KOMMENT-PMRF3Вчера 21 марта 2016 г. правительство ПМР провело заседание президиума, на котором обсуждалась ситуация вокруг девальвации "суворика". 

В этой очень острой и сложной теме возникло в последнее время много интересного и много даже загадочного.

Полтора года ПМРФ публикует материалы о необходимости  девальвации "суворика" и о том, что затягивание с девальвацией только ухудшает ситуацию, делает ее катастрофической в связи с нарастающим разрушением экономических основ государства, одной их главных причин которого (разрушения) является маниакальное стремление  шевчуковского правительства удерживать стабильным  курс доллара. Наконец экономическое положение в республике стало настолько провальным, что стало невозможным даже  не то чтобы поддерживать стабильный курс суворика (а стабильный курс "суворика" – это обеспеченный всем достоянием республики эквивалент доллара), но поддержать даже и просто  рыночную  цену товара под названием "доллар", чем все четыре года и занималась группировка Шевчука (а вы, наивные,  думали, они стабильный курс "суворика" поддерживали?). В таких условиях  14 марта было проведено совместное заседание Совета безопасности и Госсовета ПМР при президенте Е.Шевчуке, на котором было объявлено о девальвации национальной валюты. Была названа степень девальвации – 30% и валютный коридор 14-16 "сувориков" за доллар. Эти намерения президент Е. Шевчук подтвердил в своем радиодиалоге с приднестровцами 15 марта. Затем на пленарном заседании Верховного Совета ПМР 16 марта, где предполагалось утвердить новый курс "суворика" и валютный коридор, главный "убедитель" за девальвацию от группы Шевчука, председатель Центробанка ПМР Э. Косовский попросил вопрос снять, потому что они там в "экономическом блоке" все заседают и заседают с утра до ночи и пока, мол, преждевременно принимать  законодательное решение.

Так, вкратце, выглядит приднестровский детектив про девальвацию.

На ПМРФ уже высказывалось мнение, что результатом бдений в "экономическом блоке" может быть решение как о снижении степени девальвации, так и о повышении этой степени. 

За прошедшую неделю поступало несколько противоречивых информаций, не позволяющих сделать вывод о конечном результате.

С одной стороны, произошел усиленный вброс драматической информации о том, что началась стремительная раскрутка всех надлежащих структур исполнительной власти по пресечению незаконных валютных операций на черном рынке. И о уже якобы больших достижениях в деле пресечения:

"Тирасполь, 20 марта. /ИА «Новости Приднестровья»/. Операцию «Курс 2016» проводят сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией МВД ПМР. Правоохранительные органы совместно с Центробанком республики осуществляют проверки обменно-валютных пунктов и выявляют факты валютных спекуляций. Как сообщили в МВД, уже задокументировано более 30 нарушений. Специалисты отмечают, что в случае документирования фактов незаконных валютных операций привлекается как лицо, осуществляющее или предлагающее к скупке-продаже валютной ценности, так и лицо, которое осуществило их обмен". (Источник)

Такие действия, разумеется, не имело бы смысла раскручивать, если бы в конце концов было принято решение об отказе от девальвации. А вот в случае  введения более высокой степени девальвации (допустим, вместо 30% – все 50%), необходимо было уже на старте принять меры подавления валютных спецкуляций.

С другой стороны, на вчерашнем заседании президиума правительства вдруг зазвучали нотки (и не только нотки, а прямо-таки убедительный текст) о том, что правительство считает девальвацию не нужной, что оно, правительство, якобы, может  удержать нынешний валютный коридор.

"Учитывая сложившийся дисбаланс спроса и предложения на валютном рынке, ПРБ предполагает возможность расширения Верховным Советом валютного коридора, установленного основным направлением денежно-кредитной политики. Девальвация в таком случае составит порядка 30%. Позицию исполнительной ветви власти озвучил в своем докладе министр экономического развития Дмитрий Болтрушко: «Правительство считает оптимальным вариантом действий в сложившейся ситуации – сохранение текущих параметров кредитно-денежной политики, то есть сохранение валютного коридора 11-11,30 рублей за 1 доллар США." (Источник)

В своем выступлении не президиуме правительства Д Болтрушко взял да и переложил всю головную боль от решения по девальвации на Верховный Совет и на ПРБ. А правительство, мол, не только ни при чем, но даже считает девальвацию не обязательной:

"По подсчетам Правительства, в случае девальвации на 40% до уровня 15,5 рублей за 1 доллар произойдет инфляция 33,9% при условии сохранения текущих условий хозяйствования и действующей законодательной базы в сфере ценообразования. При этом стоимость продовольственных товаров повысится на 33,2%, непродовольственных – на 37%, стоимость услуг – на 29,2%, отмечает пресс-служба Правительства. По словам министра экономического развития Дмитрия Болтрушко, для недопущения снижения уровня жизни социально незащищенных слоев населения необходима индексация в размере 33,9%, что в денежном выражении составляет 1,203 млрд рублей…"

А далее – самое интересное:

"В соответствии с законодательством, разработка и реализация кредитно-денежной политики является прерогативой Центрального банка, а решение об утверждении и изменении единой денежной кредитной политики принимает Верховный Совет. Другими словами, решение о том, девальвировать ли рубль, принимает Верховный Совет на основании предложений Республиканского банка. На случай принятия депутатским корпусом решения о девальвации приднестровского рубля Правительство, в соответствии с поручением Президента, разработало комплекс мер по минимизации негативных последствий обесценивания нашей валюты для населения… По итогам обсуждения Президиум Правительства принял решение в оперативном порядке направить доклад Приднестровского республиканского банка в Верховный Совет".

Другими словами, правительство умыло руки, более того, заявило, что оно против девальвации, но если, мол, нас нагнут через колено, в случае принятия депутатским корпусом решения о девальвации, мы, мол, конечно, какие-то  мероприятия представим по снижению последствий от девальвации. А пока, мол, депутаты, нате вам, почитайте доклад Центробанка (а то в Верховном Совете этого доклада нет и никогда не будет!).

Правительство, которое своим затягиванием девальвации, игрой в бирюльки под названием "господдержка предприятий" сделало приднестровские товары неконкурентноспособными на внешних рынках, отчего наша экспортно-ориентированная экономика начала  останавливаться и через полтора года затягивания девальвации практически остановилась, это правительство теперь умывает руки.

Правительство, которое полтора года торжественно и радостно  верещало о несгибаемом твердом "суворике", достойном книги рекордов Гиннеса, это правительство теперь умывает руки.

Правительство, как штаб исполнительной власти, которое обязано брать на себя ответственность за принимаемые решения по экономическим вопросам, в т.ч.. о последствиях  девальвации, делать соответствующие рассчеты, разрабатывать стратегию и тактику экономической политики, доказывать  и предлагать все это на утверждение законодателей, это правительство теперь умывает руки.

Это что, бунт на корабле?  Правительство идет против  президента  с его требованием о немедленной девальвации? 

Разумеется, можно только посмеяться над тем, как видит проблему Шевчук, заявивший в своем радиообращении о девальвации: мы или рухнем, или управляемо рухнем. Однако, речь сейчас не о том. А о том, что если правительство считает  девальвацию не нужной, то в случае принятия Верховным Советом  решения о девальвации, правительство в полном составе должно  подать в отставку, а не заниматься сочинением неких смягчающих  мер. Пусть эти меры разрабатывают другие, кто считает девальвацию необходимой и неизбежной. Потому что речь идет о фундаментальном, стратегическом, принципиальном решении, при котором или ты, правительство, заодно с Верховным Советом, или должно быть другое правительство или другой Верховный Совет.

Иначе у нашего правительства разовьется  плюрализм в одной голове. Как у обитателей Костюженского дурдома. В лучшем случае. А в худшем, оно будет исподтишка гадить закондателям, торпедируя важную работу, потому что с ней принципиально не согласно. А у законодателей разовьется естественное недоверие к исполнительной власти, которое и без того уже близко к нулю. Ничего хорошего из таких взаимоотношений для народа и государства не получится.

Позицию правительства иначе как подлая и назвать-то нельзя. Потому что, если расшифровать все секреты последней недели вокруг девальвации, то просматривается очень простая вещь:

1. Девальвация неизбежна. Это  требование экономики даже не сегодняшнего, а еще вчерашнего дня.

2. "Избежность" девальвации, разговоры на эту тему, представления о том, что мы можем что-то тут в главном вопросе своей волей изменить в зависимости от того, как мы тут считаем, что лучше и что хуже, базируется на представлениях о том, что наша экономика какая-то особенная, фокусническая. Это представление имеет  под собой не хилое основание, неоднократно укрепляемое многочисленными фокусами того же правительства. Вдруг откуда-то появляются какие-то огромные суммы средств (в размере почти полугодового бюджета, в случае с погашением долгов пенсионерам по минус 30 процентов). Или вдруг деньги куда-то таинственным образом исчезают (не доходят, например, до специального Газового счета, а в некоем Гуманитарном фонде появляются). Предприятия отчитываются о рекордных производственных показателях (ММЗ), но потом вдруг по непонятной причине останавливаются, отправляют в неоплачиваемый  отпуск  работников и просят у правительства миллионы долларов, чтобы запуститься. И т.д. Но если тут навести элементарный порядок, закончить игрища и танцы вокруг экономики и государственных финансов, о чем неоднократно говорят те же самые депутаты Верховного Совета, то тогда мы все должны будем  признать: девальвации альтернативы нет.

3. Экономические фокусы и положение дел в реальной экономике, сложившееся на основе этих фокусов, как ни странно, сегодня являются нашей реальной и единственной "подушкой безопасности" при проведении девальвации. Подушка сработает в случае временного тотального замораживания и фиксирования внутренних цен. Тогда неизбежный рост цен на импорт (а у нас импортируется две трети всего)  приведет только к потере "жирка" у наших монополистов, которые сегодня держут цены, превышающие рыночные вокруг ПМР, в полтора-три раза в пересчете на доллар.  В этом случае (замораживание цен)  килограмм мяса будет стоить в ПМР, как и сейчас, 50 "сувориков", но в в пересчете на доллары он будет стоить не 5 долларов, как сегодня,  а только 2 доллара. То есть ровно столько, сколько стоит сегодня килограмм мяса на Привозе в Одессе, то есть 50 гривен или те же 2 доллара. И приднестровцы перестанут ездить в Украину за мясом. Но в этом случае приднестровский продавец мяса чуть потеряет свой сегодняшний  "жирок" – суперприбыль. Должны "подсесть" и таможенные пошлины – "жирок" государства. То есть продавец и государство потеряют 3 доллара "жирка" на килограмме мяса в нашем примере. Но у них останется "жирок", заложенный в 2 доллара рыночной цены мяса. И этот  "жирок" сравняется с "жирком" наших украинских, молдавских и российских конкурентов, что вполне соответствует  реалиям рыночной экономики. Но при этом заработают наши заводы, их продукция станет конкурентноспособной на внешних рынках. А государство и продавец получат свой утраченный "жирок" за счет увеличившегося оборота  продажи мяса. Ведь принестровцы станут покупать его в Приднестровье, а не мотаться за мясом в Кучурганы, Одессу или Кишинев. И если в ПМР сегодня, условно говоря, продается 3 кг мяса из каждых 10 кг., то после девальвации и замораживания цен будет продаваться все 10 кг.

Важно отметить, что  сегодняшний "жирок" выгодно отличает Приднестровье на старте девальвации по сравнению с положением с "жирком" перед девальваций в Украине, в Молдове и в России.  У них не было этой "подушки безопасности", т.к. бОльшая рыночная конкуренция и более развитая антимонопольная деятельность (которая в ПМР вообще отсутствует) в этих странах не оставляла возможности образовать этот "жирок".

Вот, если смотреть по-крупному, схематически, принципиально, – и весь выбор, стоящий перед нашим обществом и нашими властями за или против девальвации. Либо девальвируем "суворик", замораживаем внутренние цены и входим в нормальные рыночные отношения с нашими соседями (правда, за счет временных неудобств с потерей некоторого "жирка"), либо продолжаем химичить, фокусничать в экономике и финансах, мордовать свой собственный народ, теряя валюту и поддерживая товаропроизводителя Украины и Молдовы за счет товарного туризма.  И не надо людям голову морочить разными подковерными объяснениями детектива с девальвацией и разными другими многомудрыми схемами чесания левой ногой правого уха.

Да, есть другие способы борьбы с  последствиями девальвации. Например, так, как это делал Сталин после войны – за счет планомерного снижения оптовых цен, вслед за которыми автоматически падали розничные. Некоторые известные экономисты считают, что этот механизм был не просто антикризисным, временным, а прорывным сталинским открытием на пути совершенствования именно экономики социализма, от которого его убогие последователи отказались, в результате чего была потеряна и экономика, и социализм, и само великое государство.

Но в Приднестровье этот вариант не проходит хотя бы потому, что у нас нет ни полноценного оптового рынка, ни  полноценной экономики, ни полноценного государства, ни само собой Сталина.

Другие прибамбасы, предлагаемые нашими болтрушками, представляют собой студенческие чисто теоретические прожекты, которые в наших реалиях можно только продекларировать. Ну как, например, если установим предельную торговую надбавку, можно проконтролировать соблюдение предельной торговой надбавки у каждого из тысяч конечных реализаторов? Это с нашей-то коррупцией, и если мы до сих пор не можем даже узнать, откуда в Гуманитарном фонде Шевчука деньги  появляются!

4. Поскольку наши власти, как все более очевидно,  не желают знать ни о каких подушках безопасности, с одной стороны, а с другой стороны, девальвация так же неизбежна, как приход зимы, можно сделать неутешительный прогноз о том, что развитие событий будет проходить по самому плохому сценарию. Таких  самых плохих сценариев перед нашими властями – целая линейка. Вибирай, какой хочешь.  Однако самый мрачный из всех плохих сценариев – это сегодня ничего не делать, теряя времи и тающие с каждым днем возможности самортизировать негативные последствия прихода зимы.

5. Реальность такого самого мрачного сценария и доказывают судорожные попытки  найти виновника грядущей катастрофы, в чем и заключалась содержательная сторона вчерашнего заседания правительства ПМР, если без фокусов.

 

Экономический обозреватель ПМРФ

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники