исполнительной власти, заботой №1. Но уже очевидно, что там с такой работой не справятся, даже если захотят.

На пресс-конференции в июле 2014 г., посвященной окончанию весенне-летней сессии ВС ПМР, Л. Леонов снова поднял вопрос о необходимости более предметного участия ВС ПМР в создании такого стратегического плана, вплоть до принятия закона о таком стратегическом плане, обязательном к исполнению президентом и правительством. Сегодня уже очевидно ясно всем, и тут можно согласиться с С. Ильченко, что Приднестровье  управляется абсолютно некомпетентной командой, разрушившей экономику Приднестровья и мечущейся в поисках выхода, как курица с отрубленной головой. Дальнейшее функционирование этой команды представляется уже смертельно опасным для республики,  и нужно предпринять все возможные  меры для остановки ее разрушительной деятельности.

Мнение С. Ильченко о том,  что  «Приднестровье неспособно к самостоятельному существованию – по исключительно экономическим причинам", более чем спорно. Скорее, прав Л. Леонов, который в одном недавнем комментарии написал, что "Приднестровье фактически самоликвидируется на наших глазах". Изменить алгоритм саморазрушения очень трудно, но можно. Первым условием тем не менее является  остановка разрушительной деятельности команды Е. Шевчука. Лозунгом дня должно стать: "Шевчук – уходи!" Дальнейшее развитие событий может проходить по разным сценариям. Один из таких сценариев описан в Фейсбуке нашим неравнодушным приднестровцем. С ним мы предлагаем познакомиться читателям ПМРФ.

И. Богданов.


Мнение из сети:

goncharenko_d

Дмитрий Гончаренко. Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения то, что выбираться из 40% дефицита бюджета необходимо. Вот только попытка сделать это за счет резкого поднятия налоговой нагрузки выглядит наивно – и в то же время очень опасно.

Любому, кто занимается зарабатыванием (а не потреблением) денег в стране очевидно, что такой эксперимент будет для экономики губителен, а денег в бюджет принесет примерно столько же, сколько пресловутый оффшорный сбор.

Я понимаю, что Фейсбук это плохая трибуна, чтобы достучаться до власти, но все равно скажу: есть способ выйти из бюджетной ямы, но он требует проведения гораздо большей работы, чем привыкло брать на себя правительство. Алгоритм примерно такой:

- работа идет по отраслям, выбираются наиболее крупные/перспективные для страны и идем по списку сверху вниз

- проводим выездные встречи с руководителями предприятий отрасли по городам: заранее оговаривается время и место, через госадминистрацию проводится обзвон и приглашение руководителей, обозначается повестка дня – "власть хочет послушать, что она может для вас сделать"

- в назначенное время приезжает власть на уровне не ниже министра и четко высказывает свою позицию: "в стране жопа, в бюджете не хватает денег, мы хотим услышать ваше мнение – что мы должны делать для того, чтобы вам лучше работалось и вы могли в итоге платить больше денег в виде налогов в бюджет"

- и потом представители власти начинают слушать. Тут очень важный момент: не нести свою позицию в массы, а слушать то, чем живут эти самые массы, что их беспокоит, что не дает работать так, как они хотят и умеют.

- по итогам встреч (а их должно быть много) в головах властных функционеров начинает помаленьку формироваться картина мира глазами людей, которые зарабатывают для страны деньги. Постепенно выкристаллизовываются решения, которые может провести власть для того, чтобы бизнес смог лучше работать и поступления в бюджет выросли. Тут надо быть готовым к сюрпризам – решения могут быть достаточно неожиданными для власть предержащих.

- готовые пакеты решений доводятся до участников встреч и всей заинтересованной общественности, выкладываются на обсуждение на сайтах госвласти.

- комментарии внимательно анализируются – наверняка в первый вариант будут вноситься поправки

- итоговый вариант обсуждается в том числе на выездных встречах по примеру первой волны

- после всего согласовательного цикла решения принимаются и вступают в действие

- определяются сроки и методы контроля результатов

- в указанное время проводится аналитика результатов и их обсуждение по тому же методу

- цикл повторяется

- и так для каждой отрасли.

Не похоже на "волшебную пилюлю" в виде одного постановления о проведении налоговой реформы, правда? Зато, в отличие от этой пилюли, описанный способ работает.

Источник

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники